openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Доклад начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Леонида Ухлинова на международном деловом форуме «Таможенный кодекс России: новый этап на пути к ВТО» в Брюсселе

В течение последних 5 лет Федеральная таможенная служба ставит развитие информационных технологий в число приоритетных задач своего развития. Это обусловлено рядом факторов, которые не вызывают сомнения и подтверждаются опытом развития таможенных служб различных стран мира. Прежде всего, следует отметить, что обеспечить физический контроль грузов на огромной территории России, расположенной в 11 часовых поясах, даже теоретически невозможно. Используя только данные нам от природы средства восприятия окружающего мира - зрение, слух, обоняние и так далее - таможенный инспектор просто не в состоянии получить всю необходимую информацию о перемещаемых грузах. Следовательно, информационное поле для таможенного контроля должно формироваться заранее, до прихода груза на таможенную территорию, и поддерживаться в актуальном состоянии постоянно.

Обеспечить это можно только путем создания современной информационной системы. И именно на информационные технологии сделала ставку таможенная служба России при формировании очередного этапа целевой программы развития в 2000 году. Эти же приоритетные направления развития сохраняются и сегодня.

Перед присоединением соседних с Россией стран к Евросоюзу мы вынуждены были рассматривать различные варианты решения проблемы перемещения грузов из Калининградской области на остальную территорию России. Эта проблема достаточно хорошо известна и даже получила свое распространенное название как «проблема Калининградского транзита».

Проводились консультации с Комиссией Евросоюза, с нашими коллегами в Литовской республике, во Всемирной таможенной организации. И из всех вариантов наиболее реальным оказалось решение проблемы на основе технологий информационного обмена.

Мы знали что во всёх странах    Евросоюза    функционирует компьютерная система транзита NCTS. В этих условиях организация контролируемого транзита грузов из Калининградской области на остальную территорию России через Литву представлялась возможной за счет использования возможностей NCTS. При этом была разработана оригинальная  схема работы  с  системой,  при  которой российские таможенные органы имитируют работу обычного брокера с системой.                                                                                     

В частности, в таможенных органах РФ формируется электронная копия транзитной декларации после представления соответствующих гарантий и товаросопроводительных документов. Эта транзитная декларация передается в Литовский фрагмент NCTS. После выполнения всех необходимых проверок NCTS выдает идентификатор транзитной товарной партии, который в виде штрих-кода распечатывается на бумажной копии транзитной декларации и затем проверяется на границе Литовской таможней.

Правовой основой реализации технологии Калининградского транзита являются положения Таможенного кодекса Российской Федерации, которые определяют возможность представления документов для таможенного контроля в электронном виде.

Кроме того, при реализации схемы информационного обмена нами были использованы нормативные документы Литовской таможенной службы, определяющие порядок работы Литовского национального сегмента NCTS. В частности, приказы директора Таможенного департамента Литовской Республики:

«Об утверждении требований по представлению данных транзитной декларации, предъявляемой к автоматической обработке данных техническими средствами»

«Об утверждении порядка регистрации декларантов, желающих представлять электронные данные транзитной декларации и требований к программному оборудованию и оценке его соответствия»

«Об утверждении требований по предоставлению данных транзитной декларации, предъявляемых к автоматической обработке данных техническими средствами»

В общих чертах технология работы может быть описана следующим образом:

•До отправления груза через территорию Литвы оформляются необходимые гарантии доставки и подготовленные в установленном формате данные представляются в российскую таможню.

•Эти данные передаются в ГНИВЦ в Москве, откуда поступают в Литовский сервер NCTS для регистрации.

-После присвоения данной товарной партии уникального идентификационного номера в системе NCTS эта информация через ГНИВЦ поступает в таможню отправления, где распечатывается бумажная копия транзитной декларации.

- бумажная копия транзитной декларации предъявляется на границе литовской таможне и на основании идентификационного номера открывается процедура контроля транзита.

Для реализации этой схемы в Калининградском регионе проведена доработка телекоммуникационной инфраструктуры Мамоновской, Калининградской и Неманской таможен. Брокеры или перевозчики могут представлять документы как непосредственно в ближайший таможенный орган, так и по каналам связи в электронном виде. Все процедуры, выполняемые в таможне, имеют четкую формализацию и регламентированы по времени. В среднем, формирование электронной транзитной декларации до ее отправки в ГНИВЦ и в систему NCTS занимает до 5 минут. При этом в рамках выполнения этого проекта отработана новая технология передачи данных, которая полностью исключает участие оператора и выполняется автоматически. Эта технология основана на принципах Work Flow и рассматривается нами как основа дальнейшего развития таких базовых автоматизированных систем как Автоматизированная система контроля транзита и Автоматизированная система электронного декларирования товаров и транспортных средств.

От момента въезда на территорию Литовской республики до выезда на территорию России транзит контролируется по процедурам NCTS. В частности, открывается процедура контроля транзита, через сервер в Таможенном департаменте Литвы информация передается на проверку в основную базу данных системы и на приграничный таможенный пост, через который транспортное средство должно покинуть территорию Литвы. В момент выезда процедура контроля транзита закрывается и данный идентификатор аннулируется.

Практика применения отработанных в Калининградском регионе принципов информационного взаимодействия с системой NCTS показала, что они имеют ряд дополнительных областей применения. В частности, мы планируем использовать информацию, подготавливаемую для передачи в NCTS, в пограничных таможенных органах РФ с целью сокращения времени выполнения процедур таможенного контроля на границе. При этом в ближайшей перспективе это будет распространяться на другие участки границы при реализации новой системы контроля транзита.

Мы планируем организовать информационное взаимодействие между ГНИВЦ ФТС России и Минской центральной таможней ГТК РБ с целью доведения до таможенных органов РБ информации, передаваемой в NCTS. В последующем возможно развертывание компонентов Системы на пограничных пунктах пропуска РБ в рамках создания ЕАИС ТКСГ. Конечно, в первую очередь все это направлено на создание условий для обеспечения эффективного таможенного контроля на территории Союзного Государства при перемещении российских товаров между Калининградской областью и остальной частью территории России.

В то же время необходимо отметить, что отработанные в Калининградской области технологические решения уже сегодня имеют реальное применение в других областях. В частности, реализована система предварительного информирования о направленных на территорию России товарах из Латвии. Представительство компании Ростек в Риге, выполняющей функции оператора на территории Латвии, получает информацию о планируемых поставках от перевозчика или экспедитора, после чего передает эту информацию в Москву в ГНИВЦ. Для передачи информации используется международная сеть Интернет. Далее аналогично системе Калининградского транзита товарной партии присваивается уникальный идентификатор, который передается через вычислительный центр СЗТУ в Себежскую таможню и пограничные пункты пропуска. При прибытии транспортного средства на границу инспектор по этому идентификатору просто проверяет наличие информации и все контрольные процедуры занимают не больше 3-4 минут. В дальнейшем эта информация передается во внутреннюю таможню и используется при таможенном оформлении.

В заключение своего выступления еще раз хочу акцентировать Ваше внимание на следующем постулате развития таможенного дела: Процедуры таможенного контроля выполняются для получения информации о перемещаемых товарах или для подтверждения достоверности этой информации. Если эта информация будет у таможенного инспектора заблаговременно, то и выполнения ряда процедур не потребуется. Поэтому мы рассматриваем предварительное информирование как перспективное направление взаимодействия таможенной службы России и бизнес-сообщества, создающее условия для существенного облегчения процедур таможенного контроля. В то же время без активного сотрудничества с участниками международной торговли реализовать такой режим просто невозможно, а иного пути упрощения таможенного оформления и контроля просто не существует. Следовательно, мы обречены на тесное информационное взаимодействие между таможней и бизнесом. Желаю всем нам успехов на этом пути и спасибо за внимание.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru