openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление председателя Государственного таможенного комитета Михаила Ванина на совещании «О совместных действиях по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля в отношении продукции морского промысла в Дальневосточном регионе», Влади

Встречи, подобные сегодняшней, в последние годы проводятся в Дальневосточном федеральном округе на регулярной основе, и каждая из таких встреч, как правило, посвящается рассмотрению наиболее жгучих проблем развития региона.
Одна из них – оптимизация контроля за добычей и экспортом морских биоресурсов.
Понимая, насколько сложна и многогранна данная проблема, мы не ставили перед собой задачу рассмотрения всех ее аспектов.
Главная цель сегодняшнего совещания состояла в том, чтобы определиться с дальнейшей судьбой применяемого с февраля 2003 г. порядка таможенного контроля и таможенного оформления продукции морского промысла, обозначить плюсы и минусы данного порядка, наметить конкретные направления совместных действий, направленных на повышение эффективности контроля за добычей и экспортом морских биоресурсов.
Полагаю, нам удалось достичь поставленной цели. На наш взгляд, состоялся предметный, конструктивный разговор, из которого можно сделать вывод о том, что предложенный Дальневосточным таможенным управлением и утвержденный ГТК России порядок таможенного оформления продукции морского промысла  в целом оправдал себя и является шагом вперед в деле совершенствования таможенного контроля в отношении продукции морского промысла. После соответствующих доработок, его можно внедрять в повседневную практику работы таможенных органов, действующих в акватории территориальных вод других бассейнов.

Данный вывод важен не только для ГТК России и таможенных органов. В одинаковой мере он важен и для участников внешнеэкономической деятельности, так как новый Таможенный кодекс Российской Федерации, вступающий в действие с 1 января 2004 года, коренным образом изменяет взаимоотношения между таможней и бизнесом, предполагая партнерские начала, законопослушание, экономическую целесообразность и взаимовыгодность.
В этой связи, те рыбодобывающие компании, которые до сих пор не нашли возможностей для применения данного порядка и ничего не предпринимают для изменения ситуации, вряд ли могут рассчитывать на партнерские взаимоотношения во взаимодействии с таможенными органами и должны быть готовы к более жестким схемам работы.

В основе применяемого в Дальневосточном регионе порядка таможенного оформления продукции морского промысла лежит система электронного декларирования товаров и средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с применением таких способов защиты информации, как электронно-цифровая подпись, защищенные каналы связи.
Электронное декларирование - это будущее всей    системы    организации    таможенного оформления   в    России,    в    том    числе    и    в рыбодобывающей отрасли.
А это означает, что еще и по этой причине, рыбодобывающие компании, медлящие с переходом на данный порядок таможенного оформления добываемой морепродукции, могут остаться   на   задворках  цивилизованной внешнеэкономической деятельности.
Исходя из вышесказанного и тех предложений, которые звучали на сегодняшнем совещании, ГТК России, используя опыт и наработки таможенных органов Дальнего Востока по декларированию продукции морского промысла, учитывая его недостатки и замечания, высказанные в ходе данного совещания, берет на себя обязательство разработать новый, более совершенный порядок таможенного оформления и таможенного контроля в отношении продукции морского промысла с распространением его на всю территорию Российской Федерации.

Уверен, что разработка новой редакции правил таможенного оформления морских биоресурсов в обязательном порядке должна вестись с участием специалистов Федеральной пограничной службы, Госкомрыболовства, представителей деловых кругов, чтобы избежать тех негативных последствий, которые мы имеем в применении существующего порядка, и о которых сегодня говорили как докладчик, так и выступающие.

Не дожидаясь выхода новой редакции порядка таможенного оформления продукции морского промысла, уже сейчас необходимо проводить широкую разъяснительную работу среди всех, кто причастен к добыче и экспорту мореподуктов. Необходимо разъяснять важность создания и размещения в иностранных портах операторских компаний, развития информационно-технической инфраструктуры, а главное - оснащать рыбодобывающие суда необходимой техникой.
Стоимость прикладных программ вместе с установкой на судне составляет 260 долл.США.
Наверное, не такие уж и большие деньги. Тем не менее, за весь минувший год всего 63 рыболовецких судна оснастились необходимой техникой.
Привожу эти данные для того, чтобы еще раз вернуться к проблеме готовности рыбодобывающей отрасли к переходу на новый порядок таможенного оформления добычи и экспорта морской продукции.
Если такими темпами мы и дальше будем оборудовать суда для перехода на электронный документооборот, положительных результатов ждать не приходится.

Вот почему полагаю, что в решении нашего совещания мы должны записать настоятельные рекомендации руководителям рыбодобывающей отрасли, федеральным ведомствам, главам администраций, в ведении которых находятся морские порты, оказывать всестороннюю помощь таможенным органам в разъяснении и популяризации упрощенного порядка таможенного контроля и таможенного оформления морских биоресурсов.
Все, кто занимается промыслом рыбы и морепродуктов, должны понять, что работать по предлагаемому порядку выгоднее и безопаснее, чем работать по старинке.
Наконец, еще одна проблема, которую высветило сегодняшнее совещание.
Это проблема эффективности взаимодействия всех контролирующих органов.

Парадоксальная вещь. Оказалось легче договориться с Японией об обмене информацией об экспортируемой рыбопродукции, чем выполнить поручение Постановления Правительства Российской Федерации № 226 от 26 февраля 1999 года, где Госкомитету по рыболовству, ГТК России, Федеральной пограничной службе, МВД России и Министерству природных ресурсов Российской Федерации поручено определить порядок обмена информацией о промысловой деятельности российских и иностранных судов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также о деятельности российских судов, осуществляющих
промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и экономических зонах иностранных государств.
Думаю, настало время для того, чтобы ведомств, перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации, наконец-то собрались и разработали План конкретных действий не только в части обмена информационными базами данных, но и в целом, во взаимодействии в работе по контролю за добычей и вывозом продукции морского промысла.

При разработке таких мероприятий необходимо учитывать тот факт, что в последние месяцы этого года значительно возросло количество поставок морепродуктов российскими судами в порты Республики Корея. Корейские компании готовы не только принимать на выгодных условиях российскую продукцию, но и хорошо финансируют данную сферу, выдавая российским партнерам большие кредиты, используют возможности своих портов как перевалочные базы для продажи биоресурсов из России в третьи страны.
Мы по-прежнему настойчиво предлагаем и делаем все, что в наших силах, для того, чтобы как можно скорее был принят блок законов, регулирующих отношения в области использования водных биоресурсов. В частности, Закон «О рыболовстве и об охране водных биоресурсов», чтобы были внесены изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации по вопросам ужесточения ответственности за незаконную добычу и вывоз морепродуктов.
Мы также выступаем за то, чтобы на межправительственном уровне были решены вопросы организации взаимодействия правоохранительных органов России и стран -основных импортеров российской рыбы и морепродуктов, а также, был определен перечень документов и сведений, свидетельствующих о законном способе добычи или приобретения морепродукции. Думаю, что крупные рыбопромысловые компании являются нашими естественными союзниками в этой работе.

Решение этих и других проблем, по нашему мнению, в значительной мере способствовало бы повышению эффективности контроля за выловом и экспортом продукции морского промысла.

В заключение, я хочу искренне поблагодарить Константина Борисовича Пуликовского, Сергея Михайловича Дарькина за внимание к делам таможенной службы Дальневосточного региона и Приморского края, за поддержку наших инициатив, и надеюсь, что сегодняшнее совещание станет дополнительным стимулом в объединении усилий федеральных и местных органов власти, деловых кругов, всех, кто заинтересован в развитии рыбной отрасли повышении эффективности контроля за добычей и вывозом продукции морского промысла.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru