openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление начальника Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Александра Кизлыка «В рамках закона, на службе государства» в журнале «Таможня», № 21 (404) 2016 год

В рамках закона, на службе государства

Полномочия ФТС России дают право заниматься расследованием нарушений закона, что помогает не только непосредственно работе таможенной службы, но и является мощным контролирующим, сдерживающим и профилактирующим фактором для соблюдения правил и ограничений при ведении торговли. Этими вопросами занимается ведомственное управление. Об истории создания Управления таможенных расследований и дознания ФТС России подробно рассказывает начальник УТРД Александр КИЗЛЫК.

Заслон от контрабанды

История развития правоохранительных подразделений таможенных органов свидетельствует, что с 1990 года в структуре Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК СССР) в рамках правового блока функционировали Управление таможенного права и Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В соответствии с Таможенным кодексом СССР таможенным органам предоставлялось право на производство предварительного расследования в форме дознания по делам о контрабанде.

Однако такое дознание скорее носило форму производства неотложных следственных действий, поскольку проводилось по «горячим следам» в целях обнаружения и фиксации доказательств и установления виновных в совершении контрабанды лиц, после чего уголовные дела передавались в следственные органы для производства дальнейшего расследования.

В январе 1992 года в составе Государственного таможенного комитета (ГТК) Российской Федерации было создано Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, в котором были учреждены отделы по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с контрабандой в неторговом обороте, организации дознания, а также по контролю за соблюдением законности по делам о нарушении таможенных правил. В 1993 году вступил в законную силу Таможенный кодекс Российской Федерации, позволивший таможенным органам обеспечивать возложенные на них контрольнофискальные и правоохранительные функции в течение десяти лет.

В 1994-1995 годах в системе таможенных органов были созданы отделы таможенных расследований и отделы (отделения) дознания. Именно отделу организации дознания (осуществлявшему с участием специалистов созданного в 1993 году отдела криминалистики расследование по наиболее сложным и значимым уголовным делам и делам о нарушениях таможенных правил) принадлежит инициатива подготовки законопроекта о наделении таможенных органов полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и созданию оперативных подразделений.

Однако право осуществления оперативно - розыскной деятельности (ОРД) таможенные органы получили лишь 15 апреля 1996 года, когда приказом ГТК России № 145 было утверждено Временное положение о региональном таможенном управлении по борьбе с таможенными правонарушениями (РТУ по БТП). Практически весь советский период и часть новейшего российского этапа таможенные органы были лишены права осуществления ОРД не только в части противодействия контрабанде, но и в борьбе с коррупцией в собственных рядах. Сложилась ситуация, при которой исторически организация противодействия данным преступлениям была возложена на органы государственной безопасности и внутренних дел. Учитывая, что законодательство СССР РФ до 1995 года не наделяло таможенные органы правами субъекта оперативно-розыскной деятельности, задачи борьбы с коррупцией и обеспечения безопасности таможенных учреждений относились к компетенции КГБ СССР.

В 1995 году правоохранительный блок ГТК России приказом от 30.11.95 года № 722 был выведен в самостоятельное региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями (РТУ по БТП). В дальнейшем Приказом ГТК России от 11.10.99 года № 691 РТУ по БТП было упразднено и преобразовано в Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), пятая служба которого в 2000 году выделена в самостоятельное Управление таможенных расследований и дознания (УТРД) ГТК России.

В Управлении таможенных расследований и дознания были созданы отделение делопроизводства, отдел организации таможенных расследований, отдел организации дознания, отдел методологии применения законодательства, отдел расследования дел особой важности, отдел криминалистики, отдел дознания и таможенных расследований, информационно-аналитический отдел, отдел международных поручений. Штатная численность вновь созданного Управления составила 42 единицы. В соответствии с приказом ГТК России от 07.03.2001 года № 241 штатная численность увеличена до 85 единиц должностей сотрудников.

Компетенция и полномочия

Первым начальником Управления таможенных расследований и дознания был генерал-лейтенант таможенной службы Амиров Закарья Якубович (2000 – 2001 года), далее Управление возглавляли: генерал-майор таможенной службы Константинов Алексей Валентинович (2001 – 2004 года), генерал-майор таможенной службы Шабунин Александр Андреевич (2004 – 2006 года).

С марта 2007 года по настоящее время Управление возглавляет генерал-лейтенант таможенной службы Кизлык Александр Петрович.

В связи с наделением с 01.07.1991 таможенных органов СССР правами органов дознания приказом ГУГТК СССР № 211 от 11.06.1991 года в штатные расписания таможенных органов введены должности старших инспекторов – дознавателей.

К их компетенции относилось производство неотложных следственных действий по уголовным делам о контрабанде и незаконном экспорте товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения.

После проведения неотложных следственных действий уголовные дела передавались в МБ России.

Деятельность таможенных органов как органов дознания подтвердила оправданность наделения их указанными полномочиями (в 1991 году возбуждено 12 уголовных дел, в 1992 – 352 дел), в связи с чем, приказами ГТК России от 13.01.1994 года № 7 и от 16.06.1994 № 272 в таможенных органах Российской Федерации созданы подразделения дознания (штатная численность – 715 единиц) и введены должности заместителей начальников таможенных органов по правоохранительной работе.

К первому января 1997 года компетенция таможенных органов была расширена полномочиями по производству неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, связанных с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенным в особо крупном размере либо лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушением таможенного законодательства Российской Федерации, а также по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенным в крупном размере.

Уголовным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу первого января 1997 года, декриминализировано преступление, связанное с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации, а также введена уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (по уголовным делам указанной категории таможенные органы наделены полномочиями по производству неотложных следственных действий).

Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с первого июля 2002 года, наделил таможенные органы правом по производству дознания по уголовным делам о «товарной» контрабанде, а также внес значительные изменения в порядок и сроки расследования таможенными органами уголовных дел.

Так, ранее дознание проводилось только в отношении конкретного лица, а предельный срок расследования составлял 25 суток (15 суток со дня возбуждения уголовного дела с возможностью продления надзирающим прокурором не более чем на десять суток). В период с седьмого июля 2003 года по восьмое июня 2007 года общий срок дознания был увеличен до 30 суток (20+10), а с девятого июня 2007 года таможенные органы правомочны производить дознание в срок до 30 суток с возможным продлением надзирающим прокурором до шести месяцев, а в исключительных случаях (при направлении международного запроса об оказании правовой помощи) – до 12 месяцев.

Федеральный закон от седьмого декабря 2011 года № 420-ФЗ внес значительные коррективы в деятельность таможенных органов.

Так, указанным законом была декриминализирована «торговая контрабанда», установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов, а также таможенные органы лишились полномочий по производству предварительного расследования в форме дознания, сохранив за собой право на производство неотложных следственных действий.

Указанные полномочия были возвращены таможенным органам спустя полтора года в связи с изданием Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, направленного на борьбу с незаконными финансовыми операциями, в разработке которого ФТС России принимала активное участие.

Задачи и решения

В настоящее время таможенные органы наделены правом по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенным в крупном или особо крупном размерах либо группой лиц по предварительному сговору, контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенной в крупном размере, а также неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным образованием (создание, реорганизация) юридического лица либо незаконным использованием соответствующих документов, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем либо лицом в результате совершения им преступления, незаконным экспортом из Российской Федерации или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Также таможенные органы наделены правом по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, совершением валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенным должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, либо совершенным организованной группой, контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенной в особо крупном размере либо группой лиц, контрабандой алкогольной продукции и (или) табачных изделий, контрабандой сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Необходимость обеспечения формирования единообразной правоприменительной практики при выполнении таможенными органами функций органа дознания, контроля за осуществлением уголовного судопроизводства в строгом соответствии с законодательством, организации эффективного функционирования таможенных органов по линии дознания обусловило создание одновременно с введением должностей дознавателей в таможенных органах отдела организации дознания.

На протяжении прошедших 15 лет структура Управления неоднократно претерпевала изменения, изменялись названия подразделений, но основные функции и задачи оставались неизменными, такие как ведение производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов Российской Федерации, производство предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, организация работы в таможенных органах по ведению производства по делам об административных правонарушениях, производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий, контроль за соблюдением законности и обоснованности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействия) при привлечении лиц к административной ответственности, обращение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных от имени ФТС России, к исполнению и приведение их в исполнение.

Также основными функциями и задачами УТРД являются организация, координация и контроль деятельности таможенных органов при обращении постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению и приведении их в исполнение, организация, координация и контроль деятельности таможенных органов при передаче товаров, обращенных в федеральную собственность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организация, координация и контроль деятельности таможенных органов при распоряжении товарами, задержанными по основаниям, предусмотренным таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, обеспечение, организация и координация взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными органами, органами прокуратуры, судами, контролирующими и другими государственными органами, органами местного самоуправления при производстве по делам об административных правонарушениях, производстве предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий, при обращении постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению и приведении их в исполнение, при передаче товаров, обращенных в федеральную собственность, и распоряжении задержанными товарами, а также сбор и формирование государственной и ведомственной статистической отчетности по рассмотрению сообщений о преступлениях, по направлениям производства по делам об административных правонарушениях, производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий, исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, учета оборота товаров, обращенных в федеральную собственность, и задержанных товаров.

Нынешний штат УТРД состоит из 68 сотрудников, укомплектован на 100 процентов и способен достигать поставленных целей и решать самые сложные задачи.

Подготовила Оксана Герасютина

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru