openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Статья заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова «Вместе на защите экономических интересов России» в журнале «Таможня», № 17 (400) 2016 г.

Таможенный контроль сегодня - это отлаженная комплексная система, обеспечивающая защиту экономических интересов Российской Федерации.

Задачи и функции, возложенные на таможенные органы, разнообразны и многоплановы. Одной из важнейших задач на сегодняшний день, особенно в условиях мирового кризиса, является взимание таможенных пошлин и налогов, включающее в себя контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, а также принятие мер по их принудительному взысканию.

Контроль за поступлением в бюджетную систему Российской Федерации обеспечивается как на этапе декларирования товаров, так и на этапе таможенного контроля после выпуска товаров. И на каждом из этапов большое значение имеет информация, имеющаяся в распоряжении таможенных органов, от наличия или отсутствия которой применяются в том или ином объеме формы таможенного контроля.

ФТС России развивает сотрудничество с иными федеральными органами исполнительной власти в части организации и совершенствования информационного обмена информацией, способной оказать влияние на принятие таможенным органом отдельных видов решений в сфере таможенного дела.

Приоритетное место в списке всех соглашений, заключенных ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, занимает соглашение о сотрудничестве с Федеральной налоговой службой. Основанием такого приоритета являются сведения, которыми располагает ФНС России. Это сведения юридического, фактического и экономического характера о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые прямо либо косвенно принимали или принимают участие в обороте иностранных товаров, сведения о финансовом положении таких лиц. Они признаются ФТС России достоверными и значимыми, способными оказать существенное влияние на решения, принимаемые таможенными органами.

Начало взаимодействия таможенных и налоговых органов в сфере информационного обмена было положено в конце 90-х годов прошлого века, когда была принята и вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

Таможенными и налоговыми органами за более чем 15-летний срок информационного обмена выработаны базовые основы информационного обмена, механизмы и инструменты реализации задач, которые находятся в компетенции ФТС России и ФНС России, что нашло свое отражение в Соглашении о взаимодействии между ФТС России и ФНС России, подписанном в 2008 году.

С момента его подписания в соглашение неоднократно вносились изменения, в том числе, в части расширения состава сведений, используемых при взаимном обмене информацией, что свидетельствует о готовности двух служб, ориентируясь на общую конечную цель – увеличение доходной части бюджета Российской Федерации, быть открытыми и конструктивными в диалоге.

Объекты и вопросы контроля у служб разные: таможенный орган контролирует товар в его физических характеристиках, налоговый орган контролирует финансовый результат деятельности налогоплательщика, принимавшего участие в обороте иностранного товара, либо использовавшего иностранный товар в своей хозяйственной деятельности. Несмотря на очевидную взаимосвязь между собой, нарушения в сфере таможенного дела не всегда влекут за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, также как и налоговые правонарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях в сфере таможенного дела. Именно поэтому информация сторон тщательно анализируется на предмет имеющихся возможных рисков нарушения законодательства по компетенции служб, а лишь потом принимается решение о необходимости проведения совместного скоординированного контрольного мероприятия или формы контроля в одностороннем порядке.

Итогом проведенных совместных таможенных и налоговых проверок, в случае выявления каких–либо нарушений законодательства о таможенном деле и законодательства о налогах и сборах, является сумма дополнительно начисленных таможенных и налоговых платежей, которая формирует доходную часть бюджета Российской Федерации.

На сегодняшний момент перед ФТС России и ФНС России поставлены первостепенные задачи по объединению усилий, направленных на повышение собираемости бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 12 Министерству финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. В новых условиях были пересмотрены и подходы по проведению таможенного и налогового контроля.

В вопросах совершенствования деятельности сделан акцент на необходимость повышения эффективности проводимых совместных контрольных мероприятий.

Развитие вертикально и горизонтально интегрированных структур (холдинги, корпорации и др.) привело к появлению множества сделок между компаниями, принадлежащих одной корпорации и находящихся в разных странах мира и имеющих различную степень аффилированности, что, в конечном итоге, предоставляет им возможность применять различные формы и способы уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. Задачи таможенной и налоговой служб – воспрепятствовать этому как путем выявления и пресечения незаконных схем, так и путем создания условий, при которых использование таких схем будет просто невозможным.

Основой для реализации в этом направлении задач стал формируемый совместно двумя службами ежеквартальный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей, который учитывает как направления совершенствования деятельности, так и формирование конкретных отраслей контроля.

Аналитическая работа и таможенные проверки будут более эффективными, если налажен максимально оперативный информационный обмен между ФТС России и ФНС России, а также с иными федеральными органами исполнительной власти.

Для оптимизации обмена информацией, имеющейся в распоряжении ФТС России и ФНС России, в настоящее время проводится работа по сближению информационных систем.

Эта работа станет, своего рода, одним из элементов механизма прослеживаемости движения товаров, или иными словами – сквозного контроля, от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, в которой ФТС России принимает самое активное участие.

Федеральной таможенной службой были выработаны концептуальные предложения, которые легли в основу прорабатываемых на сегодняшний день на площадке ЕЭК базовых документов.

Сквозной контроль в отношении товаров, лиц и совершаемых операций обусловлен необходимостью:

– обеспечения полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей;

– повышения качества таможенного и налогового контроля для мобилизации доходов федерального бюджета;

– выявления резервов собираемости таможенных и налоговых платежей на основе системы управления рисками;

– создания условий, исключающих использование лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;

– противодействия незаконным схемам оттока капитала из Российской Федерации.

Введение такого механизма прослеживаемости движения товаров позволит федеральным органам исполнительной власти всех государств – членов ЕАЭС проводить эффективный государственный контроль, в том числе, в вопросах администрирования таможенных и налоговых платежей.

В сегодняшней работе учитывается единая цель при определении приоритетных направлений развития межведомственного взаимодействия – выявление и пресечение схем уклонения от уплаты платежей и налогов, обеспечение полноты собираемости бюджета. Для достижения этой цели ФТС России и ФНС России используют все возможные ресурсы и инструменты, имеющиеся у двух служб, и динамика роста пополнения бюджета государства по линии наших ведомств свидетельствует о том, что векторы развития выбраны верно. 

Руслан ДАВЫДОВ

Заместитель руководителя ФТС России

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru