openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Авторская статья начальника Управления таможенного сотрудничества ФТС России Сергея Коноваленко "Таможня создает коридоры сотрудничества", опубликованная в журнале "Таможня № 1-2, январь 2016 года.

В современном мире интенсивность внешнеторговых потоков и разнообразие маршрутов их прохождения неуклонно возрастают. В этих условиях решающее значение приобретают конкретные совместные действия таможенных служб различных стран и работа по обеспечению беспрепятственного перемещения товаров.

Уникальное географическое положение России и транспортная инфраструктура нашей страны способны обеспечить развитие внешнеторговых перевозок товаров по транспортным коридорам, связывающим страны Азии и Европы.

Возрастает и интенсивность международной работы ФТС России. Основные крупные проекты разрабатываются и внедряются в жизнь совместно с нашими партнерами, в первую очередь, из стран Азии. Мы участвуем в их реализации на многосторонней основе, которые имеют трансграничный характер.

Стратегическим союзником ФТС России на азиатском континенте, помимо таможенных служб стран Евразийского экономического союза, конечно, является Главное таможенное управление Китая (далее – ГТУ КНР). Естественно, наиболее значимые проекты мы реализуем вместе с ГТУ КНР, как в двустороннем формате, так и в многостороннем плане.

С китайскими таможенниками  мы работаем над рядом значимых для нашей экономики проектов. Это «Зеленый коридор», который предусматривает обмен информацией в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, для максимального ускорения и упрощения таможенных операций. В настоящее время прорабатываем возможность включения в данный проект мультимодального транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» (Челябинская область). Он представляет из себя многофункциональный терминал, позволяющий принимать до 400 контейнеров и хранить до четырех тысяч в сутки (ожидаемый объем грузопотока – три-пять миллионов тонн в год).

Следующим проектом является взаимное признание результатов таможенного контроля товаров. Он также основан на доверительных отношениях и тесном взаимодействии между таможенными службами России и Китая.

Еще один проект – это обеспечение безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках. Он предусматривает упрощения для участников ВЭД в пунктах пропуска при транзите товаров на основе обмена предварительной информацией.

Одним из самых масштабных экономических, транспортных, логистических проектов, в развитии которого заинтересовано большинство стран евразийского континента, является предложенный китайскими партнерами «Экономический пояс Шелкового пути». Проект нацелен на создание экономического коридора, проходящего через территорию многих стран на евроазиатском континенте. При этом проект сопрягается с инициативой России по организации  «Трансевразийского коридора», а также монгольским проектом «Степной путь».

Реализация проекта «Экономический пояс Шелкового пути» позволит к 2020 году увеличить товарооборот между странами, расположенными по его маршруту, до одного триллиона долларов США, в том числе между Россией и Китаем до 200 миллиардов долларов.

В стратегическом плане особая роль в нем отводится таможенным службам, а именно по ускорению совершения таможенных операций в пунктах пропуска на межгосударственных границах и на границах экономических объединений, таких, например, как ЕАЭС и ЕС. Хочу отметить, что основные товарные потоки из Юго-Восточной и Центральной Азии следуют транзитом в Европу через территорию России. Конечной целью проекта в перспективе может быть формирование единого евразийского пространства и трансконтинентальной магистрали от Юго-Восточной Азии до Атлантики. И на этом пути ФТС России принадлежит одна из основных ролей в достижении намеченных целей.

По заявлению руководителя ФТС России Андрея Юрьевича Бельянинова «сопряжение проектов Великого шелкового пути и Евразийского экономического союза – это шанс на экономическое развитие не только для России, других стран и Китая, но еще и больший шанс для Европы. Европейские страны заинтересованы в реализации нового экономического коридора. Китайские товары все равно будут приходить в европейские страны, вопрос только – каким путем. Если товары будут доставляться по суше, то экономия времени составит от двух до трех недель. Заинтересованность европейцев в проекте видна через призму взаимоотношений с нашими коллегами».

Формат работы проекта «Экономический пояс шелковый путь» обсуждался совсем недавно нашим руководителем с таможенными администрациями Словакии и Финляндии. Словакия может стать страной первого пересечения границы Европейского союза, как государство, предлагающее привлекательные торговые и транзитные условия. А.Ю. Бельянинов во время визита в Братиславу договорился со словацкими партнерами провести встречу экспертов таможенных служб России, Китая и Словакии по вопросам расширения проекта и пригласить на это мероприятие заинтересованные российские министерства и ведомства.

А что представляет собой монгольский проект «Степной путь»? Он предусматривает развитие инфраструктуры, соединяющей Монголию с Китаем и Россией. Проект состоит из пяти частей, включающих высокоскоростные автодороги протяженностью 997 километров, от границ с Китаем и до России, 1100-километровую электрифицированную железную дорогу, расширение прилегающей железнодорожной сети в стране, газо- и нефтепроводы.

Общий объем инвестиций в проект оценивается примерно 50 миллиардов долларов. И можно сказать, что монгольский «Степной путь» вписывается в проект «Экономический пояс Шелкового пути», а также сопрягается с российским транзитным коридором.

На пути сопряжения всех проектов мы, совместно с нашими китайскими и монгольскими коллегами, уже сделали первые шаги – подписали меморандум о создании благоприятных условий развитию торговли. В ходе его реализации на трехсторонней основе предусматривается взаимное признание результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров. Что это значит –  товары, прошедшие контроль на китайско-монгольской границе, смогут без дополнительного досмотра пересекать монгольско-российскую границу и наоборот.

Конечно, чтобы воплотить в жизнь эту идею, необходимо проверить на деле ее жизнеспособность. Поэтому мы пришли к согласию провести встречу на экспертном уровне и изучить возможность организации эксперимента по взаимному признанию результатов таможенного контроля на трехсторонней основе в автоматическом режиме.

На северо-западной границе России совместно с финляндскими и китайскими партнерами мы уже приступили к практическому осуществлению совместных мероприятий по упрощению транзитных контейнерных перевозок товаров и грузов из Финляндии в Китай через территорию Российской Федерации. Эти упрощения будут касаться не только поездов, следующих с товарами, но и порожних составов.

На встрече руководителей таможенных служб России и Китая, а также России и Финляндии в октябре 2015 года в Харбине и соответственно в Москве достигнуты договоренности о начале работы по упрощению транзита.

Поясню, что под регулярными контейнерными перевозками понимаются контейнерные поезда, идущие транзитом из Финляндии в Китай через ЖДПП Вяртсиля (Карельская таможня). Первый такой тестовый поезд прошел в мае 2015 года. В сентябре 2015 года проследовало еще три состава. Поезда прошли таможенный контроль в среднем за пять часов, т.е. на совершение всех операций по одному  транспортному средству (контейнеру)  было затрачено не более пяти минут. Товар, ранее доставляемый в КНР морским транспортом, стал перевозиться железной дорогой. Такая перевозка сокращает время в пути почти в три раза (до полутора недель) по сравнению с морской доставкой.

Российская Федерация участвует также в международном транспортном коридоре (далее – МТК) «Север-Юг» во исполнение  межправительственного соглашения подписанного Россией, Индией и Ираном. К соглашению уже присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия, Турция, Таджикистан, Болгария, и Украина. Среди возможных кандидатов – Бахрейн, Туркменистан, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка. Серьезную заинтересованность в эксплуатации коридора проявляют ряд европейских стран, в частности Финляндия.

Кратко обрисую основные параметры этого проекта. МТК «Север-ЮГ» – это мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов общей протяженностью 7200 километров от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия). Он связывает с Россией страны Южной и Юго-Восточной Азии. По оценкам ОАО «РЖД», объем товарного рынка МТК «Север-Юг» составляет около 25 миллионов тонн. Основные преимущества этого коридора перед другими маршрутами и в частности перед морским, через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два или более раза расстояния и стоимости перевозок. Привлекательным для бизнеса его также делает наличие развитой инфраструктуры различных видов транспорта (прежде всего железнодорожного и морского), имеющей выход на транспортные системы прикаспийских государств.

В прикаспийском регионе МТК «Север – Юг» предполагает несколько маршрутов следования грузов: транскаспийский маршрут – с использованием морских портов России и Ирана; западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение по территории Азербайджана с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана; восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана.

В настоящее время прорабатываются наиболее оптимальные маршруты, которые отвечали бы экономическим интересам Российской Федерации.

Мы явились инициаторами проведения встречи экспертов таможенных служб России, Азербайджана, Индии, Ирана, Казахстана и Туркменистана по вопросу развития МТК «Север-Юг», которая состоялась в декабре прошлого года в Астрахани. В развитие данного направления сотрудничества прорабатывается возможность заключения многостороннего соглашения между таможенными службами наших стран о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых по МТК. В соглашение также будут включены положения об электронном обмене сведениями о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Для работы над проектом предусматривается создание рабочей группы. Координатором проводимых мероприятий определена российская сторона и в частности ФТС России.

Учитывая возросший интерес наших индийских партнеров к данному проекту, решение российско-индийской межправительственной комиссии о необходимости принятия эффективных мер по расширению использования МТК «Север-Юг», можно предположить в недалеком будущем увеличение объемов грузоперевозок на этом направлении.

Таможенные органы государств, расположенных вдоль маршрута, являются одним из важных звеньев контроля за международными логистическими потоками. Увеличение объемов международных перевозок может быть достигнуто при условии сокращения времени транзита, а также упрощения и унификации таможенной документации и процедур, касающихся перевозок товаров по данному маршруту. Над этими вопросами и работают сейчас таможенные службы заинтересованных стран.

Выше я обрисовал основные параметры евроазиатских проектов и мероприятия, которые осуществляет ФТС России для их реализации. Имеется еще ряд интересных заделов на двусторонней основе с европейскими партнерами.

ФТС России активно сотрудничает с таможенными службами прибалтийских стран в проектах, которые направлены на упрощение и ускорение таможенного оформления как для участников ВЭД, так и физических лиц при пересечении границ.

С латвийскими коллегами осуществляются следующие проекты: признание результатов таможенного контроля, проведенного сопредельной стороной; обмен данными, полученными в результате использования инспекционно-досмотровых комплексов; «сплошной зеленый коридор» для физических лиц в МАПП Убылинка-Гребнево.

С Эстонией в пилотной фазе работает проект по ускоренному пересечению границы автовозами в МАПП Куничина гора-Койдула, а в настоящее время прорабатывается «зеленый коридор», который будет распространен на все многосторонние автомобильные пункты пропуска на российско-эстонской границе.

С таможенной службой Литвы в стадии проработки находится соглашение об информационном взаимодействии в области обмена данными, полученными в результате использования ИДК.

В пилотном режиме в МАПП Мамоново-2 – Гжехотки организован «сплошной зеленый коридор» с польскими партнерами. Он позволяет физическим лицам, пересекающим российско-польскую границу на легковых автомобилях и не имеющих товаров, подлежащих декларированию, следовать по специально выделенной полосе, на которой таможенные операции сведены к минимуму и касаются только декларирования транспортных средств для личного пользования.

Хотел бы отметить, что инициатором проектов с таможенными службами стран Балтии, да и других европейских государств, зачастую выступает ФТС России. В ходе взаимодействия с иностранными коллегами проводится большая и порой длительная работа по согласованию наших позиций. Но при этом не допускается какого-либо ущемления экономических интересов, как Российской Федерации, так и наших партнеров.

Только в тесном сотрудничестве таможенников всех стран можно реализовать, как самые крупные, так и мелкие проекты, ведущие к росту национальных экономик.

Сергей КОНОВАЛЕНКО

Начальник Управления таможенного сотрудничества

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru