openservice

opendata2

PDFПечать

Доклад первого заместителя начальника ЮТУ – начальника СОТК Петрова В.И. на семинаре – совещании с начальниками таможенных органов Южного региона 21.09.2004

Добрый день уважаемые участники и гости конференции!

Уважаемые коллеги!

 

С введением нового Таможенного кодекса таможенное законодательство Российской Федерации удалось максимально сблизить с международными правилами и прежде всего с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Таможенная служба региона в целом обеспечила плавный переход на новые условия работы, таможни сохранили стабильность в исполнении функций таможенного оформления и таможенного контроля.

Данная задача была решена при слаженном, сбалансированном взаимодействии всех подразделений таможенной системы: от пунктов пропуска до внутренних таможенных органов, от таможенных постов до ГТК России. Положительную роль сыграло функционирование Временного консультационного центра ГТК России, а также ВКЦ регионального управления и таможен региона.

Одной из главных при разработке нового Таможенного кодекса являлась задача сокращения сроков и упрощение процедур таможенного оформления с целью ускорения товарооборота при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. И это положение нового Кодекса, как показывает практика работы ЮТУ за 8 месяцев этого года реализуется таможенными органами региона.

В этой связи, в текущем году происходят существенные изменения грузопотоков иностранных товаров, перемещаемых по территории Южного федерального округа.

Рост  общих объемов товаров, перемещаемых под таможенным контролем в регионе деятельности ЮТУ, составил 16% (так, если за 8 месяцев прошлого года через пункты пропуска ЮТУ было ввезено на таможенную территорию РФ – 48 тысяч партий товаров, то в нынешнем  - около 56 тысяч). Аналогичная картина наблюдается и в изменении грузопотоков, направляемых в регион ЮТУ, в 2003  - 78 тысяч партий товаров, в 2004 году – более 92 тысяч.

По-прежнему, основными видами транспорта, на которых осуществляется перемещение иностранных товаров, остаются железнодорожный и автомобильный. При этом если количество партий товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в адреса российских получателей, осталось на прежнем уровне - 17 тысяч, то количество транзитных перевозок возросло на 47 %, с 19 до 29 тысяч партий.

Во внутренних транзитных перевозках товаров автомобильным транспортом более чем 2-х кратный рост - с 9 до 19 тысяч партий товаров пришелся именно на перевозки товаров в соответствии с национальным законодательством. Это обусловлено, по крайней мере, 2-мя причинами.

Во-первых, существенной активизацией деятельности участников ВЭД расположенных в ЮФО, например, появлением крупных местных контрактодержателей, занимающихся переработкой сахара-сырца.

Во-вторых, тем, что условия, установленные Таможенным кодексом, и  в частности таможенные процедуры, связанные с прибытием на таможенную территорию, перемещением товаров, стали более понятными перевозчикам, вследствие  приближенности этих условий к  нормам законодательства, действующего в области транспорта.

Так, Кодексом (статьи 73 – 76) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых при прибытии товаров, заявлении ВТТ и убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации в  зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. При этом таможенные органы не вправе требовать дополнительных документов и сведений, не предусмотренных в Кодексе (статья 63).

В конце прошлого года и у нас, и у организаций, осуществлявших деятельность в качестве таможенных перевозчиков на условиях старого Кодекса, возникали опасения, что  некоторым из них нелегко будет выполнить все требования нового Кодекса для продолжения своей деятельности, а в особенности, предоставить  обеспечение уплаты таможенных платежей.

Но уже к марту 2004 года 8 автотранспортных предприятий зарегистрированных в Южном федеральном округе и имевших в 2003 году лицензии таможенных перевозчиков, выполнили требования статьи 439 Кодекса и продолжили свою деятельность в качестве таможенных перевозчиков на новых условиях.

В июле 2004 года  на долю таможенных перевозчиков пришлось 66% перевозок товаров по процедуре ВТТ (за исключением процедуры МДП) от всего объема импортных и транзитных грузов, перемещаемых автомобильным транспортом.

  Анализ применения нового таможенного законодательства при совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру ВТТ и таможенный режим международного таможенного транзита, показывает, что исполнение положений Кодекса привело, в целом, к упорядочению перемещения товаров под таможенным контролем.

В то же время,  необходимо отметить некоторые проблемы, выявленные в процессе применения ВТТ (МТТ) с учетом положений нового Таможенного кодекса.

Нерешена проблема с приданием статуса выступать в качестве мест доставки товаров, перевозимых из мест прибытия, структурным подразделениям таможенных постов – отделам таможенного контроля и таможенного оформления, в месте нахождения которых имеется возможность создания вышеуказанных зон, либо которые расположены на СВХ  (например - отдел ТОиТК №2 Ростовского таможенного поста Ростовской таможни, отделы ТОиТК Таганрогского таможенного поста).

С сожалением приходится констатировать, что новый Таможенный Кодекс принес нам не только упрощение таможенных процедур, но некоторое усложнение  порядка завершения ВТТ.

В связи с тем, что СВХ, находящиеся в регионе деятельности Управления, на которые должны помещаться ввозимые товары, как правило, расположены не в месте нахождения таможенного органа назначения, необходимо после завершения в месте доставки процедуры внутреннего таможенного транзита оформлять новую процедуру ВТТ до места временного хранения.

Искусственное разделение перемещения ввозимых товаров на 2 этапа и необходимость  при этом дважды оформлять процедуру ВТТ существенно увеличивает время таможенного оформления и таможенного контроля, объемы документооборота (оформление подтверждений о прибытии, транзитных деклараций, документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей) и приводит к значительным дополнительным трудозатратам таможенных органов, финансовым издержкам участников ВЭД, и как следствие, к нареканиям в адрес таможенных органов.

Полагаю, что решение данной проблемы возможно только на уровне ФТС России.

Также требует доработки порядок заполнения бланков транзитных деклараций, так как утвержденный приказом ГТК России от 08.09.2003 №973 имеет существенные пробелы. В частности в транзитную декларацию не вносятся сведения о товаросопроводительных документах, следующих с товарами, что не позволяет в должной мере осуществить их идентификацию. Кроме того, не установлен порядок заполнения графы 47 «Исчисление таможенных пошлин и сборов» при международном таможенном транзите. 

Последствия перемен, внесенных новым Кодексом в околотаможенную сферу, оказались не такими пессимистическими. Из 247 складов временного хранения, действовавших в 2003 году, продолжают функционировать 137. Из 26 таможенных складов продолжают функционировать 20. В реестр таможенных перевозчиков   внесено 8 (было 21) организаций, функционирует 8 магазинов беспошлинной торговли. Включены в соответствующий Реестр 39 таможенных брокеров, которые уже к августу текущего года практически вышли на уровень 2003 года. В настоящий момент ими оформляется 34% ГТД от общего объема декларирования, на долю которых приходится около 75% от общей суммы уплаченных по региону таможенных платежей.

При этом работа, по формированию соответствующих реестров продолжается. Снижение числа юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, было обусловлено в первую очередь необходимостью соблюдения требований по обеспечению уплаты таможенных платежей, а также страхованию риска своей гражданской ответственности. 

За прошедшие 8 месяцев работы в условиях нового Кодекса стало очевидно, что представители околотаможенной сферы полностью приспособились к работе в новых условиях. Некоторое сокращение числа компаний, действующих в этой области, не привело к ухудшению качественных показателей или снижению эффективности работы.

Значительные упрощения введены Кодексом при совершении таможенной операции временного хранения товаров. В настоящий момент, при осуществлении перевозки товаров железнодорожным транспортом допускается временное хранение товаров, до их разгрузки, непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами (статья 116).

Одновременно законодатель пошел на упрощение таможенных процедур при временном хранении товаров и совершении грузовых операций в морских и речных портах. Приказом ГТК России № 939 обеспечена возможность осуществления грузовых операций с товарами в морских и речных портах в зонах таможенного контроля, расположение которых предварительно согласовано с таможенным органом, без их помещения на склады временного хранения. При этом допускается разгрузка и хранение в зоне таможенного контроля товаров и транспортных средств не находящихся под таможенным контролем.

Анализ применения процедуры временного хранения показал, что из общего числа партий товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2004 года, только 38 % партий товаров хранились на СВХ, а в 62% случаев хранение осуществлялось в зонах таможенного контроля.

Также увеличены полномочия таможенных органов на местах. Теперь решения о возможности хранения товаров в зонах таможенного контроля принимают начальники таможен, в регионе деятельности которых будут осуществляться грузовые операции. Таким образом, устранены дополнительные административные барьеры (региональное таможенное управление и ФТС России) при принятии соответствующих решений.

Облегчились условия декларирования товаров таможенному органу. Право выбора места декларирования теперь Кодекcом предоставлено декларанту. Правда, у ГТК России осталась возможность ограничивать места декларирования для отдельных категорий товаров повышенного риска (статья 125), но даже в этом случае декларант может подать таможенную декларацию в удобный для него таможенный орган, а этот орган уже сам пересылает ее туда, где она должна быть принята (Случаев пересылки не было).

Важным положением нового Таможенного кодекса, которое относится ко всем без исключения участникам ВЭД, является сокращение сроков таможенного оформления товаров. Согласно статье 152 Кодекса таможенные органы должны осуществить выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.

Тем не менее, дополнительные документы инспектор все равно вправе запросить, так как невозможно лишить таможню правомочий контроля. Однако Кодексом гарантировано, что подобный запрос не приведет к остановке выпуска товаров.

Вместе с тем, так называемая «проблема трех дней» пока еще существует. При этом, в 2004 году около 1% деклараций были выпущены с превышением трехдневного срока. Для сравнения, за 2003 год, данный показатель в среднем по всему региону составлял 11%.

На настоящий момент основными причинами, послужившими для продления сроков проверки ГТД, стали:

-                               необходимость предоставления дополнительных документов и сведений для классификации товаров по ТН ВЭД, контроля заявленной таможенной стоимости;

-                               необходимость получения разрешений иных контролирующих органов;

-                               выполнение мероприятий, установленных статьей 359 Кодекса, по разделению товаров на упаковочные места.

В целях сокращения времени выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 130 Кодекса в 10 таможнях региона используется предварительное декларирование товаров до момента их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. По сравнению с 2003 годом количество оформленных предварительных деклараций увеличилось более чем в 3 раза (1709 – 2004г., 554 – 2003г.). В 2004 году таможнями региона начали применяться, хотя и недостаточно активно, положения Кодекса, предусматривающие выпуск товаров до подачи ГТД (93 ГТД) и декларирование товаров различных наименований одним кодом ТН ВЭД – 168 ГТД (статья 128).

 Говоря о сроках проведения таможенного контроля невозможно обойти стороной такую форму таможенного контроля, как таможенный досмотр.

 Анализ, проведенный по базе данных ГТД, оформленных в 2004 году, показал уменьшение количества проведенных таможенных досмотров. По сравнению с 2003 годом количество проведенных таможенных досмотров сократилось в 2 раза и на настоящий момент составляет около 40% в отношении товаров ввозимых в Российскую Федерацию. Практически аналогичными темпами сокращается число досмотровых операций при экспорте товаров с 41% в 2003 году до 21% в 2004 году. Вместе с тем, ФТС ставит перед нами более серьезные задачи, которые были одобрены Правительством Российской Федерации, а именно – сокращение количества досматриваемых партий товаров к 2007 при импорте до 15%, а при экспорте – до 10%.

В последнее время, становится совершенно очевидно, что реализовать задачу таможенного оформления, и в частности проведения документального контроля ГТД в рамках 1,5 часов рабочего времени (приказ ГТК России №1356) невозможно без внедрения в таможенных органах комплексных автоматизированных систем таможенного оформления (КАСТО).

В настоящее время КАСТО «АИСТ-М» установлена в 26 таможенных органах, которые производят таможенное оформление 62% грузовых таможенных деклараций от общего количества ГТД по региону.

В соответствии с планом мероприятий, утвержденным приказом ЮТУ от 04.02.2004 №72, при условии оснащения соответствующими средствами вычислительной техники к концу 2004 года планируется установить КАСТО еще в 11 таможенных органах региона и довести процент оформляемых с помощью КАСТО деклараций до 75.

Повсеместное внедрение КАСТО в таможенных органах региона позволит в ближайшем будущем начать экспериментальное внедрение электронной формы декларирования товаров и транспортных средств. Правовая основа электронного декларирования была заложена Таможенным кодексом (статьи 63 и 124), а также приказом ГТК России №395. В настоящее время в ГТК России направлены предложения об организации эксперимента по электронному декларированию товаров на таможенном посту Ростовский Ростовской таможни с использованием возможностей таможенного брокера ЗАО «Тамга».

Вместе с тем, в настоящее время правовыми актами ФТС России  не определены требования по технической оснащенности таможенных органов и информационных систем декларантов, а также порядок выдачи сертификатов электронной цифровой подписи (ЭЦП), что в свою очередь сдерживает внедрение пилотных проектов по организации   декларирования товаров в электронной форме в регионе деятельности ЮТУ. 

         Благодаря новому Таможенному кодексу в России законодательно закреплено понятие, так называемых «белых списков». Теперь официально в соответствии со статьей 68  они получили название специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Они могут устанавливаться для следующих лиц:

-                             не имеющих неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

-                             - ведущих систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

-         осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

В настоящее время 7 предприятий Южного региона (Судостроительный завод «Красные баррикады», Волжский трубный завод, Васко-Ростов, Диана и К, ТагАЗ, ТагМет, и Туапсинский торговый порт) получили разрешения ГТК России на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, которые предусматривают выпуск товара до подачи декларации и хранение товаров на складах получателя. Однако активно пользуются предоставленным правом только 3 из 7 организаций (Волжский трубный завод, ТагАЗ, ТагМет).

В июне 2004 года Федеральным законом №58-ФЗ были внесены изменения в Таможенный Кодекс, в соответствии с которыми специальные упрощенные процедуры устанавливаются ФТС России в порядке определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. На данный момент порядок Министерством экономического развития и торговли не установлен, в связи с чем дальнейшая реализация положений статьи 68 Кодекса затруднена.

Новый Таможенный Кодекс приблизил российскую таможенную службу к лучшим мировым стандартам законодательного регулирования таможенного дела, одна из ключевых задач которого – максимальное сокращение сроков и упрощение процедур таможенного оформления. Данные положения нашли свое отражение в установленных Таможенным Кодексом принципах проведения таможенного контроля – достаточности и выборочности. Впервые законодательно закреплено понятие системы управления рисками. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможенные органы.

Уже почти 2 месяца в своей деятельности мы руководствуемся положениями приказа ГТК России от 28.06.2004 №750дсп. Что же сделано за этот период? Каковы результаты и перспективы нашей работы при выявлении и минимизации рисков?

Итак,

-           постепенно снижается количество проводимых таможенных досмотров;

-           существенно уменьшилось количество ГТД, выпускаемых с превышением установленных Кодексом сроков выпуска;

-           уже сейчас при проведении таможенного контроля таможни региона используют 13 профилей риска, доведенных правовыми актами ГТК России. При этом в полной мере применяются предписанные ими меры по минимизации рисков;

-           таможнями региона подготовлено 15 проектов профилей риска.

Вместе с тем, реализация положений приказа 750дсп в таможнях региона проходит недостаточно активно. В этой связи, в целях улучшения качества разрабатываемых таможнями проектов профилей рисков и недопущения их дублирования полагаем целесообразным проекты профилей рисков, разработанные таможнями региона, направлять в ФТС России после их согласования с региональным таможенным управлением.

В то же время нельзя не сказать, что  в работе по созданию профилей рисков существуют явные пробелы.

Так, ни приказом ГТК России от 18.12.2003 №1467, ни профилями рисков, изданными ГТК России в рамках приказа от 28.06.2004 № 750дсп, не определены действия должностных лиц в пунктах пропуска в случае выявления существенного различия в сведениях о товарах, содержащихся в представленных перевозчиком документах (в книжке МДП и транспортных документах). На практике, у инспектора на границе одна единственная возможность провести таможенный досмотр – просить водителя написать заявление о его проведении.

           Также считаем целесообразным предусмотреть обратную связь таможен региона и Управления с ФТС России по вопросу внедрения сформированных управлением и таможнями проектов профилей рисков.       Поскольку из 21 проекта профилей риска, направленных на сегодняшний день в ФТС, до настоящего времени ни один не доведен до таможенных органов правовым актом ФТС как профиль риска, и только по одному есть решение о нецелесообразности его внедрения.

Несмотря на то, что новый Таможенный кодекс внес незначительные изменения в содержание таможенных режимов, они, тем не менее, существенно повлияли на ряд показателей. Об этом свидетельствует сравнительный анализ применения таможенных режимов за восемь месяцев текущего  года  с аналогичным периодом 2003 года.

В частности значительно возросли количественные и стоимостные показатели применения таможенного режима реэкспорта. При этом основная доля ГТД, подается в целях завершения таможенного режима временного ввоза и только около 8% ГТД приходится на так называемый «чистый» реэкспорт. При этом наблюдается тенденция роста количества реэкспортируемых товаров, что требует усиления контроля со стороны таможенных органов в части фактического вывоза реэкспортируемых товаров за пределы таможенной территории РФ. Здесь следует особо отметить, что одной из новаций Таможенного кодекса 2003 года стала возможность помещения под таможенный режим реэкспорта товаров, ранее выпущенных в свободное обращение на территории РФ. И хотя процент таких товаров на сегодняшний день очень незначителен (около 3%), данное обстоятельство является значительным шагом в сторону интересов участников ВЭД.

В качестве несомненно положительного момента, связанного с вступлением в силу нового Кодекса, следует отметить тот факт, что в значительной степени упростился порядок прохождения таможенных процедур при помещении товаров под тот или иной таможенный режим. Это в первую очередь следствие того, что  в настоящее время существует формализованный перечень документов необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также остался в прошлом порядок предварительного согласования заявлений на помещение товара под таможенный режим, в том числе и с Управлением. Кроме того, предусмотрена возможность подачи, в качестве такого заявления, ГТД.

Конечно же, существуют и проблемные моменты, существование которых подтверждает анализ правоприменительной практики. Вот некоторые из них.

Статьей 206 ТК РФ одним из условий, при котором допускается замена продуктов переработки вне таможенной территории иностранными товарами является не проведение таможенными органами идентификации товаров. Однако в Кодексе такие случаи не конкретизированы.

Отсутствует порядок применения таможенных процедур в отношении товаров, перемещаемых через государственную границу РФ между воинскими частями. А в отношении таможенного режима уничтожения, действует приказ ГТК России, изданный в развитие Таможенного Кодекса 1993 года.

Не определен упрощенный порядок декларирования многооборотной тары, упаковки и др. товаров подпадающих под действие Стамбульской конвенции  о временном ввозе, 1990 г., что влечет излишние трудозатраты на документальный контроль, поскольку данная категория товаров составляет 25% в структуре временно ввозимых товаров.

Вышеперечисленные факты сказываются на эффективности деятельности таможенных органов и требуют внесения соответствующих корректив в существующее таможенное законодательство, а так же издание соответствующих нормативных актов ФТС России.

В заключение хотелось бы отметить, что Кодекс получился либеральным с точки зрения прозрачности, четкого прописывания правил таможенного контроля и оформления, расширения прав участников внешнеэкономической деятельности, вплоть до уведомительного (перегрузка без снятия таможенных печатей и пломб) характера ряда таможенных процедур и действий. Все нововведения направлены на то, чтобы государство сполна получало доход в казну, а участники хозяйственной деятельности и граждане - комфортные условия перемещения товаров и транспортных средств.

 

Спасибо за внимание!

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru