openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Изменения в Таможенном кодексе Российской Федерации: на пути к международной стандартизации таможенной деятельности. Выступление заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Юрия Азарова в Российской академии государственной службы при Президент

Мы сегодня рассматриваем вопрос, который затрагивает интересы как государства, так и десятков тысяч участников внешнеторговой деятельности внутри России и за рубежом.

К началу нового столетия Россия получила значительный опыт внешнеэкономической деятельности в новых, рыночных условиях. Была наработана практика в сфере таможенной политики государства и в её реализации через механизм таможенного дела. Проявились сильные и слабые стороны в правоприменении таможенного законодательства, прежде всего Таможенного кодекса 1993 года, и потребовалась его значительная переработка.

Такая необходимость была продиктована потребностью бизнеса в облегчении и упрощении таможенных процедур, приведении их в соответствие с международными стандартами, заложенными в новой редакции Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, больше известной как Киотская Конвенция. Такое же условие поставила перед Россией и Всемирная торговая организация, которая оценивала таможенное законодательство и практику его применения как барьер на пути цивилизованной торговли. Возникла насущная необходимость в снижении административного фактора в таможенном регулировании внешнеторговых товаропотоков, и введении его в жесткие рамки, напрямую установленные самим законом. А этого нельзя было добиться без резкого ограничения права Правительства и таможенного ведомства издавать подзаконные нормативные акты, что широко практиковалось на основе установок Кодекса 1993 года. К моменту введения в действие нового Таможенного кодекса 2003 года число таких актов достигло более трех тысяч (сейчас их издано около ста, строго в соответствии с предписанием нового Кодекса).

Таким образом, с введением в действие Таможенного кодекса, принятого в 2003 году, решены такие принципиально важные задачи как:

  •  

       

    • приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере;
    •   

       

    • упрощение и ускорение таможенных процедур, о чем следует сказать отдельно;
    •   

       

    • снижение административного фактора в регулировании товаропотока по принципу “делай то и так, как записано в самом законе”, ибо новый Кодекс в большинстве своих положений стал законом прямого действия.
    •   

Могу с полной ответственностью заявить, что мониторинг правоприменительной практики на основе нового закона за период с января этого года показывает его достаточно высокую эффективность и работоспособность. Многие эксперты подтверждают значительное упрощение и ускорение таможенных процедур, а также снижение административного давления на участников ВЭД со стороны таможенных органов и чиновников таможенной службы на основе:

     

  • законодательного ограничения права требовать новые документы и сведения в них содержащиеся, при таможенном оформлении на всех этапах от пересечения границы до выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом во внутренней таможне (ст. 14, 63);
  •  

  • ограничение времени таможенного оформления товара до трех дней со дня принятия таможенной декларации, а также со дня предъявления товара (ст. 152);
  •  

  • установления в законе возможности выпуска товара до завершения таможенного оформления (ст. 150), применения специальных, упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц (ст. 68);
  •  

  • введения в закон (ст. 358) важнейшего принципа использования форм управления рисками при проведении таможенного контроля, что означает избирательность действий таможни на основе анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Тем самым налицо решительный отказ от тотального таможенного контроля, который, с одной стороны, сдерживал движение товара, а с другой – способствовал коррупции в таможенных рядах.
  •  

Безусловным движением вперед можно считать введение в Кодекс главы 31 “Обеспечение уплаты таможенных платежей” как универсального механизма гарантии выполнения обязательств перед государством со стороны участников ВЭД, а также юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность в околотаможенной сфере: СВХ, таможенных складов, таможенных перевозчиков и таможенных брокеров.

Установлены способы обеспечения уплаты таможенных платежей в форме: залога товаров или иного имущества, банковской гарантии, денежного залога, поручительства.

Если говорить популярно, смысл этого экономического механизма состоит в том, что участник ВЭД вправе внести один из видов обеспечения, а таможня – выпустить товар, что крайне важно для сокращения времени таможенного оформления и увеличения скорости товарооборота.

Кстати все четыре субъекта околотаможенной сферы теперь могут выступать в качестве поручителей за участников ВЭД по уплате таможенных платежей (ст. 346).

Таможенным кодексом установлен порядок проведения таможенного аудита как процедуры завершения таможенного оформления товара после его выпуска в свободное обращение, а также проверки факта выпуска товара, достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, другой информацией, имеющейся у декларантов и иных лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ (ст. 376 “Таможенная ревизия”). Основная направленность этой формы таможенного контроля состоит в ускорении выпуска товара с завершением его таможенного оформления на стадии, когда товар уже находится в свободном обороте.

Принятие нового Таможенного кодекса позволило сформировать практически новую, соответствующую общепризнанным мировым стандартам правовую базу таможенного дела ,создать необходимые условия для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации. Конечно сразу, одномоментно, с введением нового закона изменить понимание места и роли таможенной службы в регулировании внешней торговли – задача чрезвычайно трудная. На первоначальном этапе главное было не допустить провалов в таможенном оформлении, задержек товаров на границе, обеспечить плавных переход на работу таможенных органов в условиях нового таможенного законодательства.

В ГТК, а теперь в ФТС России был проведен ряд правовых и организационных мероприятий. В кратчайшие сроки изданы и в настоящее время действуют 12 постановлений и 2 распоряжения Правительства Российской Федерации, 89 нормативных правовых актов ГТК России, затрагивающих права и законные интересы третьих лиц. Внесены изменения в главу 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” ФТС России наделена полномочиями агента валютного контроля. Организовано информирование и консультирование участников ВЭД, осуществляемое бесплатно.

Вместе с тем в качестве проблемных вопросов следует указать, что в настоящее время не внесены изменения в смежные с таможенной отраслью законодательства Российской Федерации. Не приведен в соответствие с новым таможенным кодексом ,а также требованиями Всемирной торговой организации Закон РФ “О таможенном тарифе”. Не внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся возмещения налога на добавленную стоимость, в частности в отношении продуктов переработки, вывозимых с территории России. Не решен вопрос с законодательным регулированием уплаты таможенных сборов. Проблемными вопросами остаются соотношение положений ТК России и Налогового кодекса РФ по определению налоговой базы для исчисления таможенных пошлин и налогов, по соотношению сроков давности принудительного взыскания таможенных платежей и проведения проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров.

Указами Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” и от 20 мая 2004г. № 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти”, а также постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004г. № 429 “О Федеральной таможенной службе” по-новому определены место и роль ФТС России в структуре федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. То есть она является правоприменительной структурой и находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которое, в свою очередь, осуществляет законотворческие, правоустанавливающие функции.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru