openservice

opendata2

PDFПечать

Общие положения о применяемой в таможенных органах Российской Федерации системе управления рисками и ее основном инструменте – профиле риска

Используемая в таможенных органах система управления рисками (далее – СУР) базируется на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента, а также включает положения, содержащиеся в следующих основополагающих документах в области системы управления рисками:

- Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. (глава 6. Таможенный контроль);

- Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (в редакции 2012 г.);

- Соглашении Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9-я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.);

- ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (международный стандарт 180 31000:2009);

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (международный стандарт 180/1ЕС 31010:2009 «Управление рисками-принципы и руководство»);

- ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Менеджмент риска. Термины и определения».

Так, стандарты шестой главы Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. определили базовые подходы к применению СУР при проведении таможенного контроля:

В соответствии со Стандартом 6.2. таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

При этом Стандарт 6.3. определяет, что при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками.

В Стандарте 6.4. отражено, что таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки.

В соответствии со Стандартом 6.8. в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками торговой деятельности и заключению меморандума о взаимопонимании.

Правовую основу применения СУР в Российской Федерации составляют положения Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза»  (далее – ТК ТС), Федерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также ведомственных нормативных и иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ТК ТС СУР используется таможенными органами при выборе объектов и форм таможенного контроля (например, таможенный досмотр, таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотровых комплексов).

Основными целями применения СУР в соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ТС являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Следует отметить, что товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, согласно положениям пункта 1 статьи 96 ТК ТС находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары Таможенного союза в соответствии с положениями пункта 4 статьи 96 ТК ТС при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Должностными лицами таможенных органов в соответствии с пунктом 2 статьи 95 ТК ТС проводится таможенный контроль в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ТК ТС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Развитие СУР осуществляется в соответствии с целями и задачами Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р.

В целях установления единых подходов к управлению, реализации и совершенствованию СУР приказом ФТС России от 18.08.2015 № 1677 (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2015, рег. № 40462) утверждена Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее – Стратегия и тактика применения СУР).

Процесс управления рисками в таможенном деле представляет собой совокупность действий, направленных на минимизацию риска наступления неблагоприятного события и оптимальное использование кадровых, технических, информационных, материальных, финансовых и других ресурсов таможенных органов и включает в себя:

- сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;

- оценку рисков;

- разработку профилей рисков;

- воздействие на риски;

- мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков;

- актуализацию и отмену профилей рисков (при необходимости).

В соответствии со Стратегией и тактикой применения СУР в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы (далее – Законодательство), таможенными органами проводится анализ и оценка риска.

При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов), включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее - целевые методики анализа рисков).

С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.

Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков.

Профиль риска является базовым инструментом системы управления рисками, позволяющим воздействовать на риск и его минимизировать.

Профиль риска с учетом положений статьи 127 ТК ТС представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Профиль риска формируется в случае выявления по результатам анализа и оценки риска высокого уровня риска нарушения Законодательства.

Процесс формирования профиля риска предусматривает необходимость участия должностных лиц таможенных органов из различных структурных подразделений и определенный механизм его утверждения, при котором на каждом из этапов его прохождения оценивается риск нарушения таможенного законодательства и обоснованность содержащихся в нем мер по минимизации рисков.

Результаты применения профилей рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов и на постоянной основе анализируются в целях подготовки предложений об актуализации или отмене профилей рисков.

Оценка и контроль эффективности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется ФТС России на основе показателей, а также методик их расчета и оценки.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru