openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Отчет об осуществлении контрольно-надзорных функций ФТС России за 2015 год

В соответствии с пунктами 5 и 6 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) положения Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении таможенного контроля и валютного контроля.

Таможенный контроль исключен из области регулирования Федерального закона № 294-ФЗ с 1 августа 2011 года (статья 66 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 20 апреля 2015 г. № ДО9и-720) положения Федерального закона № 294-ФЗ в части подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля распространяются на все федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора).

Доклад (а также отчет по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – форма № 1-контроль)) основан на данных о контрольных мероприятиях (проверках), проводимых ФТС России, форма, порядок организации и проведения которых регулируются ведомственными нормативными правовыми актами.

При этом под плановыми проверками понимаются проверки, проводимые в соответствии с ведомственными планами по соответствующим направлениям контроля. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований для их проведения (поступление информации, использование системы управления рисками).

Проверки, проводимые таможенными органами как агентами валютного контроля по выявленным фактам нарушения валютного законодательства, а также проверки соблюдения обязательных требований и условий лицами, включенными в реестры, ведение которых осуществляет ФТС России, не относятся к категории плановых и внеплановых, так как они проводятся  в обязательном порядке.

 

Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

Нормативные правовые акты по вопросам таможенного контроля после выпуска товаров, при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, предусмотренные Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), изданы и опубликованы в свободном доступе на официальном сайте ФТС России в сети Интернет. Признаков коррупциогенности в указанных нормативных правовых актах не выявлено.

 

Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля

В организационную структуру таможенных органов, осуществляющих государственный контроль, входят структурные подразделения ФТС России, региональные таможенные управления и  таможни, таможенные посты.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона на таможенные органы возложены функции:

- по проведению таможенного контроля, совершенствованию методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, созданию условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

- по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

ФТС России при заполнении отчета по форме № 1-контроль в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ учитываются сведения о проверках, при проведении которых фактически осуществлялось взаимодействие таможенных органов и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (на указанных лиц были возложены обязанности по представлению информации и исполнению требований таможенных органов). Не учитываются проверки, проводимые таможенными органами на этапе таможенного контроля, при таможенном декларировании товаров, а также иные контрольные мероприятия, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (в соответствии с пунктом 10 указаний по заполнению формы № 1-контроль, утвержденных приказом Росстата от 21 декабря 2011 г. № 503).

Перечень функций государственного контроля, сведения о количестве  и результатах исполнения которых учитывались при заполнении формы № 1-контроль:

1. Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе:

- осуществление контроля за правильностью определения, исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, принятие мер по их принудительному взысканию или возврату;

- осуществление контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

- обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза;

- осуществление контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также определения страны происхождении товара;

- обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности.

2. Осуществление контроля за соблюдением обязательных требований и условий лицами, включенными в реестры, ведение которых осуществляет ФТС России.

3. Осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

4. Осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виды проверок и мероприятий по контролю, в том числе проводимых в формах таможенного контроля, результаты которых учитывались при заполнении формы № 1-контроль:

- проверка документов и сведений, проводимая после выпуска товаров;

- таможенный осмотр помещений и территорий;

- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

- проверка системы учета товаров и отчетности;

- таможенная проверка;

- проверка соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- проверка соблюдения обязательных требований и условий лицами, включенными в реестры, ведение которых осуществляет ФТС России.

Наименование нормативных правовых актов, являющихся основанием для исполнения контрольно-надзорных полномочий:

1)  Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);

2)  Таможенный кодекс Таможенного союза;

3)   Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов»;

4)   Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изменениями и дополнениями);

5)  Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

6)  Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

7)  Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации;

8)  Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

9)   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

10)  Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ от 20 ноября 2009 года «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств»;

11)   Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров»;

12)   Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»;

13)   Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года;

14)  Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года (Белград, 22.07.2011);

15)  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия  о свободной торговле от 3 февраля 1994 года;

16)  Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года;

17)  Протокол между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года «О единой системе тарифных преференций таможенного союза»;

18)  постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»;

19)  постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»;

20)  приказ ФТС России от 2 апреля 2012 г. № 615 «Об организации работы по проведению проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

21)  приказ ФТС России от 15 октября 2013 г. № 1940 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза»;

22)  приказ ФТС России от 23 июня 2015 г. № 1232 «Об утверждении форм документов, используемых при принятии решений по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также порядка заполнения решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени»;

23)  распоряжение ФТС России от 15 августа 2014 г. № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров»;

24)  распоряжение ФТС России от 26 сентября 2013 г. № 296-р «О мерах по контролю за правомерностью предоставления тарифных преференций».

25)  приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза»;

26)  приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза»;

27)  приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и(или) предоставлении тарифных преференций»;

28)  приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1978 «Об утверждении  Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара»;

29)  Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»;

30)  приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки»;

31)  приказ ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств»;

32)  приказ ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2522 «Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности»;

33)  приказ ФТС России от 16 марта 2011 г. № 578 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий»;

34)  приказ ФТС России от 20 февраля 2012 г. № 294 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов»;

35)  приказ ФТС России от 25 ноября 2011 г. № 2398 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли»;

36)  приказ ФТС России от 18 ноября 2011 г. № 2355 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения»;

37)  приказ ФТС России от 13 января 2011 г. № 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами  условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем»;

38)  приказ ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах»;

39)  приказ ФТС России от 14 февраля 2011 г. № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров»;

40)  приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. № 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов»;

41)  приказ ФТС России от 17 мая 2012 г. № 949 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки»;

42)  приказ ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела»;

43)  приказ ФТС России от 24 декабря 2012 г. № 2621 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

 

Информация о взаимодействии таможенных органов с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

ФТС России в рамках осуществления своих функций взаимодействует с другими органами государственного контроля на основании заключенных соглашений, путем обмена информацией по технологическим картам межведомственного взаимодействия, а также в общем порядке по запросам.

При этом взаимодействие осуществляется в следующих формах:

- отработка информации, поступающей от иных контролирующих органов;

- направление информации о выявленных нарушениях или признаках нарушений в иные контролирующие органы в соответствии с компетенцией;

- проведение совместных контрольных мероприятий (далее – СКМ).

В рамках Соглашения о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля от 15 августа 2005 года таможенными органами при исполнении функции агентов валютного контроля возбуждено и передано на рассмотрение в Росфиннадзор более 5 тысяч дел об административных нарушениях за нарушения участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) требований актов валютного законодательства Российской Федерации   и актов органов валютного регулирования.

При таможенном контроле на этапе после выпуска товаров во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами (ФНС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, органами прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФМС России и иными федеральными органами исполнительной власти) проведено 1 521 проверочное мероприятие, по результатам которых таможенными органами взыскано 345 млн. рублей, возбуждено 498 дел об административных правонарушениях и 59 уголовных дел. Правоохранительными и контролирующими органами доначислено 6,1 млрд. рублей, возбуждено 313 дел об административных правонарушениях  и 29 уголовных дел.

Из них 584 проверочных мероприятия проведено во взаимодействии с налоговыми органами (в том числе 280 СКМ). По их результатам таможенными органами взыскано 285,7 млн. рублей, возбуждено 339 дел об административных правонарушениях и 51 уголовное дело. Налоговыми органами доначислено 5,9 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 4 млрд. рублей.

По результатам 280 СКМ таможенными органами взыскано 132,8 млн. рублей, возбуждено 101 дело об административных правонарушениях и 28 уголовных дел. Налоговыми органами доначислено 5,8 млрд. рублей, отказано налоговыми органами в возмещении НДС на сумму 1,8 млрд. рублей.

Межведомственное взаимодействие по направлению контроля классификации товаров осуществляется в соответствии с Единой технологической картой межведомственного взаимодействия по осуществлению государственной функции таможенного контроля в части классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и государственной услуги «Принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС», одобренной на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 12.09.2014.

В 2015 году проведена актуализация технологических карт межведомственного электронного взаимодействия с Минэнерго России, Минпромторгом России и Минздравом России.

 

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций).

Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору), составляет 1 798 092 тыс. рублей.

2. Данные о штатной численности должностных лиц таможенных органов, уполномоченных осуществлять функции по контролю (надзору).

Должности, предусматривающие выполнение функций по контролю (надзору), составляют 3 285 штатных единиц.

3. Сведения о квалификации должностных лиц о мероприятиях по повышению их квалификации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе, нормативными правовыми актами ФТС России в таможенных органах установлены квалификационные требования к должностям федеральной государственной службы (по категориям и группам), а также дополнительные квалификационные требования (в зависимости от направления деятельности), которые включены в должностные регламенты (инструкции). Работа в области подготовки кадров сосредоточена на обучении должностных лиц таможенных органов по дополнительным профессиональным программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации).

Обучение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области образования проводится:

- в рамках государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих;

- в соответствии с договорами и государственными контрактами на обучение, заключенными таможенными органами с образовательными организациями высшего или дополнительного профессионального образования за счет бюджетных средств, выделенных Федеральной таможенной службой таможенным органам;

- в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации и в Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, а также на факультетах повышения квалификации филиалов Российской таможенной академии в соответствии с планами и планами-разнарядками профессионального обучения, утвержденными приказами ФТС России.

4. Данные о средней нагрузке на 1 должностное лицо по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю.

Средняя нагрузка на одно должностное лицо таможенного органа по фактически выполненным проверкам составляет 5 проверок в год.

5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю.

Данные о точном количестве экспертов отсутствуют. Минимальное количество экспертов и представителей экспертных организаций, которое привлекалось к проведению мероприятий по контролю, составляет 25 человек.

 

Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям).

В 2015 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 15 856 проверок, из них в первом полугодии  2015 года проведено 7 705 проверок. Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составляет 5 245, из них в первом полугодии 2015 года – 3 108 проверок.

2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности.

За 2015 год проведены 16 проверок с привлечением экспертных организаций и 9 проверок с привлечением экспертов. Объем финансовых средств, выделенных в отчетном периоде из бюджетов всех уровней, на финансирование участия экспертных организаций и экспертов в проведении проверок составил 30 596 тыс. рублей. 

3.  Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда экономической безопасности Российской Федерации.

Количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 574, в том числе количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан – 28, количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде – 5.

 

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

1. Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям).

За отчетный период общее количество проверок, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, составляет 2 949 (в первом полугодии 2015 года – 1 875), наложено административных наказаний – 6 626 (в первом полугодии – 2 372). Общая сумма наложенных административных штрафов составляет более 145 млрд. рублей (за первое полугодие 2015 года – более 68,6 млрд. рублей). Применены меры уголовного наказания по 22 проверкам 
(за первое полугодие 2015 года – 9).

По результатам деятельности таможенных органов в части контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в 2015 году.

Доначислено таможенных платежей 5779,5 млн. рублей (в первом полугодии – 2 205,6 млн. руб.лей, во втором полугодии – 3 573,9 млн. руб., рост на 62,0 %).

Довзыскано 4970,2 млн. рублей (в первом полугодии – 2 062,8 млн. рублей, во втором полугодии – 2 907,4 млн. рублей, рост на 40,9 %).

Принято 36 615 решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в первом полугодии – 17 853, во втором полугодии – 18 762, рост на 5,1 %).

Возбуждено 1 967 дел об административных правонарушениях (в первом полугодии – 961, во втором полугодии – 1 006, рост на 4,7 %).

Штрафные санкции начислены по делам об административных правонарушениях на сумму 113,5 млн. рублей (в первом полугодии – 51,1 млн. рублей, во втором полугодии – 62,4 млн. рублей, рост на 22,0 %).

Штрафные санкции довзысканы по делам об административных правонарушениях на сумму 82,8 млн. рублей (в первом полугодии – 36,0 млн. рублей, во втором полугодии – 46,8 млн. рублей, рост на 30,0 %).

По результатам деятельности таможенных органов в части контроля страны происхождения в 2015 году.

Принято 6 121 решение об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций на сумму 478,7 млн. рублей (в первом полугодии 3 332 решения на сумму 276,0 млн. рублей, во втором полугодии – 2 789 решений на сумму 202,8 млн. рублей, снижение на 16,3 % в количественном выражении и на 26,5% в денежном выражении).

Принято 12 251 решение о восстановлении тарифных преференций после выпуска товаров на сумму 240,2 млн. рублей (в первом полугодии 4 963 решения на сумму 123,7 млн. рублей, во втором полугодии 7 288 решений на сумму 116,4 млн. рублей, рост на 46,8 % в количественном выражении и снижение на 6,1 % в денежном выражении).

Принято 2 896 решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров. Сумма доначисленных таможенных платежей составила 12,9 млн. рублей (в первом полугодии 1 244 решений на сумму 4,8 млн. рублей, во втором полугодии – 1 652 решения на сумму 8,1 млн. рублей, рост на 32,8 % в количественном выражении и на 68,3 % в денежном выражении).

2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы  с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны.

Традиционный формат диалога с российскими участниками внешнеэкономической деятельности за многолетний период работы, доказавший свою высокую эффективность, – Экспертно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России (далее – Совет). Силами его участников внесено немало инициатив по совершенствованию таможенного регулирования. Многие из этих предложений были использованы при подготовке различных нормативных правовых актов.

В состав Совета вошли представители крупнейших ассоциаций и объединений, представляющие различные сферы экономики России, такие, как: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Союз производителей и импортёров, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэрофлот», Российский союз нефтеэкспортеров, Российский Зерновой Союз, Ассоциация экспресс-перевозчиков и другие.

Основными задачами Совета являются в том числе разработка предложений по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также содействие осуществлению мер, направленных на единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации и на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, а также потребителей ввозимых товаров. Совет является общественным консультативным органом. Деятельность Совета осуществляется в соответствии с годовыми планами, заседания проводятся ежеквартально.

Аналогичные советы созданы в региональных таможенных управлениях. Методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится на семинарах и совещаниях с представителями бизнес-сообщества.

Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещается на сайте ФТС России.

3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их таможенного контроля.

В отношении таможенного контроля после выпуска товаров.

За 2015 год к таможенным органам предъявлено 722 иска (заявления) на сумму 244 593,5 млн. рублей, из которых 178 удовлетворены судом на сумму 210 235,4 млн. рублей. Основаниями для удовлетворения обращений истцов послужили:

недоказанные таможенным органом обстоятельства, послужившие основанием для принятия обжалуемых решений;

неправомерность применения таможенным органом метода определения таможенной стоимости;

непредставление таможенным органом доказательств неправомерности действий декларанта (в части определения таможенной стоимости, классификационного кода);

различное толкование положений нормативных правовых актов таможенными органами и судами;

малозначительность административного нарушения;

нарушение норм процессуального права (в рамках административного производства);

недоказанность вины (при привлечении к административной ответственности).

В отношении должностных лиц таможенных органов приняты следующие меры реагирования: служебные проверки, меры материального воздействия, индивидуально-воспитательная работа.

В отношении споров, связанных с обжалованием решений таможенных органов о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за 2015 год (нарастающим итогом).

По состоянию на второе полугодие 2015 года в судебном производстве находилось 1 290 дел по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (по состоянию на первое полугодие – 838 дел), из них рассмотрено 723 дела (по состоянию на первое полугодие – 434 дела). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 401 делу (по состоянию на первое полугодие – по 239 делам), что составляет 55,5 % от общего количества рассмотренных дел (по состоянию на первое полугодие – 55,1 %).

В отношении споров, связанных с обжалованием решений, действий (бездействия) по определению страны происхождения товаров за 2015 год (нарастающим итогом).

По состоянию на второе полугодие 2015 года в судебном производстве находилось 72 дела по стране происхождения товаров (по состоянию на первое полугодие – 49 дел), из них рассмотрено 45 дел (по состоянию на первое полугодие – 29 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 24 делам (по состоянию на первое полугодие – по 14 делам), что составляет 53,3% от общего количества рассмотренных дел (по состоянию на первое полугодие – 48,3 %).

В ФТС России отсутствует информация об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений Росфиннадзора по делам об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ, возбужденных таможенными органами.

С 2011 года должностные лица таможенных органов оказывают содействие при рассмотрении судами дел об оспаривании постановлений территориальных управлений Росфиннадзора по делам об административных правонарушениях, если для доказательства события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 КоАП РФ, требуются пояснения по особенностям совершения таможенных операций и таможенных процедур.

 

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Для анализа и оценки эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля используются следующие показатели, в том числе в динамике (по полугодиям).

1. Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок).

В 2015 году выполнение плана проведения проверок составило 99,63% (в первом полугодии 2015 года – 99,8%).

В 2014 году выполнение плана проведения проверок составило 98,3%  (в первом полугодии 2014 года – 97,2%).

Незначительные отклонения в значениях данного показателя от нормы (100%) связано с начатыми, но не завершенными в отчетном периоде проверками.

При этом под плановыми проверками понимаются проверки, проводимые ФТС России в соответствии с ведомственными планами, в том числе установленными планами таможенных органов.

2. Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений).

Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок   и организацию проведения проверок, не применяются к таможенному, валютному и другим видам контроля, относящимся к компетенции ФТС России.

3.  Доля проверок, результаты которых признаны недействительными  (в процентах от общего числа проведенных проверок) в 2015 году составила 0,35% (за первое полугодие 2015 года – 0,33%).

В 2014 году значения данного показателя составили 0,5% и 0,3% соответственно.

4. Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок).

Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок   и организацию проведения проверок, не применяются к таможенному, валютному и другим видам контроля, относящимся к компетенции ФТС России.

5. Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю), в 2015 году составила 6,7% (в первом полугодии 2015 года – 3,7%).

В 2014 году значения данного показателя составили 10,6% и 2,8% соответственно.

6. Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) в 2015 году составила 79,8% (в первом полугодии 2015 года – 81,4%).

В 2014 году значения данного показателя составили 78,5% и 79,0% соответственно.

7. Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) составила в отчетном периоде 77,8% (за первое полугодие 2015 года – 84,6%).

В 2014 году значения данного показателя составили 78,3% и 71,2% соответственно.

8. Внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда в 2015 году не проводилось.

9. В 2014 году доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) составила 0,005%, в первом полугодии 2014 года – 0,11%). Разница в значениях показателя за 2014 год объясняется тем, что все указанные проверки были проведены в первом полугодии 2014 года.

10. Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни  и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) составляет в 2015 году 0,39% (в первом полугодии 
2015 года – 0%).

В 2014 году значения указанного показателя составили 0,08% и 0,13% соответственно.

11. Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок).

По плановым проверкам за 2015 год значение показателя составляет 39,3% (за первое полугодие 2015 года – 39,2%).

В 2014 году значения данного показателя составили 35,7% и 36,9% соответственно.

По внеплановым проверкам за отчетный период значение показателя составляет 41,4% (за первое полугодие 2015 года – 40,6%).

В 2014 году значения данного показателя составили 39,7% и 42,6% соответственно.

12. Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) за отчетный период составляет 58,7% (за первое полугодие 2015 года – 60,3%).

В 2014 году значения данного показателя составили 63,1% и 62% соответственно.

13. Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) составляет 68,2% (за первое полугодие 2015 года – 60,3%).

В 2014 году значения данного показателя составили 68,1% и 49,2% соответственно.

14. Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц), в 2015 году составила 12,4% (в первом полугодии 2015 года – 15,1%).

В 2014 году значения данного показателя составили 13,3% и 13,9% соответственно.

15. Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) в 2015 году составила 3,4% (в первом полугодии 2015 года – 3,4%).

В 2014 году значения данного показателя составили 4,6% и 4,4%.

16. Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба).

В 2015 году количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан составило 574 единицы (в первом полугодии 2015 года –22 единицы), количество случаев причинения вреда животным, растениям, окружающей среде – 5 единиц (в первом полугодии 2015 года – 5 единиц).

В 2014 году количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан составило 76 единиц (в первом полугодии 2014 года – 32 единицы).

17. Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений в 2015 году составила 0,05% (в первом полугодии 2015 года – 0,1%).

В 2014 году значения данного показателя составили 0,1% и 0,08% соответственно.

18. Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, расчет и анализ которых проводится органами государственного контроля (надзора) на основании сведений ведомственных статистических наблюдений.

Контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, устанавливаются ежегодными приказами ФТС России. Кроме того, издан приказ ФТС России от 24 февраля 2016 г. № 345 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год».

 

Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности.

Проведенный анализ результатов осуществления таможенными органами государственного контроля свидетельствует об отсутствии значительных отклонений в значениях показателей эффективности контроля, проводимого таможенными органами.

2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

В целом совершенствование нормативно-правового регулирования осуществляется в соответствии с ежегодным Планом организации законопроектной работы, утверждаемым приказом ФТС России.

Планируется внесение следующих изменений в Федеральный закон, направленных на устранение ряда неточностей и правовых пробелов в нем.

1. Изменения в статью 167 Федерального закона в части:

- дополнения перечня документов, которые таможенный орган вправе запрашивать у банков;

- предусмотрения возможности запроса документов  у банков и иных кредитных организаций при проведении формы таможенного контроля «Проверка документов и сведений».

В целях приведения статьи 167 Федерального закона в соответствие  со статьями 98 и 136 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (статьи 1, 26) уточняется круг лиц, обязанных представлять информацию таможенным органам: не только банки, но и иные кредитные организации.

2. Изменения в статью 21 Федерального закона в части наделения таможенных органов правом самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства, осуществляющие перевозку товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, помимо таможенного контроля, и (или) находящихся под таможенным контролем, вне зон таможенного контроля и без привлечения сотрудников органов внутренних дел.

3. Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России для устранения пробелов законодательства Российской Федерации в сфере противодействия сомнительным финансовым операциям продолжается работа над следующими проектами федеральных законов:

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части наделения таможенных и налоговых органов  полномочиями по обращению в суды с заявлением о применении последствий недействительности мнимых (притворных) сделок, а также закрепления на законодательном уровне как существенного условия договора обязанности резидентов указывать в заключаемых договорах (контрактах) сроки исполнения обязательств сторонами);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления требования о репатриации денежных средств по договорам (контрактам), не предусматривающим перемещение товаров через границу Российской Федерации);

«О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части наделения уполномоченных банков полномочиями отказывать в проведении валютных операций, противоречащих требованиям валютного законодательства, а также установления в качестве административного наказания дисквалификации должностных лиц);

«О внесении изменений в статьи 104.1 и 193 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части введения конфискации денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время процедуры публичного обсуждения и межведомственного согласования указанных законопроектов не завершены.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru