openservice

opendata2

PDFПечать

Выступление заместителя начальника ЮТУ- начальника правовой службы Никитина Б.Г. на региональной научно практической конференции

Уважаемые коллеги и участники конференции!

Новый Таможенный кодекс Российской Федерации явился значительным шагом на пути унификации таможенного законодательства с общепринятыми международными нормами и правилами. Развитие внешнеэкономических связей России, укрепление её бизнес - сотрудничества с ведущими державами и, как следствие, укрепление связей с таможенными органами других государств не может быть реализовано в полной мере в условиях отсутствия единообразного подхода к такой  важнейшей для мирового сообщества сфере правового  регулирования, как таможенное законодательство.

Детальное описание таможенных режимов и процедур создало более понятные и предсказуемые правила для всех. А поэтому, чтобы обеспечить эффективность таможенного контроля,  принцип законности и правопорядок в области таможенного дела, необходимо проводить анализ и разработку новых методов по правоприменению  положений Кодекса. Все 439 статей этого Закона посвящены собственно таможенному делу и четко регламентируют права и обязанности как таможенных органов, так и участников внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что многие «революционные» принципы, используемые в новом таможенном законодательстве, основанные на общепринятых методах регулирования внешней торговли в рамках Всемирной торговой организации, зачастую воспринимаются обществом с некоторой опаской. Среди них, новое понятие вины юридических лиц, по сути, презумпция виновности, полномочия таможенных органов действовать по своему усмотрению в той или иной ситуации, неравенство условий в таможенных технологиях для разных категорий лиц. Эти правовые элементы порой чрезвычайно тяжело воспринимаются как участниками ВЭД, так и судебными органами, да  и самими таможенниками.  Определенные сложности возникают и в связи с тем, что правоприменителям необходимо  четко учитывать соотношение и взаимосвязь норм Таможенного кодекса с предписаниями иных законодательных  актов, в том числе других отраслей законодательства, международных договоров Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на то, что большинство норм нового Таможенного кодекса прямого действия и  не нуждаются в издании дополнительных нормативно-правовых актов,  некоторые из них все-таки  требуют конкретизации. В большей степени это касается процедур таможенного оформления и контроля, вопросов взыскания таможенных платежей, применения таможенных режимов, функционирования объектов таможенной инфраструктуры.

Поэтому Государственным таможенным комитетом проводится активная и взвешенная работа по разработке и принятию обоснованно  ограниченного числа нормативно-правовых актов, сопровождающих Кодекс и  определяющих механизмы применения некоторых его положений.  По состоянию на 1 сентября текущего года принято 14 постановлений  и распоряжений Правительства и около 250 документов ГТК  разъяснительного характера, довольно полно отражающих процесс реализации норм Кодекса, применяемых на практике.

Пока практика применения положений Кодекса нередко обнажает пробелы и коллизии в таможенном законодательстве, требующие быстрого их устранения путем издания новых либо внесения изменений в действующие приказы и распоряжения ГТК России.

Устанавливаемые нами таможенные правила должны быть понятны для бизнеса. Как известно, таможенное законодательство ни в одной развитой стране мира не является простым. Множество экономических правил, административных требований, находящихся на стыке различных правовых дисциплин – финансовой, гражданской, административной, внешнеторговой и других, требуют от юристов высочайшей квалификации в их освоении и большой работы по пропаганде таможенного законодательства, обучению таможенным правилам, как  самих таможенников, так и участников ВЭД.

Информирование и консультирование, обучение, разъяснение должны стать постоянными, повседневными элементами работы правовых служб.

В связи с этим в деятельности таможенных органов важное место отводится информированию и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в их компетенцию. Эта работа организуется и координируется правовым отделом Управления в порядке ст.25 Таможенного кодекса и во исполнение требований соответствующих приказов ГТК России и ЮТУ.

С начала года в таможенные органы региона обратилось свыше 1300 граждан и юридических лиц. Основными вопросами, которые их интересуют, являются следующие:

-      порядок перемещения товаров через таможенную границу;

-      таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования;

-      общие условия уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исходя из информации, представленной таможнями региона, сложностей и проблем по консультированию не возникает. Таким образом, все, кто хочет знать правила таможенного регулирования и свои права во внешнеэкономической сфере, могут получить исчерпывающую информацию и компетентную консультацию в таможенных органах региона и Федеральной таможенной службе.

Необходимо отметить, что в части судебной практики по таможенному законодательству в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в настоящее время наибольшее количество судебных дел, по которым интересы таможенных органов представляют должностные лица правовых отделов, связаны пока еще с  применением Таможенного Кодекса 1993 года.

В производстве у них находятся также судебные дела по обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц  по применению нового Кодекса, но вытекающие из событий, имевших место в 2003 году и ранее.

 Судебные дела с участием таможенных органов можно условно разделить на две группы:

1)     возбужденные судами на основании исков (заявлений, жалоб), поданных таможенными органами;

2)     возбужденные судами по искам (заявлениям, жалобам) физических или юридических лиц, предъявленных к таможенным органам.

Среди дел первой группы наиболее значительное место занимают дела, связанные:

-                    с взысканием таможенных платежей;

-                    с административными правонарушениями, переданные таможенными органами (должностными лицами таможенных органов) на рассмотрение в суды в соответствии со статьей 23.1. КоАП России, а также возникшие из гражданских правоотношений.

Во второй группе можно выделить дела:

- по заявлениям лиц об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности;

- по искам (заявлениям, жалобам) об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц;

- связанные с выплатой надбавок к денежному довольствию должностных лиц таможенных органов, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- по искам о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей;

- по искам о возмещении вреда (убытков), причиненного неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц.

Исковые  заявления, предъявляемые таможенными органами к участникам ВЭД в суды по нормам нового Кодекса, связаны, прежде всего, с принудительным взысканием (довзысканием) таможенных платежей. Так, за 9 месяцев 2004 года таможнями было предъявлено более 300 исков на сумму свыше 400 млн. рублей.

Всего в этом году в суды общей юрисдикции и арбитражные суды к таможням региона участниками ВЭД было предъявлено почти 300 исков (заявлений, жалоб), в том числе 10 – по обжалованию действий таможенных органов, следующих из применения положений нового Кодекса.

Этот Закон, помимо регулирования отношений в области таможенного дела, регламентирует обжалование актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Право физических и юридических лиц, а также ПБОЮЛ,  обжаловать акты субъектов власти следует из особенностей административно-правовых и иных отношений, построенных на началах неравенства сторон.

В главе 7 Кодекса раскрыты порядок и сроки обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Общая процедура обжалования стала более оперативной и альтернативной, упразднен обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. При этом лицо имеет право выбора, куда ему обращаться – в вышестоящий таможенный орган и (или) в суд.

Реализуя требования Кодекса по повышению эффективности ведомственного контроля за соблюдением законности в деятельности таможенных органов Южного региона, приказом по  ЮТУ утверждена и введена в действие с 1 января 2004 года  Инструкция о порядке подачи, рассмотрения и разрешения в Южном таможенном управлении жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, информация о которой размещена на интернет-сайте ГТК России.

На сервере ЮТУ имеется в виде слайдов схема рассмотрения жалоб, разработанная Управлением контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ГТК России и рекомендованная должностным лицам таможенных органов для использования в своей работе.

Юристами ЮТУ ежемесячно обобщаются поступившие из таможен региона проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении жалоб (актов прокурорского реагирования) на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 7 Кодекса, и направляются в ГТК России.

Полагаю, что перечисленные меры сказались на сокращении количества жалоб, поступивших в Южное таможенное управление. Сравнительный анализ 1-го полугодия  2004 года с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует о том, что число письменных обращений (заявлений, ходатайств, жалоб)  граждан снизилось более, чем на 40%

В течение полугодия таможнями региона было рассмотрено 110 жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, из которых удовлетворены 13 жалоб заявителей, что составляет 12 % от общего числа рассмотренных.

Число отказов заявителям в принятии жалоб к рассмотрению в I полугодии 2004 года увеличилось на 11 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В большинстве случаев это связано с  несоблюдением сроков обжалования (35 %) и принятием судами к рассмотрению аналогичных жалоб (30%).

В сравнении с аналогичным периодом 2003 года, число обжалований в таможни  заявителями решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных сократилось в 2 раза. На 2,5 % снизилось удовлетворение жалоб данной категории.

По содержанию основное их количество поступило по следующим вопросам:

-      правомерность взыскания денежных средств и порядок взыскания задолженностей;

-      правомерность порядка определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

-      решения (действия) таможенных органов и их должностных лиц при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;

-      проведение таможенной ревизии и иных форм таможенного контроля.

Все жалобы указанной категории были рассмотрены руководством таможен Южного таможенного управления в установленные сроки.

За I полугодие 2004 года в судах было рассмотрено 115 жалоб, что на 15 % меньше соответствующего периода прошлого года.

Процент удовлетворения жалоб заявителей данной категории в судах в этом году вырос на 26 %.

Таким образом, в Южном регионе наметилась тенденция снижения обжалований решений,  действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц как в вышестоящие таможенные органы, так и в суды.

Согласно сведениям в рамках проводимого мониторинга, с начала года поступило всего 2 обращения к вышестоящим должностным лицам таможен или таможенных постов региона в порядке ст.57 Кодекса, предусматривающей  упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа (если они связаны с перемещением товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства).  Таким образом, на практике еще не работает «упрощенный порядок обжалования», который призван обеспечить оперативное разрешение возникающих конфликтов «на местах». Хотя в этом должны быть прежде всего заинтересованы руководители таможен и таможенных постов, которые могут теперь без «проволочек» оценить решение своего подчиненного и, если он не прав, не доводить дело до судебных тяжб.

Мы должны делать все для того, чтобы участники ВЭД обращались с жалобами в таможенные органы, а не в суды, ибо судебное рассмотрение зачастую заканчивается для системы возмещением не только платежей, но и причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды, что может быть чревато последствиями для должностных лиц, допустивших неправомерные действия.

Руководителям таможенных органов Южного региона необходимо постоянно принимать меры по повышению уровня защиты конституционных прав  граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности руководителей таможенных органов Российской Федерации за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению. На каждую из жалоб надо реагировать незамедлительно, не доводя дело до судов и до прокурорского реагирования, надо делать выводы, устранять нарушения. Только при этих условиях мы на деле будем укреплять законность, повышать уровень законопослушания как среди участников ВЭД, так и среди наших должностных лиц.

За I полугодие 2004 года таможенными органами региона было рассмотрено 70 протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, что в 1,6 раза меньше аналогичного периода 2003 года. Однако процент удовлетворяемости протестов в этом году составил 98,6 %, что  на 16 % выше, чем за аналогичный период 2003 года.

Анализ принесенных прокурорами протестов на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц показал, что основное их количество поступило на отдельные положения должностных инструкций должностных лиц таможенных органов и на отдельные пункты положений об отделах.

В I полугодии 2004 года таможенными органами Южного таможенного управления было рассмотрено 39 представлений прокуроров, что на 56 % меньше, чем за этот же период прошлого года. Из них 37 представлений касались устранения нарушений при принятии решений, совершении действий (бездействия) в сфере таможенного дела, а 2 - при рассмотрении жалоб и актов прокурорского реагирования на эти решения, действия (бездействие).

Факты, изложенные в представлениях, в большинстве своем нашли подтверждение. Недостатки устранены.  По результатам рассмотрения ряда представлений в таможнях региона проведены оперативные совещания по доведению до должностных лиц требований органов прокуратуры с указанием на необходимость строго руководствоваться в своей деятельности требованиями действующего законодательства и  нормативных документов. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

 Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хочу еще раз обратить Ваше внимание на то, что принципиальные изменения в таможенном регулировании, предусмотренные Таможенным кодексом, обусловливают необходимость проведения работы по обеспечению единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности на всей территории России.

Ведение такой работы сопряжено с оптимизацией подзаконной нормативной базы, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов, внедрением  в практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Киотской конвенцией, обеспечением транспарентности таможенного законодательства Российской Федерации и практики его применения (понятность, ясность, предсказуемость).

Активную роль в разъяснении положений актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны играть правовые службы таможенных органов, на которые возложены функции защиты интересов государства и таможенных органов Российской Федерации, а также информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности.

Благодарю всех присутствующих за внимание.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru