openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Общая информация о представителях таможенной службы Российской Федерации за рубежом

Институт представителей таможенной службы Российской Федерации за рубежом является одним из основных инструментов осуществления международной деятельности ФТС России. В зависимости от интересов ФТС России, степени взаимодействия с таможенной службой иностранного государства и заключенными международными соглашениями, российскую таможенную службу представляет один или несколько сотрудников ФТС России, либо может быть образовано Представительство таможенной службы. Простой пример: Представитель ТС РФ в Латвии одновременно обеспечивает взаимодействие ФТС России с таможенными службами трех стран – Латвии, Литвы и Эстонии, а Представительство ТС РФ в Республике Беларусь (открыто в 1995 году) насчитывает штат из нескольких десятков сотрудников и, кроме собственно Представительства в Минске, включает в себя несколько региональных секторов в городах Брест, Витебск, Гомель, Гродно и Ошмяны. Далее по тексту, во избежание путаницы в терминах «Представитель», «руководитель Представительства», «главный специалист – эксперт Представительства» и так далее, будем называть сотрудников ФТС России, несущих службу за рубежом просто представителями.

В чем же заключается деятельность представителей ФТС России за рубежом? Если попытаться ответить на данный вопрос кратко, то работа представителей сводится к обеспечению выполнения задач, возложенных на них руководством ФТС России и Управлением таможенного сотрудничества, в части представления интересов ФТС России в области таможенного дела в стране пребывания.

Если же попробовать дать более подробный ответ, при этом не приводя полный текст какого-либо положения о представительстве[1], то, в целом, деятельность представителей российской таможенной службы за рубежом сводится к следующему:

1) обеспечение взаимодействия и сотрудничества с таможенной службой страны пребывания.

Налаживание рабочих контактов с таможенной службой, налаживание официальных каналов передачи и получения информации в области таможенного дела (в том числе и оперативно значимой), участие в подготовке визитов и встреч экспертов и руководства таможенных служб, участие в совместных проектах, участие в разработке и проведении мероприятий по реализации межведомственных договоров, заключенных между ФТС России и таможенной службой страны пребывания.

2) Сбор информации о состоянии таможенного дела в стране пребывания.

Сбор сведений о таможенном законодательстве и мониторинг изменений в нем, изучение опыта, а также передовых практик и технологий таможенной службы страны пребывания.

3) Защита экономических интересов Российской Федерации.

Мониторинг ситуации по товарообороту между Россией и страной пребывания с целью выявления и прогнозирования причин, препятствующих свободному прохождению товаров и транспортных средств. Участие в мероприятиях правоохранительной направленности (по поручению заместителя руководителя ФТС России, курирующего правоохранительную деятельность).

4) Обеспечение взаимодействия и сотрудничества с деловыми кругами страны пребывания. Оказание консультативной помощи участникам ВЭД.

 

На деятельность представителей оказывают большое влияние особые условия страны пребывания - от необходимости знать государственный язык до особенностей администрирования и, конечно же, национального менталитета наших партнеров. Где-то подобных отличий больше, где-то меньше. Например, в странах ЕАЭС таможенное законодательство максимально унифицировано, а также есть определенная общность в подходах к организационным и административным вопросам, практически отсутствует языковой барьер и т.д.

В странах дальнего зарубежья ситуация выглядит иначе. К примеру, одной из существенных особенностей работы в Японии и Корее является регулярная смена контактных лиц в государственных ведомствах в рамках кадровой ротации. Причем в Японии эти штатные перестановки проводятся не только внутри центрального аппарата и региональных таможенных структур, но и между министерствами. В связи с этим возникает необходимость заново выстраивать связи, в том числе с коллегами, которые впервые оказались в таможенной системе.

Различия в законодательстве со страной партнером тоже сильно влияют двустороннее сотрудничество таможенных служб, особенно если страна является членом наднационального союза, например, такого как ЕС.

В соответствии с законодательством Евросоюза, таможенное дело, включая вопросы двустороннего и международного таможенного сотрудничества, в полном объёме отнесены к ведению Еврокомиссии.

Очевидно, что в настоящее время, несмотря на устойчивое мнение многих таможенных служб стран-членов Евросоюза о необходимости расширения сотрудничества с Таможенной службой России, в т.ч. на двусторонней основе, возможности такого расширения рассматриваются Еврокомиссией исключительно в контексте общего политического фона взаимоотношений России и ЕС.

Таким образом, даже при наличии со стороны, например, таможенной службы Бельгии желания не только поддерживать сложившийся уровень взаимоотношений, но и развивать новые, в т.ч. более практические, формы взаимодействия, таможенная служба Бельгии может осуществить это лишь в том объёме, в каком получит согласие Еврокомиссии, поэтому представители Таможенной службы Бельгии осторожны в обсуждении перспектив развития двустороннего таможенного сотрудничества.

Это лишь малая часть факторов, которые необходимо учитывать представителям ФТС России для эффективной работы с таможенной службой страны пребывания.



[1] Документ, определяющий задачи, функции и компетенцию представителей. Типовое Положение о представительствах (представителях) таможенной службы Российской Федерации за рубежом утверждено Приказом ФТС России от 04.07.2008 № 818.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru