openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью начальника Главного финансово-экономического управления Юрия Вахняка "Финансы счет любят" журналу "Таможня" № 21 (ноябрь 2015 года)

Работа финансово-бухгалтерских служб, как правило, остается в тени. О них редко публикуют репортажи, материалы об их деятельности не попадают на первые полосы изданий... Между тем, именно от слаженной и четкой работы финансовой службы зависит успех деятельности всей структуры в целом. Сегодня о задачах финансовых подразделений ФТС России рассказывает начальник Главного финансово-экономического управления Юрий ВАХНЯК.

Много денег не бывает?

– Юрий Орестович, сейчас завершается рассмотрение и формирование Минфином России федерального бюджета. Бюджет любой организации это тот фундамент, который позволяет либо осуществлять стратегические маневры развития и уверенно смотреть в будущее, либо балансировать на грани выживания. Что ожидает таможенные органы в 2016 году с финансированием? Сколько средств предусмотрено федеральным бюджетом в 2015 году на их содержание?

– Бюджет страны на 2016-2018 годы формируется в новых условиях. Они характеризуются усилением геополитической напряженности, рецессией, высоким уровнем инфляции, обострением структурных проблем российской экономики и ограничением доступа к международным финансовым рынкам и технологиям.

Формирование сбалансированных бюджетов бюджетной системы России и обеспечение их оптимальной структуры, по моему мнению, это основное условие для преодоления (решения) существующих проблем. И бюджет ФТС России не исключение. Оптимизация бюджетных расходов, улучшение их структуры, сохранение объемов бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений, поиск резервов, устранение неэффективных затрат, вот основные вопросы, которые стоят перед финансистами таможенных органов.

В текущем году бюджетные ассигнования, выделенные на содержание и развитие таможенной системы в соответствии с Федеральным законом от первого декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», составили 74,9 миллиарда рублей. К сожалению, в апреле 2015 года в закон внесены изменения, и объемы бюджетных ассигнований ФТС сокращены. С учетом изменений на 2015 год они составили 67,7 миллиарда рублей.

Много это или мало? Как говорят в народе: «Много денег не бывает». Могу все же сказать, что при оптимизации расходов, выделенные объемы финансирования позволят обеспечить функционирование всех звеньев таможенной системы и ее дальнейшее развитие.

– Новации в бюджетной политике продолжаются... Какие изменения произошли при планировании бюджета?

– Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, за последние два-три года расширили горизонт бюджетного планирования. К итогам реализации бюджетной политики в 2014 году можно отнести то, что начиная с 2014 года осуществлен переход на принцип планирования исполнения федерального бюджета на основе государственных программ РФ, определяющих все основные направления экономической и социальной политики Правительства РФ.

«Программный бюджет» – это принципиально новый подход к планированию расходов бюджетных средств, основой которого является осуществление всех расходов только в рамках государственных программ. Раньше мы планировали бюджет по смете, учитывая в нем расходы на содержание таможенных органов методом индексации существующих расходов, исходя из необходимости содержания мощностей. В общем, применялся затратный механизм планирования. Принцип же «программного бюджета» предусматривает определение целей, достигаемых за счет расходования бюджетных средств, и учет в бюджете средств для достижения этих целей.

В государственных программах заложены конкретные целевые показатели и определяются индикаторы оценки достигаемой цели. Именно этим программное планирование отличается от планирования расходов по смете.

Перед нами была поставлена задача увязать затраты на содержание таможенных органов с результатами деятельности ФТС России. Это, как показывает практика, не самое простое дело, так как требует выявления более четких и устойчивых связей в цепочке «бюджетные расходы – задействованные ресурсы – реализуемые мероприятия – непосредственные результаты». По моему мнению, мы с поставленной Правительством РФ задачей справляемся.

– Успешная работа в любой отрасли немыслима без полной, объективной и достоверной экономической информации, которая содержится в бухгалтерском отчете. На основании анализа бухгалтерской информации, принимаются стратегические решения, в том числе касающиеся оптимизации использования бюджетных средств. Это особенно актуально в условиях сокращения финансирования. Что нового в работе бухгалтерских подразделений Главного финансово-экономического управления, все ли новое хорошо?

– Бухгалтерия, бухгалтер – понятия, которыми оперируют уже давно.  В дословном переводе с немецкого они означают «поддерживающий главную книгу»... Эти термины вошли в обиход с XV века. И вы правы, бухгалтерская или, если быть точным, бюджетная отчетность ФТС России дает полное представление о деятельности всей службы, начиная с выполняемых функций таможенных органов, пояснения причин изменения активов и обязательств, выполнения или невыполнения показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также многое другое.

Сбор, проверка, свод отчетности – на первый взгляд это рутина. А вот для нашего главного бухгалтера Нины Викториновны Красавиной это как песня, из которой слово не выкинешь.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование бухгалтерского учета и отчетности. Стержнем реформирования являются международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. В прошлом году Минфином России введены новые объекты учета. С 2015 года перед бухгалтерами встала задача отражения в бюджетном учете и отчетности принимаемых обязательств, которые дают более полное представление о ходе работы по заключению контрактов с помощью конкурентных способов. Это особенно важно для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.

Также, принципиально новым является отражение в бюджетном учете формирования резервов предстоящих расходов. Но это конечно уже подробности и детализация. Не забываем про информатизацию, а также осуществляем использование и развитие комплексной автоматизированной информационной системы обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов.

Безусловно, важным фактором в обеспечении качества и достоверности показателей отчетности является, прежде всего, профессионализм бухгалтеров, их квалификация, их знания финансового учета, налогообложения, юридических вопросов, навыков работы в современных вычислительных программах.

Я в своих бухгалтерах уверен. А хорошо ли новое? Новое хорошо, когда оно отражает действительность, помогает принимать решения, что и происходит с бюджетной отчетностью.

К переменам готовы

– Во многих государственных документах отмечается необходимость продолжения работы по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую систему Российской Федерации. Как решается этот вопрос на уровне ФТС России?

– В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в структуре таможенных органов были образованы Крымская и Севастопольская таможни, непосредственно подчиненные ФТС России.

Перед Главным финансово-экономическим управлением встала непростая задача – интегрировать созданные таможенные органы в бюджетный процесс. И я могу с уверенностью сказать: эта работа выполнена на «отлично». В кратчайшие сроки вновь созданные таможенные органы были наделены полномочиями получателей бюджетных средств и администраторов доходов федерального бюджета, проведены работы по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты и открытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов был налажен процесс финансирования и передачи имущества. Был обеспечен доступ Крымской и Севастопольской таможен к ведомственной сети и, соответственно, обеспечена работа в Автоматизированной информационной системе финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов. На данный момент в таможенных органах полностью установлен комплекс программных средств, необходимых для обеспечения финансово-бухгалтерской деятельности.

– Насколько сложно было осуществить эту работу?

– Крымской и Севастопольской таможням со дня их создания системно оказывается методическая и практическая помощь. Этим занимаются самые опытные сотрудники нашего управления на всех этапах бюджетного процесса, начиная от формирования бюджетной заявки и заканчивая представлением бюджетной отчетности.

Особенно следует отметить профессионализм бухгалтеров Крымской и Севастопольской таможен – Валентины Ивановны Волошиной и Ирины Викторовны Привезенцевой. Это высококвалифицированные специалисты, неравнодушные к результату работы, а главное – готовые к переменам, что в сложившейся ситуации особенно важно. Несмотря на сложности, бюджетный отчет за 2014 год таможенные органы Крыма представили в срок и в полном объеме.

Со дня принятия в РФ Республики Крым прошло чуть более полутора лет, но уже можно отметить, что созданные таможенные органы интегрированы в систему, а финансово-бухгалтерские подразделения в полной мере исполняют возложенные на них задачи.

– Проблема жилищного обеспечения волнует всех и всегда. Наверное, это один из самых острых социальных вопросов?

– Учитывая, что приобретение квартиры в жизни человека происходит не так часто, я думаю, что вы абсолютно правы. Дом построить, ребенка родить, дерево посадить – по моему о такой последовательности никто спорить не будет. И я хочу отметить: даже в такое непростое время из федерального бюджета выделяются средства для приобретения жилья федеральным государственным гражданским служащим и сотрудникам таможенных органов.

За пять лет единовременную субсидию получили 815 госслужащих на сумму  два с половиной миллиарда рублей, в том числе в 2014 году субсидий было предоставлено на сумму 525,7 миллиона рублей, что позволило улучшить жилищные условия 153 госслужащих.

За последние два с половиной года было предоставлено 80 единовременных социальных выплат сотрудникам таможенных органов на сумму 475,3 миллиона рублей, в том числе в первом полугодии 2015 года, из выделенных ФТС России в текущем году 206,5 миллиона рублей, единовременную социальную выплату уже получили 29 сотрудников на сумму 121,3 миллиона рублей.

– В Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году особое место занимают вопросы выполнения публичных обязательств, продолжения модернизации и улучшения сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот. Не секрет, что пенсионерам вообще и пенсионерам таможенной службы в частности в современных условиях приходится нелегко. Как обстоят дела у бывших коллег после того как они уходят со службы на заслуженный отдых?

– По моему мнению бывших таможенников не бывает. Человек, когда-либо носивший погоны таможенника, в душе навсегда остается верен присяге, службе и товарищам. И я уверен, что он с теплотой вспоминает годы, которые посвятил защите экономических интересов Родины.

В условиях ограничения финансовых ресурсов исполнение одной из главных задач бюджетной политики – оптимизации бюджетных расходов – невозможно без перехода к адресной социальной поддержке нуждающегося населения, при сохранении действующего порядка индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат.

На сегодняшний день численность пенсионеров таможенных органов составляет более 26 тысяч человек. За прошедший год ряды пенсионеров  пополнили чуть более одной тысячи уволенных сотрудников таможенных органов.

В 2015 году на выплату пенсий ФТС выделено 6,1 миллиарда рублей. Это на 11,5 процента больше, чем в 2014 году. Ежемесячно на пенсионное обеспечение расходуется около 500 миллионов рублей. При этом средний размер пенсии за выслугу лет составляет 21,3 тысячи рублей, по инвалидности – 20,5 тысячи рублей, по случаю потери кормильца – 12,8 тысячи рублей. Для сравнения: средний размер пенсии по старости в РФ в 2015 году составил 12,5 тысячи рублей.

Оценка – самая высокая

– Одним словом: таможенные пенсионеры без внимания не остаются...

– Наряду с ростом числа таможенных пенсионеров растет и размер выплачиваемых пенсий. Несмотря на сложности в экономике, руководством страны принято решение об индексации пенсий с первого октября 2015 года. Повышение коснется всех пенсионеров таможенных органов. Пенсии увеличатся на 7,5 процента, размер увеличения составит от 700 до 4000 рублей, в зависимости от имеющегося специального звания, занимаемой должности и выслуги лет.

В 2014 – 2015 годах две с половиной тысячи пенсионеров таможенных органов получили денежную компенсацию расходов на проезд в санаторно-курортные организации ФТС России и обратно, в том числе и члены их семей, на общую сумму более 45,7 миллиона рублей.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 13.08.2013 года № 694, 64 детям сотрудников таможенных органов, погибших и умерших в период прохождения службы, выплачено 2,6 миллиона рублей на обеспечение летнего оздоровительного отдыха.

Расходы на социальное обеспечение пенсионеров таможенных органов и членов их семей в 2016 году предусмотрены в объеме 6,8 миллиарда рублей. Это позволит обеспечить не только полную и своевременную выплату причитающихся пенсионерам сумм пенсий, пособий и компенсаций, но  и их индексацию. Так что пенсионеры таможенных органов, как видите, без внимания таможенной службы не остаются.

– Всех без исключения таможенников и членов их семей интересует, что будет происходить с оплатой труда должностных лиц и работников таможенных органов в условиях ограничений бюджетного финансирования?

– Решению вопросов материального обеспечения должностных лиц таможенных органов всегда уделяется особое значение. Обеспечение социальной защищенности таможенников, путем улучшения их материального обеспечения, является одним из целевых ориентиров развития социальной сферы таможенной службы, предусмотренных «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

Достойное материальное положение должностных лиц – это один из важнейших факторов эффективного решения стоящих перед таможенными органами задач. Для повышения уровня достигнутых результатов и мотивации должностных лиц к качественному исполнению своих обязанностей, с 2007 года в таможенных органах применяется система материального стимулирования на основе выполнения таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности.

В рамках реализации мероприятий Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Минфином России разработаны предложения о поэтапном совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих федеральных государственных органов, начиная с последовательного увеличения фонда материального стимулирования в составе оплаты труда. Это предполагает общий рост фонда оплаты труда гражданских служащих к первому января 2018 года в 2,48 раза к базе 2012 года. Будем надеяться, что это будет реализовано.

Для осуществления этих предложений федеральным государственным органам ежегодно предусматриваются соответствующие бюджетные ассигнования. В 2015 году на материальное стимулирование гражданских служащих таможенных органов с учетом ЕСН выделено около 2,7 миллиарда рублей. Эти средства распределяются по таможенным органам ежеквартально с учетом выполнения ими установленных показателей эффективности деятельности и направляются на выплату единовременных поощрений за существенный вклад гражданских служащих в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм, проявленные при выполнении установленных задач и функций.

В условиях ограничений бюджетного финансирования выплата материального стимулирования способствует сохранению достигнутого уровня оплаты труда должностных лиц таможенных органов.

– Как удается в условиях ограниченных ресурсов обеспечивать функционирование и развитие таможенных органов? Какие задачи предстоит решить и как добиться эффективности и выстроить работающую систему управления финансами?

– Есть хорошая фраза: «экономика, есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Сегодня наступило то время, когда искусство эффективного управления ресурсами особенно актуально. Если средства ограничены, основная задача – расставить приоритеты и в первую очередь обеспечить жизненно важные направления.

Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение качества осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета контрольных функций. В силу внесенных в Бюджетный кодекс РФ изменений, главный распорядитель средств федерального бюджета обязан осуществлять внутренний финансовый контроль. Это система мер, организованных руководителем ведомства или министерства для наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении финансовых операций. Финансовый контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность.

За внутренним финансовым контролем мне видится большое будущее. Он более оперативен и гибок в организации, менее затратен в проведении и, самое главное, более эффективен при устранении выявленных нарушений.

Перед нами поставлена задача организовать гибкую и оперативную систему внутреннего финансового контроля, которая способна резко повысить эффективность использования бюджетных средств. Для того, чтобы внутренний финансовый контроль заработал, нам, как подразделению, отвечающему за выполнение бюджетных процедур при составлении и исполнении бюджета, составлении бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета, еще предстоит колоссальная работа.

– Традиционно руководителем подводятся итоги деятельности подразделений. Как бы вы оценили работу финансово-бухгалтерских подразделений таможенных органов?

– Оценивает нашу работу Минфин России, который для повышения эффективности расходов федерального бюджета и качества управления государственными финансами проводит мониторинг качества финансового менеджмента.

При проведении мониторинга учитываются показатели, характеризующие качество управления государственными финансами на всех этапах бюджетного процесса – от планирования и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств, исполнения судебных решений, до подготовки кадрового состава финансово-бухгалтерских подразделений и управления активами.

В течение нескольких лет ФТС России занимает лидирующие позиции в рейтинге главных администраторов средств федерального бюджета, составляемого Минфином России. По итогам мониторинга качества финансового менеджмента в России за 2014 год ФТС России заняла первое место.

В мае 2015 года министр финансов РФ Антон Силуанов отметил на заседании Правительства ФТС России как орган власти, который обеспечил «наивысшие значения в части финансового планирования, исполнения бюджета, исполнения учета и отчетности, контроля и аудита». Такая высокая оценка нашей работы Минфином России свидетельствует о высоком уровне исполнения ФТС совокупности процессов и процедур по управлению финансами, осуществляемых в рамках бюджетного процесса и обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств.

– Достижение таких результатов это, прежде всего, большая заслуга и подразделений Главного финансово-экономического управления?

– Коллектив Главного финансово-экономического управления – это действительно высококвалифицированная команда, профессионалы высокого уровня, люди с государственным мышлением и обостренным чувством ответственности. Только обязательно следует отметить, что и в наших региональных подразделениях также работают специалисты высокой квалификации, которые много лет проработали в таможенной системе и заслужили большой авторитет.

От качества управления финансами и результатов деятельности подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета зависит достижение ФТС России высоких показателей качества финансового менеджмента. Сегодня не просто Главное финансово-экономическое управление, а в целом ФТС России получила заслуженно высокие оценки.

– Часто приходится встречаться с трудностями в работе?

– Я стремлюсь  не отворачиваться от проблем, а решать их. И поэтому легко бывает не всегда.

– Можно не совсем профильный вопрос... Как вы, уже не как начальник Главного финансово-экономического управления, а как человек с большим жизненным опытом, относитесь к деньгам?

– Хорошо отношусь. Как говорят: везучие живут с деньгами, а невезучие –  без них. А если серьезно, то я уверен: то, что действительно нужно человеку, за деньги не покупается.

Оксана ГЕРАСЮТИНА

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru