openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Основные результаты деятельности Федеральной таможенной службы в 2014 году (в разрезе государственных программ)

Основные результаты деятельности Федеральной таможенной службы 

в 2014 году (в разрезе государственных программ)

1. Новое качество жизни

 

По указанному направлению государственных программ запланировано выполнение мероприятий по повышению качества и доступности услуг образования, необходимого уровня обеспеченности жильем, поддержке социально незащищенных слоев населения, обеспечению высоких стандартов личной безопасности.

В рамках реализации данного направления ФТС России является участником следующих государственных программ:

«Развитие образования» на 2013 – 2020 годы;

«Социальная поддержка граждан»;

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 (ответственный исполнитель Минобрнауки России), ФТС России принимает участие в реализации следующих основных мероприятий подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования» и подпрограммы 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»:

повышение качества профессионального образования, в том числе через поддержку интернационализации, а также программ развития вузов;

модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий;

модернизация инфраструктуры системы профессионального образования;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования;

обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования;

социальные гарантии работникам профессионального образования;

проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.

Для выполнения указанных мероприятий реализован комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного функционирования государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» (далее – РТА) и использование имеющегося имущественного комплекса, построение эффективной системы профессионального образования, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях, повышение качества и актуальности научной деятельности:

подготовлена и утверждена руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым 14 апреля 2014 года Программа развития государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» на 2014 – 2020 годы;

разработана Программа организации имущественного комплекса государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» (одобрена
на заседании рабочей группы РТА, протокол от 14 июля 2014 г. № 2);

создан Научно-исследовательский институт таможенного дела РТА (приказ РТА от 28 марта 2014 г. № 192 «Об организационно-штатных мероприятиях»).

Работа, проводимая ФТС России в рамках реализации основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, позволила обеспечить достижение в 2014 году следующих результатов:

численность студентов приведенного контингента, обучающихся по программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), в расчете на одного преподавателя составила 11,72 человека;

отношение средней заработной платы преподавателей РТА к средней заработной плате образовательных учреждений высшего образования в регионе составило 125%;

удельный вес численности выпускников РТА очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, составил 80%;

удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов РТА составил 6,7%;

обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях) составила 46,2%.

На реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 1 892,92 млн. рублей, в том числе на подпрограмму «Развитие профессионального образования» – 1 888,17 млн. рублей, подпрограмму «Вовлечение молодежи в социальную практику» – 4,75 млн. рублей (в 2013 году расходы на реализацию государственной программы составили 1 934,24 млн. рублей).

В государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 (ответственный исполнитель – Минтруд России), ФТС России принимает участие в реализации основных мероприятий подпрограммы 1 «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» и подпрограммы 3 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей».

Для выполнения мероприятий подпрограммы 1 «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», направленных на повышение уровня жизни граждан – получателей мер социальной поддержки, ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 133,09 млн. рублей на предоставление:

мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;

возмещения расходов на погребение;

пособий лицам, являвшимся сотрудниками таможенных органов, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы, а также семьям и иждивенцам сотрудников таможенных органов, погибших (умерших) в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы;

дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций;

пособий гражданам, являвшимся должностными лицами таможенных органов, утратившим возможность заниматься профессиональной деятельностью, членам  семьи и иждивенцам должностного лица таможенного органа в случае его гибели
в связи с исполнением служебных обязанностей;

дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов;

дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидов вследствие военной травмы;

компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

ежемесячной выплаты оклада по специальному званию в течение одного года после увольнения гражданам, уволенным со службы в таможенных органах без права на пенсию, имеющим общую продолжительность службы менее 20 лет;

ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей сотрудников таможенных органов,  погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей;

пособий, выплат и компенсаций лицам, уволенным со службы в таможенных органах с правом на пенсию, а также членам их семей;

пособий и компенсаций военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа.

Для выполнения мероприятий подпрограммы 3 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», направленных на обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи, повышение рождаемости, ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 72,66 млн. рублейна предоставление:

ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;

единовременного пособия при рождении ребенка;

пособия по беременности и родам;

социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования;

пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий.

 

В целом на реализацию государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 205,75 млн. рублей (в 2013 году расходы на реализацию государственной программы составили 196,9 млн. рублей, в том числена подпрограмму «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 122,1 млн. рублей, подпрограмму «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 74,8 млн. рублей).

В государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 (ответственный исполнитель – Минстрой России), ФТС России выступает государственным заказчиком федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее – ФЦП «Жилище») (государственный заказчик-координатор – Минстрой России).

В рамках ФЦП «Жилище» объем финансирования, выделенный ФТС России в 2014 году на реализацию мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, составил 525,66 млн. рублей. Выделенные бюджетные ассигнования освоены полностью: федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов предоставлены 153 единовременные субсидии на приобретение жилого помещения (в 2013 году было предоставлено 169 единовременных субсидий, размер бюджетных ассигнований составил553,33 млн. рублей).

В государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 (ответственный исполнитель – МВД России), ФТС России принимает участие в реализации подпрограммы 4 «Обеспечение реализации государственной программы».

В рамках указанной подпрограммы ФТС России были выполнены в 2014 году мероприятия, направленные на реализацию государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы»:

рассмотрены и направлены в МВД России предложения и замечания ФТС России по проекту протокола о реализации статьи 28 Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства (г. Минск, 28 ноября 2006 г.) по вопросам возмещения расходов, связанных с осуществлением мер государственной защитыпотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, и по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении 

мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 года» (письмо ФТС России от 16 сентября 2014 г. № 01-17/44129);

рассмотрены и согласованы 4 проекта приказов Минтруда России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

рассмотрены и направлены в МВД России предложения и замечания ФТС России по проектам федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты», межведомственного приказа «О периодичности и сроках представления сведений о реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. № 586», постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (письма ФТС России от 4 июля 2014 г. № 01-17/31307, от 16 сентября 2014 г. № 01-17/44129,
от 13 ноября 2014 г. № 01-17/53887 и от 18 декабря 2014 г. № 01-17/62012);

обеспечено участие должностных лиц ФТС России в заседаниях экспертов межведомственной рабочей группы по координации деятельности участников государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», на которых обсуждались вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также в XI практическом учебном курсе для российских специалистов по вопросам защиты свидетелей с участием экспертов Государства Израиль и Словацкой Республики.

На реализацию государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 3,83 млн. рублей (аналогично сумме, выделенной в 2013 году).

2. Инновационное развитие и модернизация экономики

По указанному направлению государственных программ запланировано выполнение мероприятий, которые позволят создать конкурентоспособную экономику и обеспечить дальнейшее продвижение высоких технологий. Правительством Российской Федерации поставлена задача укрепления позиции России в интеграционных процессах и постепенного её превращения в один из центров мировых хозяйственных связей, расширения вектора отношений России с мировыми экономическими партнерами.

В рамках реализации данного направления ФТС России является участником государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и соисполнителем государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».

В государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 (ответственный исполнитель – Минэкономразвития России), ФТС России принимает участие в реализации подпрограммы 10 «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» (ответственный исполнитель – Минфин России).

Целью указанной подпрограммы является создание и обеспечение функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») для развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по приоритетным направлениям.

ФТС России в целях создания и развития инновационной среды Российской Федерации и территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») осуществляет предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» (далее – субсидии).

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в рамках ресурсного обеспечения реализации подпрограммы были предусмотрены на 2014 год бюджетные ассигнования на предоставление ФТС России субсидий в размере 1 178 млн. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»  размер бюджетных ассигнований на предоставление ФТС России субсидий был уменьшен до 400 млн. рублей.

Субсидии были перечислены в полном объеме некоммерческой организации «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (далее – Фонд «Сколково») для возмещения затрат на уплату ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость лицам, участвующим в реализации указанного проекта (платежное поручение от 15 января 2014 г. № 805).

Общая сумма использованных Фондом «Сколково» субсидий составила
по итогам 2014 года 236,3 млн. рублей. Оставшаяся неиспользованной сумма субсидий в размере 163,7 млн. рублей перечислена Фондом «Сколково» в доход федерального бюджета 26 января 2015 года (в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционировании территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 339) (далее – Правила).

В 2013 году Фонду «Сколково» было предоставлено субсидий в размере 512 млн. рублей, из которых было использовано 119,4 млн. рублей, 392,6 млн. рублей возвращено в бюджет.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в рамках ресурсного обеспечения реализации подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» предусмотрены на 2015 год бюджетные ассигнования
на предоставление ФТС России субсидий в размере 291,4 млн. рублей. Указанная сумма бюджетных ассигнований предусмотрена в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на основании информации Фонда «Сколково» о прогнозе объема запрашиваемых субсидий на 2015 год (пункт 7 Правил).

По прогнозной оценке Фонда «Сколково», объем запрашиваемых субсидий для использования в I квартале 2015 года составит 70 млн. рублей. Указанная сумма денежных средств в форме авансового платежа была перечислена Фонду «Сколково» платежным поручением ФТС России от 15 января 2015 г. № 213.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (ответственный исполнитель – Минэкономразвития России), ФТС России принимает участие в качестве ответственного исполнителя подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности» (далее – Подпрограмма).

Подпрограмма является инструментом реализации приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р) и Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р).

Подпрограмма представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области совершенствования таможенной деятельности.

Цель Подпрограммы – совершенствование таможенной деятельности в интересах содействия внешнеторговой деятельности путем ускорения товарооборота через таможенную границу и снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД), защиты внутреннего рынка от некачественных и контрафактных товаров в интересах эффективной борьбы с административными правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела, а также для обеспечения полного поступления доходов в федеральный бюджет.

Для реализации Подпрограммы ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 65 935,63 млн. рублей (в 2013 году расходы на реализацию Подпрограммы составили  66 653,16 млн. рублей).

Задачами Подпрограммы являются:

снижение административных барьеров и сокращение издержек участников ВЭД путем ускорения таможенных процедур;

повышение качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля, повышения эффективности системы управления рисками, расширения практики применения таможенного контроля после выпуска товаров и современных технологий таможенного оформления;

совершенствование форм и методов иных видов контроля, осуществление которых отнесено к компетенции таможенных органов;

обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, в том числе в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрение информационно-технических средств;

совершенствование экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов;

совершенствование организационно-управленческой деятельности и повышение профессионального уровня должностных лиц таможенных органов.

Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:

сокращение времени совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и таможенных операций
в местах декларирования товаров;

обеспечение конкурентоспособных условий деятельности уполномоченных экономических операторов;

повышение уровня соблюдения участниками ВЭД законодательства в сфере таможенного дела;

сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с совершением таможенных операций;

создание благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации;

повышение уровня законности принимаемых (совершаемых) таможенными органами решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела;

повышение уровня информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов;

применение инновационных технологий в сфере управления таможенным делом;

повышение прозрачности таможенных норм, а также их систематизация и унификация с нормами международного права;

снижение уровня преступности в таможенной сфере.

Указанные задачи решаются ФТС России в рамках реализации 2-х основных мероприятий Подпрограммы:

5.1. совершенствование деятельности таможенных органов;

5.2. совершенствование экспертно-криминалистического обеспечения таможенных органов.

Реализация основных мероприятий Подпрограммы осуществляется в соответствии с Планом реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 г. № 1092-р.

Порядок очередности реализации указанных мероприятий определен исходя из намеченного Правительством Российской Федерации курса по обеспечению макроэкономической стабильности, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, повышению конкурентоспособности российских предприятий и максимальному содействию внешнеторговой деятельности.

ФТС России осуществляет мониторинг и контроль реализации мероприятий Подпрограммы в рамках Детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2014 г. № 582 (далее – Детальный план).

Для реализации основного мероприятия 5.1 «совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации» Детальным планом предусмотрено исполнение в 2014 году пяти контрольных событий, направленных на обеспечение развития деятельности таможенных органов Российской Федерации:

5.1.1.1 «Внедрена технология автоматической регистрации поданной таможенной декларации в виде электронного документа».

Технология автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа, внедрена в практику работы таможенных органов с 1 мая 2014 года распоряжением ФТС России от 31 декабря 2013 г. № 438-р «О практической реализации технологии автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа».

ФТС России в 2014 году обеспечена модернизация информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее – ЕАИС таможенных органов) в соответствии с утвержденным Алгоритмом автоматической проверки соблюдения условий регистрации декларации на товары в таможенных органах пилотной зоны (далее – Алгоритм). В соответствии с распоряжением ФТС России от 4 июля 2014 г. № 192-р «О расширении практики реализации технологий автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа» расширен перечень таможенных органов, в которых осуществляется применение Алгоритма.

К концу 2014 года количество автоматически зарегистрированных деклараций на товары, поданных в виде электронных документов, составило 36,8 тысяч;

5.1.1.2 «Подготовлены предложения в проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза водным транспортом».

ФТС России разработан и направлен в Евразийскую экономическую комиссию проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза водными судами», которым предусмотрено введение с 1 октября 2016 года обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза водными судами, и перемещающих их водных судах, а также утвержден состав предварительной информации о товарах (письмо ФТС России
от 31 октября 2014 г. № 01-39/52100);

5.1.1.3 «Подготовлены предложения в проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза воздушным транспортом».

ФТС России подготовлены и направлены в Евразийскую экономическую комиссию предложения для включения в проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза воздушным транспортом» (письмо ФТС России от 1 июля 2014 г. № 01-39/30341). Доработанный проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии согласован письмом ФТС Россииот 9 декабря 2014 г. № 04-44/59722;

5.1.1.7 «Реализован субъектно-ориентированный подход в целях определения степени выборочности таможенного контроля в рамках системы управления рисками».

В 2014 году в таможенных органах получил дальнейшее развитие субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками в соответствии с положениями раздела 3 «Таможенный контроль» Таможенного кодекса Таможенного союза и с учетом положений главы 6 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (18 мая 1973 г.) на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД.

Применение отраслевого подхода к анализу и управлению рисками регламентировано приказами ФТС России от 26 сентября 2011 г. № 1945, от 29 декабря 2012 г. № 2676, от 4 февраля 2013 г. № 202, от 2 апреля 2013 г. № 626, от 26 июня 2013 г. № 1179, определяющими порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых различными категориями участников ВЭД.

В 2014 году в рамках применения отраслевого подхода к анализу и управлению рисками ФТС России были выполнены следующие мероприятия:

издано 45 правовых актов ФТС России, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению выборочности таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых лицами, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства;

пересмотрен критерий, используемый при оценке уровня риска нарушения таможенного законодательства лицами, осуществляющими экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), – снижены требования к численности задействованных в основном производстве с 50 до 20 человек, что позволило малым производственным предприятиям, осуществляющим экспорт собственной продукции, войти в перечень лиц, в отношении которых таможенным органом принимается решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков (приказом ФТС России от 4 марта 2014 г. № 378 внесены изменения в Порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, утвержденный приказом ФТС России
от 29 декабря 2012 г. № 2676).

На сегодняшний день в перечень организаций, в отношении которых определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков по отраслевому принципу, отнесено 336 участников ВЭД. На конец 2014 года указанными лицами оформлено 7,5% деклараций на товары и перечисленов федеральный бюджет более 9% таможенных платежей при импорте.

Автоматизированный подход к категорированию участников ВЭД регламентирован приказом ФТС России от 20 июня 2013 г. № 1139дсп, определяющим сбор и анализ информации о деятельности участников ВЭД на основании критериев, утвержденных приказом ФТС России от 26 марта 2013 г.№ 589 «Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности, для использования в рамках системы управления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации».

В настоящее время сформирован перечень, состоящий из 40 критериев, характеризующих участника ВЭД, которые охватывают значительный спектр деятельности участника ВЭД и учитывают как положительные, так и негативные аспекты его таможенной истории, такие как общий период осуществления внешнеэкономической деятельности, объем ввезенных товаров, динамику изменения стоимостных и весовых индексов, наличие либо отсутствие административных правонарушений.

Анализ деятельности участников ВЭД осуществляется ежеквартально
в автоматическом режиме на основании алгоритмов расчета сформированных критериев штатными программными средствами таможенных органов с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России, Банка России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Расчет итоговой оценки деятельности участника ВЭД и последующее присвоение ему категории осуществляется на основе анализа значений всех критериев, характеризующих участника ВЭД.

По результатам такого анализа к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства отнесено на 31 декабря 2014 года 2328 участников ВЭД, на их долю приходится 42% от общего количества оформленных импортных деклараций на товары и 56% от общей суммы уплаченных таможенных платежей при импорте.

Применение субъектно-ориентированного подхода к управлению рисками привело к сокращению сроков совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми в адрес добросовестных участников ВЭД (средний срок выпуска товаров при импорте сократился в 3,5 раза).

В 2015 году ФТС России будет продолжена работа по развитию категорирования участников ВЭД в целях реализации дифференцированного подхода к применению мер по минимизации рисков в зависимости от категории уровня риска участника ВЭД;

5.1.1.8 «Размещены на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации на уровне 10 знаков кода товаров ТН ВЭД ТС».

Данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации на уровне 10 знаков кода товаров ТН ВЭД ТС размещены 24 декабря 2014 года на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Контрольные события 5.1.1.1, 5.1.1.2, 5.1.1.3, 5.1.1.7, 5.1.1.8 направлены на решение задач Подпрограммы по снижению административных барьеров и сокращению издержек участников ВЭД путем ускорения таможенных процедур, повышению качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля и повышения эффективности СУР, а также на повышение уровня информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов.

Для реализации основного мероприятия 5.1 «совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации» Детальным планом также предусмотрено исполнение в 2014 году трех контрольных событий, направленных на улучшение социального обеспечения должностных лиц и работников таможенных органов:

5.1.2.1 «Санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в 2014 году получили 8500 человек».

Санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в 2014 году получили 9202 должностных лица таможенных органов, пенсионеров и членов их семей;

5.1.2.3 «Приобретены в 2014 году жилые помещения для должностных лиц таможенных органов в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями».

Приобретена в 2014 году 31 квартира для должностных лиц таможенных органов в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями в размере
63,88 млн. рублей;

5.1.2.5 «Предоставлены в 2014 году сотрудникам таможенных органов единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями».

Предоставлено в 2014 году сотрудникам таможенных органов
30 единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями в размере 154,04 млн. рублей.

Для реализации основного мероприятия 5.2 «совершенствование экспертно-криминалистического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» Детальным планом предусмотрено исполнение в 2014 году одного контрольного события, направленного на расширение спектра возможностей по экспертно-криминалистическому обеспечению деятельности таможенных органов:

5.2.1.1 «Увеличено количество экспертиз и сокращены сроки их производства».

В 2014 году таможенными органами выполнено 53 076 экспертно-исследовательских работ (на 11,3% больше по сравнению с 2013 годом). Количество исследованных объектов составило 5 870,2 тыс. единиц и увеличилось по сравнению с 2013 годом на 21,5%. Количество экспертно-исследовательских работ, которые не могут быть выполнены таможенными органами, составило 37 единиц (0,07% от общего количества) и снизилось по сравнению с 2013 годом на 12,5%. Количество таможенных экспертиз, выполненных в срок, составило 29,1 тыс. единиц и увеличилось по сравнению с 2013 годом на 15%.

Контрольное событие 5.2.1.1 направлено на решение задачи Подпрограммы по совершенствованию экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов.

В 2014 году были реализованы наряду с контрольными событиями, установленными Детальным планом, другие мероприятия таможенных органов, направленные на решение задач Подпрограммы.

В рамках решения задачи Подпрограммы по снижению административных барьеров и сокращению издержек участников ВЭД путем ускорения таможенных процедур в  2014 году проведена следующая работа.

1. В соответствии с частью четвертой статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года осуществлен переход на обязательное электронное декларирование товаров.

В 2014 году в таможенные органы было подано более 4,3 млн. деклараций на товары, оформленных в электронном виде (далее – ЭДТ), что составило 99,87% от общего количества деклараций на товары (в 2013 году было подано 4,4 млн. ЭДТ, что составило 98,6% от общего количества деклараций на товары). Электронную форму декларирования применяют в настоящее время 99,6% участников ВЭД.

С ноября 2014 года декларанты получили возможность до подачи ЭДТ
в таможенный орган декларирования использовать электронный архив документов декларанта (далее – ЭАДД), находящийся в ЕАИС таможенных органов, для размещения в нем электронных документов, необходимых для таможенного контроля (приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (далее – Порядок), вступил в силу с 12 ноября 2014 года). Предусмотренное Порядком однократное представление декларантом в ЭАДД электронного документа (с присвоением ему индивидуального номера) дает возможность упростить совершение участником ВЭД последующих таможенных операций в любом таможенном органе Российской Федерации.

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологии удаленного выпуска товаров. В 2014 году с применением технологии удаленного выпуска товаров оформлено 448 тысяч деклараций на товары, что составило 10,4% от общего количества ЭДТ (в 2013 году – 442 тысячи деклараций на товары, что составило 10% от общего количества ЭДТ).

Технология удаленного выпуска товаров применяется сегодня во всех 27 центрах электронного декларирования.

2. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» с 1 октября 2014 года стало обязательным предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным  транспортом (далее – ввозимые товары).

С момента введения обязательного предварительного информирования доля товаров, на которые была подана обязательная предварительная информация, в общем объеме ввозимых товаров составила 97,72%, что позволило сократить на 10 – 20% время совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска.

3. В целях улучшения инвестиционного климата и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также повышения позиции России в рейтинге Всемирного банка «Индикаторы ведения бизнеса» («Doing business») ФТС России проведена значительная работа по сокращению количества документов, представляемых участником ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В настоящее время минимальное количество документов, необходимых при таможенном декларировании товаров, отвечающих типовым критериям индикатора «Международная торговля», заложенного в основу исследования Всемирного банка «Doing business»  (товар ввозится/вывозится по типовому договору купли-продажи без особенностей перемещения, не попадает под ограничения в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в отношении товара не применяются льготы по уплате таможенных платежей и т.п.), составляет при импорте 5, при экспорте – 3.

 

В 2014 году нормативными правовыми актами ФТС России сокращен перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров:

установлена необязательность представления таможенному органу документов, подтверждающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей, при подаче декларации на товары в электронной форме. При этом сохранено требование об указании в декларации на товары информации о номере и дате документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей, а также о сумме уплаченного и (или) обеспеченного таможенного платежа в установленном порядке (приказ ФТС России от 18 февраля 2014 г. № 271 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров»);

отменено представление паспорта сделки при подаче декларации на товары, таможенное декларирование которых может осуществляться в письменной форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2013 г.  № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме», с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары (приказ ФТС России от 6 мая 2014 г. № 836 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров»). Указанный приказ ФТС России признан наиболее общественно значимым нормативным правовым актом по результатам опроса, проведенного на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»(далее – сайт ФТС России);

приказами ФТС России от 28 февраля 2014 г. № 364, от 6 марта 2014 г. № 404, от 6 марта 2014 г. № 405, от 12 марта 2014 г. № 447, от 23 июня 2014 г. № 1186, от 23 июня 2014 г. № 1187, от 23 июня 2014 г. № 1188, от 23 июня 2014 г. № 1189, от 23 июня 2014 г. № 1190, от 28 октября 2014 г. № 2092 отменено требование о представлении таможенному органу при таможенном декларировании товаровв электронной форме:

актов государственного контроля и оценки стоимости драгоценных металлов, экспортируемых из Таможенного союза, актов государственного контроля и оценки стоимости товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, вывозимые (ввозимые) с (на) территории(ю) государства – члена Таможенного союза, сертификата вывоза необработанных природных алмазов, при условии указания их номеров в декларации на товары;

сертификата соответствия и декларации о соответствии, удостоверяющих соответствие объекта и выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Российской Федерации;

сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620;

заключений (идентификационных) о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и уполномоченными экспертными организациями;

лицензий на осуществление экспортно-импортных операций с товарами, включенными в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (далее – Единый перечень);

заключений (разрешительных документов) на вывоз с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов, включенных в раздел 2.20 Единого перечня;

заключений на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза, вывоз
с таможенной территории Таможенного союза служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему, включенных в раздел 2.22 Единого перечня;

заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза, вывоз с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, включенных в раздел 2.17 Единого перечня;

транспортных (перевозочных) документов для товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

В настоящее время среднее количество документов, требуемых для таможенного декларирования товаров, с учетом особенностей характера декларируемого товара (наименование товара, код и страна происхождения товара, область применения и т.д.) составляет для импорта 8, для экспорта – 6.

Также в целях создания благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, снижения издержек участников ВЭД при совершении таможенных операций проведена работа по совершенствованию ведомственной нормативной правовой базы, в том числе:

утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении отдельных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Итальянской Республики, в отношении которых осуществляется информационный обмен (приказ ФТС России
от 3 марта 2014 г. № 367);

утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (приказ ФТС России от 9 июня 2014 г. № 1057);

утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении отдельных таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики, в отношении которых осуществляется экспериментальный обмен информацией (приказ ФТС России
от 25 ноября 2014 г. № 2289).

В рамках решения задачи Подпрограммы по повышению качества таможенного контроля за счет расширения практики применения  таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2014 году проведены мероприятия, направленные на создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, в том числе в части выбора объектов таможенного контроля, особенностей проведения таможенного контроля после выпуска товаров в зависимости от выбранного объекта, а также обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при таможенном контроле после выпуска товаров:

внесены изменения в Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров, утвержденную приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. № 1372 (приказы ФТС России от 3 апреля 2014 г. № 594 и
от 1 декабря 2014 г. № 2324), и Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденную приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. № 1373 (приказы  ФТС России от 3 апреля 2014 г. № 595 и от 26 сентября 2014 г. № 1891);

утвержден Временный порядок планирования таможенных проверок
в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (приказ ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1236),  регламентирующий действия должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов при планировании таможенных проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства (содержит методики расчета оптимального количества таможенных проверок для формирования проекта плана проверок, отбора участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства для включения в проект плана проверок);

разработаны и направлены в таможенные органы методические рекомендации по организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров у лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (владельцев таможенных складов, владельцев складов временного хранения, таможенных перевозчиков, таможенных представителей, владельца магазина беспошлинной торговли);

издано распоряжение ФТС России от 26 февраля 2014 г. № 69-р «О ежеквартальном плане проведения профилактических проверок» в целях организации проведения проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере.

В 2014 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов проведены 6 684 проверочных мероприятия, по результатам которых:

доначислено таможенных платежей, пеней и наложено штрафов на сумму 7,3 млрд. рублей;

взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 2,9 млрд. рублей;

возбуждено 2 568 дел об административных правонарушениях (далее – дела об АП) и 176 уголовных дел;

разработано и утверждено 227 профилей рисков, предусматривающих применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров, на основе индикаторов рисков, выявляемых при таможенном декларировании товаров до их выпуска.

В рамках решения задачи Подпрограммы по повышению качества таможенного контроля за счет расширения практики применения современных технологий таможенного оформления утверждена Технология учета и контроля применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании товаров, определяющая порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае применения при таможенном декларировании товаров генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с использованием информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов (приказ
ФТС России от 22 мая 2014 г. № 950).

Распоряжением ФТС России от 13 декабря 2013 г. № 397-р утверждена Технология применения таможенными органами поручительства, оформляемого в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары.

В 2014 году в ряде таможенных органов началось тестирование указанной технологии, которое планируется завершить 31 декабря 2015 года (распоряжение ФТС России
от 31 декабря 2014 г. № 369-р «О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 13 декабря 2013 г. № 397-р»).

ФТС России проведен анализ предоставления участниками ВЭД генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Результаты анализа показали высокую эффективность практики применения при таможенном транзите товаров дополнений к договорам поручительства, оформляемым в электронном виде: в 2014 году таможенными органами принято более 568 тысяч таких документов.

В целях совершенствования работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов приказом ФТС России от 29 июля 2014 г. № 1454 внесены изменения в Порядок действий должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством по обязательствам нескольких лиц при таможенном транзите товаров, утвержденный приказом ФТС России от 10 февраля 2012 г. № 245.

В рамках решения задачи Подпрограммы по обеспечению правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей проведена следующая работа.

По инициативе и при участии ФТС России:

внесены изменения в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ), касающиеся дополнения статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 17, в соответствии с которым не подлежит налогообложению (освобождается  от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, по перечню и в порядке, которые утверждаются Правительством Российской Федерации;

издано постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1096 «О Перечне расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территориюРоссийской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

издано постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. № 1435 «Об утверждении Перечней кодов видов продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, перечисленных в подпункте 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации».

Изданы нормативные правовые акты ФТС России:

приказ ФТС России от 17 февраля 2014 г. № 231 «Об утверждении Перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации»;

приказ ФТС России от 1 сентября 2014 г. № 1682 «О внесении измененийв приложение № 1 к приказу ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2695«Об осуществлении таможенными органами, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы, отдельных бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета»;

приказы ФТС России от 21 ноября 2014 г. № 2271 и от 29 декабря 2014 г. № 2583 «О внесении изменений в приложение № 1 к приказу ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2694 «Об осуществлении Федеральной таможенной службой бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета»;

приказы ФТС России от 21 ноября 2014 г. № 2274 и от 29 декабря 2014 г. № 2584 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2695 «Об осуществлении таможенными органами, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы, отдельных бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета».

 

В целях реализации положений статьи 303 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ФТС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, а также об ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру».

В целях обеспечения полноты поступления доходов в федеральный бюджет  ФТС России на постоянной основе в рамках работы Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и специальным защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции проводит экспертную оценку эффективности предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и организациями предложений о влиянии изменений ставок таможенных пошлин на уровень собираемости таможенных платежей.

По итогам 2014 года сумма доходов, учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности по исполнению Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», составила 7 100,6 млрд. рублей или 100% от прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (исходя из уточненных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России в сентябре 2014 года).

В рамках решения задачи Подпрограммы по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, в том числе в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также обеспечению мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена следующая работа.

В 2014 году таможенными органами возбуждено 1 890 уголовных дел, по подозрению в совершении преступлений задержано 168 лиц.

Стоимость выявленных незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов, составила 1,7 млрд. рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей составила 3 млрд. рублей.
Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на сумму 40 млрд. рублей. Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 8,7 млрд. рублей, незаконно перемещено через государственную границу Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму 228 млн. рублей.

В результате принятых таможенными органами мер по установлению фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и изобличению виновных лиц, подозреваемых и обвиняемых в ходе расследования уголовных дел, уплачено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 32 млн. рублей.

В 2014 году таможенными органами возбуждено 80 385 дел об АП, по которым принято 79 353 решения (в 2013 году – 79 727 дел об АП и 51 210 решений).

По материалам подразделений по противодействию коррупции следственными органами возбуждено 395 уголовных дел (в 2013 году – 247 уголовных дел), из них по преступлениям коррупционной направленности – 155 уголовных дел (в 2013 году – 177 уголовных дел).

В 2014 году в области защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами возбуждено 1 270 дел об АП (в 2013 году – 1 188 дел об АП), из них 1 234 дела об АП – по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (незаконное использование товарного знака) и 36 дел об АП – по части первой статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав) (в 2013 году – 1 155 и 33 дела об АП соответственно). Выявлено более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции
(в 2013 году – 9,4 млн. единиц контрафактной продукции); предотвращен ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 2,4 млрд. рублей (в 2013 году – 5 млрд. рублей).

В рамках XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи таможенными органами проведен комплекс эффективных мероприятий по обеспечению защиты 44 объектов интеллектуальной собственности олимпийской и паралимпийской символики, в результате которых было выявлено 1,6 млн. единиц контрафактной продукции, возбуждены 152 дела об АП по статье 14.10 КоАП РФ.

Продолжено сотрудничество ФТС России по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также представителями правообладателей. На постоянной основе проводятся заседания совместных рабочих групп ФТС России, Роспатента и Некоммерческого партнерства «Русбренд», объединяющего крупнейших производителей потребительских товаров на российском рынке.

В рамках решения задачи Подпрограммы по обеспечению мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ФТС России в 2014 году принимала участие в заседаниях Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям и Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в заседаниях экспертно-консультативных групп по вопросам противодействия финансированию терроризма и противодействия незаконным финансовым операциям.

В 2014 году в рамках решения задачи Подпрограммы по развитию информационно-коммуникационных технологий и внедрению информационно-технических средств:

проведен комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению возможности получения в электронном виде от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля и заверенных электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об их выдаче заинтересованным лицам;

продолжено межведомственное электронное взаимодействие ФТС России
с федеральными органами исполнительной власти в рамках 45 технологических карт межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ), из которых 9 ТКМВ были разработаны в 2014 году. Для обеспечения технической реализации ТКМВ были разработаны электронные сервисы системы межведомственного электронного взаимодействия;

завершена разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска. Основной целью проекта является формирование основы единого информационного пространства (платформы), обеспечивающего информационное взаимодействие между всеми участниками процесса оформления товаров и транспортных средств в морском порту. Проведена апробация созданного программного обеспечения в 5 морских портах пропуска в Находкинской, Владивостокской, Кингисеппской, Новороссийской и Калининградской областной таможнях;

внедрена автоматизированная информационная система Ситуационно-аналитического центра Центральной энергетической таможни для контроля энергоносителей в масштабе реального времени;

проведены мероприятия, предусмотренные Программой резервирования элементов ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России, утверждённой приказом ФТС России от 28 февраля 2012 г. № 355, для  обеспечения бесперебойной работы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России;

в целях дальнейшего расширения практики применения технологии безбумажного документооборота в ФТС России развернута полноценная инфраструктура для работы с электронными документами, в том числе с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, удовлетворяющей требованиям законодательства Российской Федерации. Должностные лица таможенных органов обеспечены усиленными квалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи, которые могут быть использованы в любой информационной системе на территории Российской Федерации;

создана система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов Российской Федерации (далее – СВУЦ ТО), которая обеспечивает функционирование автоматизированных информационных систем таможенных органов Российской Федерации и выдачу сертификатов ключей электронных подписей для использования участниками ВЭД или иными лицами, осуществляющими информационное взаимодействие при представлении сведений таможенным органам в электронной форме. В СВУЦ ТО входит 36 удостоверяющих центров. Общее количество выданных сертификатов ключей электронных подписей составило около 27 тысяч сертификатов, из них 16 тысяч выдано участникам ВЭД и около 11 тысяч – должностным лицам таможенных органов;

проведены мероприятия, направленные на повышение эффективности таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;

завершены работы по модернизации 187 комплектов стационарных систем радиационного контроля «Янтарь» в целях продления срока их дальнейшей эксплуатации на 12 лет;

выявлено в ходе проведения контроля  с применением аппаратуры радиационного контроля более 75 тысяч объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, в 206 случаях совершение таможенных операций было приостановлено по причине выявления признаков нарушения санитарного законодательства.

Для организации информационного обмена между ФТС России и таможенными органами Крымской и Севастопольской таможен в 2014 году проведены следующие мероприятия:

организованы цифровые каналы связи по технологии MPLS;

поставлено в таможни и на таможенные посты телекоммуникационное оборудование. В настоящее время все оборудование смонтировано и включено
в ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть ФТС России;

налажена ведомственная телефонная связь и обеспечена возможность проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи.

В рамках решения задачи Подпрограммы по совершенствованию организационно-управленческой деятельности проведена следующая работа.

На основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 147 «О признании Республики Крым» созданы таможенные органы Российской Федерации в Республике Крым (Крымская таможня и8 таможенных постов) и городе федерального значения Севастополе (Севастопольская таможня и 2 таможенных поста).

В целях содействия скорейшей адаптации участников ВЭД Республики Крым и города федерального значения Севастополя к нормам российского законодательства и новым реалиям ведения бизнеса при Крымской и Севастопольской таможнях созданы консультативные советы по работе с участниками ВЭД, первые заседания которых состоялись в июле 2014 года. Для информационной поддержки участников ВЭД Республики Крым и города Севастополя на официальном сайте ФТС России создан специальный раздел «Информация для участников ВЭД Крыма», на котором заинтересованные лица могут ознакомиться с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, рекомендациями по актуальным вопросам в сфере таможенного дела. Также созданы официальные сайты Крымской и Севастопольской таможен.

 

В 2014 году были реорганизованы таможенные органы:

Калининградская областная таможня передана из подчинения Северо-Западного таможенного управления  в непосредственное подчинение ФТС России;

Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни преобразован в Астраханский таможенный пост.

Изменено местонахождение Брянской и Нижегородской таможен, а также
27 таможенных постов.

В рамках реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 октября 2010 года и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 9 декабря 2010 года в 2014 году была продолжена работа по созданию в республиках Абхазия и Южная Осетия специализированных таможенных органов.

По состоянию на 1 января 2015 года в систему таможенных органов входят8 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 89 таможен и 522 таможенных поста.

В рамках решения задачи Подпрограммы по повышению профессионального уровня должностных лиц таможенных органов в 2014 году проведена следующая работа:

охвачено различными формами обучения 19,4 тысячи человек, из них
по программам дополнительного профессионального образования было обучено около 18 тысяч должностных лиц таможенных органов;

разработаны и внедрены в учебный процесс интерактивное учебное пособие для проведения деловой игры в рамках программы «Основы таможенного дела» по теме «Анализ процедур назначения, проведения и оформления результатов таможенной экспертизы», 8 комплексов адаптивных автоматизированных тренажеров и 20 тренажерно-имитационных комплексов, предназначенных для практической подготовки таможенных специалистов к совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля;

реализованы мероприятия, предусмотренные Планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на 2014 – 2015 годы и Планом ФТС России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» в Федеральной таможенной службе.

Подпрограмма содержит 5 показателей, характеризующих степень достижения цели Подпрограммы.

Деятельность ФТС России, направленная на принятие мер по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, обеспечению максимального содействия внешнеторговой деятельности, позволила в 2014 году обеспечить:

сокращение до 1,66 часа предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

сокращение до 5,03 часа предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

сокращение до 3,4% доли товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары;

увеличение до 88,3% доли нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля;

сокращение до 28 минут предельного времени совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля автомобильных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров (транспортных средств) предоставлена необходимая информация (документы) и товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые товары (транспортные средства), требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра, и не подлежат ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю.

 

Значения показателей Подпрограммы на 2015 год и плановый период 2016 – 2018 годов приведены в приложении № 1.

ФТС России направила в Минэкономразвития России предложения о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», касающиеся актуализации значений показателей Подпрограммы исходя из их достигнутых значений по итогам 2014 года (письмо ФТС России от 9 декабря 2014 г. № 01-07/59769).

В соответствии с Планом рассмотрения государственных программ Российской Федерации на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов на 2014 – 2015 годы (далее – Правительственная комиссия), утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 16 октября 2014 г. № 7046п-П13, изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» планируется рассмотреть на заседании Правительственной комиссии 12 марта 2015 года.

Основные направления деятельности Федеральной таможенной службы
на среднесрочную перспективу (в разрезе государственных программ)

1. Новое качество жизни

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы ФТС России планирует выполнение мероприятий, направленных на дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования, предусмотренных Программой развития государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
на 2014 – 2020 годы.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» основным направлением деятельности ФТС России на среднесрочную перспективу является работа по обеспечению отдельных категорий граждан социальными выплатами в установленные сроки и
в установленных объемах.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» основным направлением деятельности ФТС России на среднесрочную перспективу является работа по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов единовременных субсидий на приобретение жилого помещения в соответствии с ФЦП «Жилище»  на 2011 – 2015 годы.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» основным направлением деятельности ФТС России на среднесрочную перспективу является обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

2. Инновационное развитие и модернизация экономики

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» основным направлением деятельности ФТС России на среднесрочную перспективу является работа по возмещению затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково».

В рамках реализации цели и задач подпрограммы «Совершенствование таможенной деятельности» государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» ФТС России планирует выполнение в среднесрочной перспективе следующих мероприятий:

реализация пилотного проекта внедрения технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров, в отношении которых в автоматизированном режиме не выявлены признаки риска, при условии представления декларации на товары и документов,подтверждающих заявленные сведения, в виде электронных документов;

издание нормативного правового акта ФТС России по созданию единой платформы информационного взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска «Морской порт» на территории Дальнего Востока и Сибири;

издание правовых актов ФТС России в целях внедрения и совершенствования субъектно-ориентированной модели СУР;

издание правового акта ФТС России о внедрении в эксплуатацию программного средства, обеспечивающего интеллектуальный анализ баз данных;

проведение ценовых исследований в отношении не менее 5 категорий товаров ежегодно в целях издания и актуализации профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости;

разработка методики расчета и определение значений критериев оценки результатов смещения таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в рамках реализации Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах – членах Таможенного союза на 2015 – 2020 годы, утвержденных решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза от 17 сентября 2014 г. № 12/3;

модернизация автоматизированного средства «Валютный контроль» в части организации возможности прикрепления электронных сканированных копий документов, на основании которых проведена проверка соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, и документов, подвергнутых анализу, к соответствующим полям электронной копии акта проверки в целях обеспечения надлежащего ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов при осуществлении валютного контроля;

обеспечение бесперебойного функционирования информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов и создание новых (модернизация действующих) информационно-программных средств;

оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля и обеспечение поддержания их эксплуатации;

расширение спектра возможностей по экспертно-криминалистическому обеспечению деятельности таможенных органов;

проведение мероприятий, направленных на предоставление гарантий конституционных прав граждан в части жилищного обеспечения, санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха должностных лиц и работников таможенных органов.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru