openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью проректора по общим вопросам Российской таможенной академии Валерия Оплетина журналу «Таможня» № 5 март 2016 года «Информационные технологии на службе образования»

На базе официального сайта Российской таможенной академии  запущен образовательный портал. Об этом интересном событии, а также о работе административно-управленческих отделов, рассказывает проректор по общим вопросам Валерий ОПЛЕТИН.

– Валерий Евгеньевич, вы курируете деятельность структурных подразделений академии, которые осуществляют информационно-технические, административно-управленческие и аналитические функции. Работа сотрудников на этих направлениях редко попадает в поле зрения СМИ. Но от этого она не становится менее значимой.

– Действительно, сложно представить себе деятельность серьезной организации, в условиях полного отсутствия средств связи и коммуникаций, информационной, аналитической, юридической поддержки и документооборота. Такая структура просто нежизнеспособна. В РТА все эти направления реализуют соответствующие структурные подразделения.

– Есть ли в РТА структура, отвечающая за IT направление?

– IT направление обеспечивает Научно-технический центр информатики, систем связи и коммуникаций. В настоящее время, в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами, требуется высокая информационно-техническая оснащенность вузов. Это определяет основные задачи, стоящие перед научно-техническим центром.

Центр успешно справляется с вызовами современности, поддерживая в рабочем состоянии и модернизируя те средства, которые у нас уже есть, и, внедряя новые. Поэтому Российская таможенная академия в программно-информационном и техническом отношении оснащена очень хорошо, возможно лучше, чем многие другие ВУЗы. Центр обеспечивает администрирование сетей, как ведомственных, так и общего универсального назначения, а также работу специальных и универсальных компьютерных классов.

– Что уже удалось осуществить, а и что еще предстоит сделать?

– Обратите внимание на наш сайт. С декабря 2015 года он работает на качественно новом уровне. Помимо привычных, на нем появились такие блоки, как «информационно-образовательная среда», «редакционно-издательский отдел», «библиотечно-информационный центр». Теперь это не просто сайт, а образовательный портал, куда можно зайти из любой точки, где есть подключение к Интернету (сетевое или Wi-Fi).

Пока сюда может зайти любой. В дальнейшем же часть материалов портала не будет предназначена для общего пользования. Чтобы ею воспользоваться потребуется специальный допуск. Уже сейчас функционал портала позволяет проводить биеннале, вебинары, дистанционные зачетные мероприятия в режиме on-line. Он автоматически формирует портфолио студента и страницу преподавателя.

Используя портал преподаватели могут одним кликом отправлять студентам сообщения с важной информацией, отсылать задания, осуществлять тестирование. Это уже экономит значительное время всех участников образовательного процесса  от работника деканата до студента.

В самое ближайшее время студенты смогут в любой момент посмотреть на портале свои результаты, расписание занятий и т.д. Таким образом, «информационная  образовательная среда» – это важный шаг к автоматизации учебного процесса.

В дальнейшем предполагается развернуть дополнительный модуль, позволяющий осуществлять контроль электронного документооборота и контроль исполнения административных решений. Будет запущен механизм кампусных карт, который позволит не только контролировать вход/выход студентов и преподавателей, но и получать быстрый доступ к ресурсам информационно-образовательной среды в Академии. Например – в электронный журнал для контроля успеваемости и посещаемости обучающихся.

Первая группа методистов и документоведов уже прошла обучение для работы с порталом. В феврале планируется обучение еще около 200 человек преподавательского и научного состава.

– Какими еще возможностями в техническом отношении обладает РТА?

– Академия располагает не только обучающими комплексами и тренажерами,  современными лингафонными и компьютерными классами, и оборудованными по последнему слову техники аудиториями, но и ситуационными центрами. Они позволяют вести подготовку специалистов в области управления таможенного дела с применением современных информационных технологий. Это прежде всего системы, обеспечивающие проведение  видеоконференций и  компьютерные комплексы моделирования функционирования таможенных структур различного назначения.

На базе ситуационных центров регулярно проводятся всероссийские и международные научно-технические конференции. В Академии реализованы и доступны всему постоянному персоналу и лицам, проходящим обучение, все современные сетевые информационные технологии. Это и корпоративная электронная почта, и облачные технологии. Имеющиеся вычислительные системы и богатое программное обеспечение позволяют проводить сложные научно- исследовательские работы в различных областях науки и техники в интересах развития таможенного дела.

Все это подтверждает своевременность планов по созданию нового факультета.

– Открытие факультета информационных технологий – это уже суровая необходимость. Сотрудники таможенных органов пользуются в работе внушительным количеством всевозможной спецтехники и программных продуктов. Всему этому нужно обучать студентов. С этой функцией мог бы справиться новый факультет. На начальном этапе для этой цели хватило бы двух кафедр.

– В вашем ведении находятся и другие отделы. Какие задачи стоят перед отделом кадров?

– Основные направления деятельности кадровой службы в настоящее время – это реализация «дорожной карты» по совершенствованию администрирования и стратегии развития в сфере кадрового менеджмента.

Среди задач, стоящих перед кадровой службой, не последнее место занимает создание благоприятной рабочей обстановки, доброжелательного психологического климата в коллективе. Успешная адаптация (а значит, в будущем и высокая производительность труда) вновь принятых работников к новым условиям работы и коллективу, во многом зависит от качества работы на этом важном направлении кадровой службы.

Одна из главных задач отдела кадров – это обеспечение академии качественными профессиональными кадрами и оптимизация их использования. Работа отдела кадров заключается в эффективном использовании кадрового ресурса для достижения стратегических целей, стоящих перед академией, а также целей отдельно взятых сотрудников. Однако, их исполнение должно строго соответствовать действующему гражданскому и трудовому законодательству, обеспечивая защиту от возможных трудовых споров и судебных исков.

Что представляет собой кадровая политика академии?

– Кадровая политика Российской таможенной академии – это целостная долгосрочная стратегия управления персоналом академии и ее филиалов в направлении поддержания кадрового потенциала на уровне, необходимом для осуществления образовательной и научной деятельности в интересах ФТС России. Она проводится в соответствии с действующим законодательством РФ.

Одно из требований к высшему учебному заведению – не менее 60 процентов состоящих в штате преподавателей должно иметь ученую степень. В РТА это количество равно 74 процентам. В Санкт-Петербургском филиале ученую степень имеет 84 процента профессорско-преподавательского состава, в Ростовском филиале – 73 процента  и во Владивостокском – 73 процента. Таким образом показатель в Российской таможенной академии существенно превышает необходимый минимум.

– Могут ли студенты по окончании обучения в академии стать ее преподавателями?

– Разумеется, могут. Большое внимание в РТА уделяется сохранению традиций, обеспечению преемственности поколений в науке и образовании, формированию профессорско-преподавательского состава с ориентацией на сохранение и дальнейшее развитие научных школ. Так, выпускники, проявившие себя за годы учебы с наилучшей стороны, имеют возможность поступить в аспирантуру, а по окончании ее – защитить диссертацию, а в дальнейшем влиться в профессорско-преподавательский или научно-исследовательский состав академии.

Есть ли в штате академии иногородние преподаватели?

– В РТА успешно работают несколько иногородних и иностранных преподавателей, в частности преподаватели из Сербии. У нас приветствуется привлечение преподавателей, имеющих стаж работы в таможенных органах. Их практический опыт трудно переоценить.

– Успешному движению вперед способствует наличие плана, который учитывает и реалии, и перспективы развития. Что вы можете рассказать о структурах, осуществляющих планирование деятельности РТА?

– Эту функцию у нас выполняет организационно-аналитический отдел. Он осуществляет решение задач по следующим направлениям деятельности: организационное и информационно-аналитическое обеспечение руководства и структурных подразделений академии; обеспечение координации и контроля выполнения структурными подразделениями Академии «Плана мероприятий ФТС России, направленных на повышение эффективности образования и науки» и «Программы развития Российской таможенной академии на 2014-2020годы»; подготовка аналитических материалов, календарных планов мероприятий  на учебный год и каждый месяц, презентаций и демонстрационных материалов к докладам начальника академии; разработка  документов и предложений по совершенствованию деятельности академии; участие в подготовке заседаний ректората и Ученого совета; составление ежеквартальных и годовых отчетов о деятельности академии.

Отдел ежеквартально осуществляет оценку эффективности деятельности академии, анализируя выполнение всеми структурными подразделениями контрольных показателей. К компетенции организационно-аналитического отдела также относится мобилизационная подготовка, воинский учет и бронирование сотрудников, работников и студентов академии.

– Какие функции выполняет юридический отдел?

– Прежде всего, юридический отдел обеспечивает законность принимаемых решений по направлениям деятельности академии, осуществляет представление и защиту интересов РТА в судебных и иных государственных органах, ведет претензионную работу, рассматривает обращения физических и юридических лиц.

Помимо указанных, «традиционных» функций юридический отдел нередко участвует в проведении занятий по повышению правовой грамотности и культуры работников и обучающихся в РТА. С 2015 года работники отдела проводят антикоррупционную экспертизу государственных контрактов для обеспечения открытости и прозрачности закупочных процедур, а также конкурентной среды между участниками закупок.

– Какое структурное подразделение отвечает в академии за документационное обеспечение, в чем его основные функции и задачи?

– В РТА создана Рабочая группа по документационному обеспечению. В соответствии с возложенными на нее задачами она осуществляет функции по обеспечению единого делопроизводства в Академии, а также разработке, внедрению новых технологических процессов работы с документами и информацией, способствующих повышению культуры работы с ними, сокращению сроков прохождения и исполнения документов, формирования архива.

Принимаются меры по упорядочению состава документов, оптимизации документопотоков и документооборота в целом. Статистика по документообороту за 2015 год следующая:  общее количество документов, поступивших из вышестоящих таможенных органов и иных организаций, составило 7700 единиц, количество исходящих писем – 7223, при этом приказов и распоряжений по Академии было издано 6400.

– Как осуществляется взаимодействие рабочей группы по документационному обеспечению с остальными структурными подразделениями?

– Работники группы принимают участие в постановке задач, проектировании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем, а также новейших информационных технологий, применяемых в Академии, осуществляют работу с документами на бумажных носителях и электронными сообщениями,  электронными документами, электронными образами документов в системе электронного документооборота.

Марина АКСЕНОВА

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru