openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью и.о. начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Руслана Нажимова и первого заместителя начальника Центрального информационно-технического таможенного управления Дениса Терещенко журналу «Таможенное регулирование. Таможенный контроль» (№11-12/2015)

Единая автоматизированная информационная система таможенных органов включает в себя 88 информационно-программных средств, которые  эксплуатируются на всех уровнях иерархии организационной структуры таможенных органов: ФТС России, 8 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 11 таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, 87 таможен, 10 учреждений, находящихся в ведении ФТС России,  553 таможенных поста и 20 представительств таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах. 

Р.А. Нажимов:

Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809, определены полномочия, в рамках которых ФТС России разрабатывает создает и эксплуатирует информационные системы – системы связи, системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты информации. Указанное право таможенных органов также закреплено федеральным законом 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В настоящее время таможенными органами РФ эксплуатируется ряд специализированных программных средств, базирующихся на соответствующих информационных ресурсах, составляющих в совокупности единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (т.н. ЕАИС ТО). Информационно-технические программные средства ЕАИС ТО эксплуатируются на всех уровнях иерархии организационной структуры таможенных органов и позволяют осуществлять практически весь функционал, возложенный на должностных лиц таможенных органов РФ по всем направлениям их деятельности. В течение прошедших 25 лет были созданы свыше 800 программных продуктов, хранящихся в настоящий момент в фонде алгоритмов программных средств. В настоящее время в эксплуатации в таможенных органах находятся 88 актуальных и используемых информационно-программных средств, включая автоматизированные, информационные, информационно-расчетные, информационно-справочные, информационно-аналитические системы различных классов. Отличительной особенностью функционирования ЕАИС ТО является необходимость обеспечения круглосуточной бесперебойной работы всех территориально распределенных таможенных органов, реализующих требования получения, обработки, передачи информации в режиме времени, близком к реальному. Эти требования, установленные нормативно-правовыми актами РФ и международными стандартами, обеспечиваются с помощью соответствующей разветвленной инфраструктуры защищенных центров обработки данных, размещающихся как на центральном уровне, так и на уровне РТУ и таможен. В большинстве случаев таможенные посты также оснащены собственной аппаратно-технической инфраструктурой. Данная архитектура позволяет повысить отказоустойчивость функционирования ЕАИС ТО, а также обеспечить резервирование данных и распределенную обработку информации. Именно благодаря подсистеме контроля общетаможенных процессов, созданной ФТС России еще в 2001 г., в настоящее время осуществляется информационное взаимодействие между государствами – членами Евразийского экономического союза. Это техническое решение было реализовано в момент создания Таможенного союза, в дальнейшем растиражировано на таможенные службы государств – членов ЕАЭС и в настоящее время не имеет альтернативы. Именно информационные ресурсы таможенных органов России используются при реализации информационного обмена с таможенными органами государств ЕАЭС при реализации общих таможенных процессов: контроль перевозок в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по территории Евразийского экономического союза, в том числе обмен гарантийными сертификатами уплаты таможенных платежей, контроль и подтверждение фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Союза, контроль и учет временно ввезенных на территорию государств – членов ЕАЭС и временно вывезенных с такой территории транспортных средств международной перевозки и транспортных средств, используемых физлицами для личных целей, контроль в отношении автомобилей, ввезенных на таможенную территорию и выпущенных  в свободное обращение для внутреннего потребления (обмен информацией из баз данных электронных копий деклараций на товары, электронных копий таможенных приходных ордеров и копий предварительных решений).

ФТС России проводит активную работу по организации электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. Переход на межведомственное электронное взаимодействие, которое является одним из элементов механизма единого окна, имеет большую значимость в части обеспечения 100% электронного декларирования, сокращения сроков совершения таможенных операций в пунктах пропуска, а также формирования  национального сегмента РФ интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Союза. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) является элементом интеграции информационных ресурсов ведомств с учетом требований федерального закона 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В настоящее время ФТС России разработано 47 технологических карт межведомственного взаимодействия с 32 ведомствами и 1 – с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

ФТС России осуществляет информационный обмен с таможенными службами зарубежных государств, не входящих в ЕАЭС, в целях упрощения осуществления таможенных процедур и ускорения перемещения товаров через пограничные пункты пропуска РФ.

В настоящее время усилия ФТС России в целом и информационно-технических служб в частности направлены на дальнейшее совершенствование таких информационных технологий, как  предварительное информирование, электронное декларирование, статистическое декларирование, удаленный выпуск товаров, удаленная уплата таможенных платежей. В настоящее время активно развивается взаимодействие с ОАО «РЖД» в части получения и использования в электронном виде документов и сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную границу ЕАЭС. Кроме того, в рамках реализации федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» ФТС совместно с ФНС и ОАО «РЖД» организует обмен данными (можно сказать электронный документооборот) для обеспечения возможности представления в налоговые органы документов и сведений, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС, в электронном виде при перевозке товаров железнодорожным транспортом. Также ФТС совместно с ФНС и ОАО «РЖД» реализует совместный эксперимент по реализации обмена данными при перевозке товаров железнодорожным транспортом, предусматривающим в том числе внедрение новой  совместной технология представления в электронном виде документов таможенных органов, которые будут необходимы налоговым органам для проверки обоснования  применения нулевой ставки НДС. (ФТС России реализует совместный эксперимент с ОАО «РЖД» и ФНС России по использованию электронной формы реестра таможенных деклараций транспортных (перевозочных) документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%. Электронная форма таможенной декларации с 1 октября 2015 г. может быть представлена в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией. - ред.).

В рамках совершенствования порядка осуществления таможенных операций и таможенного контроля в пунктах пропуска ФТС России совместно с Минтрансом России реализует пилотный проект по внедрению международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок Е-Freight, представляющего собой набор международных правил в части электронного оформления документов для сопровождения авиационных перевозок грузов, следование которым позволяет всем участникам перевозочного процесса (грузоотправителю, получателю, авиакомпании, аэропорту, таможенным и другим контролирующим органам) обеспечить переход на электронный документооборот и соответствующее взаимодействие, что ускорит и упростит все процедуры. Можно назвать достаточно прогрессивные инновационными работы, проводимые ФТС совместно с Минтрансом и другими ФОИВ, осуществляющими госконтроль в морских пунктах пропуска, в части введения электронных технологий и информационного взаимодействия между всеми участниками процесса оформления товаров и транспортных средств в морском порту. В рамках данного проекта решаются задачи сокращения количества документов, необходимых для совершения таможенных операций и таможенных процедур, и сокращение сроков прохождения таможенных процедур. К настоящему времени успешно осуществлен эксперимент по применению информационного портала «Морской порт», подтвердивший работоспособность программного обеспечения в реальных условиях эксплуатации, а также правильность реализованных концептуальных, методологических и технологических процессов и подходов. Результаты эксперимента позволят приступить к дальнейшему совершенствованию информационных технологий с использованием элементов единого окна на основе двухэтапного представления предварительной информации о судне и перевозимых товарных партиях от различных категорий участников ВЭД. Планируется также расширение пилотной зоны эксперимента.

В целях совершенствования таможенных технологий совершения таможенных операций в отношении МПО ФТС России совместно с ГУП «Почта России» проводит необходимые технические и организационные мероприятия для осуществления информационного обмена сведениями о товарах, пересылаемых в МПО, на основе разработанных нормативно-правовых актов. В ближайшее время начнется эксперимент по электронному взаимодействию таможенных органов и оператора почтовой связи при совершении таможенных операций в отношении МПО, в том числе в части применения технологии удаленной уплаты таможенных платежей. Эти и другие мероприятия проводятся ФТС России совместно с заинтересованными ФОИВ, в том числе в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», цель  которой снижение административных барьеров, содействие развитию бизнеса, улучшение экономической ситуации и инвестиционная привлекательности в стране.

Д.В. Терещенко:

Добавлю к сказанному, что сейчас ФТС готова к электронному взаимодействию в онлайн-режиме практически со всеми ФОИВ и заинтересованными лицами, мы располагаем всеми необходимыми программными и аппаратно-техническими возможностями. Известно, что в России сейчас практически 100% электронное декларирование (99,9% деклараций подается в электронном виде), то есть общение инспектора и декларанта отсутствует. Что касается СМЭВ, на текущий момент ФТС России взаимодействует в электронном виде примерно с 25 ведомствами, у которых мы можем получить информацию о документах, которые ими выдаются. Таким образом, декларанты избавлены от необходимости предоставлять в таможенные органы те документы, которые они получили в этих ведомствах (например лицензии, которые выдает Минпромторг, или  декларации соответствия, выдаваемые Росаккредитацией). Эти документы инспектор в процессе совершения таможенных операций может запросить в соответствующем органе исполнительной власти и в режиме времени, близком к реальному (1-2 минуты), получить в электронном виде. Ежедневно таможенные органы формируют около 30 тысяч запросов на получение таких сведений. В свою очередь и ФТС России является поставщиком определенной информации для заинтересованных министерств и ведомств, в инфраструктуре СМЭВ у нас есть свои сервисы (12), по которым мы также в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, предоставляем информацию.

Взаимодействие с таможенными службами государств - членов ЕАЭС началось в конце 2010 г., когда Таможенный союз только был создан. Фактически уже тогда был  организован обмен информацией по транзитным перевозкам по территории ТС в режиме времени, близком к реальному, и с января 2011 г. таможенные органы РФ начали получать в онлайн-режиме от белорусских и казахстанских таможенных органов информацию о транзитных грузах, которые перемещались на территорию ТС через пункты пропуска данных государств. Сейчас  в этот процесс плавно влились Армения и Киргизия. Информационное взаимодействие в онлайн-режиме осуществляется также в отношении подтверждения фактического вывоза товаров. Российские таможенные инспекторы имеют возможность при подтверждении фактического вывоза товаров за пределы ЕАЭС получить информацию из экспортных деклараций, которые оформляются таможенными органами других стран Союза.

И кратко скажу о последнем эксперименте, который проводит ФТС России совместно с ГУП «Почта России». Таможенные инспекторы будут предварительно получать информацию и до поступления МПО на почтовый терминал уже иметь представление о том, что это за посылка, какой товар должен быть задекларирован. По нашему мнению, это ускорит выпуск товаров и облегчит работу наших инспекторов.

 

- Как идет интеграция информационных систем стран ЕАЭС?

Д.В. Терещенко:

Принципы, на основании которых мы строим взаимодействие со странами ЕАЭС, следующие: режим времени, близкого к реальному, полная унификация подходов: уровень развития информационных систем в странах ЕАЭС различный, но единые принципы и технические решения позволяют сделать взаимодействие эффективным. В следующем году планируется начать осуществление информационного взаимодействия в процессе контроля за временным ввозом транспортных средств, перемещаемых физлицами. Мы стремимся к тому, чтобы информация о транспортном средстве, въехавшем, например, на территорию Беларуси, была в тот же момент доступна в других государствах Союза и таможенные органы имели возможность использовать ее фактически в момент оформления.

 

- Что изменится для компаний, когда будет единая точка входа в «личный кабинет»?

Д.В. Терещенко:

«Личный кабинет участника ВЭД» - это всего лишь один из сервисов, которые предоставляются Федеральной таможенной службой, и использовать этот сервис или нет, решает само заинтересованное лицо. Во многих крупных компаниях есть свои таможенные отделы, свои программные средства, и для них использование «личного кабинета» ФТС не очень эффективно. Но для среднего и малого бизнеса «личный кабинет», по нашему мнению, интересен, это информационное поле, где можно выполнить различные операции: подать предварительную информацию, статистическую форму, электронную декларацию. В «личном кабинете» есть обучающие ролики, которые можно посмотреть, если возникают вопросы, есть калькулятор платежей, позволяющий рассчитать примерно свой платеж, есть запрос информации по паспорту сделки, по разрешительному документу. Зарегистрировавшись один раз, заинтересованное лицо получает целый набор сервисов, которые в дальнейшем может использовать. Сегодня в «личном кабинете» зарегистрировано чуть больше 50 тысяч пользователей, что составляет около половины организаций, являющихся участниками ВЭД.

Справка:

ФТС России активно разрабатывает и внедряет сервисно-ориентированные технологии, обеспечивающие персонифицированное информационное взаимодействие между участником ВЭД и таможенными органами. Единой точкой входа участника внешнеэкономической деятельности в информационную систему таможенных органов станет «Личный кабинет участника ВЭД». К концу 2015 г. «личный кабинет» поможет декларантам решать множество задач. В частности, декларанты смогут предоставлять в таможенные органы предварительную информацию о грузах, перевозимых всеми видами транспорта, декларировать в электронной форме товары и экспресс-грузы, предоставлять отчетность в электронном виде, вести электронный архив разрешительных документов, к которым таможенные органы будут обращаться неоднократно. Кроме того, через «личный кабинет» участники ВЭД будут получать информацию, необходимую им для осуществления их деятельности, в том числе о включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр объектов интеллектуальной собственности.

 

- Не проще ли было бы ФТС взаимодействовать с банками через СМЭВ, к которой все банки подключены? 

Р.А. Нажимов:

Мы не можем заставить коммерческие структуры использовать СМЭВ. Банки в нашей компетенции работают через единого интегратора: единой точкой входа в банковскую систему является ЦБ. У нас нет информации о том, что банки в этом заинтересованы. Если бы кто-то вышел с такой инициативой, это создало бы прецедент, который можно было бы тиражировать.

Д.В. Терещенко:

Два года назад, когда принималось решение с ЦБ о взаимодействии, мы предлагали взаимодействовать через СМЭВ, но тогда эта система только начала функционировать, не были понятны ее перспективы. Может быть, за этим будущее.

 

- Как проходило внедрение информационных технологий в таможенных органах Крыма и Севастополя?

Д.В. Терещенко:

Отвечу из личного опыта - я был в Крыму в прошлом году. Начиналось достаточно тяжело, потому что техническая инфраструктура была серьезно запущена: серверное, телекоммуникационное оборудование, рабочие станции – все очень старое, изношенное. Украинское руководство не сильно вкладывало деньги в полуостров и таможенная служба не была исключением. Поэтому практически все пришлось делать с нуля. В прошлом году была проведена большая работа по оснащению таможенных органов Республики Крым и Севастополя аппаратно-техническими средствами в соответствии с требованиями ФТС России. Программные средства также введены в эксплуатацию и используются в полном объеме в таможенных органах, подчиненных Крымской и Севастопольской таможням.

 

- Есть ли план по дальнейшей интеграции баз ФТС и ФНС?

Р.А. Нажимов:

Технологические решения, которые используются  ФТС и ФНС, несовместимы: они разрабатывались на протяжении 25 лет для решения разных задач, в них используются разные технологии, поэтому интеграция баз невозможна. Да это и не требуется, нужно лишь грамотно организованное в режиме времени, близком к реальному, взаимодействие между двумя ресурсами, что позволит упростить и повысить эффективность каждого из участников информационного обмена. А если присоединятся другие федеральные органы исполнительной власти, банки, то расширится спектр задач, которые можно будет решать, ускорятся процедуры.

 

- Как решаются технические проблемы на таможенных постах?

Д.В. Терещенко:

В Центральном информационно-техническом таможенном управлении ФТС России существует круглосуточная служба технической поддержки, где инженеры в круглосуточном режиме мониторят процессы совершения таможенных операций и функционирования программных средств. Безусловно, в работе возникают нештатные ситуации, связанные со сбоями на каналах связи, услуги по которым таможенной службе предоставляют крупнейшие российские операторы, со сбоями самого программного обеспечения, аппаратно-технической инфраструктуры, и наша задача - максимально быстро локализовать проблему и понять, каким образом ее можно устранить. Как сказал классик: «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвредить». Примерно такой принцип мы закладываем в свою работу.

Р.А. Нажимов:

Таможенные посты находятся на границе и не в центре населенного пункта: как правило, это степь, тайга, гористая местность, причал порта, то есть условия, в которых работают таможенники на местах, мягко говоря, далеки от курортных, и оборудование эксплуатируется в тяжелых условиях.

 

- Планируется ли замена импортных устройств и систем, программного обеспечения, используемых ФТС, на отечественную технику?

Р.А. Нажимов:

Благодаря российской таможенной службе, где принципиально с самого начала осуществлялось импортозамещение, Россия имеет свои аппаратно-программные комплексы радиационного контроля, межсетевого экранирования – уникальные программные решения, которые появились на рынке не только РФ, но и на рынке СНГ, да и на мировом благодаря научно-исследовательским и конструкторским работам, заказанным и разработанным именно таможенной службой 15-20 лет назад (тогда Государственный таможенный комитет). И сегодня это процесс продолжается: происходит плановое внедрение устройств российского производства (в первую очередь это касается блока технических средств таможенного контроля – досмотровая, рентген-техника, дозиметры), вытесняющих импортные аналоги, которые зачастую дороже и по своим характеристикам хуже. Что касается программных средств, все специализированное программное обеспечение, предназначенное для осуществления таможенного контроля, оформления, вспомогательных процедур и процессов, российского производства, ничего импортного нет. Другой вопрос, что оно работает с использованием импортных платформ и операционных систем, но это не только в ФТС, так всюду.

Д.В. Терещенко:

Правильнее вопрос импортозамещения в плане информационно-технической составляющей рассматривать с точки зрения ситуации в стране целом. Минкомсвязь утвердила план импортозамещения программного обеспечения (приказ Минкомсвязи России 01.04.2015 № 96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения». – ред.), и ФТС старается находиться в этом общем тренде, так как, по нашему мнению, такой переход должен быть синхронизирован по всем федеральным органам исполнительной власти и решения, которые будут предложены, должны быть унифицированы, чтобы можно было выстраивать интеграцию и информационное взаимодействие.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru