openservice

opendata2

PDFПечать

Тезисы выступления исполняющего обязанности начальника ЮТУ генерал-майора таможенной службы С.В.Зубарева на научно-практической конференции

Уважаемые участники и гости конференции!

         За годы реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 30% инвестиционного спроса на внутреннем рынке.

В современном мире в условиях углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни меняются характер и формы экономических отношений между странами. Если раньше они базировались на обычной торговле, то теперь все больше на производственной взаимосвязи, интернационализации капитала. Поэтому переход к открытой экономике связан также с созданием необходимых условий для движения капитала и рабочей силы как в Россию, так и из нее. Преобразования в организации внешнеэкономической деятельности России должны учитывать те изменения, которые происходят в этой области в других странах мира. Должны получить развитие различные формы ее экономических связей с другими странами, характерные для современности.

Позвольте коротко остановится на результатах нашей работы и при этом отметить, что наши усилия по подготовке к функционированию в принципиально изменившихся условиях не пропали даром. Мы вступили на обновленное правовое поле уверенно, в целом сохраняя набранные темпы и положительную динамику по основным показателям нашей деятельности.

         За 8 месяцев текущего года в федеральный бюджет таможнями региона перечислено свыше 66,5 млрд. рублей, что составило 102% вместе с дополнительными заданиями. Рост к соответствующему периоду 2003 года – более, чем на 15%. Внешнеторговый оборот через таможенные структуры в зоне деятельности Южного таможенного управления по стоимости достиг 14,5 млрд. долларов и вырос на 20%, несмотря на снижение его физических объемов на 3%.  Индекс таможенной стоимости в августе текущего года стал 49 центов за килограмм и превысил уровень 8-ми месяцев 2003 года на 33%. Количество оформленных таможнями ГТД составило почти 100 тыс. штук, что на 10% больше по отношению к этому же периоду прошлого года.

         Повысилась результативность таможенных ревизий, проверок целевого использования условно выпущенных товаров, корректировок таможенной стоимости, контроля страны происхождения товаров и их кодов по ТН ВЭД, постконтроля, взысканий штрафов за нарушение таможенных правил. В силу этого сумма таможенных платежей, доначисленных и довзысканных таможенными органами  региона, за 8 месяцев т.г. увеличилась соответственно на 20 и 50% в сравнении с этим же периодом 2003 года.

         Южное таможенное управление по экономической эффективности остается в Федеральной таможенной службе одним из наиболее рентабельных – на каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы региона, в бюджет государства возвращается более 63 рублей.

         С первого января 2004 года у таможенников появилась правовая основа для изменения приоритетов в сторону совершенствования системы таможенного оформления и контроля, обеспечения сокращения сроков и упрощения таможенных процедур с целью ускорения перемещения товаров через таможенную границу РФ, что способствует развитию внешнеэкономических связей, росту товарооборота.

         В условиях возрастающих транспортных потоков таможенным органам региона удалось решить проблему очередей на границе. Пропускная способность таможенных пунктов пропуска выросла в среднем на 30%, прирост грузоперевозок составил 15%. Сейчас на оформление одного автомобиля заложено 20-25 минут, в перспективе, к 2007 году, ставится задача сократить время на выполнение таможенных формальностей в автомобильных пунктах пропуска до 15 минут.

      Наша цель – достичь того, чтобы автомашины проходили границу фактически в режиме транзита, а основные таможенные операции совершались уже на месте назначения.        

         Что касается основного таможенного оформления в месте назначения, то здесь наиболее важным в деятельности Южного таможенного управления был и остается контроль за соблюдением подчиненными таможенными органами сроков обработки таможенных деклараций, проверки и выпуска товаров, установленных статьями 152 и 359 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.

         Для дальнейшего совершенствования работы по ускорению прохождения грузов через границу и основного таможенного оформления нам следует более настойчиво осваивать и применять проект «Зеленый коридор», предварительное и периодическое декларирование, условный выпуск товаров, специальные упрощенные таможенные процедуры для крупных законопослушных участников ВЭД. Например, в настоящее время уже 7 организаций – ТагАз, ТагМет,  Туапсинский морской порт, Волжский трубный завод, и другие – получили разрешение  ГТК России использовать упрощенные процедуры таможенного оформления.

       Думаю, это не предел, несмотря на сложности в применении этой процедуры.  Из 5,5 тысяч участников ВЭД, производивших оформление грузов в таможнях региона, только 35 обеспечивают оформление до двух третей грузов по весу и стоимости, а 50 дают до 60% таможенных платежей по импорту и более 90% - по экспорту. В первую очередь с наиболее крупными из них, зарекомендовавшими себя как «солидные» партнеры, мы должны вплотную работать, использовать разнообразные возможности для отработки самых передовых технологий.

     Дифференцированные технологии таможенного оформления и контроля в зависимости от категорий лиц, осуществляющих внешнюю торговлю, создание наиболее быстрых и удобных процедур для компаний, которые устойчиво работают на внешнем рынке и добросовестно выполняют таможенные правила, - общепринятые принципы в развитых странах мира.

   Одним из существенных резервов ускорения таможенных процедур является утвержденная в текущем году ГТК России концепция системы анализа и управления рисками (СУР), которая базируется преимущественно на реализации принципа выборочности таможенного контроля, т.е. ограничения только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Не случайно глава «Таможенный контроль» Кодекса начинается с определения принципов проведения таможенного контроля, которые основываются на системе управления рисками.

    Внедрение элементов этой системы в Южном таможенном управлении последовательно реализуется еще с 2002 года. Накопленный в этой части опыт, практические наработки и постоянный мониторинг таможенного оформления становятся основой зональных и региональных профилей рисков. Хорошим подспорьем в этой работе является все более широкое внедрение информационной системы «Мониторинг-анализ», программного средства «Анализ рисков».

    Информация, включенная в технологию анализа и управления рисками, позволяет принимать адекватное решение о нарушении таможенных правил - либо документальный контроль, либо заведение дела о нарушении таможенных правил, либо выпуск в соответствии с заявленным режимом.

В рамках развития положений Кодекса и ускорения процесса выпуска товаров нормативными актами ГТК России  установлены более сжатые сроки проведения документального контроля ГТД, при условии отсутствия рисков и в зависимости от количества наименований товаров, от 1,5 до 8 часов рабочего времени с момента передачи таможенной декларации для проведения документального контроля.

 

         Решить задачу ускорения основного таможенного оформления, в частности проведения документального контроля ГТД в рамках 1,5 часов рабочего времени, невозможно без внедрения в таможенных органах комплексных автоматизированных систем таможенного оформления (КАСТО) и перехода на оформление ГТД одним должностным лицом таможенного органа, т.е. реализации принципа «одного окна», по которому работает уже около половины подразделений таможенного оформления. Эти инструменты ускорения процесса выпуска товаров начали применятся в таможенных органах еще в 2003 году в преддверии вступления в силу нового ТК РФ.

         Перед нами ставится задача в 2006 году время основного таможенного оформления довести до трех часов, а в 2008 – до одного часа. Эти планы строятся на реальной оценке ситуации и принятых нормативных актах. Для выполнения этой задачи нужна координация усилий всех функциональных служб, обеспечивающих полный комплекс необходимых процедур за максимально короткое время. Кстати, уже сейчас в тех случаях, когда мы имеем предварительную информацию, время основного таможенного оформления не превышает нескольких часов.

 

         Естественно, достижение этих целей без использования самых прогрессивных информационных технологий, современных автоматизированных систем управления вряд ли возможно.

 

                   Нам предстоит отработать технологические и процедурные принципы, состыковать программные продукты, спецификации интерфейса информационного взаимодействия между таможенными органами, таможенными брокерами, декларантами и другими участниками ВЭД.

 

         Все это вплотную приблизит нас к декларированию товаров в электронной форме - по сути прорыву в информационных технологиях.   В результате выиграют и добросовестные участники ВЭД, и таможенные органы. С переходом на безбумажные технологии процесс таможенного оформления грузов значительно упростится. К тому же, благодаря электронному декларированию, импортерам и экспортерам отпадет необходимость непосредственно общаться с таможенным инспектором.

 

         Для полноценного и успешного выполнения функций таможенных органов необходимо, в свою очередь, развивать и дальше таможенную инфраструктуру, поставив во главу угла вопросы надлежащей организации таможенного контроля на границе Российской Федерации в зоне ответственности ЮТУ, качественного ее обустройства и инженерного оснащения.     

         Ускорение таможенных процедур только путем совершенствования работы таможенной системы, без развития околотаможенной сферы, невозможно. Не подтвердились пессимистические прогнозы: она работает без серьезных сбоев. За истекшие месяцы стало очевидным, что ее представители полностью адаптировались к работе в новых условиях. Сокращение числа компаний, действующих в этой области, обусловленное в первую очередь требованиями по обеспечению уплаты таможенных платежей, а также страхования риска своей гражданской ответственности, не привело к ухудшению качественных показателей и снижению эффективности работы.

 

         В настоящее время институты таможенных брокеров, складов и перевозчиков практически сформировались. В целом это мощные структуры с хорошим профессиональным, интеллектуальным и финансовым потенциалом, надежные партнеры, на которые могут положиться представители и бизнеса, и таможни.   Поэтому таможенные органы должно волновать все, что происходит в околотаможенной сфере, заботить развитие и укрепление таможенного сотрудничества с субъектами таможенных услуг, выстраивание с ними по-настоящему партнерских отношений. Я думаю, что Петров В.И. более предметно остановится на этом аспекте.

Резюмируя сказанное, отмечу, что таможенными органами региона сделано немало, есть позитивные сдвиги в нашей деятельности. Но будет непростительной ошибкой  останавливаться на достигнутом, учитывая резко возросшую сложность поставленных перед нами задач, которые не решить без коренного перелома в правосознании, философии, культуре таможни, что намного труднее сделать за короткое время.

 

         Общая либерализация внешнеэкономической деятельности, принципы, которые заложены в нашем таможенном Законе, упрощение и ускорение таможенных процедур, перестройка взаимоотношений таможни и бизнеса не должны повлечь за собой снижение эффективности таможенного контроля. Никто не снимает с нас обязанности наполнять казну, выводить из теневого оборота значительные объемы налогоемких товаров, ограждать страну от проникновения запрещенных к ввозу товаров, защищать внутренний рынок.

Аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся именно к имеющейся у нас в стране экономической ситуации. Они не будут эффективны для развитых экономик, хотя и в этих странах применение протекционистских таможенных мер имеют место. Необходимо также иметь ввиду, что в реальности введение той или иной протекционистской меры обуславливаются еще политическими моментами в т.ч. существование сильных отраслевых и региональных лоббистских групп в поддержку протекционистских мер.

Будучи потенциально способной поставлять на мировой рынок продукцию высокого технического уровня Россия реально включилась в систему мирохозяйственных связей на низшем уровне - в качестве поставщика необработанного или прошедшего лишь первичную обработку сырья. В подобной ситуации невостребованный потенциал обрабатывающей промышленности разрушается, развитие приобретает анклавный характер. Возможности повышения импортных пошлин с начала переговоров о вступлении в ВТО сузились. В дальнейшем повышать общий уровень тарифной защиты экономики будет вообще нельзя, усиление защиты отдельных отраслей необходимо будет компенсировать уступками в других сферах. Поэтому основным средством тарифной защиты определенных отраслей в условиях понижения общего уровня тарифов будет более быстрое понижение степени тарифной защиты других отраслей, поддержание определенного разрыва между уровнем обложения сырья и готовой продукции.

Следует подчеркнуть, что по расчетам ЮНКТАД, в ряде важных сельскохозяйственных секторах процесс "тарификации" привел к установлению тарифных ставок, которые и впредь могут носить запретительный характер, что и нетарифные барьеры, которые они заменили. Так, в основных развитых странах уровень таких ставок составил порядка 200-500 % таможенной стоимости товара.

Следует отметить, что до сих пор ряд западных государств применяет в отношении некоторых российских экспортных товаров антидемпинговые пошлины на основании положений внутреннего законодательства, которое по-прежнему рассматривает Россию как страну с плановой экономикой и нерыночными ценами. Мы считаем, что в ходе двусторонних переговоров Россия должна настаивать на отмене таких положений.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.

Для этого необходимо усилить государственную поддержку инвестиционной и инновационной активности, принять меры по облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществить реальную государственную поддержку целевых программ структурной перестройки промышленности.

Все это должно поддерживаться активной экономической политикой, совершенствованием государственного регулирования внешнеторговой деятельности, тарифных и нетарифных мер в области таможенного дела.

         Не скрою, участникам ВЭД легче работать по новым таможенным правилам, а вот таможенникам осуществлять надзорную функцию стало значительно сложнее.

         Вопрос в том, как создать механизм, который наряду с обеспечением быстрого прохождения грузов и повышения динамики товарооборота, давал бы таможне возможность четко выполнять свои функции, не утратить контроль за соблюдением внешнеторгового режима.

 

         У нас есть достаточный опыт сотрудничества с участниками ВЭД, он должен быть задействован для совместного определения узких мест в таможенном законодательстве, предотвращения незаконных схем перемещения товаров через таможенную границу. Те, кто не гонится за сиюминутной прибылью, а работает в стабильном диалоге с таможенными органами в конечном итоге выигрывает больше, чем те, кто использует серые схемы.

 

         Претензии можно предъявлять участникам ВЭД в недостаточной правовой информированности, несмотря на большую работу, проводимую таможенными органами по разъяснению  положений Кодекса. Большая часть проблем по-прежнему связана с подготовкой документов для таможенного оформления. Поэтому у тех компаний, которые делают такую работу предварительно и заранее ставят в известность таможни о намерении переместить товар через таможенную границу, как правило, затруднений не возникает.

 

         К сожалению, и многие должностные лица таможен не готовы еще перестроить свой менталитет, как того требует новый Кодекс. Кроме того, часть руководителей просто боится принимать решение по конкретной ситуации, хотя Закон дает им для этого все полномочия.

 

         Ошибки и нарушения, допущенные непосредственно при таможенном оформлении, связанные с вопросами классификации товаров, определения таможенной стоимости, помещением товаров под «льготные» таможенные режимы, напрямую влияют на полноту таможенных платежей и сборов. А решение этой задачи продолжает оставаться наиболее важной для оценки деятельности таможенных органов.

         По многим позициям можно было бы на нее повлиять положительно, добивайся мы более тесной «смычки» подразделений таможенного оформления и контроля, товарной номенклатуры и происхождения товаров, контроля таможенной стоимости, правовой службы, таможенной инспекции, оперативно-розыскными  подразделениями, контролирующими и правоохранительными органами.

 

         С другой стороны, многие руководители озабочены лишь одним – как можно быстрее выпустить товар, вместо того чтобы обеспечить действенный контроль. Между тем, контроль классификации товаров – одно из немногих направлений, где не лимитирован перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в ГТД, который может быть затребован таможенными органами, В случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены, следует смелее использовать п.3 ст. 153 Кодекса. В условиях значительного увеличения планового задания, этот шаг является действенным инструментом для наполнения федерального бюджета.

 

Введение любой системы налогообложения предполагает для обеспечения ее эффективного  действия  наличие, по крайней мере, двух моментов: во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы и правил их определения; во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил. Именно этим целям и служит понятие «таможенная стоимость товаров», и именно для контроля правильности ее определения создана система контроля таможенной стоимости.

Российское законодательство по таможенной стоимости базируется на международных правовых принципах и нормах определения ТС, закрепленных в «Кодексе ГАТТ/ВТО по таможенной стоимости товаров».

В принятом положении о контроле таможенной стоимости в части ее определения принципиальных изменений нет: здесь действуют нормы закона о тарифе. А вот в сфере контроля немало нового. Связано это прежде всего с тем, что за последние годы серьезно изменилась ситуация в стране. Совсем другим стал российский рынок. В этих условиях, естественно нужно менять методы работы.

 

         Важно налаживать более тесное взаимодействие непосредственно с производителями. Достоверные сведения о ценообразовании позволяет эффективнее бороться с занижением таможенной стоимости. Здесь, на наш взгляд, нужна более активная информационная поддержка таможенников на местах, чтобы они правильно определяли ту или иную позицию в отношении различных товаров.

 

         Об интенсивном характере этой работы свидетельствует тот факт, что в прошлом месяце вступил в силу приказ ГТК России № 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров», Этим документом вводятся новые правила, позволяющие добросовестным импортерам определенных видов товаров проходить таможенное оформление по упрощенной процедуре. Вместе с тем предусмотрены более жесткие требования к растаможиванию «льготных» импортных изделий. Ужесточение таможенно-импортной процедуры обусловлено и тем, что в ближайшее время ожидается резкое увеличение объема поставок в Россию товаров и услуг из стран – участниц Таможенного союза СНГ и с Украины, через которые к нам поступает значительная доля контрабандных товаров и демпингового импорта из дальнего зарубежья.

 

         По существу, у нас и сейчас достаточно апробированных инструментов для надежного контроля таможенной стоимости. Однако не у всех еще хватает профессионализма, усердия, да и желания пользоваться ими эффективно для получения конкретного результата, адекватного внешнеэкономическим тенденциям.

 

         В ряде таможен со значительными объемами декларирования продолжается практика перекладывания принятия решения на вышестоящий таможенный орган – ЮТУ, куда нередко направляются не полностью отработанные документы. Не принимают необходимых мер по проверке таможенных деклараций и таможенные посты.

 

         Показателен пример по китайским товарам. Когда мы «вплотную» стали заниматься контролем импорта из этой страны, поползли вверх и результаты. Увеличились средневзвешенная ставка пошлины, индекс таможенных платежей, а индексы таможенной стоимости возросли по 7 из 8 контролируемых товарных групп.

 

         Этот пример – красноречивое свидетельство того, что при целенаправленной, настойчивой работе можно переломить негативную ситуацию. Мы должны больше внимания уделять импортной составляющей таможенных доходов, удвоить усилия для увеличения доли импортных товаров, выведенных из нелегального в легальный сектор. Это наши существенные резервы, так как на следующий год для ФТС запланирован рост таможенных платежей в федеральный бюджет на 49%.

 

         Нужен рывок к новому уровню таможенного контроля, который законодательно закреплен исключительно за таможенной службой. 

         Например, статья 358 Кодекса позволила таможенным органам осуществлять выборочный контроль товаров, что существенно уменьшило количество досмотров и логически должно было повысить их эффективность, естественно, с учетом принципов системы управления рисками. Однако количество выявленных фактов недостоверного декларирования не увеличилось, что свидетельствует об отсутствии целенаправленного анализа при выборе объектов,  подлежащих досмотру и низкой эффективности досмотровых операций , а зачастую они носят формальный характер.

 

         Осуществление фактического контроля неразрывно связано с производством экспертиз товаров и транспортных средств, правила которых определены главой 36 Кодекса. Между тем в этом году уменьшилось число заявок таможенных органов на проведение исследований в процессе таможенного контроля. Практически не назначаются идентификационные экспертизы товаров группы «прикрытия», которых выполнено с начала года около 300, что составило 6,6% от общего количества ГТД, оформленных таможнями региона по товарам данной категории.

         С вступлением в силу нового Кодекса, значительно ограничившего сроки оформления товаров, естественно, основной таможенный контроль смещается на последующий период, когда товар уже выпущен в свободное обращение, то есть на постконтроль.

 

         Любые упрощения и ускорения таможенных процедур, создание благоприятных условий для торговли должны поддерживаться институтом «таможенного аудита». Основной формой таможенного контроля является таможенная ревизия, «сформулированная» в ст. 376 Кодекса.

 

         В то же время пока рано говорить об интенсификации нашей инспекционной деятельности в духе современных требований, повышения ее качества и результативности. У нас есть таможни, где подразделения таможенной инспекции практически не выявляют признаков нарушений таможенных правил.

 

         Во многом на результативность проводимых мероприятий оказывают влияние недостатки в выборе объектов проверки, аналитической работе с информацией из базы данных, которая содержит признаки возможных нарушений, во взаимодействии с функциональными отделами таможен, правоохранительными и контролирующими органами, уровне планирования инспекционной деятельности.

 

         Объективно есть проблемы, усложняющие работу таможенных инспекций. Сокращение сроков проведения таможенного контроля после выпуска товаров с трех лет до одного года потенциально снижает его эффективность. Далее, в Кодексе из объектов ревизии исключены организации, не являющиеся участниками внешнеторговой сделки, но использующие ввезенные товары для изготовления собственной продукции. Это также создает дополнительные лазейки для нарушения законов.

 

         Но названные проблемы касаются довольно узкого круга участников ВЭД и не должны оказывать решающего влияния на результаты работы таможенных инспекций.

 

         Роль «таможенного аудита» будет неуклонно повышаться, на него будет переноситься тяжесть проведения таможенного контроля подразделениями таможенной инспекции. Поэтому должно быть сделано все необходимое, чтобы это направление нашей работы было эффективным.

         Несмотря на высокий уровень криминализации внешнеэкономической сферы, сохраняется негативная тенденция  спада выявленных таможенными органами региона административных правонарушений. Сравнительная статистика по полугодиям прошлого и нынешнего года складывается явно не в нашу пользу. Снижение по АП идет по всем показателям: выявленных – на 38%, рассмотренных дел – на 15, возбужденных дел – на 18, а с проведением административного расследования на 34%, сумма наложенных санкций снизилась более, чем в 2 раза. Это является результатом слабой работы не только оперативных подразделений, но и низкой инициативой в выявлении административных правонарушений таможенных постов, таможенных инспекций, отделов ТО и ТК, других функциональных подразделений таможен, недостатками в использовании системы управления рисками.

 

         Продолжает оставаться низким качество расследования по делам об АП. По итогам полугодия около 20% из них прекращалось в порядке ст. 29.9 КоАП, в том числе половина – в связи с малозначительностью совершенных правонарушений. Наибольшее количество постановлений по ним отменено в связи с неполнотой производства и административного расследования, неправильным применением видов наказания, предусмотренных КоАП России. При всем еще его несовершенстве, не в полной мере используются предоставленные новым законодательством полномочия по исследованию обстоятельства дела и получению дополнительных доказательств на стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях.

 

         Причинами прекращения дел в судах явилось не только изменение законодательства, но и неприятие мер к их качественному, своевременному расследованию, нарушение процессуальных требований КоАП России, предусматривающих обеспечение прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по делу.

        

         Не буду дальше останавливаться на этой теме, так как Никитин Борис Григорьевич более подробно проинформирует о наших  проблемах.

 

         Важнейшим элементом системы оперативно-розыскных, административных, уголовно-процессуальных и профилактических мер по борьбе с преступлениями в таможенной сфере должна стать система получения, накопления и анализа данных об оперативной обстановке.

         Пока минимальный результат дают наши оперативно-розыскные мероприятия при значительных затратах сил и средств. Чтобы выявить одно нарушение, нами проведено в 2002 году 3,8 операций, в 2003 – 6,1, а в текущем году – 7,3. Удручающая статистика. Назрела необходимость кардинальным образом менять нацеленность нашего правоохранительного направления на результат, на эффективность, на полный контроль над товарно-финансовыми потоками и внешнеторговыми операциями, на надежную защиту государственных границ.

        

         Через несколько дней вступает в силу Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений и Таможенный кодекс Российской Федерации». Логика этого законодательного документа: «либеральное законодательство – жесткие санкции». Реализация этого принципа таможенными органами,  несомненно,  позволит оздоровить внешнеэкономическую сферу.

 

         Каким бы прогрессивным не было таможенное законодательство реальная практика его применения будет зависеть, в первую очередь, от «человеческого фактора» на конкретном таможенном посту или в таможне. Именно сюда сместились многие полномочия для принятия решений. Самая главная проблема и состоит в готовности кадров успешно решать все более сложные задачи.

        

         «Прозрачность» и четкая регламентация действий должностных лиц таможенных органов, внедрение усовершенствованных автоматизированных информационных технологий призваны повысить эффективность работы таможенников.

 

         Изменение концепции государственного строительства должно повлечь за собой подготовку кадров новой формации, мыслящих современными категориями, преуспевающих не в «кормлении», а в служении на пользу Отечеству, для которых «буква закона должна войти в азбуку» их практических действий.

 

         Считаю, Ростовский филиал РТА как региональный центр учебно-методического объединения по образованию в области таможенного дела, поможет открыть перспективные направления для укрепления нашего сотрудничества в подготовке качественного «кадрового продукта» для таможен и участников ВЭД. Эту сложную проблему трудно решить в одиночку, разрозненными силами.

 

         Мы сейчас особенно нуждаемся, как сказал В.В. Путин, в наиболее «эффективных людях», в хорошем смысле амбициозных, социально активных, с высоким уровнем моральной и карьерной мотивации, и, прежде всего, умелых управленцах.

 

         Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» решает многие вопросы, связанные с реформированием государственной службы, освоением новой философии нашей деятельности, полноправным обретением таможенными органами статуса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

 

         Для таможенных органов происходит не просто смена вывески, а принципиальное изменение администрирования, акцентированного на осуществление функций по контролю и надзору в установленной для нас сфере деятельности. А отнесение таможенной службы «под крыло» Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации закрепляет ее поворот от «фиска» к регулирующей роли, освоению принципов защиты внутреннего рынка и содействия развитию внешней торговли.

Серьезные недоработки и просчеты в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, и в частности слабое взаимодействие федеральных органов, ответственных за экономическую безопасность страны, несовершенство законодательной базы также обострили проблемы национальной экономической безопасности.

Коренное изменение международного положения Российской Федерации, ее места в системе мировой экономики и связей с другими странами, ослабление национальной безопасности определяют практическую актуальность разработки концепции внешнеэкономической безопасности страны, выявления ее места в экономической и внешнеэкономической политики страны. Имеются перспективы более широкой интеграции Российской Федерации в мировую экономику, в том числе в международные кредитно - финансовые институты - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Наметилась тенденция к усилению сотрудничества между Россией и рядом государств - участников Содружества Независимых Государств.  Важная роль в разработке подобной концепции принадлежит таможенной службе.

Разработка подобной концепции, адекватной рыночной экономике, - весьма сложная задача, которую надо решать в сжатые сроки и экстремальных условиях. Причем в эту работы должны быть включены все заинтересованные ведомства и структуры.

В общем механизме структурного регулирования российской экономики внешнеторговые инструменты должны сыграть следующую роль:

·способствовать ввозу продукции, необходимой для развития перспективных отраслей;

·ограничивать ввоз продукции, конкурирующей с перспективными отраслями на раннем этапе развития;

·создавать условия для постепенной структурной перестройки неконкурентоспособных отраслей и поэтапного свертывания тех из них, которые не способны к такой перестройке, с тем чтобы минимизировать негативные социальные последствия этого процесса;

·обеспечивать достаточное предложение товаров на внутреннем рынке в том случае, если этого не удастся достигнуть с помощью остальных инструментом экономической политики;

·обеспечивать приемлемое состояние платежного баланса;

·гарантировать национальным товаропроизводителям защиту от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров.

Целенаправленное применение этих инструментов должно способствовать формированию современного, высоко диверсифицированного экспортного потенциала, который позволит России вписаться в сегодняшнюю мирохозяйственную систему. При этом нельзя допускать упадка современных экспортных отраслей, специализирующихся на вывозе сырья, но в то же время необходимо постепенно повышать степень обработки экспортной продукции, создавать новые экспортные отрасли. Одновременно следует обеспечить защиту новых перспективных отраслей от иностранной конкуренции на этапе их формирования и осуществлять это таким образом, чтобы не вызвать ответных мер со стороны торговых партнеров.

В связи с эти необходимо применять эффективную систему таможенно-тарифного регулирования.

 

         Все необходимые инструменты для осуществления контрольно-надзорных, а также специальных, обеспечивающих экономическую безопасность государства, функций мы имеем. Кроме этого, таможенники, как и другие госслужащие, наделены определенными властно-распорядительными, управленческими функциями. Мы действуем в пределах своих полномочий от имени государства и должны каждым своим шагом оправдывать доверие.

 

         Поэтому, чтобы добиться качественных изменений в нашей работе, администраторская практика должна быть объектом постоянного управленческого воздействия, носить системный, управляемый характер, обеспечивать полное осуществление замысла реформ.

 

Кабинет Министров приступает ко второму этапу административной реформы, в этой связи считает важным, чтобы каждое министерство, служба, агентство четко понимало, как они встраиваются в общие цели, которые пытается достигнуть Правительство. В рамках этого каждое ведомство должно знать, какие задачи оно решает и с помощью каких показателей будет оцениваться его деятельность.

 

         В полной мере это касается и таможенной службы, которая оказывает определенные общественные услуги, и государству не безразлично за счет чего мы достигаем конечного результата.

 

         В рыночных условиях  для любой государственной службы вполне обоснован переход к «эффективной экономике». Поэтому принимаются меры для оптимизации и рационализации бюджетных расходов, когда финансируются не функции государственных органов, а достижение ими конкретных целей, то есть осуществляется переход от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами. Таким образом, будет реализовываться принцип бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Недавно на эту тему мы провели семинар-совещание.

 

         В ближайшее время претерпят существенные изменения подходы к оценке нашего труда. Сейчас разрабатывается оценочный инструментарий. Для всей вертикали Федеральной таможенной службы будет определена система показателей (индикаторов) для мониторинга работы таможенных органов (ориентировочно около двухсот). Цифры будут реальные, но жесткие. Кто хочет достигнуть цели, должен ее знать – эта формула касается каждого таможенника. Теперь никому не удается только имитировать бурную деятельность. Будет браться во внимание загрузка и интенсивность труда каждого таможенного поста, каждой таможни и ее подразделения.

         Глава Минэкономразвития Герман Греф, подчеркнул, что «таможенная служба была и остается одним из ведомств, которое выполняет приоритетные функции и задачи государства». Для этого, по его мнению, необходимо, «чтобы максимально прозрачной была процедура, чтобы максимально эффективной для государственного бюджета была система сбора платежей, чтобы работу с таможенными органами участники ВЭД воспринимали как элемент приятного общения на границе».

Переход экономики России на рыночные отношения настоятельно потребовал коренных изменений в характере деятельности таможенной службы страны, превращения ее в реально действующий инструмент государственного регулирования внешней торговли. Таможенная служба должна стать инструментом практического осуществления внешнеэкономической политики государства в условиях либерализации внешней торговли, отказ от государственной монополии на нее и выхода на внешней рынок новых участников внешнеэкономической деятельности. Необходимо выработать новые подходы к таможенной политики как составляющей внешнеэкономической и экономической политики. В  этом контексте целесообразно определить содержание и механизмы ее взаимодействия и координации, прежде всего с бюджетно-налоговой, банковской и тарифной политикой.

Важной задачей в области внешнеторговой деятельности является создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширения рынков сбыта российской продукции.

         Уважаемые коллеги, работать предметно и целенаправленно есть над чем. Думаю, что прочный сплав науки с практикой поможет нам совершенствовать свою деятельность и добиваться более высоких результатов.

Спасибо за внимание!

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru