openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова на Международном таможенном форуме – 2018, «Российская газета», 05.11.2018

Пропуск по пунктам: Оформить декларацию на грузы можно за полчаса

До 2024 года будут модернизированы 24 пункта пропуска на государственной границе, ориентированных на экспорт. Это поможет быстрее оформлять грузы в первую очередь малым предприятиям-экспортерам. Они уже сегодня могут оформить декларацию за 30 минут, но и это время можно сократить вдвое, уверен первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) Руслан Давыдов. Об этом он рассказал в интервью "Российской газете".

Руслан Валентинович, нацпроект "Международная кооперация и экспорт" подразумевает выход на внешние рынки малого бизнеса. Что сегодня делает таможня для того, чтобы упростить ему жизнь?

Руслан Давыдов: За последнее время сделано очень много. Мы, к примеру, достигли показателей, когда экспортная декларация безрисковой поставки выпускается в среднем за 30-35 минут. А в отношении таких флагманов нашего экспорта (ММК, НЛМК, "Северсталь" и т.д.) время выпуска экспортной декларации втрое меньше - всего12 минут.

Это достигается за счет того, что вся работа уже сегодня ведется в электронном формате. Доля автоматической регистрации экспортных деклараций превышает 70 процентов, доля автовыпуска экспортных грузов для компаний из "зеленого сектора" достигла 30 процентов. С 32 федеральными органами исполнительной власти мы теперь "общаемся" тоже только удаленно, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Я считаю, что уже этим мы оказываем серьезную помощь и поддержку российскому экспорту.

Помогает ли таможня российским интернет-магазинам выходить на рынки других стран?

Руслан Давыдов: Недавно с "Почтой России" мы реализовали один показательный проект. Теперь компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут в качестве экспортной декларации использовать почтовую накладную CN-23. Услуга оказалась востребованной, особенно заметно это было после чемпионата мира по футболу.

С помощью этой упрощенной процедуры были отправлены за границу почти полмиллиона "паспортов болельщика". Наша следующая цель - расширить число компаний, которые могли бы этим новшеством воспользоваться. Например, нам бы хотелось распространить процедуру и на плательщиков НДС. Как раз над этим мы и будем в ближайшее время работать. Но не все проблемы можно решить только усилиями таможни.

Еще встречаются случаи, когда фурам с товаром приходится подолгу стоять на границе. Как вы с этим боретесь?

Руслан Давыдов: Речь идет лишь о единичных случаях, а по ним выстраивать тенденцию, наверное, не стоит. К тому же таможенная служба сегодня не является администратором пунктов пропуска. В свое время деньги на их модернизацию были выделены Росгранице, но они были, мягко скажем, использованы не по-хозяйски. Теперь всю эту работу надо начинать сначала. За положительными примерами далеко ходить не надо: взять хотя бы порт "Роттердам" в Нидерландах. В развитие его инфраструктуры в течение пяти лет было направлено 39 миллиардов евро. Теперь там работают сплошь роботы под руководством двух сотрудников порта. Один его участок обрабатывает больше, чем порт Санкт-Петербурга целиком.

Для России основная проблема - это автомобильные пункты пропуска. У нас их 172 из-за большой протяженности госграницы. Естественно, чтобы привести в порядок их все, нужны огромные деньги. Нацпроект "Международная кооперация и экспорт" предусматривает, что к 2024 году будут модернизированы 24 экспортно ориентированных пункта пропуска.

Какие же?

Руслан Давыдов: Те, которые расположены вдоль главных транспортных коридоров: пояса Шелкового пути, коридора Север - Юг, на Дальнем Востоке. Там, кстати, у нас есть два пункта пропуска на границе с Китаем - "Пограничный" и "Краскино". С китайской стороны они отлично обустроены, а с нашей - не до конца. Пункты пропуска "Забайкальск" и "Кяхта" в Бурятии тоже требуют внимания к себе. На юге страны нужно модернизировать "Яраг-Казмаляр" на границе с Азербайджаном, и "Верхний Ларс" на границе с Грузией. На последнем, к слову, поток грузовых машин в пять-шесть раз превышает проектную мощность.

И что это значит?

Руслан Давыдов: Это все равно, что машину, которая по характеристикам не может ехать быстрее 40 километров в час, пытаться разогнать до 200. Мы добились увеличения пропускной способности этого пункта пропуска технологически, благодаря договоренностям с пограничной службой. Но так быть не должно.

Нужно вкладывать деньги и в модернизацию объектов на российско-латвийской границе. Например, основной товаропоток в московском направлении из стран Балтии приходится на пункт пропуска "Бурачки". Автодорога, которая связывает его с сопредельным латвийским пунктом, как "узкое горлышко": она позволяет пропустить лишь по одной машине в каждом направлении.

Примерно то же самое происходит на финской границе. Недавно прошли переговоры Минтранса России с руководством финской таможни по этому вопросу. Мы готовы подключиться к этой работе и помочь сформулировать технические требования к инфраструктуре, "технологической начинке" пунктов пропуска, подключиться к координации действий с нашими зарубежными партнерами.

Сегодня много говорят про систему "одно окно". Российский экспортный центр планирует запустить ее в 2021 году. Как вы считаете, упростит ли она взаимодействие бизнеса и таможни?

Руслан Давыдов: На таможне "единое окно" отчасти действует уже сегодня. С 2013 года мы развиваем электронный портал "Морской порт", на базе которого проверить груз, прибывший морем, могут все заинтересованные органы: и пограничники, и фитосанитары, и ветеринары. Здесь же они размещают свое решение. Таможня, ознакомившись с заключениями коллег, либо дает добро на пересечение грузом границы, либо нет. В случае, если необходима фактическая проверка, портал дает возможность всем проверяющим встретиться в одно время и за один раз проверить товар. Правда, со стороны бизнеса звучит много критики в адрес этого ресурса, но никто не задумывается, что запустили мы его в условиях "вакуума", когда никто больше за эту работу не брался. Сейчас "Морской порт" находится в высокой степени готовности, мы лишь дорабатываем часть функционала.

Российский экспортный центр, создавая свое "одно окно", хочет пойти еще дальше: не только синхронизировать работу всех ведомств при проведении контроля, но и позволить компаниям с помощью этого инструмента подать заявку на участие в тех или иных мерах поддержки. Кроме того, они хотят дать возможность малому и среднему бизнесу, который экспортом никогда не занимался, подать здесь же заявку на получение лицензии и обратиться за консультативной помощью. Я, вслед за Всемирной таможенной организацией, безусловно, поддерживаю это начинание.

123

 Надежда Толстоухова

Оригинал публикации

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru