openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Статья Владимира Мантусова, ректора Российской таможенной академии, и Алексея Тебекина, проректора Российской таможенной академии, «Кривое зеркало. Почему таможенная статистика российского импорта расходится с данными стран-экспортеров?» в газете «Финансовая газета» от 17.12.2015 г.

В СМИ стала регулярно появляться информация о том, что, по расчетам ученых Института проблем рынка (ИПР) РАН, только в 2013 г. по разработанной ими методике российский бюджет недополучил от таможни $40 млрд Известно, что ученые, в том числе ИПР РАН, проводившие исследования, использовали данные системы таможенно-банковского валютного контроля Центрального банка России и метод «зеркальной статистики».

При этом в исследованиях были использованы данные внешнеторговой деятельности, полученные от Федеральной таможенной службы, Центробанка, Евразийской экономической комиссии, Минфина России и других организаций.

По словам директора ИПР РАН Валерия Цветкова, сравнение общей суммы платежей и фактурной стоимости вывезенных из России товаров, задекларированных таможенными органами, позволило определить общий объем заниженной стоимости при декларировании в 2013 г. в $47 млрд. Посчитанное аналогичным образом занижение стоимости при импорте в 2013 г., по оценкам ИПР РАН, составило $45 млрд.

По оценкам Валерия Цветкова, нерегистрируемый импорт за 2013 г. составил $23 млрд. С этих денег не платятся налоги, это обычная контрабанда, считает он. В целом оценки ИПР РАН таковы: бюджетные потери при экспортных операциях в 2013 г. составили $14 млрд; при импортных операциях — почти $20 млрд, т.е. суммарно $34 млрд.

По свидетельству ИПР РАН использование для проверки исходных данных методику «зеркальной статистики» не только подтвердили порядок выявленных потерь, но и позволило установить рост суммы возможных бюджетных потерь от недоимки таможенных платежей до $40 млрд.

Апеллируя к методу «зеркальной статистики», ученые ИПР РАН говорят о том, что основные страны — участники мировой внешней торговли используют его, чтобы своевременно выявлять нарушения. При этом подчеркивается, что тот же метод «зеркальной статистики» использовало и Министерство внешнеэкономических связей СССР, поскольку он основан на анализе данных ООН, МВФ, ФТС России и т.д.

По словам руководителей группы, предложенная методика ИПР РАН позволяет отслеживать полноту собираемости таможенных платежей в онлайн-режиме и своевременно взыскивать недоимки. Кроме того, методика ИПР РАН, по мнению ее авторов, также позволяет увидеть каждого конкретного декларанта и установить точные маршруты передвижения товаров. В частности, с помощью указанной методики ученые ИПР РАН установили, что большинство ввозимых в Россию духов лишь называются французскими, а производятся в Польше.

Чем плоха методика ИПР РАН

ФТС России отмечает, что методика ИПР РАН является неполной, так как не учитывает ряд факторов. Она «не содержит новых идей и подходов к проведению расчетов, не учитывает логистики доставки товаров (часто не совпадают страна-экспортер и страна происхождения товаров)». Результаты таких расчетов интерпретируются как свидетельство недоимок поступлений в бюджет, связанных с работой ФТС России.

В качестве существенного фактора, определяющего претензии к качеству методик ИПР РАН, ФТС России рассматривает подход к выявлению страны происхождения товара. Если в России под страной происхождения товара понимается место его производства, то в других странах товары, произведенные, например, в Китае или Индии, могут относить к своей продукции.

Кроме того, по мнению ФТС России, предложенная ИПР РАН методика не учитывает особенности ведения статистики в разных странах.

Если рассмотреть методику ИПР РАН, то, по нашему мнению, она не отвечает в должной мере каноническому требованию логического объединения различных методов, которые конкретизировали бы состав необходимых действий для решения задачи определения полноты собираемости таможенных платежей.

Это несоответствие между классической методикой и предложенной Рабочей группой технологией определения полноты собираемости таможенных платежей проявляется и в структуре методики ИПР РАН и в ее содержательной части, которая включает:

источники данных для сравнительного анализа таможенной статистики за исследуемый период;

определение уровня расхождений в статистике внешнеторговой деятельности России и стран торговых партнеров;

определение среднего уровня допустимых расхождений в таможенной статистике ведущих стран мира, объясняемого методологическими причинами;

определение уровня расхождений в статистике внешнеторговой деятельности России и стран торговых партнеров, обусловленного возможными нарушениями таможенного законодательства и злоупотребления во внешнеторговой деятельности;

определение величины возможных потерь для бюджета РФ, связанных с нарушением таможенного законодательства и злоупотреблениями во внешнеторговой деятельности при перемещении товаров через границу РФ.

Эта последовательность операций не свидетельствует о логическом объединении различных методов, поскольку, например, сопоставление данных по России и ведущим странам мира G20 само по себе некорректно в силу различия масштабов и структур рассматриваемых массивов данных.

Математическое ожидание

Если говорить о точности оценки, то ФТС России приводит размер прямого расхождения данных по импорту России и экспорту стран торговых партнеров, рассматриваемого в качестве смещения математического ожидания (µФТС) от истинного значения – математического ожидания генеральной совокупности (µген), и в 2013 г. она составила минус 5,1% (ΔµФТС = µФТС - µген < 0). А авторы методики ИПР РАН вообще не дают оценку точности своей методики, тем не менее на каком-то основании считают ее эталонной.

Однако если предположить, что смещение математического ожидания по методике ИПР РАН не просто существует (что очевидно), а имеет положительное значение (ΔµРАН = µРАН - µген > 0), то, безусловно, расхождение в оценках ФТС России и РАН при условии, что последние считают точность своей методики эталонной, существенно возрастает (рис.1).

Ris1 

Рис.1. Расхождение в оценках точности по методике ФТС России и методике ИПР РАН

Согласно статистике 2013 г. объем экспорта ведущих стран мира (G20) превосходит объем экспорта РФ в 25,2 раза, а объем импорта – в 38,7 раза.

Таким образом, если говорить о соотношении уровня допустимых расхождений в таможенной статистике ведущих стран мира и России, то необходимо масштабировать уровень допустимых ошибок в виде средних отклонений (σ) по ведущим странам мира (σG20) и в России (σРФ) в соответствии с законами статистики (рис.2).

Ris2

Рис.2. Соотношение уровня допустимых расхождений в таможенной статистике ведущих стран мира и России исходя из объемов их экспорта и импорта

Если отталкиваться от методологической ошибки, то тогда для экспорта товаров из России средняя допустимая ошибка по сравнению с допустимой ошибкой по ведущим странам (8,7%) мира G20 будет составлять:

по экспорту из РФ – 43,67%;

по импорту в РФ – 54,08%.

Эти допустимые расхождения существенно превышают те, что демонстрируют сами авторы методики ИПР РАН:

при оценке расхождений при импорте отдельных групп товаров по 16 товарным группам – 20%;

при оценке расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 8 товарным группам (2-значный код ТН ВЭД) – 21%;

при оценке расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 7 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) – 30%.

Из указанного порядка оценки расхождений выделяются лишь некоторые позиции. Так, например, при оценке расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 7 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) выделяется товарная группа с кодом 2711 – газ. Расхождение экспорта из РФ и импорта из РФ по этой позиции, по данным за 2013 г., составило 530% в стоимостном выражении ($) и 439% в весовом выражении (кг). В результате общее расхождение по 7 товарным группам составляет 48% в стоимостном выражении и 30% в весовом выражении.

При этом необходимо отметить, что с июля 2012 г. газ в РФ учитывается по дополнительным единицам измерения в метрах кубических. Основная единица измерения (килограммы) для газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, не заполняется. Таким образом, сопоставлять данные по газу в килограммах, как это сделано в методике ИПР РАН, изначально некорректно.

Однако проблема транзита газа по территории сопредельного государства, продолжающаяся десятилетиями и сопровождающаяся как неплатежами, так и хищениями, является проблемой общегосударственного масштаба. Эта проблема, к сожалению, не находит своего решения на высоком межгосударственном уровне и даже при посреднической роли Евросоюза. В этой связи решение этой проблемы только в масштабах ФТС России в принципе невозможно.

Если же элиминировать оценки расхождений при экспорте отдельных групп товаров по товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) группу с кодом 2711 (газ), то расхождение экспорта из РФ и импорта в РФ по этим оставшимся группам товаров уменьшится в разы (см. таблицу).

Оценки расхождений при экспорте отдельных групп товаров по товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) с учетом группы «газ» (кодом 2711) и без этой группы

 

Оценка расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 7 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) с учетом товарной группы «газ» (код 2711), в $

Оценка расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 6 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) без учета товарной группы «газ» (код 2711), в $

Оценка расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 7 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) с учетом товарной группы «газ» (код 2711), в кг

Оценка расхождений при экспорте отдельных групп товаров по 6 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) без учета товарной группы «газ» (код 2711), в кг

48%

11%

30%

7%

Факторы отклонения объема импорта от объема экспорта, проявляющиеся при использовании «зеркальной статистики», обусловлены несовпадением методов статистического учета импорта и экспорта в различных государствах, что в различных совокупностях стран обусловливает разные значения отклонений объемов импорта и экспорта.

Это связано с действием комплекса методологических различий, характерных именно для этой конкретной совокупности стран. На международном уровне выделяются следующие методологические различия:

некоторые страны учитывают в статистике внешней торговли операции, осуществляемые в свободных экономических зонах (СЭЗ) на их территории, другие – нет;

при определении количества товара в некоторых странах учитывается вес транспортировочной и складской упаковки (брутто), в других – определяется вес нетто (без или с потребительской упаковкой);

временной лаг, когда экспорт учитывается в рамках текущего отчетного периода, в то время как соответствующий импорт страны-партнера – в следующем периоде;

недостоверное декларирование товара при его ввозе на территорию государства;

некоторые страны учитывают реэкспорт, реимпорт или международный транзит в объеме внешней торговли, несмотря на рекомендации ООН, в соответствии с которыми импорт должен определяться по стране происхождения товара, экспорт – по последней известной стране назначения, а данные по международному транзиту должны исключаться из статистики внешней торговли;

в зависимости от условий поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс в стоимость товара, заявленную участником ВЭД, могут включаться расходы на транспортировку до места нахождения получателя, а также страхование. То есть импорт учитывается в ценах CIF, а экспорт – в ценах FOB.

Напомним, что поставка на условиях CIF означает, что продавец выполнил поставку, когда товар погружен на транспортное средство в порту отгрузки, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки при перевозке.

При поставке на условиях FOB предусматривается, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно. Расходы по доставке товара на борт судна, как правило ложатся на продавца. А риск случайной гибели имущества или его повреждения возлагается на продавца — до момента пересечения товаром борта судна, и на покупателя — с указанного момента.

Применительно к группе стран, с которыми ведет торговлю Россия, можно выделить следующие причины, влияющие на различия объемов экспорта и импорта с этими странами.

Во-первых, включение рядом стран в свой экспорт выпущенных в свободное обращение товаров несобственного происхождения, в то время как в российской таможенной статистике (в соответствии с международной методологией учета товаров, рекомендованной ООН) эти товары учитываются по стране происхождения. Данная причина оказывает сильное влияние на величину расхождений в данных таможенной статистики внешней торговли России и стран ЕС. В частности, в 2013 г. импорт России из Финляндии был ниже экспорта Финляндии в Россию на $1 715,8 млн. Однако, по данным ФТС России, в 2013 году в Россию из Финляндии (страна отправления – Финляндия) было ввезено товаров на сумму $13 946,3 млн. Основной объем товаров, ввезенных из Финляндии (71% на сумму $9 970,9 млн.), был произведен в других странах (ЕС, Китае, США, Японии и др.). Частично они были включены в экспорт Финляндии в Россию, а в импорте России они учитываются по странам происхождения. Ввоз из Финляндии товаров финского происхождения составил 29% на сумму $3 975,4 млн.

Этой причиной, в частности, обусловлено превышение данных экспорта Финляндии над импортом России по товарам 84 группы (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства), 30 группы (фармацевтическая продукция), 85 группы (электрические машины и оборудование) ТН ВЭД.

Также в 2013 г. импорт России из Латвии был ниже экспорта Латвии в Россию на $744,5 млн. Основной объем товаров, ввезенных из Латвии, – 90% (на сумму $5 594,9 млн) произведен в других странах (ЕС, Китае, США и т.д.) Ввоз товаров латвийского происхождения составил всего 10% (на сумму $609,6 млн). Этой причиной обусловлены причины расхождения в данных экспорта Латвии и импорта России товаров 84, 85, 30 групп, а также 22 группы (алкогольные и безалкогольные напитки и уксус), 40 группы (каучук, резина и изделия из них), 64 группы (обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали, 87 группы (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного) ТН ВЭД.

Во-вторых, фактором, искажающим «зеркальную статистику», является то, что поставки части товаров из страны А в страну В осуществляется через территории других стран. Эта причина расхождения характерна для стран, значительно удаленных друг от друга. Например, импорт России из США, Канады, Бразилии выше экспорта этих стран в Россию. При этом часть товаров перемещается между этими странами и Россией через другие страны (например, страны ЕС). При оформлении экспорта этих стран в качестве страны назначения может быть указана не Россия, а страны ЕС, а из стран ЕС эти товары реэкспортируются в Россию. В России эти товары учитываются по странам происхождения.

В-третьих, в таможенной статистике внешней торговли РФ не учитываются данные о закупках российскими судами и самолетами бункерного топлива за рубежом, а также морепродукты, выловленные и проданные с российских судов за пределами таможенной территории РФ, так как декларирование этих товаров в России не осуществляется, но эти товары учитываются на основании форм отчетности Росстатом отдельно. Так, в 2013 г., по данным Росстата, всего российскими судами в других странах закуплено бункерного топлива на сумму $688,3 млн. Оно не включается в статистику внешней торговли России, в то же время в экспорт зарубежных стран включается.

В-четвертых, необходимо отметить влияние на искажение «зеркальной статистики» такого фактора, как учет экспорта при неизвестной стране конечного назначения по стране контракта. Так, в 2013 г. импорт России из Узбекистана был ниже экспорта Узбекистана в Россию на $1 951,2 млн. Это расхождение определяется поставками товаров 27 группы (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества). В таможенной статистике Узбекистана зафиксированы значительные экспортные поставки в Россию природного газа. При этом в данных таможенной статистики России импортные поставки из Узбекистана по данному товару не зафиксированы. Это объясняется тем, что на момент оформления газа на экспорт не был известен конечный получатель товара и учет производителя по торгующей стране, которой является Россия. При этом фактически природный газ по трубопроводу транзитом следует через территорию России в другие страны – Украину, Грузию. Данные по этому товару в статистику внешней торговли России не включаются.

В-пятых, различия в подходах к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами. В российской практике это касается прежде всего ввоза автомобилей, которые учитываются по таможенным приходным ордерам и не включаются в данные статистики внешней торговли. В то же время страна, откуда был вывезен автомобиль, регистрирует его как экспорт, если его цена превышает установленное пороговое значение. Так, расхождения в данных об экспорте Германии и импорте России товаров 87 группы (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного) ТН ВЭД частично обусловлены тем, что часть автомобилей, ввезенных в Россию, оформлена по таможенным приходным ордерам и не включается в импорт России, в то же время в экспорт Германии они включаются.

В-шестых, между датой отгрузки товара на экспорт в стране происхождения и датой регистрации товара в принимающей стране возникает временной лаг, который в среднем в мировой торговле составляет 3–4 недели и варьируется в зависимости от географического положения стран, используемого вида транспорта, характера перевозимого товара.

В-седьмых, различие в разных странах базисов оценок и методов пересчета курсов валют. Стоимость импорта в большинстве стран, в том числе и в России, оценивается на базе цены СИФ (CIF – Cost Insurance Freight) – коммерческих условий, определяющих порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле – на границе на основе стоимости груза, его страхования и транспортировки, в то же время как страны – торговые партнеры оценивают стоимость своего экспорта на границе по цене ФОБ (FOB – Free On Board).

В-восьмых, превышение данных об экспорте Китая и Республики Корея легковых автомобилей в Россию (код 8703 ТН ВЭД), над данными России, об их импорте связано с тем, что при экспорте в Россию автомобильных машино-комплектов для их последующей сборки в России, в Китае и в Республике Корея применяются товарные коды для готовых автомобилей. Таможенное оформление российского импорта машино-комплектов осуществляется с использованием кодов для отдельных автомобильных узлов и агрегатов.

Дополнительно следует отметить расхождения, которые могут быть связаны с ошибками определения страны-партнера, в частности некорректным определением страны назначения. Так, наблюдаются значительные расхождения по импорту в Россию и экспорту Бразилии товаров 17 группы (сахар и кондитерские изделия их сахара) ТН ВЭД ЕАЭС. Они связаны с тем, что при оформлении экспорта Бразилии тростникового сахара в экспортных таможенных декларациях страной конечного назначения указана Россия, в то же время как контрактодержателем в большинстве случаев является фирма, зарегистрированная в Великобритании, и товары фактически не поступают в Россию.

В настоящее время в мировой экономике доминируют транснациональные корпорации (ТНК), для которых характерно распределение производственных предприятий в различных странах, в первую очередь в странах Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой. Такое состояние дел вносит существенное расхождение в порядок определения страны происхождения. В условиях глобализации и интеграции именно ТНК координируют деятельность глобальных производственных систем (ГПС), на долю приходится порядка 80% (!) всего объема мировой торговли. При использовании методики РАН произошла подмена понятий. Различие в подходах к выявлению страны происхождения товара, по нашему мнению, было подменено выявлением недоимки со стороны ФТС России.

Существует и целый ряд других факторов.

В целом как в совокупности стран G-20, так и в совокупности стран мира, и стран, с которыми осуществляет внешнюю торговлю Россия, или в любой другой совокупности стран действуют одни и те же факторы отклонения объема импорта от объема экспорта, проявляющиеся при использовании «зеркальной статистики».

Если же говорить о проблеме повышения точности методики определения полноты собираемости таможенных платежей, то ее надо решать комплексно с учетом полноты, точности, достоверности и своевременностью предоставляемой информации.

В этой связи сравнивать методику ИПР РАН с Методическими рекомендациями по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле РФ со странами – торговыми партнерами РФ, используемой ФТС России, не предоставляется возможным.

А тем, кто стремится к масштабным расследованиям, стоит попытаться ответить на вопрос, как объяснить, что в 2014 г. по экспорту и импорту, составившему $804,7 млрд (21,48%) от уровня ВВП, ФТС России собрала 7,1 трлн руб. (49% доходов бюджета), а ФНС России со всего ВВП, составившего $3745 млрд, только 6,2 трлн руб. (42,8% доходов бюджета).

Владимир Мантусов,

ректор Российской таможенной академии, д.э.н., профессор

Алексей Тебекин,

проректор Российской таможенной академии, д.э.н., профессор

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru