openservice

opendata2

PDFПечать

Выступление статс-секретаря, заместителя председателя ГТК России Юрия Азарова на семинаре «Хамина – новые возможности для бизнеса» в Финляндии 5 июня 2003 года

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте мне высказать слова благодарности организаторам семинара за приглашение и предоставленную возможность изложить основные направления реформы таможенной политики в России.
В результате длительной, продолжительностью свыше четырех лет, работы принят новый Таможенный кодекс Российской Федерации, который вносит значительные коррективы в организацию таможенного дела, в таможенные процедуры, по-новому формулирует права и обязанности участников внешнеторговой деятельности и перевозчиков, Правительства и таможенных органов.
Мы тщательно учли опыт реализации Таможенного кодекса, принятого в 1993 году, все его положительные стороны и многочисленные недостатки, а также практику организации таможенного дела в других государствах мира, в том числе в Финляндии. Проект Кодекса прошел тщательную экспертизу со стороны российского и международного бизнеса, Всемирной торговой и таможенной организаций. Кстати, одним из основных экспертов от Всемирной таможенной организации и ЕС был господин Якко Пекко Миттенен, который оказал нам неоценимую помощь в подготовке нового российского таможенного законодательства, отвечающего международным стандартам, за что ему особая благодарность от ГТК России.
При подготовке нового Таможенного кодекса решены следующие основные задачи по совершенствованию таможенного законодательства:
а) приведение таможенного законодательства Российской Федерации в соответствие с общепринятыми международными нормами, прежде всего с новой редакцией Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в июне 1999 года. Учтены и требования Всемирной торговой организации к России на переговорных процессах в Женеве. Такая унификация законодательства с международными нормами будет способствовать развитию внешней торговли и ее стимулированию;
б) предельно прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере самим Кодексом (из-за несовершенства Кодекса 1993 года в настоящее время действует около трех тысяч различных подзаконных актов, писем, разъяснений ГТК России);
в) законодательное закрепление интересов развития российской экономики, предпринимательства в сфере торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры, создание лучших условий для инвестирования средств в российскую экономику со стороны других государств мира;
г) упрощение и облегчение таможенных процедур. Таможенный кодекс в новой редакции позволит значительно изменить правовую основу деятельности таможенных органов в связи с установлением в самом законе норм прямого действия. Для бизнеса это означает стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории Российской Федерации.
Непосредственно в Кодексе установлен, например, перечень сведений и документов, которые необходимо предъявить таможне при прибытии транспортного средства с товаром на пограничный пункт пропуска. Мы пошли на то, чтобы напрямую перенести в Кодекс положения международных конвенций, регулирующих международный таможенный транзит, с тем, чтобы таможенник требовал с перевозчика лишь те документы и сведения, которые прямо указаны в законе. ГТК России дано право лишь сокращать этот перечень в зависимости от особенностей транспорта и товара.
По новому Кодексу Таможенный комитет ограничен в праве издания подзаконных нормативных актов. Такие правовые акты будут в основном устанавливать форму таможенных документов (например, таможенной декларации, удостоверения временного ввоза и других), а также перечень содержавшихся в них сведений, но не больше тех, что перечислены в законе.
Новый Кодекс потребует серьезной перестройки таможенного администрирования, ибо нормы прямого действия предусматривают их исполнение непосредственно в таможне, без многочисленных согласований с вышестоящими инстанциями, что затягивает сроки таможенного оформления и бюрократизирует таможенную службу, за что нас резко критикуют представители бизнеса и транспортники.
Предусматриваются упрощение и ускорение процедур таможенного оформления. Срок передачи товаров импортерам сокращается с десяти до одного - трех дней, что приведет к снижению издержек участников внешнеторговой деятельности, сокращению простоев транспортных средств и ускорению товарооборота.
У вас может возникнуть вполне резонный вопрос, какие механизмы заложены в законе для завершения таможенного оформления и контроля в установленные сроки.
Предусмотрена возможность выпуска товаров до завершения таможенного оформления. Введена упрощенная форма декларирования для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Установлена возможность завершения процедуры таможенного оформления и контроля в течение 45 дней с момента подачи неполной декларации в связи отсутствием полного набора сведений (сегодня, как известно, при отсутствии полного набора сведений декларация не принимается).
Существенным облегчением для импортеров станет предварительное декларирование, когда все процедуры документального оформления можно пройти за 15 дней до ввоза товаров или до завершения доставки. Это позволит таможне выпускать товар «с колес», если содержимое груза соответствует тому, что записано в декларации.
Таможенный кодекс расширяет круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры. Например, в вопросах перевозки товаров такое право предоставляется российским экспедиторам, что позволит оптимизировать логистические схемы и избежать вынужденных расходов на оплату услуг таможенных брокеров.
Статья 126 Кодекса устанавливает, что декларантом может быть только российское лицо за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
- физическими лицами (в случаях, не связанных с предпринимательской деятельностью);
- иностранными лицами, пользующимися льготами (дипломатическими, консульскими представителями, международными организациями и их сотрудниками и др.); иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров таких представительств;
- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
- иных случаях, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой является российское лицо.
Особо хочу подчеркнуть, что Таможенный кодекс четко прописал положения, связанные с перемещением транспортных средств в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин:
- если транспортное средство (далее ТС) зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
- если ТС ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом;
- если ТС не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
- если ТС, ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (субаренду).
Подробно прописаны случаи освобождения от уплаты от таможенных пошлин в случае ремонта транспортного средства, ввозимых с ним спецоборудования, запасных частей и оборудования, в том числе временно ввозимых для ремонта ТС.
Важным является положение Кодекса о том, что при таможенном оформлении ТС принимаются в качестве въездной и выездной декларации стандартные документы перевозчика, если в них содержаться все необходимые сведения о ТС, цели ввоза (вывоза), маршруте, грузе, припасах, экипаже, пассажирах и другие.
Кодексом введен новый таможенный режим «перемещение припасов», предусматривающий перемещение товаров, предназначенных для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах включая топливо и горюче-смазочные материалы, для потребления членами экипажа и пассажирами, и продажи им.
Предполагается снижение размеров сборов за таможенное оформление, а также отмена сборов, связанных с выдачей лицензий и разрешений.
Несомненную выгоду для участников ВЭД принесет установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации, как это предусмотрено действующим Таможенным кодексом, установлено, что уплата таможенных платежей будет требоваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях, - и после выпуска при представлении необходимых гарантий. Установлен налогооблагаемый минимум для товаров с низкой стоимостью. Это позволит выпускать такие товары максимально быстро, что особенно актуально для экспресс-перевозчиков.
Предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов.
Для развития информационных систем российской таможни Всемирный банк выделил кредит на сумму более 140 миллионов долларов США.
Много новых положений и в разделах Кодекса регулирующих таможенные процедуры. Многие из них будут совершаться на основе заявительного порядка. Например, теперь участник внешнеторговой деятельности (перевозчик) определяет маршрут и время доставки товара транспортным средством в таможню назначения или на пункт пропуска. Таможня лишь контролирует их соблюдение.
Введена система управления рисками, что позволит сосредоточить внимание лишь на тех товарах, по которым имеют место наиболее частые нарушения таможенных правил.
Предельно ограничены условия, при наличии которых принимается решение о таможенном сопровождении (ст.82), а Налоговый кодекс установит твердые ставки взимания сборов за таможенное сопровождение.
Права участников внешнеторговой деятельности защищены их правом обжаловать действия (бездействие) таможенных органов в суд или в вышестоящий таможенный орган. Все решения таможенных органов должны быть мотивированны в письменном виде, кроме случаев, когда сам закон позволяет давать устный ответ.
Установлены жесткие сроки совершения таможенных процедур и совершения действий со стороны таможенных органов и их должностных лиц.
Материальный ущерб, нанесенный незаконными действиями (бездействием) сотрудников таможенных органов подлежит возмещению из государственной казны (федерального бюджета).
Таковы лишь некоторые новые положения Таможенного кодекса Российской Федерации, который вступит в действие с 1 января 2004 года.
Есть все основания считать, что новый Таможенный кодекс России, в силу своей высокой сопряженности с Киотской конвенцией и Еврокодексом, позволит снять имеющиеся сложности и проблемы в таможенном оформлении и контроле на пунктах пропуска в зоне российско-финляндской границы, ускорить перемещение товаров и транспортных средств, усилить взаимодействие наших таможенных служб.
В статье 358 Кодекса установлено, что в целях совершенствования таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности,
перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Новое таможенное законодательство позволит нам значительно укрепить деловое сотрудничество с таможенным ведомством Финляндии по созданию «зеленого коридора», совместному использованию технических возможностей для обмена информацией, проведения таможенного досмотра, пресечения контрабанды и фактов недостоверного декларирования товаров, применения «двойных счетов», «двойных инвойсов» и т.д...
Мы готовы активно сотрудничать с представителями финляндских деловых кругов, сориентированных в своем бизнесе на Россию. В Кодексе заложена возможность инвестировать в российскую экономику товары, являющиеся собственностью иностранных лиц, которые входят в структуру основных фондов (это, как правило, технологическое оборудование) путем заявления их в режиме временного ввоза на 34 месяца, с выплатой за этот срок таможенных платежей и последующим выпуском в свободное обращение. Это фактически беспроцентное кредитование иностранных инвесторов.
Поэтому рекомендую внимательно изучить новое российское законодательство, чтобы быть готовыми к его применению с 1 января 2004 года.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru