openservice

opendata2

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 Федеральная таможенная служба была преобразована из Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ)
подробно

Баннер
Баннер
Баннер
Официальный интернет-портал правовой информации
Баннер

PDFПечать

27 февраля 2002 г. состоялось расширенное заседании Коллегии ГТК России, посвященное итогам работы таможенных органов в 2001 г. и задачам на 2002 год

Прошлый год был юбилейным для таможенной службы России: ей исполнилось десять лет.  Это был первый год претворения в жизнь Целевой программы развития таможенной службы на 2001 – 2003 годы, являющейся основой деятельности всей таможенной службы, базисом ее дальнейших преобразований.
В рамках реализации Целевой программы решалась главная задача 2001 г. – борьба с недостоверным декларированием. Претворялись в жизнь приоритетные направления деятельности таможенной службы: упрощение процедур таможенного оформления, развитие и внедрение современных информационных технологий и автоматизированных систем управления, выявление и пресечение экономических преступлений, развитие партнерских отношений между таможней и деловыми кругами, подготовка кадров.
В 2001 г. таможенные органы стабильно выполняли бюджетные задания и задания Правительства РФ по собираемости таможенных платежей. За прошлый год в доход федерального бюджета перечислено 539,9 млрд. рублей, что на 52,2% больше установленного бюджетного задания, на 9,9% - повышенного задания, установленного правительством, и на 50,4% больше, чем в 2000 г.
На каждый рубль, вложенный государством в таможенную службу в 2001 г., получена отдача в 54 рубля.
Таможенные органы в прошлом году проделали значительную работу, направленную на  повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также на борьбу с недостоверным декларированием. Определены наиболее распространенные виды правонарушений, совершаемых с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. Это: недекларирование или недостоверное декларирование товаров (в том числе занижение весовых и стоимостных данных, заявление ложных сведений о стране происхождения товаров), незаконное перемещение валютных ценностей, не целевое использование товаров, ввезенных со льготами, и прочие. Разработаны превентивные меры, упреждающие причинение экономического ущерба.  Реализация мероприятий, направленных на борьбу с недостоверным декларированием, позволила таможенным органам ежемесячно в течение года выводить из теневого оборота около 0,5 млрд. долларов.
В ГТК России создана гибкая система контроля таможенной стоимости. Для наиболее стабильных и «прозрачных» участников ВЭД разработан специальный порядок предварительной проработки, сбора и анализа информации, позволяющий существенно сократить время таможенного оформления. Наиболее эффективным в этом смысле можно считать  порядок контроля таможенной стоимости автотранспортных средств официальными дилерами, когда движение товара прослеживается от иностранной компании-производителя до потребителя. Так, за 11 месяцев 2001  г. официальные дилеры ввезли на территорию России 60 тыс. новых автомобилей, или 86% их общего импорта. За весь 2000 г. эти цифры составили соответственно 20 тыс., или 68%. В 2000 году официальными дилерами было уплачено 75% общей суммы таможенных платежей (32 млн. долларов),  за 11 месяцев 2001 г. - 94% (395 млн. долларов).
Таможенными органами проделана значительная работа по повышению эффективности валютного контроля. Сформирована полномасштабная система контроля за валютными операциями, связанными с экспортом и импортом товаров. В 2001 г. контролем были охвачены экспортные операции на сумму 82 млрд. долларов. По результатам проверок обнаружено, что выручка, не поступившая в установленные законодательством сроки, составила 130 млн. долларов. Выявлено более 30 тыс. случаев нарушения порядка зачисления валютной выручки от экспорта на сумму 1,5 млрд. долларов. Обнаружено 7,5 тыс. случаев нарушений порядка исполнения внешнеторговых бартерных сделок на сумму 120 млн. долларов.
Главным событием прошедшего  года с точки зрения таможенно-тарифного регулирования было вступление в силу с 1 января 2001 г. унифицированного Таможенного тарифа, когда было изменено примерно 30% ставок ввозных пошлин, из них 90% - в сторону снижения. Мониторинг изменений на товарном рынке России с начала 2001 г. свидетельствует о том, что введение новых пошлин положительно сказалось как на динамике импорта, так и на собираемости таможенных платежей. С учетом достигнутых результатов можно выделить следующие направления дальнейшего совершенствования таможенно-тарифной политики.
Это, во-первых, оптимизация абсолютного размера ставок таможенных пошлин. Как известно, высокие ставки эффективны лишь в том случае, когда требуется ограничить ввоз тех или иных товаров. В иных случаях завышенные ставки провоцируют предпринимателей к уходу « в тень» и в конечном результате приводят к уменьшению таможенных платежей.
Второе направление – корректировка специфических составляющих комбинированных ставок. Комбинированные ставки – одно из наиболее эффективных средств борьбы с занижением таможенных платежей.
Третье направление – максимально возможная унификация ставок для товаров со сходными характеристиками, что также направлено на решение проблемы уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме.
Важное направление работы – дифференцирование ставок на ввоз целого ряда комплектующих элементов для промышленного производства. В Правительство уже внесено предложение о применении пониженных ставок ввозных пошлин на комплектующие для промышленной сборки телевизоров, оргтехники, автомобилей.
И, наконец, активное применение особых видов пошлин – антидемпинговых, специальных, компенсационных, а также расширение практики применения сезонных пошлин. Работа в данном направлении приобретает особую актуальность в свете предстоящего вступления России в ВТО и необходимости выборочной защиты отечественных производителей.
Повышению эффективности государственного контроля за перемещением товаров, подпадающих под меры нетарифного регулирования способствует оперативный обмен информацией между ГТК России и другими контролирующими органами. Так, в истекшем году подписано соглашение между ГТК России и Госкомрыболовством об обмене информацией, касающейся перемещения осетровых рыб и продукции из них. Подготовлено соглашение об обмене информацией о лицензируемых товарах с Минэкономразвития РФ.
В целом в 2001 г. предотвращен ввоз на территорию России некачественных товаров (истекший срок годности, нарушенная герметичность упаковки, отсутствие разрешительных документов и т.д.) на сумму более 17 млн. долл., что на 40% больше, чем в 2000 г. В основном это продукты питания, лекарства, бытовая электротехника, бытовая химия, детские товары. 
В прошлом году в Государственную Думу внесен проект Таможенного кодекса РФ, являющегося основополагающим законом для таможенных органов. Перед ГТК России стоит задача не только обеспечить скорейшее прохождение проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации» через Федеральное собрание, но и сохранить соответствие его положений общепринятым международным нормам. Принятие этого законопроекта во втором чтении на весенней сессии Госдумы и введение его в действие с 1 января 2003  г. является одной из главных задач, стоящих перед таможенной службой.
Современную таможню, а тем более таможню будущего невозможно представить без новейших информационных технологий. Их внедрение в процесс таможенного оформления и контроля, создание новых и развитие существующих технических средств и программного обеспечения в течение всего  года было одним из приоритетных направлений деятельности ГТК России. В 2001 г. утверждены Концепция информационно-технической политики ГТК России, Концепция построения Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК России, Концепция единого информационного пространства таможенных служб государств СНГ. Проведен большой объем работы в рамках развития Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТК России. Вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная система АИСТ-РТ21. Такой системой в прошлом году оснащены 5 таможен и 11 таможенных постов. Внедрена в деятельность таможенных органов система оперативного сбора информации о ходе таможенного оформления с созданием центральной базы данных оперативного мониторинга.
На смену старым, малоэффективным методам досмотра приходят технические средства таможенного контроля нового поколения. Разработаны и внедрены в серийное производство аппараты, не уступающие лучшим зарубежным образцам. А некоторые из них не имеют аналогов в мире. Это рентгенофлуоресцентный анализатор «Прим-1РМ», досмотровые эндоскопы с телевизионной системой наблюдения «Крот», приборы для обнаружения фальсифицированных номеров автомобилей «Зоркий» и многие другие. В таможенные органы передано 56 комплектов стационарных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь», 650 переносных приборов радиационного контроля.
Дальнейшее развитие новейших информационных технологий останется в числе приоритетных направлений и на предстоящий год.
В прошлом году продолжалась работа по укреплению международного сотрудничества. Подписаны два межправительственных соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (с Бельгией и Бразилией), 7 межведомственных договоров (3 – с Финляндией, по 2 – с Венгрией и Китаем).
Таможенные органы активно участвуют в интеграционных процессах, идущих в рамках СНГ, ЕврАзЭс, а также Союзного государства России и Белоруссии. Идет постоянная работа по унификации нормативной правовой базы, налаживается обмен информацией, готовятся межведомственные документы, направленные на унификацию и упрощение таможенных процедур в рамках сообществ.
Правоохранительная деятельность является важнейшим направлением работы таможенных органов. В 2001 г. таможенными органами возбуждено 3140 уголовных дел, по которым изъято имущества и материальных ценностей на сумму свыше 1,5 млрд. рублей, валюты – 3,6 млн. долларов. Выявлено 264, 3 тыс. нарушений таможенных правил, по которым заведено 78,7 тыс. дел о НТП. Большая часть нарушений таможенных правил связана с перемещением автомобилей, одежды и обуви, леса и лесоматериалов, валюты, продуктов питания.  Оперативно-розыскная деятельность – неотъемлемая часть работы любой сильной таможенной службы во всех развитых странах мира. В 2001 г. российские таможенники совместно с правоохранительными и таможенными органами 12 европейских государств завершили международную операцию «Райд». Основной ее целью явилось предупреждение и пресечение попыток использования недобросовестными российскими импортерами фиктивных инвойсов с заниженной стоимостью товаров. В ходе операции задержано товарных партий на сумму более 5 млн. долл., предотвращено уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 750 тыс. долл.
Проведены специальные операции «Мебель», «Магистраль», «Колесо», «Феникс», «Ребус» и другие, позволившие вскрыть различного рода схемы ухода от уплаты таможенных платежей.
Совместно с таможенными органами Белоруссии выявлен и локализован контрабандный канал ввоза грузов в Россию из Германии и Польши. Задержано 53 автомашины и электроникой, бытовой техникой, одеждой.
В рамках совместных с другими правоохранительными органами операций «Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Гастролер», «Терек», «Моджахед», «Наемник»,  «Граница-2001» изъято 219 кг радиоактивных веществ, 58 единиц огнестрельного оружия, 16 т взрывчатых веществ, 14 единиц военной техники, 12 тыс. патронов, 16 единиц взрывных устройств.
В сфере борьбы с контрабандой культурных ценностей были проведены операции «Раритет», «Достояние» и «Наследие». В результате многие предметы, представляющие культурную и историческую ценность, остались на Родине – в России.
В 2001 году таможенные органы пресекли 985 попыток незаконного ввоза-вывоза наркотиков, задержали в общей сложности около 9 тонн наркотических, сильнодействующих и психотропных средств. Благодаря действиям таможенников на рынок не попало 308,2 кг героина, 16,4 кг кокаина, 11,5 кг опия, более 3400 кг марихуаны, гашиша, маковой соломки и других наркотиков.
Тема коррупции в таможенных органах в минувшем году не выходила из поля зрения общественности и самих таможенных органов. Следует подчеркнуть, что борьба с коррупцией в собственных рядах является одним из серьезнейших направлений работы комитета. В 2001 году по материалам всех правоохранительных органов против сотрудников таможни было возбуждено 212 уголовных дел, из них 170, или 80% было возбуждено по материалам подразделений собственной безопасности. Это говорит о том, что таможня все более активно очищается от скверны в своих рядах: в 1997 году по материалам собственной безопасности было возбуждено всего 43% от общего количества дел,  в 1998 году - 58%.
На заседании коллегии ГТК России 27 февраля 2002 г. была определена главная задача таможенных органов Российской Федерации на текущий год – это обеспечение взимания причитающихся к сбору таможенных платежей и перечисление их в федеральный бюджет в полном объеме.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» таможенным органам установлено задание по перечислению таможенных платежей в размере 558,01 млрд. рублей, что на 13,6% превышает задание 2001  г.
Для реализации поставленной задачи разработаны стратегические направления деятельности таможенной службы в 2002 году:
-упрощение процедур таможенного контроля и таможенного оформления, установление эффективного контроля за внешнеторговыми операциями;
-продолжение реформы таможенного администрирования и таможенно-тарифной реформы;
-развитие и внедрение информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, автоматизированных систем управления таможенными органами;
-активизация оперативно-розыскной деятельности;
-борьба с недостоверным декларированием товаров;
-разработка и внедрение системы анализа и оценки рисков;
-совершенствование таможенного законодательства и правоприменительной практики с учетом предполагаемого вступления России во Всемирную торговую организацию;
-перевод сотрудников на условия государственной службы с учетом специфики их работы;
-подготовка таможенных кадров, способных работать с новыми технологиями;
-усиление борьбы с коррупцией;
-развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;
-реализация мер, направленных на формирование единого таможенного пространства Союзного государства, дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭс и СНГ.

 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru