openservice

opendata2

PDFПечать

Выступление председателя ГТК России М.В.Ванина на Ш Всероссийском совещании руководителей таможенных органов 26-27 февраля 2004 года

 

Уважаемые коллеги! Дорогие гости!

В третий раз за годы своей новейшей истории руководящий состав таможенных органов Российской Федерации собрался на свой большой совет – третье Всероссийское совещание.

Такие совещания стали одной из форм коллективного обсуждения и выработки стратегических задач и направлений деятельности таможенной службы России на тот или иной период.

Первое такое совещание состоялось в феврале 1994 года. Необходимость его проведения была вызвана тем, что в 1993 году были приняты Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации».

К концу 1993 года, в основном, было завершено и организационно-структурное оформление таможенной службы России в постсоветский период.

Второе Всероссийское совещание руководителей таможенных органов в силу разных причин состоялось только через 6 лет – в ноябре 2000 года.

На совещании была обсуждена и принята Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 года.

Утвержденная на совещании «Целевая программа» была одобрена Правительством Российской Федерации. Цель программы состояла в том, чтобы качественно изменить уровень таможенного администрирования и заложить основу для перехода таможенных органов на работу в соответствии с требованиями новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации.

Перед участниками сегодняшнего, третьего Всероссийского совещания руководителей таможенных органов стоит триединая задача - подвести итоги работы по выполнению «Программы», итоги работы таможенных органов в 2003 году, а также определить основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в условиях действия нового Таможенного кодекса.

Итогом Совещания станет принятие Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 –2008 годы, проект которой имеется у каждого участника Совещания.

Реализация данной программы должна решить две очень важные задачи:

1. Обеспечить адаптацию таможенной системы России к требованиям и условиям нового таможенного законодательства.

2. Вывести таможенную службу России по уровню и качеству работы в пятерку наиболее развитых таможенных служб мира.

О содержании программы, ее структуре, целях и задачах более подробно еще будет говориться на Совещании, но с самого начала нашей работы хочу подчеркнуть, что это далеко не рядовой документ, и просил бы и к его рассмотрению отнестись самым серьезным образом.

Опыт работы по реализации программы 2001-2003 годов показал, что при ее правильном администрировании и надлежащем контроле можно добиться высокой степени эффективности выполнения намеченного и достичь нужных результатов.

Выполнение программы 2001-2003 годов позволило существенно продвинуться вперед на всех основных направлениях деятельности таможенных органов.

Сформирована практически новая правовая база таможенного дела, повысилась экономическая эффективность таможенной деятельности. Системный характер приобрели меры по борьбе с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, повысилась эффективность работы правоохранительных подразделений.

Наиболее значительные результаты были достигнуты именно в 2003 году.

В бюджет государства было перечислено 757,6 млрд. рублей (в 2002 г. – 588,3 млрд. рублей) или 100,8% от задания.

Доля таможенных платежей в доходной части бюджета 2003 года составила около 40%.

Ежедневные перечисления в бюджет составили почти 120 млн. долл. США.

Отрадно отметить тот факт, что увеличение собираемости таможенных платежей достигнуто не только за счет роста объемов внешней торговли, а в значительной мере за счет улучшения качества таможенного администрирования.

В частности, мероприятия по борьбе с недостоверным декларированием позволили ежемесячно, в течение последних трех лет, выводить из теневого оборота значительные объемы налогоемких товаров, увеличить количество декларируемого дорогостоящего импорта, такого, как телевизоры, стиральные машины, пылесосы, видеомагнитофоны и др. товары.

Проведение корректировок таможенной стоимости в 2003 году позволило дополнительно взыскать почти 237,2 млн. долларов, а платеж с одной грузовой таможенной декларации при импорте вырос с 7,7 тыс. дол. в 2001 году, почти до 12 тыс. дол. в 2003 году.

Сложившаяся система валютного контроля позволила снизить уровень невозврата валютной выручки от экспорта товаров. Если в 1998 году невозврат составлял 620 млн. долларов, то в 2003 году – 31,3 млн. долларов или менее 0,03% стоимости экспортированных товаров.

Удалось сохранить тенденцию сокращения случаев недоставления товаров, перевозимых под таможенным контролем.

В 2003 году по сравнению с 2002 годом количество товарных партий, оформленных по процедуре МДП, возросло на 26%, при этом количество недоставленных партий товаров снизилось в 13,2 раза и составило 0,023%.

Об уровне эффективности работы таможенных органов в 2003 году убедительно свидетельствует и тот факт, что на каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в минувшем году, в бюджет государства возвращено 48,5 рубля.

В 2003 году каждый таможенник обеспечил, в среднем, перечисление в федеральный бюджет 12,3 млн. рублей, что в 1,3 раза больше 2002 года.

 За последние годы коренные изменения претерпела система организации таможенного контроля: разработаны специальные, упрощенные процедуры таможенного оформления, предусматривающие возможность предварительного декларирования и условный выпуск товаров в тех случаях, когда еще не все документы представлены, но платежи уплачены. Созданы экспериментальные полигоны для внедрения таких новых технологий, как электронное декларирование с применением электронной цифровой подписи (таможенный пост «Каширский» Московской южной таможни); дистанционный контроль за незаконным вывозом биоресурсов на Дальнем Востоке, реализация проекта «Зеленый коридор» на базе пункта пропуска «Торфяновка» Выборгской таможни.

Меняется система организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Смысл этих изменений состоит в том, чтобы:

- минимизировать таможенные формальности в пограничных таможенных постах и сконцентрировать основное таможенное оформление во внутренних таможенных органах;

- в больших объемах использовать предварительную информацию, получаемую из различных источников, до прибытия товаров;

- активизировать работу по внедрению системы анализа и управления рисками, более активно применять систему оперативного контроля, минимизировать применение фактического контроля товаров;

- перенести таможенный контроль с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осуществлять таможенный контроль путем проведения таможенных ревизий.

Перечисленные меры призваны упростить и ускорить таможенные процедуры в пунктах пропуска на границе, сделать их «воротами» на таможенную территорию Российской Федерации, где таможенные органы будут выполнять только те действия, которые позволяют идентифицировать транспортное средство, водителя, получателей товаров для их поиска и обнаружения в случае недоставления товаров в таможенный орган назначения.

Определен и утвержден четкий, поминутный регламент контрольных действий таможенных органов в автомобильных пунктах пропуска.

Важным результатом выполнения целевой программы 2001-2003 годов стали разработка и повсеместное внедрение в деятельность таможенных органов новых, современных таможенных и информационных технологий, осуществление на этой основе оперативного мониторинга за процессами таможенного контроля и таможенного оформления.

Всего за последние три года разработано и модернизировано 237 комплексов программных средств. Только в 2003 году в таможенные органы поставлено более 67 тысяч единиц современной техники, реализованы новые программные продукты.

Определенные успехи достигнуты также и в дальнейшем развитии Единой автоматизированной информационной системы ГТК России.

В 2003 году ГНИВЦ ГТК России прошел государственную аккредитацию и в соответствии с законом «О науке и государственной научно-технической политике» включен в государственный реестр аккредитованных научных организаций.

Это важное событие как для ГНИВЦа, так и в целом, для повышения технического и научного уровня развития таможенного дела в России.

Хочу заметить, что разработка и внедрение в деятельность таможенных органов современных информационных технологий и автоматизированных систем изменили не только практику работы таможен и таможенных постов, подразделений Центрального аппарата ГТК России и региональных управлений, но и психологию должностных лиц таможенных органов, которые, что называется, «почувствовали вкус» к работе с умной техникой.

Подводя в целом итоги работы за годы после второго Всероссийского совещания руководителей таможенных органов, следует сказать, что к сегодняшнему дню таможенная служба России подошла в состоянии, соответствующем всем основным критериям степени развитости таможенной службы любого государства.

Мы имеем одну из наиболее современных законодательных баз, необходимую таможенную инфраструктуру в сочетании с современными технологиями и высококвалифицированные кадры.

Избрание России в 2003 году вице-президентом Совета Всемирной таможенной организации – координатором Европейского региона и итоги проведения в январе этого года в Москве первой конференции руководителей таможенных служб Европейского региона – убедительное свидетельство тому, что таможенная служба России способна и готова работать по мировым стандартам.

Это достигнуто, во многом, благодаря скоординированной и слаженной работе как подразделений ГТК России, так и таможенных органов на местах.

Должен отметить, что за последние три года значительно «прибавили» в работе таможенные органы Центрального, Южного таможенных управлений.

Больше инициативы и деловитости стало в работе таможенных органов Уральского, Приволжского Дальневосточного таможенных управлений. Определенные изменения к лучшему наблюдаются в Северо-Западном и Сибирском таможенных управлениях.

Напряженными были минувшие три года для подразделений центрального аппарата ГТК России. Приходилось, что называется «на марше» изменять законодательную и правовую базу, разрабатывать новые таможенные и информационные технологии, обеспечивать перевод ряда должностей на новые условия службы, сохраняя при этом кадровый потенциал и, выполняя в полном объеме задачи по обеспечению экономической безопасности государства.

Хочу поблагодарить всех вас, уважаемые коллеги, за сделанное, за ответственное отношение к делу и стремление работать на конечный результат.

Спасибо вам и всему личному составу таможенных органов России!

Вместе с тем, уважаемые коллеги, не в наших правилах «почивать на лаврах». Сделанное – это достояние прошлого и основа для продвижения вперед.

Фундаментом этой основы является вступивший в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации.

Первые результаты работы в условиях нового Таможенного кодекса показали, что, в целом, таможенная система России оказалась подготовленной к работе в новых условиях.

         Напомню, что, реализуя положения нового кодекса, таможенной службе России предстоит решить триединую задачу. (Слайд № 10)

1, Всемерное содействие развитию торговли.

2. Обеспечение эффективности таможенного контроля.

3.     Полнота собираемости таможенных платежей.

Многие оппоненты новому Таможенному кодексу с недоверием относились к данной постановке задач и предрекали в первые же дни текущего года повальные срывы установленного кодексом трехдневного срока оформления товаров и транспортных средств.

Но, как показывают итоги работы в январе-феврале, ожидаемого коллапса не произошло.

Так, в январе 2004 года таможенными органами оформлено более 95 тысяч грузовых таможенных деклараций, из них более 62% - в первый день, 22% - за два дня, 13% - на третий день после подачи деклараций.

Данная тенденция сохраняется и в феврале текущего года.

Не оправдались и предсказания тех, кто полагал, что введение нового кодекса приведет к резкому снижению объемов таможенных платежей, поступающих в бюджет государства.

         Итоги января-февраля свидетельствуют об обратном. Более того, расчеты показывают, что, при благоприятных обстоятельствах, в 2004 году таможенные органы смогут перечислить в бюджет государства примерно один триллион рублей при задании в 852,7 млрд.рублей.

Посрамленными остались и авторы пессимистических прогнозов относительно ситуации в околотаможенной сфере.

В этой связи хочу сказать о том, что опасными представляются предложения отдельных министерств и ведомств уже сейчас вносить какие-либо изменения в новый Таможенный кодекс.

Закон нужно менять в тех случаях, когда без таких изменений невозможно двигаться вперед. Необходимо хотя бы в течение первых шести месяцев оценить ситуацию с применением Таможенного кодекса, провести мониторинг результатов и тогда уже готовить предложения по корректировке Кодекса, если это будет признано необходимым.

На наш взгляд, в настоящее время более актуальным является вопрос внесения изменений и дополнений в смежные с таможенной отраслью законодательства.

В частности, пока еще не приведен в соответствие с новым Таможенным кодексом Российской Федерации и требованиями Всемирной торговой организации Закон «О таможенном тарифе». Не внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся возмещения налога на добавленную стоимость, в частности, в отношении продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории России. Не внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые требуются в силу изменившегося объема обязанностей участников таможенный правоотношений, а также понятийного аппарата, использованного в Таможенном кодексе. До сих пор ГТК России и иные таможенные органы не наделены статусом соответственно органа и агентов валютного контроля.

Решать эти проблемы необходимо настойчиво и последовательно в ходе дальнейшей работы над законодательной и правовой базой деятельности таможенных органов.

Самое же главное и важное в настоящее время – это добиться единообразия в применении действующего законодательства на всем таможенном пространстве России, не изобретать никаких местных схем и технологий.

Проверки, проведенные в таможенных органах в канун нашего Совещания показали, что в Северо-Западном, Сибирском, Дальневосточном  региональных таможенных управлениях данные установки ГТК России не соблюдаются в полном объеме. Выявлены случаи несоответствия действующих технологических схем таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств таможенному законодательству.

Имеют место и другие нарушения требований нового Таможенного кодекса и нормативных актов ГТК России, принятых по его реализации.

В частности, в Тюменской таможне:

- не начата работа по созданию зон таможенного контроля;

- досмотр товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы - выпуск для внутреннего потребления и экспорт, проводится до принятия таможенной декларации;

 - проверка таможенных деклараций осуществляется с превышением трехдневного срока, сроки проверки таможенной декларации таможенным органом не продлеваются;

 - отсутствует порядок взаимодействия подразделений таможни при работе с обеспечением уплаты таможенных платежей;

 - на Тобольском и Тюменском таможенных постах учет и регистрация ГТД осуществляется с нарушением порядка учета и регистрации ГТД в электронном виде, установленного приказом ГТК России.

         Начальники указанных постов не заверяют личной подписью и личной номерной печатью распечатку электронной формы журнала учета и регистрации в электронном виде ГТД.

         При проверке работы таможенного поста автопереход «Торфяновка» Выборгской таможни среднее время на оформление одного комплекта документов, с учетом приема сообщения о прибытии, составляет 13-18 минут, на пункте пропуска «Брусничное» – 15-20 минут.

         На автопереходе «Брусничное» выявлены основания полагать наличие устойчивого канала ввоза товаров, в дальнейшем не заявляемых к таможенному оформлению.

         С 8 на 9 февраля этого года на постах «Торфяновка» и «Брусничное» в очередях стояло, в среднем, от 30 до 50 автомашин на въезд в Российскую Федерацию, и до 250 единиц грузового транспорта на выезд из России (автопереход «Торфяновка»).

Среди основных причин образования очередей руководители Выборгской таможни называют:

- отсутствие электронного подтверждения предварительной таможенной декларации (ПТД);

- отсутствие оперативной информации из таможен назначения об оформлении гарантийных сертификатов;

- непредоставление перевозчиками на этапе сообщения о прибытии товаров и транспортных средств необходимых документов и сведений;

- ожидание перевозчиками таможенного сопровождения;

- плохие погодные условия и состояние дорожного полотна.

Согласен, причины могут быть разные, но важно уже сейчас, на начальном этапе работы, не просто их констатировать, а принимать меры по исключению их в дальнейшем.

Выявлены также и наиболее часто повторяющиеся недостатки в ходе реализации положений нового Таможенного кодекса и нормативных актов, принятых по его реализации.

Среди них наиболее распространенные, это:

- недоведение приказов и распоряжений ГТК России до личного состава таможенных органов, особенно таможенных постов (Николаевский, Де-Кастринский таможенные посты Амурской таможни);

- нарушение установленных сроков и технологических схем таможенного контроля и таможенного оформления (Хабаровская, Тюменская таможни).

Уже почти три месяца работает Временный консультационный центр ГТК России. Как показала практика, он стал эффективным инструментом оперативного анализа и контроля за применением нового Таможенного кодекса на местах.

Среди вопросов, наиболее задаваемых участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам выделяются такие, как временный ввоз транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах гражданами России; изменение норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами не для коммерческихцелей; Порядок перемещения международных почтовых отправлений; возможность предоставления льгот при ввозе автомобилей иностранного производства лицами, переселяющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительство и другие.

Среди проблем, наиболее часто поднимаемых таможенными органами перед ГТК России, выделяются: правовая неурегулированность применения таможенных режимов переработки, временного ввоза (вывоза) и порядка завершения этих режимов, а также вопросы, связанные с функционированием, либо отсутствием отдельных программных продуктов.

Хочу еще раз подчеркнуть, что без серьезного мониторинга проблем, возникающих в ходе реализации положений нового Таможенного кодекса, их анализа и принятия необходимых мер, нам трудно будет выполнить одну из главных задач 2004 года – адаптировать деятельность таможенных органов к требованиям нового таможенного законодательства.

Уважаемые коллеги!

Как уже говорилось в начале доклада, одна из задач нашего Совещания – определить стратегию и тактику развития таможенной службы России до 2008 года, сформулировать приоритетные направления деятельности таможенных органов на 2004 и последующие годы.

Из программы работы Совещания, которая имеется у каждого из вас, видно, какие направления деятельности таможенных органов являются для нас стратегическими. Они объединены в пять крупных блоков.

1. Проблемы стратегии и движения к новому уровню информанизации.

2. Правовые проблемы и вопросы нормотворчества.

3. Взаимодействие с бизнесом, управление рисками, развитие таможенной инфраструктуры.

4. Правоохранительная деятельность, борьба с коррупцией и повышение эффективности контроля после выпуска товаров.

5. Проблемы подготовки кадров, социальной защиты и финансирования деятельности таможенных органов.

По каждому из этих направлений нам предстоит заслушать доклады и выступления с тем, чтобы более обстоятельно обсудить нынешнее положение дел и пути продвижения вперед. Будут сформулированы и основные задачи, которые предстоит решить на каждом из этих направлений.

В этой связи, дабы избежать повторений, ограничусь только отдельными замечаниями.

Прежде всего, хочу заметить, что решение проблем, связанных с движением к новому уровню информатизации, мы видим, в реализации проекта «Модернизации информационных таможенных систем за счет займа Всемирного банка. Данный проект является неотъемлемой частью общей стратегии развития таможенной службы России на 2004-2008 годы. Его реализация, только за счет упрощения и ускорения таможенных процедур позволит ежегодно дополнительно приносит ь в бюджет до 1 млрд. долларов. Поэтому, дело чести всех и каждого организовать работу так, чтобы максимально эффективно реализовать запланированные проектом мероприятия.

От реализации проекта модернизации информационных таможенных систем во многом будет зависеть и уровень организации таможенного контроля, основанной на системе анализа и управления рисками.

На Совещании вам будет представлена концепция развития системы анализа и управления рисками, этапы ее реализации.

Хочу обратить внимание всего руководящего состава таможенных органов на то, что систему анализа и управления рисками должны понимать и уметь применять все должностные лица таможенных органов, а не только те, кто непосредственно занимается таможенным контролем и таможенным оформлением.

В части кадровых проблем, хотел бы обратить внимание на необходимость изменения сформировавшейся ранее психологии таможенника-контролера-администратора, обязанности которого были расписаны инструкциями ГТК России от «А» до «Я».

Новый кодекс – это закон максимально прямого действия, и важно научить наших таможенников самостоятельно принимать решения, в пределах своей компетенции, и быть готовыми отвечать за их последствия.

К 2008 году мы планируем прийти к такой ситуации, когда будет действовать не более ста нормативных ведомственных актов, вместо тех 3-х тысяч, по которым мы работали до принятия нового Таможенного кодекса.

Уважаемые коллеги!

В проекте Итогового документа третьего Всероссийского совещания руководителей таможенных органов обозначены как стратегические цели деятельности таможенных органов Российской Федерации до 2008 года, так и основные пути их достижения.

Помимо этого, предлагается, впервые, решением Совещания утвердить приоритетные направления работы каждого регионального таможенного управления и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России.

На наш взгляд, это поможет более системно организовать работу таможенных органов и достичь тех результатов, которые мы ожидаем получить в 2008 году.

Это: сокращение времени таможенного оформления до 1 дня, времени оформления в пунктах пропуска до 10 минут, единообразие применения таможенного законодательства на всей территории Российской Федерации; сокращение объема досматриваемых товаров до 8-10%; увеличение собираемости таможенных платежей до 1,5 трлн. рублей; уменьшение количества ведомственных документов до 100, создание баз информационных данных с министерствами и ведомствами; максимальная унификация таможенного законодательства стран-участниц СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства.

В завершение доклада  хочу пригласить всех участников Совещания к активной работе, конструктивному, деловому разговору об имеющихся проблемах и недостатках, путях их преодоления, перспективах развития таможенной службы России, и о повышении ее роли в обеспечении экономической безопасности российского государства.

Благодарю за внимание!

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru