openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерия Селезнева "Таможенный контроль сменил акценты" журналу "Таможня"

Создание благоприятных условий для внешнеторговой деятельности предполагает сокращение времени таможенного оформления. Для этого необходимо ограничить таможенный контроль минимальным объемом, но достаточным для обеспечения соблюдения законодательства. Сегодня его эффективность повышается за счет смещения акцентов на этап после выпуска товаров. О реализации Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года и перспективах совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров до 2020 года рассказывает начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий СЕЛЕЗНЕВ.

Seleznev

Применяя программные средства

– Валерий Иванович, чем обусловлено смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров?

– Рост международной торговли и высокий уровень конкуренции в коммерческой деятельности потребовали от таможенных служб перехода от глобального таможенного контроля к выборочному, от контроля при совершении таможенных процедур - к контролю после выпуска товаров. Перед таможенниками сегодня стоят задачи с одной стороны содействовать торговле, а с другой обеспечить качественный контроль и основная нагрузка этого контроля переносится с этапа декларирования товаров на этап после выпуска товаров. Это мировая тенденция, которая стремительно превращается в эффективную практику.

Постконтроль – объективно необходимое направление развития таможенного контроля в целом и ведется в соответствии с "дорожной картой" "Совершенствование таможенного администрирования". Он способствует снижению расходов для бизнеса, связанных с временным хранением товара, проведением таможенных досмотров, простоем транспортных средств.

Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров со сроком реализации до 2016 года была утверждена 29 декабря 2012 года. Начиная с момента создания в ФТС России Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров, снижается общее количество проводимых таможенных проверок в целях минимизации нагрузки на бизнес. При этом благодаря комплексному подходу возросла эффективность проверок в том числе в части обеспечения более полного взимания таможенных платежей.

Результативность таможенных проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушений права Евразийского экономического союза и таможенного законодательства, возросла до 89 процентов.

Доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в сфере таможенного дела на основании результатов применения системы управления рисков в общем количестве таможенных проверок составила 31 процент.

В 2017 – 2020 годах планируется продолжить доработку комплекса программных средств «Постконтроль». Это коснется таких важных вопросов как взаимодействие с программными средствами по ведению таможенной статистики и учету задолженности по уплате таможенных платежей, а также интеграции с иными государственными информационными системами. Актуальной останется и проблема автоматизированного выбора объектов ТКПВТ, в том числе с применением результатов системы управления рисков и категорирования участников внешнеэкономической деятельности.

– Предоставляют ли бизнес-ассоциации информацию о возможных нарушениях в той или иной сфере, как отнеслось бизнес-сообщество к идее маркировки товаров?

– Информационное взаимодействие с бизнесом осуществляется в соответствии с заключенными ФТС России соглашениями. Вместе с тем, бизнес сегодня участвует и в работе проводимой на площадке ЕАЭС. Примером тому – создание системы маркирования изделий из меха.

В 2014-2016 годах наше управление совместно с ГУОТОиТК, ГУИТ, УТРД, ЦИТТУ принимало активное участие в работе по созданию системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», проводимой ЕЭК. Целью создания данной системы стал контроль оборота товаров и обеспечение легальности импорта и производства товаров на территориях государств – членов ЕАЭС. По сути, она дает возможность проследить за товаром. На национальном уровне сейчас рассматривается возможность маркирования и других товаров. А по окончании пилотного проекта будут выработаны предложения на уровне ЕАЭС.

Уже на начальном этапе к данной работе проявил заинтересованность и бизнес, что обусловлено наличием на рынке большого количества незаконно ввезенных и контрафактных изделий из меха. В работе по становлению системы маркирования и правовой базы участвовали как государственные органы, так и представители бизнеса.

ФТС России и в дальнейшем планирует развивать взаимодействие с добросовестными участниками ВЭД, бизнес-сообществом для создания условий, при которых незаконное перемещение товаров и их обращение станут экономически нецелесообразными. В России эксперимент по маркировке шуб из натурального меха стартовал 1 апреля 2016. С 12 августа соглашение вступило в полную силу – на территории всего ЕАЭС.

У нас общие цели

– Президент РФ Владимир Путин поставил задачу формирования единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Как продвигается работа в этом направлении?

- Прежде всего, надо отметить, что создание такого механизма обеспечит полноту и своевременность перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей, повысит эффективность проведения таможенного и налогового контроля, исключит использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, выведет из «тени» товарные и финансовые потоки.

В перспективе в рамках поставленной задачи планируется создать объединенное электронное досье, в котором будет содержаться наиболее полная и всесторонняя информация о субъектах ВЭД, а также их контрагентах. Должна заработать система прослеживаемости товаров, единообразная для всех государств-членов ЕАЭС и основанная на идентификации товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, номером декларации на товары и порядковым номером товара. Она позволит обеспечить контроль движения товаров от импортера до розничной с учетом фактических объемов и стоимости товара.

В результате этой работы предполагается обеспечить оперативный обмен информацией между контролирующими органами с момента перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и до момента их реализации, в том числе с использованием электронного межведомственного взаимодействия с ФНС России.

– Насколько эффективно взаимодействуют подразделения таможенного контроля после выпуска товаров со структурными подразделениями ФТС России и другими государственными и контролирующими органами?

– Одна из задач Концепции - совершенствование механизмов такого взаимодействия. При этом – особое место отводится налоговым органам.

Взаимодействию таможенных и налоговых органов уделяется внимание уже достаточно продолжительное время. За это время были выработаны подходы к совместному контролю, а также механизмы и инструменты реализации задач, которые ставятся по компетенции перед каждой из служб.

Объекты и вопросы контроля у Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы разные: таможенный орган контролирует товар в его физических характеристиках, налоговый орган контролирует финансовый результат деятельности налогоплательщика, принимавшего участие в обороте иностранного товара, либо использовавшего иностранный товар в своей хозяйственной деятельности. Вместе с тем, выявленные факты нарушения законодательства в части компетенции контроля одного ведомства зачастую могут являться признаками нарушений, выявляемых по компетенции другого.

В 2016 году результативность скоординированных контрольных мероприятий превысила 80 процентов. За указанный период таможенными органами возбуждено 257 дел об административных правонарушениях и 60 уголовных дел.

Основой для выполнения задач стал формируемый с прошлого года (по полугодиям) двумя службами совместный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей. Для его исполнения были определены участники ВЭД и конкретные товарные партии, ввоз которых на территорию Российской Федерации осуществлялся с повышенным риском возможного нарушения таможенного законодательства.

В настоящее время актуальными остаются вопросы взаимодействия с ФНС России по проведению проверочных мероприятий в отношении электроники, компьютерной техники, фармацевтической продукции, автокомпонентов.

В 2016 году таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами проведено 600 таможенных проверок (для сравнения за аналогичный период 2015 года – 511 таможенных проверок). Доначислено 1,9 миллиардов рублей, взыскано в бюджет 672 миллиона рублей (за аналогичный период в 2015 году соответственно 1,3 миллиарда и 286 миллионов рублей).

Работа в режиме онлайн

– Как нам известно, вопросы взаимодействия таможенных и налоговых органов активно прорабатываются и на уровне ВТамО?

– Совершенно верно. 12 октября 2016 года в Брюсселе в рамках 213/214 сессий Постоянного технического комитета состоялось обсуждение вопросов сотрудничества таможенных и налоговых органов. От ФТС России с докладом выступил представитель Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров. По результатам доклада предложения внесены в проект Руководства Всемирной Таможенной Организации по организации взаимодействия таможенных и налоговых органов.

При этом между службами обязательно должно быть налажено информационное взаимодействие в режиме реального времени, с учетом принципов взаимной доступности и достоверности данных о результатах контроля, а также сведений, необходимых для проведения таможенного и налогового контроля.

Добавлю, что нами постоянно изучаются и прорабатываются документы ВТамО для возможного применения международного опыта.

К слову, таможня – многофункциональный институт. Фискальная функция – это лишь одна из четырех стратегических функций (упрощение торговли, обеспечение национальной безопасности, защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды, развитие инфраструктуры и кадрового потенциала). Таможенная служба активно взаимодействует и с другими международными экономическими и финансовыми институтами: ЮНЕСКО, Международной организацией по стандартам (ИСО), Интерполом, Всемирным почтовым союзом, Советом музеев и так далее.

– Как изменившиеся политико-экономические обстоятельства повлияли на работу по реализации Концепции?

– Концепция заложила основы и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров. Векторы и ориентиры были заложены верно – и это показали и практика, и результаты нашей работы. Так, ФТС России в сжатые сроки организовала работу, связанную с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778.

В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, созданы и функционируют 35 мобильных групп на базе таможенных органов, расположенных в зонах деятельности Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского, Южного и Северо-Кавказского таможенных управлений.

С момента их координации ГУТКПВТ с ноября 2015 года) по декабрь 2016 года мобильными группами остановлено свыше 99,6 тысяч транспортных средств проверено более трех миллионов тонн товаров. Удалось выявить более 14 тысяч тонн запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров, более 10 тысяч тонн было возвращено в Казахстан, на Украину, в Беларусь, более трех тысяч тонн уничтожено.

Отмечу, что требуется дополнительное техническое оснащение мобильных групп: оборудование специализированными автотранспортными средствами, обеспечение доступа к информационным системам таможенных органов в режиме онлайн. Также, необходимо решить ряд вопросов, касающихся организации взаимодействия таможенных органов с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время подготовлен План мероприятий ФТС России по организации и обеспечению деятельности мобильных групп таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, который находится на внутриведомственном согласовании. Указанные проблемные вопросы будут планомерно решаться.

Решаются и проблемы, связанные с нормативным обеспечением: ФТС России обратилась письмом к Президенту России с просьбой поддержать предложение по наделению таможенных органов правом самостоятельной остановки грузовых транспортных средств вне зон таможенного контроля. Данное предложение Президентом России поддержано. В настоящее время Минфином ведется работа по законопроекту.

– С учетом смещения акцентов на этап после выпуска товаров нужны специальные знания. Как происходит подготовка кадров для этой работы?

– Совместно с Управлением государственной службы и кадров и Российской таможенной академией мы постоянно организуем и проводим семинары и курсы повышения квалификации.

В рамках совместной работы с РТА с 1 сентября 2016 года начато обучение студентов очного и заочного отделения по дисциплине «Таможенный контроль после выпуска товаров» в рамках специализации «Организация таможенного контроля» специальности «Таможенное дело».

ГУТКПВТ принимало активное участие в создании методических основ дисциплины, в том числе в разработке программ: «Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров», «Организация таможенного контроля после выпуска товаров с применением методов аудита», «Совершенствование таможенного контроля за правильностью и полнотой начисления таможенных платежей».

Ежегодно проводятся семинары-совещания подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, в рамках которых осуществляется обмен практикой организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, принимаются решения о совершенствовании инструментов контроля.

Работе с кадрами, подготовке грамотных специалистов и повышению квалификации сотрудников мы уделяем большое внимание, поскольку высокий профессиональный уровень – это основа эффективной работы.

Подготовила Лидия МИЛОВИДОВА


RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru