openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Статья заместителя начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы Рустама Якубова "Проверки на дорогах, и не только", опубликованная в журнале «Таможенное регулирование, таможенный контроль» (№4, 2016 г.)

Якубов Р.Р., заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы РФ, в ходе вебинара «Особенности ввоза товаров из Казахстана на территорию Российской Федерации в связи с вступлением Казахстана в ВТО», организованного ТПП России, рассказал о работе российских таможенников с товарами изъятия.

В отношении товаров изъятия мы применяем те же инструменты, что и в работе с товарами, подпадающими под ответные санкции, а также происходящими с Украины и из Турции. В связи с присоединением Республики Казахстан к ВТО на уровне Евразийского экономического совета был принят ряд документов, определяющих порядок оборота на территории ЕАЭС некоторых товаров, ввезенных на территорию Казахстана из третьих стран и происходящих с территории Казахстана. Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2015 г. № 59 был утвержден перечень товаров (с кодами ТН ВЭД ЕАЭС), в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к ВТО, применяются ставки ввозных таможенных пошлин более низкие по сравнению со ставками Единого таможенного тарифа Союза. Среди таких товаров, например, относящиеся к кодам 02 (мясо и субпродукты), 17 (сахар и кондитерские изделия), 22 (алкогольная продукция), 44 (древесина и изделия из нее), 61, 62 (предметы одежды), 87 (средства наземного транспорта) и др. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 22 «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» Евразийской экономической комиссии и правительствам стран ЕАЭС было поручено провести ряд мероприятий в области таможенно-тарифного регулирования. В частности, даны следующие поручения: ЕЭК и правительствам государств ЕАЭС совместно с правительствами государств - членов Евразийского экономического союза до 31 марта 2016 г. проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в целях установления в отношении отдельных категорий товаров ставок ввозных таможенных пошлин с учетом обязательств Республики Казахстан, принятых в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации. Кроме того, в соответствии с Протоколом о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (п. Бурабай, 16 октября 2015 г.) Республике Казахстан надлежало создать на своей территории систему учета и обращения товаров, включенных в Перечень товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан из третьих стран, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, к которым применяются пониженные ставки пошлин (далее – товары, включенные в Перечень).

К сожалению, система учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств - членов ЕАЭС, предусмотренная Протоколом, пока не создана. В настоящее время обмен информацией между уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с временными техническими условиями для обмена информацией через информационную систему электронных счетов-фактур Республики Казахстан (информационная система электронных счетов-фактур РК – информационная система центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, посредством которой осуществляются выписка, отправка, прием, регистрация, обработка, передача, получение и хранение ЭСФ. – ред.). Условием перемещения с территории РК на территорию других государств ЕАЭС товаров, включенных в Перечень, является наличие бумажного или электронного счета-фактуры и копии декларации на товары, подтверждающей факт таможенного оформления, заверенных печатью и подписью должностного лица Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. В отношении товаров, включенных в Перечень, страной происхождения которых является Казахстан, обязательно наличие сертификата происхождения товаров формы СТ-1 и бумажного или электронного счета-фактуры, заверенного печатью и подписью должностного лица КГД Минфина РК. Подробно порядок по заполнению граф счетов-фактур расписан на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (http://kgd.gov.kz/ru/section/vto). Подписи и печати должностных лиц КГД Минфина РК направляются в ФТС России для осуществления сверки при контроле товаров.

В связи с присоединением к ВТО Республике Казахстан надлежало обеспечить в части создания системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств - членов Евразийского экономического союза наличие в декларациях на товары идентификационных признаков товаров, ввезенных в РК по ставкам, отличным от ставок ЕТТ ЕАЭС. Для целей отличия в декларации на товары зашифрован код оформления товаров по пониженным ставкам (ВТО) или по ставкам ЕТТ. Если в регистрационном номере таможенной декларации первая цифра – ноль, значит товары были оформлены по ставкам ЕТТ, если единица – по ставкам ВТО. Декларации с единицей не могут проходить оформление, поскольку такие товары запрещены к ввозу на территорию остальных стран ЕАЭС, они предназначены только для внутреннего потребления на территории Казахстана. Помимо различительных пометок в декларации на товары в отношении товаров изъятия в соответствии с Соглашением об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 19 октября 2011 г. для проведения таможенными подразделениями контроля в режиме онлайн должны передаваться электронные образы и сведения о таможенных декларациях, оформленных в РК. В период с 1 января по 20 февраля 2016 г. в Казахстане было оформлено 252 таможенных декларации на товары изъятия: общий вес декларируемых товаров составил чуть больше 70 тыс. тонн, статистическая стоимость – 141 млн долларов США, основная номенклатура – группа 21 группа (разные пищевые продукты), 33 (эфирные масла, парфюмерия, косметические изделия), 39 (пластмассы), 85 (электрические машины и оборудование), 87 (средства наземного транспорта) и 94 (мебель и принадлежности).

Я хотел бы обратить внимание на то, каким образом в настоящий момент осуществляется контроль за товарами, включенными в Перечень. Сегодня на территории России действуют 32 мобильные группы, которые осуществляют контроль не только товаров изъятия, но и товаров, подпадающихпод ответные санкции и происходящих с Украины и из Турции. В состав мобильных групп входят должностные лица оперативно-розыскных подразделений, подразделений, осуществляющих контроль по делам об административных правонарушениях, контроля после выпуска, номенклатуры товаров и при необходимости эксперты и кинологи. С учетом того, что администрирование деятельности мобильных групп возложено на Главное управление контроля после выпуска товаров ФТС России, в конце 2015 г. нами был разработан журнал учета фиксирования товаров, за которыми осуществляют контроль мобильные группы, а также ежедневная форма отчетности. Информация поступает к нам ежедневно к 10 часам следующего дня, и мы видим, какие мероприятия проводили мобильные группы, какие товары были выявлены, какие нарушения и т.д. В работе мобильных групп кроме сотрудников подразделений таможенных органов участвуют также должностные лица иных федеральных органов исполнительной власти, таких как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, МВД, ГИБДД, то есть в комплекс мер при проверке транспортного средства входит контроль документов и товаров, в том числе тех, контроль за которыми относится к иным органам исполнительной власти. Говоря о результатах деятельности мобильных групп, следует отметить, что они контролируют не только товары изъятия. Так с 27 ноября 2015 г. по февраль 2016 г. было проверено около 16 тыс. транспортных средств, в том числе железнодорожных вагонов. Из них в 197 были выявлены признаки нарушения таможенного и иных видов законодательства: 6,5 тыс. тонн товаров были отправлены обратно в Казахстан по нарушениям, выявленным Россельхознадзором; на территорию Украины было возвращено 1,5 тыс. тонн товаров, ввезенных с нарушением условия транзита; задержано 9 тонн санкционных товаров; совместно с Россельхознадзором уничтожено свыше 500 тыс. тонн, запрещенных к ввозу и обороту в Россию, возбуждены административные и уголовные дела.

Таким образом, механизм по недопущению санкционных товаров и товаров, подпадающих под иные запреты в соответствии с законодательством ЕАЭС, работает. В настоящее время мы не видим особых проблем в отношении товаров изъятия, фактов ввоза товаров по сниженным ставкам в настоящее время не зафиксировано, но мобильные группы готовы в любой момент перейти на круглосуточный режим работы в случае необходимости. Добавлю, что подразделения таможенного контроля после выпуска товаров нацелены не только на координацию мобильных групп, работа которых имеет все-таки профилактический характер (транспортные средства проверяются выборочно по определенной методике), но также ведется активная работа с пограничной службой в части получения дополнительной информации при пересечении границы транспортными средствами и с правоохранительным блоком ФТС. Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проводится анализ информации, которая фиксируется в журнале учета, с целью выбора объектов контроля на внутреннем рынке.

Приведу пример по санкционным товарам. В зоне деятельности СЗТУ подразделениями ФТС в качестве профилактики было назначено 8 мероприятий по местам разгрузки товаров, в отношении которых мобильными группами не выявлено признаков нарушений, в результате обнаружено около 300 тонн товаров, запрещенных к ввозу и обороту на территории России, то есть понимая, что мобильные группы не могут досмотреть все ввозимые товары, мы используем механизм контроля после выпуска товаров непосредственно на внутреннем рынке. Это уже комплекс мероприятий, к проведению которых подключаются территориальные органы исполнительной власти, и контроль осуществляется межведомственными группами. Таким образом подразделения таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют свою работу. Возможно через какое-то время санкции будут отменены, но у нас разработан алгоритм контроля, который будет применяться в отношении определенной категории товаров либо товаров определенного государства в случае соответствующего поручения Президента РФ или Правительства РФ.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru