openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью руководителя ФТС России Владимира Булавина «Таможня дает пример» журналу «Russian business guide – Italian-Russian Chamber of Commerce», май 2017 года

«Границы разделяют страны, а таможни соединяют», – именно так говорят о значении таможенных служб для международной торговли. С просьбой рассказать о сотрудничестве России и Италии в таможенной сфере мы обратились к руководителю Федеральной таможенной службы России Владимиру Булавину.

- Владимир Иванович, неужели, невзирая на санкции, таможенные службы России и Италии продолжают сегодня активно сотрудничать?

Россия является активным участником международного таможенного сотрудничества. Всемирная таможенная организация, которая объединяет 180 стран, своим председателем Совета в 2016 году избрала представителя Российской Федерации Руслана Давыдова, являющегося первым заместителем руководителя ФТС России. Помимо участия в международных организациях, ФТС России также имеет договорные отношения с 71 страной мира в Европе, Азии, Африке и Америке.

С Агентством таможни и государственной монополии Италии у российских таможенников сложились добрые отношения. Мы содействуем развитию российско-итальянского торгово-экономического сотрудничества, инвестиционному и инновационному взаимодействию. Взаимодействие таможенных служб далеко от политики, мы решаем экономические задачи, реагируем на запросы бизнеса для создания благоприятной инвестиционной атмосферы. Подчеркну, что наши отношения находятся в постоянной динамике. Открытие в 2014 году представительства ФТС России в Итальянской Республике придало этому процессу новый позитивный импульс.

- Таможенная сфера подразумевает торговый оборот. Какой он между Россией и Италией в последние пару лет, какие товары в нем преобладают?

Если говорить о цифрах, то объем товарооборота за 2016 год с Италией, к сожалению, оказался ниже, чем в 2015 году на 35%.

Традиционно из России на экспорт идут поставки продукции топливно-энергетического комплекса. Кстати, снижение стоимостного объема экспорта во многом связано с сокращением поставок этих товаров. А вот второе место в структуре экспорта занимают металлы и изделия из них. Но здесь отмечается рост поставок по ряду позиций, например – платины в 2,4 раза.

Основную долю импорта в Россию из Италии занимают машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химической промышленности – лекарственные средства, пластмассы, краски, косметика. Россия импортирует продовольственные товары, например – знаменитые итальянские пасты, масло, вино, кофе и шоколад. Италия – законодательница в мире моды и интерьера, поэтому в структуре импорта есть одежда, обувь, изделия из кожи, мебель, керамика и изделия из камня.

- В настоящее время наблюдается восстановление предыдущего уровня сотрудничества по многим отраслям, кроме машиностроения. Какие таможенные инструменты используются или могут быть использованы для поддержки сотрудничества между Россией и Италией в сфере машиностроения?

Действительно, машиностроение является основой промышленности в развитых государствах. С 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей в России был введен режим промышленной сборки, предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов в стране. При этом ставки ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты «для промышленной сборки моторных транспортных средств» были установлены значительно ниже ставок на аналогичные товары, не предназначенные «для промышленной сборки моторных транспортных средств».

Также не подлежит налогообложению ввоз технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в России. Данная льгота по уплате налога на добавленную стоимость является экономическим инструментом для совершенствования развития производственных мощностей, увеличения производительности в различных отраслях промышленности, а также повышения эффективности производства в целом.

Кроме того, ежегодно происходит поэтапное снижение ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в том числе и на товары автомобильной промышленности. Очередной этап имплементации тарифных обязательств Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации запланирован на 1 сентября 2017 года. Думаю, что эта сфера может стать еще более привлекательной для итальянского бизнеса.

- А какие у российской таможенной службы существуют возможности для содействия взаимной торговле?

Говоря о содействии ведению торговли между двумя странами в общем, следует учитывать существующие различия в номенклатуре товаров, перемещаемых между Россией и Италией. В частности, они определяют и различия в целях и задачах контроля. Если из России в Италию в значительной части экспортируются товары сырьевой категории, которые не являются «рисковыми» для таможенной службы Италии, то экспорт из Италии в Россию товаров широкого потребления, продуктов питания, алкоголя сопровождается повышенными рисками нарушения таможенного законодательства со стороны участников торговли. В частности, известна проблема занижения таможенных платежей в бюджет.

ФТС России с учетом отмеченных особенностей взаимной торговли заинтересована в повышении эффективности таможенного контроля и в развитии правоохранительной составляющей сотрудничества. Особое значение приобретает вопрос получения от итальянских коллег на регулярной основе информации, которая позволит благонадежным участникам рынка получить желаемое ускорение, а компаниям, которые уклоняются от выполнения обязательств, – создать непреодолимый барьер для возможных нарушений законодательства.

Как раз эти цели и преследует реализуемый двусторонний проект «Зелёный коридор», главная задача которого состоит в создании комфортных условий для осуществления торговли и работы предпринимателей обеих стран. Проект находится на первом этапе реализации. Он предполагает только обмен информацией в отношении импорта в Россию товаров из Италии. Правда, пока такой обмен осуществляется не в автоматизированном режиме, в связи с различиями в применяемых программных средствах.

Заинтересованность в реализации проекта остается высокой как у российского бизнеса, так и у итальянских экспортёров, которые акцентируют внимание на практической стороне проекта для просчета коммерческой эффективности и принятия решения о работе на постоянной основе. Конечно, санкционная политика в отношении нашей страны сдерживает темпы реализации проекта, но итальянские коллеги заверяют, что отгрузки будут продолжаться. Кстати, проектов, аналогичных российско-итальянскому «Зеленому коридору» таможенная служба Италии не осуществляет ни с одной другой страной мира.

В перечень участников «Зеленого коридора» включено 17 итальянских компаний и 21 российская организация. Определены категории товаров из 20 товарных групп ТН ВЭД ЕАЭС, а также 9 российских таможенных органов. Итальянскими компаниями в период с 1 января 2016 по 1 января 2017 года было осуществлено 57 отгрузок товаров.

Декларирование товаров, происходящих и экспортируемых из Итальянской Республики и импортируемых в Российскую Федерацию, осуществляется с периодичностью 4-5 раз в месяц. На таможенные операции с учетом предварительного декларирования в среднем уходит 20-25 минут с момента представления товаров таможенному органу.

В конце 2016 года создана экспертная группа для оперативного решения проблемных вопросов при реализации проекта. В феврале 2017 года в Москве прошло ее первое заседание, на котором достигнуты договоренности по расширению перечня организаций и российских таможенных органов, включённых в проект «Зелёный коридор». Нашим проектом уже заинтересовалась Еврокомиссия, не исключающая возможности его распространения на все страны-участницы Евросоюза.

Хочу добавить, что непременным условием участия в данном проекте является абсолютная честность, открытость и порядочность организаций.

- В каких еще направлениях происходит сотрудничество?

Не могу не сказать о сотрудничестве по правоохранительной линии. В этом году мы завершили крупнейшее дело о нелегальном ввозе предметов роскоши – украшений, часов, телефонов, дорогой одежды, сумок, алкоголя и табака. Общая сумма – свыше 9 миллиардов рублей. Факты удалось доказать благодаря сведениям, представленным нашими зарубежными коллегами, в том числе Финансовой гвардией Итальянской Республики. По нашей просьбе были опрошены европейские бизнесмены, так была раскрыта схема нелегального ввоза дорогих товаров в Россию без уплаты платежей.

Еще интересное направление – сотрудничество экспертов. В феврале 2017 года итальянские эксперты уже приезжали в Москву и подтвердили, что Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России может организовать экспертизу в соответствии с требованиями Международного совета по оливкам (IOC). Мы считаем, что в итоге сможем полностью остановить поступление в Россию оливкового масла с подменой характеристик. Обучение российских экспертов уже прошло в Италии.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru