openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление статс-секретаря - заместителя председателя ГТК России Юрия Азарова 21 мая 2004 года в г. Астрахани на встрече приграничных таможенных органов России и Казахстана

 

(тезисы к докладу)

  

В соответствии с Протоколом встречи приграничных таможенных органов Республики Казахстан и Российской Федерации 30 мая 2003 года в г. Уральск были определены перспективные направления совместной деятельности таможенных органов России и Казахстана.

Спустя год нашей совместной работы хотелось бы, в целях определения дальнейших шагов организации взаимодействия приграничных таможенных органов России и Казахстана, вкратце осветить результаты выполнения решений предыдущей встречи.

В целом, можно констатировать, что проделанная работа имела положительную динамику. Вместе с тем, следует отметить, что в ходе проводимой работы уровень реализации ряда задач - изменился, что было обусловлено целесообразностью пересмотра способов их решения.

Таким образом, ход реализации вопросов, рассмотренных на встрече в Уральске, следующий.

 

В рамках решения представленных на встрече Казахстанской стороной вопросов, связанных с недостоверным декларированием товаров, обращающихся во взаимной торговле между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, осуществлена следующая работа: - Казахстанской стороной подготовлены и направлены в ГТК России перечни товаров, облагаемых наибольшими ставками таможенных пошлин в Республике Казахстан. Ввиду того, что отнесение товаров к группе риска требует проведение специальных аналитических исследований, стороны пришли к необходимости унификации систем управления рисками. В этой связи ГТК России оказывает методологическую и информационную поддержку АТК Республики Казахстан путем предоставления информации о разработке Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069.

Следует отметить, что эта Концепция принята за основу при подготовке Концепции системы управления рисками таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС.

Налажен обмен информацией о практике внедрения и использования таможенными органами России и Казахстана, а также таможенными службами других государств системы анализа и управления рисками. На основе данной информации осуществлена подготовительная работа, направленная на выработку конкретных предложений для их рассмотрения таможенными службами России и Казахстана.

Данные предложения могут включать:

- решение вопросов по систематизации источников информации, в том числе данных информационного обмена по транзитным товарам и товарам, обращающимся во взаимной торговле;

- решение вопросов по доработке существующих и созданию новых баз данных;

- решение вопросов по оптимизации критериев рисков;

- решение вопросов по совершенствованию системы управления рисками.

Вместе с тем, следует отметить, что работа по созданию унифицированного Перечня товаров группы риска обращающихся во взаимной торговле выявила необходимость ее осуществления на постоянной основе. Поскольку в этом направлении деятельности требуется систематический подход, основанный на регулярно проводимом анализе ситуации с обращением товаров во взаимной торговле, на подготовке прогноза развития этой ситуации в ближайшей и долгосрочной перспективе, на выработке конкретных рекомендаций по влиянию на ситуацию, на отслеживании “обратной связи” и введении корректировок.

Такая работа представляется успешной в случае организации постоянного взаимодействия аналитических подразделений таможенных служб России и Казахстана.

Осуществлен ряд совместных акций приграничных таможенных органов, направленных на выявление, предупреждение и пресечение недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через казахстанско-российскую границу. Основу для проведения данных мероприятий составили заключенные между сопредельными таможенными органами России и Казахстана технологии и планы взаимодействия.

Примером может служить утвержденная между Уральским таможенным управлением ГТК России и ДТК по Кустанайской области АТК РК “Временная технологическая схема взаимодействия при осуществлении повторного таможенного контроля перемещения через российско-казахстанскую границу товаров и транспортных средств”.

Схема определяет порядок: создания рабочих групп для проведения проверок; обмена информацией; ведения аналитической работы; проведения проверок участников ВЭД Сторон согласно утвержденному графику, а также на основании отдельных поручений любой из Сторон; обобщения полученных результатов.

2. О проекте Соглашения о сотрудничестве и информационном обмене между приграничными таможенными органами Республики Казахстан и Российской Федерации.

Вопросы организации взаимодействия приграничных таможенных органов России и Казахстана заслуживает особого внимания как один из факторов, способствующий упрощению таможенных процедур и направленный на сокращение времени таможенного контроля.

В настоящее время идет рассмотрение и согласование разработанного по итогам Уральской встречи проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и информационном обмене между приграничными таможенными органами Республики Казахстан и Российской Федерации.

ГТК России рассмотрен представленный Казахстанской стороной проект Соглашения. Учитывая отсутствие в настоящее время материально - технических, организационно-административных и правовых основ для реализации положений проекта Соглашения, ГТК России предложено, в целях определения возможных форм практического взаимодействия, провести эксперимент по организации взаимодействия при проведении таможенного контроля на одном из пунктов пропуска на российско - казахстанской государственной границе. В этой связи ГТК России разработан - и предложен к подписанию Протокол о проведении эксперимента по сотрудничеству и оперативному обмену информацией между приграничными таможенными органами на автомобильном пункте пропуска “Шарбакты” Республики Казахстан.

В этой связи, представляется целесообразным по результатам эксперимента продолжить работу по подготовке правовой основы, позволяющей эффективно реализовать сотрудничество и информационный обмен между центральными и приграничными таможенными органами Республики Казахстан и Российской Федерации.

3. О формах и методах борьбы с экономической контрабандой и другими преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела, и взаимодействие и сотрудничество при проведении межведомственных операций.

Принятое на встрече в г. Уральске решение о введении в практику проведения рабочих встреч соответствующих подразделений АТК РК и ГТК РФ для обсуждения тактики и методов борьбы с экономической контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, успешно реализуется.

В период со 2 по 4 декабря 2003 г. на базе Оренбургской таможни ГТК России состоялась рабочая встреча представителей правоохранительных подразделений ГТК России и АТК Республики Казахстан.

Одобрен предложенный ГУБК ГТК России проект Плана совместных мероприятий по борьбе с таможенными правонарушениями между ГТК РФ и АТК РК на 2004 - 2005 годы.

Кроме того, Стороны наладили непосредственные рабочие контакты для осуществления взаимной оперативной информационной поддержки, которая уже реализуется на практике.

Примеры позитивных сдвигов в вопросах оперативного обмена информацией на российско-казахстанской границе следующие.

Департаментом таможенного контроля по Западно-Казахстанской области АТК РК по результатам обмена информацией с российскими таможенными органами возбуждено 13 уголовных дел, связанных с перемещением через границу по процедуре МДП товаров с использованием поддельных средств таможенной идентификации.

В результате проведенных совместных мероприятий Департаментом таможенного контроля по Актюбинской области, ОБН УВД Актюбинской области, Оренбургской таможней и ОБНОН УВД Оренбургской области по методу “контролируемой поставки” на таможенном посту “Сагарчинский” Оренбургской таможни задержан гражданин Республики Узбекистан, у которого в ходе личного досмотра обнаружено и изъято 1010,14 г марихуаны.

Как указывалось ранее, Уральским таможенным управлением ГТК России и ДТК по Кустанайской области действует “Временная технологическая схема взаимодействия при осуществлении повторного таможенного контроля перемещения через российско-казахстанскую границу товаров и транспортных средств”. В результате этой работы выявлено около 40 фактов нарушения таможенного законодательства.

Сибирское таможенное управление ГТК России, подчиненные ему таможенные органы и Департамент таможенного контроля по Восточно-Казахстанской области АТК РК осуществляют обмен информацией по оформленным таможенным декларациям. По результатам сверки баз данных России и Казахстана правоохранительными подразделениями Департамента возбуждено порядка 7 уголовных дел.

Кроме того, в рамках существующего информационного обмена между таможенными службами России и Казахстана о перемещении транзитных и экспортных товаров осуществляется работа по выявлению фактов нарушений таможенного и налогового законодательства государств.

Анализ данных обмена нередко служит основанием для проведения проверок внешнеэкономической деятельности ее субъектов.

Следует отметить, что качество информационного обмена является не маловажным фактором, влияющим на эффективность взаимодействия в правоохранительной сфере.

Давно назрела необходимость в расширении объема данных, предоставляемых таможенными органами наших государств друг другу. Их необходимо дополнять сведениями о месте обнаружения, более детально описывать методологию обнаружения и процессуальной фиксации следов преступления и правонарушения, указывать сведения о применявшихся технических средствах и пр.

В целом, можно констатировать, что качественный обмен информацией позволит таможенным органам эффективно планировать свою правоохранительную деятельность, в том числе планировать проведение различного рода операций.

Целесообразно направить усилия на подготовку правовой базы, устанавливающей: более короткий срок предоставления информации; перечень данных, которыми стороны на постоянной основе смогут оперативно обмениваться; перечень лиц, расширенный до руководителей территориальных таможенных органов государств, уполномоченных на предоставление информации.

4. О постепенной отмене деления пунктов пропуска по статусу.

О возможности установления единого режима работы сопредельных пунктов пропуска. О принятии мер по обеспечению практической реализации принятых международных документов, направленных на развитие приграничного сотрудничества. О создании совместных переходов, на которых обеспечить совместный таможенный контроль.

Принятое на встрече в г. Уральске решение о вынесении указанных проблем на рассмотрение подкомиссии по приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией является оправданным, поскольку адресовано органу соответствующей компетенции.

Тем не менее, таможенными службами России и Казахстана, проведен анализ сложившейся ситуации на пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу.

Разрешен вопрос о режиме работы пунктов пропуска, на ряде пунктов пропуска исключены из режима их работы ранее введенные и технологически не оправданные, так называемые, “технические перерывы”.

Казахстанской стороной подготовлены предложения об упразднении упрощенных пунктов пропуска. Эти предложения основываются на том, что в таможенном законодательстве Республики Казахстан и Российской Федерации не существует понятия “упрощенного пункта пропуска”. “Упрощенный пропуск” подразумевает осуществление пограничного контроля пограничными службами государств. Однако, на казахстанско-российской границе, со стороны Республики Казахстан, в ряде пунктов пропуска до настоящего времени размешены только сотрудники таможенных органов. Поэтому существование “упрощенных пунктов пропуска” Агентство таможенного контроля Республики Казахстан считает невозможным.

5. О проведении оценки эффективности проводимого информационного обмена по подписанным протоколам, согласование форматов и периодичности предоставления информации, возможность обмена результатами анализа.

Проведенный анализ эффективности существующего информационного обмена позволил разработать предложения по дальнейшему его совершенствованию.

Дальнейшее совершенствование информационного обмена, реализуемого в рамках документов:

- Протокола между Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации об организации обмена информацией о перемещении транзитных товаров между Российской Федерацией и Республикой Казахстана от 16.03.2001;

- Протокола между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Министерством государственных доходов Республики Казахстан об организации обмена информацией о перемещении товаров при взаимной торговле между Республикой Казахстан и Российской Федерацией и их таможенном оформлении от 01.06.2001., - целесообразно осуществлять путем принятия следующих мер:

- разработки и согласования критериев сопоставления данных (разностные показатели);

- предоставления региональным (территориальным) таможенным органам доступа к централизованным базам данных, содержащим сведения сопредельной стороны. При невозможности предоставления доступа к централизованным базам данных, направлять в региональные (территориальные) таможенные органы данные, предоставляемые сопредельной стороной;

- определения таможенными службами своих структурных подразделений, уполномоченных проводить сопоставление данных и информировать о результатах анализа соответствующие подразделения центральных аппаратов таможенных служб и региональные (территориальные) таможенные органы;

- внесения изменений в технические условия информационного обмена, установив периодичность предоставления данных 2 раза в месяц;

- введения форматно-логического контроля номеров предшествующих документов в таможенные автоматизированные информационные системы России и Казахстана;

- доработки прикладного программного обеспечения в целях выгрузки и анализа данных в автоматизированном режиме;

- внесения в технические условия информационного обмена критериев целостности данных.

введения в технические условия алгоритма выгрузки данных, регламента обмена данными по аннулированным и скорректированным таможенным декларациям.

6. О таможенном оформлении товаров, перемещаемых по транзитным участкам железных дорог.

В целях улучшения условий перевозок по транзитным участкам железных дорог, 6 июля 2001 г. между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан был подписан Протокол “О порядке перемещения товаров железнодорожным транспортом с территории Российской Федерации на территорию Российской Федерации транзитом через территорию Республики Казахстан, а также с территории Республики Казахстан на территорию Республики Казахстан транзитом через территорию Российской Федерации”.

Во исполнение статьи 5 Протокола 29 апреля 2002г. руководителями таможенных служб России и Казахстана была утверждена Технологическая схема таможенного контроля российскими и казахстанскими таможенными органами товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в грузовом сообщении, следующих из Российской Федерации в Российскую Федерацию через территорию Республики Казахстан и из Республики Казахстан в Республику Казахстан через территорию Российской Федерации.

Не урегулированным оставался вопрос таможенного контроля и оформления сопровождаемого и несопровождаемого багажа, перемещаемого по транзитным участкам железных дорог в пассажирских и багажных вагонах.

Подготовленный Представительством таможенной службы России во взаимодействии с Агентством таможенного контроля Республики Казахстан проект Технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля российскими и казахстанскими таможенными органами сопровождаемого и несопровождаемого багажа, перемещаемого железнодорожным транспортом в пассажирских и багажных вагонах, следующих из Республики Казахстан в Республику Казахстан через территорию Российской Федерации и из Российской Федерации в Российскую Федерацию через территорию Республики Казахстан находится в стадии рассмотрения.

Очевидно, что представленный вариант проекта Технологической схемы после его обсуждения и рассмотрения потребует внесения определенных изменений и дополнений, с учетом которых условия перевозки товаров по транзитным участкам дорог будут улучшены и, в определенной мере, станут способствовать интеграционным процессам двухсторонних отношений.

Основными принципами, заложенными в вариант проекта являются следующие:

Схема применяется во всех случаях, в том числе, при нахождении отправителей и/или получателей товаров на территориях третьих стран.

При условии соблюдения положений Технологической схемы таможенные органы государства, через территорию которого товары перемещаются транзитом, не производят их помещение под таможенный режим транзита и не применяют в отношении них меры обеспечения уплаты таможенных платежей.

Организация таможенного оформления и таможенного контроля несопровождаемого багажа, перемещаемого в багажных вагонах аналогична организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в грузовом сообщении.

Таможенный контроль и таможенное оформление на территории государства транзита предлагается осуществлять в общеустановленном порядке только в пунктах пропуска через границу, а также на тех станциях, где расположены таможенные органы государства транзита и которые одновременно являются конечными пунктами назначения пассажиров и перемещаемого ими сопровождаемого багажа. Осуществление таможенного контроля и оформления сопровождаемого багажа, следующего транзитом и не подлежащего выгрузке на территории государства транзита, представляется не целесообразным.

В целях предотвращения несанкционированного сброса товаров во время движения состава по территории государства транзита допускается сопровождение пассажирского поезда сотрудниками таможенных органов государства транзита.

Остановка подвижного пассажирского состава вне станций, где расположены таможенные органы государства транзита, не допускается.

Таким образом, можно заключить, что результаты работы по решению вопросов, рассмотренных на встрече приграничных таможенных органов Республики Казахстан и Российской Федерации 29-30 мая 2003г. в г. Уральск, в целом, положительны.

Вместе с тем, таможенным службам России и Казахстана необходимо направить свои усилия на окончательное решение имеющихся проблем взаимодействия путем выработки оптимальных подходов к их решению.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru