openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление Л.А. Лозбенко перед членами Американской торговой палаты в России 3 марта 2004 года

В докладе Председателя ГТК России на III Всероссийском совещании руководителей таможенных органов Российской Федерации говорилось о стратегии развития таможенной службы. Я хотел бы подробнее остановиться на философии такого развития, на схеме работы таможенной службы в новых условиях.

Любая внешнеторговая сделка имеет 2 составляющих: часть ее проходит на территории России, часть – за рубежом. До недавнего времени мы контролировали только российскую составляющую.

Куда эффективнее иметь информацию об обеих частях. Для этого мы должны получать предварительную информацию из-за границы, главным образом от наших коллег. И в этом нам сильно поможет статус России как вице-президента WCO по Европейскому региону. Второй важнейший источник информации – предприятия околотаможенной инфраструктуры, бизнес-ассоциации. Мы оказываем им содействие в их работе – они дают нам ту информацию, которая нам необходима.

Вся полученные данные поступают в единую информационную систему таможенных органов, откуда для целей таможенного контроля ее получают таможенные органы и их подразделения.

После выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, таможенные органы могут осуществлять постконтроль.

Это схема, к которой мы должны прийти к 2008г. Она полностью отвечает всем стоящим перед таможней задачам.

Хочу подчеркнуть, что все подразделения таможенных органов должны найти свое место в этой схеме. Именно исходя из этого руководство ГТК России и будет исходить при проведении оргштатных мероприятий, структурной работы.

Должностные лица таможенных органов должны научится работать не только по инструкциям, которые “спускают” сверху, но на основании прямых положений Таможенного кодекса и иных законодательных актов, международных соглашений (договоров), и принимать решения, которые должны отвечать следующим целям:

  • максимальному содействию торговли, ускорению времени выполнения таможенных процедур и таможенных формальностей;
  • обеспечению эффективного таможенного контроля.
  •  

Таможенная служба Российской Федерации должна стремиться к полному соответствию мировым стандартам и стать к 2008 одной из лучших таможенных администраций мира. Перед нами стоят три задачи:

  1. Совершенствование и организация единообразного применения таможенных процедур во всех таможенных органах.
  2. Внедрение и дальнейшее совершенствование Системы управления рисками.
  3. Расширение практики применения информационных технологий.
    1.  

      Первая задача должна решаться за счет:

      • регламентации особенностей действий должностных лиц при осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых различными видами транспорта;
      • дальнейшей дифференциации применения форм таможенного контроля, а также технологий таможенного оформления в зависимости от вида товаров, участников ВЭД на основе 68 статьи Таможенного кодекса и Системы управления рисками;
      • унификации таможенных документов со стандартами ЕС;
      • переноса концентрации таможенного контроля с пунктов пропуска на таможенные органы оформления и дальше – на контроль после выпуска товаров.

    Отдельно остановлюсь на унификации таможенных документов со стандартами ЕС. ГТК России проводит активную работу по изучению в целях начала практического применения на национальном уровне положений Конвенции об общем транзите стран ЕС с возможным последующим присоединением Российской Федерации к указанной Конвенции. Для этого проводится унификация бланков и правил заполнения таможенной декларации, а также форматов электронного обмена.

    В качестве пилотного проекта предусмотрена отработка установленного Конвенцией порядка (использование Единого административного документа) на перевозках российских товаров между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации с 1 мая 2004 г. В целях обеспечения благоприятных условий перемещения российских товаров через территорию Литовской Республики после ее присоединения к ЕС предусмотрена возможность формирования электронной информации и предоставления гарантий, необходимых в соответствии с законодательством ЕС для транзита через территорию Литовской Республики, в таможенном органе отправления Российской Федерации.

    К решению второй задачи мы только приступаем, хотя первые шаги уже сделаны:

      • утверждена Концепция СУР в таможенной службе Российской Федерации (приказ ГТК России от 26.09.2003);
      • разработаны и внедряются в настоящее время в практику работы таможенных органов таможенные технологии, которые являются элементами комплексной СУР (приказы ГТК России от 28.11.2003 № 1356, от 28.11.2003 № 1360-дсп и от 18.12.2003 № 1467);
      • в ГУОТК ГТК России создано подразделение, отвечающее за общую координацию работы в рамках СУР;
      • в ближайшее время будет утвержден план первоочередных мер по реализации СУР на 2004 год.

    Меры по минимизации рисков могут быть прямыми, когда осуществляется непосредственное централизованное воздействие на процесс таможенного оформления товаров до их выпуска, и косвенными, когда воздействие на процесс таможенного оформления товаров осуществляется опосредованно, через разработку и (или) модернизацию таможенных и информационных технологий, проведение орг.штатных мероприятий, применение тарифного и нетарифного регулирования, проведение последующего контроля (таможенная ревизия), осуществление оперативно-разыскной деятельности и пр.

    Не вызывает сомнений, что только при реализации такого подхода мы сможем выполнить одну из основных задач – осуществлять таможенный сервис, в том числе путем проверки таможенной декларации в минимально возможный срок с сохранением эффективного таможенного контроля.

    При этом необходимо отметить, что процесс создания и внедрения в практику СУР будет поэтапным, по мере готовности программного обеспечения.

    В настоящее время деятельность по минимизации рисков ведется путем доведения до таможенных органов профилей рисков в виде актов ГТК России, то есть в бумажном виде. Нам известно, что на практике объем таких документов, а также актов, направляемых РТУ и таможнями, составляет до нескольких стандартных канцелярских папок типа “Корона”. Причем инспектор должен их знать наизусть. Понятно, что такая ситуация неприемлема. Однако изменить ее можно только путем перехода на информационные технологии.

    Третья задача - расширение практики применения информационных технологий для нас уже привычна.

    В Северо-Западном таможенном управлении проводится эксперимент по предварительному информированию подразделениями Октябрьской железной дороги таможенных органов, расположенных в железнодорожных пунктах пропуска, о товарах, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Подобный опыт обмена информацией о товарах до их фактического ввоза на таможенную территорию Российской Федерации имеет особенное значение для работы таможенной системы после вступления в силу нового Таможенного кодекса и создает предпосылки для комплексного подхода к решению задач автоматизации деятельности железнодорожных пунктов пропуска.

    Аналогичная работа проводится и в морских пунктах пропуска. Так, например, ГТК России совместно с Минтрансом России, администрацией ОАО “Морской порт Санкт-Петербург”, представителями контейнерных линий был подготовлен проект типового Соглашения об информационном взаимодействии между ГТК России и контейнерными линиями. Первое подобное Соглашение подписано 15 августа 2003 года между ГТК России и ЗАО “Маерск”.

    Проводится работа по организации предварительного информирования таможенных органов расположенных на российско-эстонском и российско-латвийских участках границе, о товарах, перемещаемых автомобильным транспортом.

    Организован информационный обмен о товарах и транспортных средствах между ГТК России и таможенными службами Королевства Швеция и Финляндской республики в рамках проекта “Зеленый коридор”, а также о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу между Российской Федерацией и Украиной.

    Продолжается и расширяется практика декларирования товаров в электронной форме. Благодаря активной позиции Центрального таможенного управления данная работа уже вышла за рамки эксперимента. В настоящее время планируется использовать электронную форму декларирования на 7 таможенных постах центрального региона для 12 участников внешнеэкономической деятельности. Подробно результаты этой работы и дальнейшее развитие электронной формы декларирования будут обсуждены на коллегии ГТК России в апреле с.г.

    В предстоящий период перед ГУСТАТТ ГТК России стоят большие задачи, которые с одной стороны, определяются развитием ЕАИС ГТК России, а, с другой охватывают проблемы создания организационной структуры, способной обеспечить эффективное функционирование нашей перспективной ЕАИС.

    В ближайшие 5 лет ГУСТАТТ должно обеспечить успешное выполнение проекта модернизации информационной системы таможенных органов, создать и внедрить в практику ЕАИС 3-ей очереди. Кроме этого, уже находятся в работе проекты создания Единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров и транспортных средств, выполняемый в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия” (В настоящее время мы приступаем к реализации пилотного проекта на базе Магнитогорского металлургического комбината и отдельных таможенных органов.), создания Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Союзного государства России и Беларуси, создания систем автоматизированного информационного обмена с таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС, СНГ, Европейского союза.

    Значительная работа предстоит по совершенствованию структуры информационно-технической службы таможенных органов и в первую очередь ГНИВЦ и созданию условий эффективного обслуживания перспективной ЕАИС ГТК России. Необходимо в предстоящий период обеспечить организационно-штатное усиление региональных вычислительных центров, способных выполнять свои задачи на вычислительной технике, которой будут оснащаться эти центры.

    Разработка и внедрение новых отвечающих мировым стандартам информационных таможенных технологий в значительной степени касается и процессов контроля и учета таможенных платежей.

    В 2005 – 2008 годах необходимо решить задачу обеспечения полного финансового контроля всех операций участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением грузов. Решение этой задачи требует создания принципиально новой информационной технологии, построенной на основе централизации всех процессов контроля и учета денежных средств. Данная технология разрабатывается в рамках построения комплексной информационно-расчетной системы “Доход” (ИРС “Доход”).

    В 2004 году планируется проведение комплексных испытаний в таможенных органах и в ГУФТД ГТК России ряда основных компонентов ИРС “Доход” по результатам которых, начиная с 2005 года, будет организовано поэтапное внедрение системы во всех таможенных органах, которое в 2008 году будет завершено. При этом будет обеспечено:

    - создание единого информационного пространства процессов учета и контроля таможенных платежей, централизация контроля за состоянием лицевых счетов участников ВЭД;

    - унификация процессов контроля правильности исчисления таможенных платежей и технологий информационно-аналитической обработки информации по платежам;

    - внедрение новых электронных технологий уплаты таможенных платежей, в том числе с использованием микропроцессорных карт.

    Говоря о внедрении информационных технологий, нельзя не сказать о Проекте Всемирного банка по модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, под который нам выделен крупнейший за всю историю Банка кредит в 140 млн. долларов США. Цель Проекта - проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей приведение нормативно-законодательной базы, рабочих процессов и информационных технологий в соответствие с новым Таможенным кодексом и создание условий для присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

    В настоящее время Проект вступил в силу и его реализацию планируется осуществить в период до 2008 года.

    Что мы ждем от реализации данного Проекта?

    Реализация проекта будет содействовать внедрению приемлемой для международного сообщества практики оформления внешнеторговых грузов таможенными органами РФ, повышению степени соблюдения положений Таможенного кодекса участниками внешнеэкономической деятельности и единообразию его применения, в том числе за счет:

    - модернизации информационно-технической инфраструктуры ГТК России и внедрения стандартизированных таможенных процедур с высокой степенью автоматизации (это сократит возможности для принятия сотрудниками таможенных органов дискреционных решений);

    - внедрения в масштабе всей страны стандартизированных и автоматизированных процедур, призванных повысить законопослушность участников ВЭД и снизить издержки на обеспечение исполнения законодательства;

    - повышения уровня осведомленности и подготовки участников ВЭД в области таможенного законодательства и таможенных процедур;

    - повышения прозрачности, единообразия и предсказуемости действий таможенных органов;

    - создания эффективных процедур разрешения споров;

    - развития потенциала правоохранительного блока за счет совершенствования управления рисками, повышения эффективности осуществления инспекционной деятельности, в том числе проверок после выпуска товаров и транспортных средств.

    Хочу подчеркнуть, что ЦПРТС, Проект Всемирного банка по модернизации информационной системы таможенных органов – это те инструменты, которые позволят нам решить стоящие перед службой задачи.

    При этом повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации можно оценить по следующим показателям:

    - с использованием подхода, основанного на анализе рисков, сокращение количества импортных деклараций и количества экспортных деклараций (исключая декларации на энергоносители), отбираемых для таможенного досмотра грузов, будет доведено до 10% и 5% соответственно к концу 2006 года, и до 3% и 1% соответственно к 2008 г. В настоящее время количество таких деклараций составляет 30% по импортным товаров и 15% по экспортным товарам соответственно;

    - среднее время таможенного оформления в пунктах пропуска на границе будет сокращено до 10 минут к концу 2006 года и до 5 минут к сроку окончания реализации ЦПРТС;

    - среднее время оформления импортных грузов, исчисляемое с момента подачи таможенной декларации до выдачи разрешения на выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, будет сокращено до 3 часов к концу 2006 года и до 1 часа в 2008 г.

     

     

     

     

    RSS каналы сайта ФТС России

    Свободное Программное обеспечение

    По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

     

    Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

    Справочная по документам, направленным в ФТС России:

    +7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

    Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

    +7 (499) 449-73-05

    Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

    Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru