openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова "Таможня - уравнение с четырьмя переменными" информационному агентству "ТАСС", 20.10.2016

Замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) России и председатель Совета Всемирной таможенной организации (ВТамО) Руслан Давыдов рассказал ТАСС о четырех основных функциях таможни, запуске нового Таможенного кодекса ЕАЭС и первых итогах маркировки товаров радиочастотными метками.

— Сейчас идет слияние информационных систем Федеральной налоговой службы (ФНС) и ФТС. Расскажите, как протекает этот процесс, сдвигаются ли сроки, может быть, возникают некоторые сложности?

— Слово "слияние" не очень подходит для описания процессов организации совместной работы государственных органов. Всемирная таможенная организация, на рекомендации которой опираются таможенники во всем мире, предпочитает говорить об "информационном взаимодействии" таможенных и налоговых служб. Сегодня, когда существуют облачные технологии и механизмы распределенного хранения информации, никакого слияния в буквальном смысле не требуется.

На самом деле информационное взаимодействие ФТС России с налоговой службой идет с 2010 года, когда было заключено специальное соглашение между нашими службами. Сейчас мы расширяем объемы этого взаимодействия, повышаем его уровень и оперативность. Важно, чтобы передавалась полная и достоверная информация, на основе которой можно было бы принимать обоснованные решения, например о возмещении НДС.

Углубление нашего взаимодействия касается и сроков. Мы уходим от регламентного взаимодействия и двигаемся к передаче информации в режиме реального времени. Таможенники получат возможность работать с данными об участниках внешнеэкономической деятельности, которые есть у налоговиков, а налоговики — с теми же сведениями, что есть у таможенников. Это позволит улучшить управление рисками и выстроить единую систему категорирования. Если компания у таможенников находится в категории высокого риска, у ФНС она уже не попадает в категорию низкого риска.

— Вы говорили о сокращении сроков обращения информации между службами. Каких результатов в этом направлении вы хотите достичь?

— Конечная наша цель — обеспечить доступ обеих служб к важной информации в режиме реального времени. Сегодня у нас регламентный обмен — раз в десять дней, а мы говорим, что это нужно делать быстрее. К примеру, есть льготы по ликвидации и по созданию юридических лиц, они позволяют за пять дней ликвидировать предприятие. Пока регламентный обмен информацией произойдет, злоумышленники могут что-то натворить.

Либерализация регулирования принесла много пользы отечественному бизнесу, но также затруднила контроль в отношении тех, кто не работает честно. С одной стороны, мы сокращаем количество требуемых документов и сроки выпуска таможенных деклараций, мы должны быстрее принимать решения на основе меньшего объема данных. Значит, с другой стороны, чтобы компенсировать эти моменты, необходимо повысить скорость и качество обмена информацией.

— В мировой практике есть разный опыт взаимодействия налоговой и таможенной служб: где-то они объединены, где-то работают отдельно. На ваш взгляд, как председателя Совета ВТамО, как лучше?

— Действительно, в июле 2016 года Россия возглавила Всемирную таможенную организацию, которая объединяет 180 стран мира. Это произошло впервые. На мой взгляд, это событие отражает реальный авторитет России в мире и высокую оценку зарубежными коллегами профессионализма наших специалистов. Лидерство России в таможенной сфере — это большие возможности и большая ответственность.

Что касается соотношения таможенного и налогового компонентов, то после многолетних обсуждений ВТамО пришла к выводу, что формальное объединение этих двух служб не является "ни достаточным, ни необходимым" для эффективного администрирования доходов государственного бюджета. Гораздо более важными являются процессы организации информационного и оперативного взаимодействия между таможенниками и налоговиками, нацеленного на полное, своевременное и правомерное взимание всех причитающихся платежей в государственный бюджет.

Вопросы взаимодействия таможенных и налоговых служб каждая страна решает по-своему. Помимо фискальной составляющей у таможенной службы есть такие важнейшие функции как гармонизация и упрощение таможенных процедур, создание и применение механизмов единого окна, скоординированное управление границами, обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья граждан, защита окружающей среды, противодействие незаконным валютным операциям и отмыванию денег и ряд других.

Неслучайно на летней сессии ВТамО значительную часть рабочего времени заняло обсуждение вопросов взаимодействия таможни с иными структурами: с органами культуры — по поводу охраны культурных ценностей, с полицией — по поводу борьбы с наркотрафиком, с банками — по поводу валютных махинаций, с почтой — по поводу интернет-торговли, и так далее.

— Какие функции сегодня объединяет таможня?

— Если возьмем стратегический план Всемирной таможенной организации, то там значатся четыре основные цели. Упрощение и гармонизация таможенных процедур для улучшения условий ведения международной торговли и инвестиционного климата. Фискальная функция — полное, своевременное  и правомерное взимание всех причитающихся платежей в государственный бюджет. Вопросы безопасности общества, здоровья граждан и охраны границ. Развитие инфраструктуры и институциональное развитие таможни. В целом получается, что таможня — это уравнение с четырьмя переменными, ключом к решению которого являются информационные технологии.

Таможня — это не только финансовый инструмент, как показывает международный опыт. В США, Канаде и Великобритании таможня также и силовое ведомство, где-то ее функции объединены с решением миграционных задач. Такой подход усилился после 9/11 — 11 сентября. В Западной Европе, где пошли по своему пути, теракты в Париже, Брюсселе и Каннах выявили слабость таможенных служб на этом направлении. В ряде стран у таможни иные приоритеты, волнующие их общество, например защита окружающей среды, озонового слоя, редких видов флоры и фауны. Можно сказать, что таможня для страны — это как одежда для человека, сшитая по индивидуальным лекалам.

Если посмотреть на многие страны с точки зрения организации работы таможенной службы, то им, наверное, немного проще по сравнению с нами. В России 12 часовых поясов, разные климатические зоны, уникальная протяженность границ, все виды транспорта. На мой взгляд, исходя из общих принципов, стандартов и рекомендаций ВТамО, мы должны искать собственные решения, которые принесут реальную пользу нашей стране.

На самом деле, информационные технологии сегодня — это ключ к решению всех четырех задач. Я вам гарантирую, что уже в ближайшем будущем российская таможня изменится в сторону автоматизации. Уже внедряются технологии автоматической регистрации и выпуска таможенных деклараций. Проверка с участием инспектора идет только в том случае, если сработал профиль риска. В 2016 году зарегистрировано более 300 тысяч и выпущено около 20 тысяч деклараций в автоматическом режиме. Пока это делается в рамках эксперимента и в основном по экспорту. Новый кодекс позволит нам делать это на плановой основе и в отношении любых таможенных процедур.

— Когда будет принят новый кодекс?

— На уровне Евразийской экономической комиссии и на уровне национальных представительств стран ЕАЭС очень много делается для того, чтобы начать работать по новому кодексу Евразийского союза с 1 января 2017 года. Заседание Межправительственного совета ЕАЭС пройдет 28 октября. Мы ожидаем, что там будет принято окончательное решение, и со следующего года Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу. В кодексе предусмотрены и автоматический выпуск деклараций, и принцип единого окна, и коренная модернизация института уполномоченного оператора — то, что сейчас мы осуществляем в России в качестве пилотных проектов либо в узком секторе бизнеса.

— Мы к этому готовы?

— В российской таможне уже сейчас весьма высокая степень готовности к переходу "на новый уровень".

— Как протекают пилотные проекты по маркировке товаров? Какие успехи?

— Вместе с ФНС России мы начали с маркировки меховых изделий. Серьезных нареканий со стороны бизнеса нет, и это тоже успех. На первом этапе были вопросы с декларированием радиочастотных меток, они попадали под особые меры регулирования с точки зрения шифрования. Сегодня все разобрались и привыкли, работа идет. Пока рано подводить итоги, но сам факт массовой закупки предпринимателями этих самых меток является недвусмысленным сигналом к обелению рынка. Ближе к Новому году мы соберемся вместе с Налоговой службой, бизнесом и будем решать, что делать дальше в этом направлении. Одним из вариантов продолжения работы является маркировка фармацевтических товаров.

Беседовала Дарья Карамышева



 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru