openservice

opendata2

PDFПечать

Выступление руководителя ФТС России Александра Жерихова на заседании круглого стола «Таможенная служба России: партнерские отношения «таможня-бизнес» 12 мая 2005 года

Доброе утро, уважаемые дамы и господа!

Уважаемый господин генеральный секретарь Всемирной таможенной организации!

Уважаемые участники встречи!

Искренне рад приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем мероприятии и хочу подчеркнуть, что Федеральная таможенная служба считает это мероприятие важным событием на пути продвижения таможенных органов к переходу на работу по международным стандартам. Обращаюсь со словами признательности к господину Мишелю Дане (генеральный секретарь Всемирной таможенной организации – ред.) за то, что он нашел время и возможность встретиться с представителями деловых кругов. Хочу от имени Таможенного сообщества сердечно поблагодарить руководство Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА) за организацию данной встречи. Хочу также поприветствовать руководителя аппарата Всемирной таможенной организации господина Жоржа Добру и нашего белорусского коллегу - председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александра Францевича Шпилевского, который также нашел возможность принять участие в нашей сегодняшней встрече. Хотел бы также поприветствовать всех тех, кто находится на заседании. Я не представил Сергея Николаевича Катырина, вице-президента Торгово-промышленной палаты, но вы его все хорошо знаете.

Надеюсь, что данное мероприятие будет полезным для всех, как с точки зрения получения разъясняющей информации по вопросам введения рамочных стандартов обеспечения безопасности поставок и содействия международной торговле, так и с точки зрения укрепления партнерства между таможней и бизнесом. Вы знаете, что Всемирная таможенная организация и правительства входящих в нее стран предпринимают конкретные шаги для разработки новых норм международной торговли. В частности, разработаны такие меры, как инициатива по безопасности контейнерных поставок, партнерство по схеме «таможня-бизнес» и требования к электронной передаче таможенных данных. Именно об этих планах, проектах и предполагаемых результатах их реализации, а также об основных стандартах Всемирной таможенной организации мы попросили рассказать генерального секретаря ВТО господина Мишеля Дане.

Нами также запланировано, что сегодня с информацией о проекте Концепции развития таможенных органов Российской Федерации выступит заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Леонид Аркадьевич Лозбенко. Проект Концепции разрабатывался нами на основе международных стандартов, которые утверждены обновленной Киотской конвенцией, процедура присоединения к которой уже запущена в Российской Федерации. Соответствующие письма мы направили в правительство, и они находятся на рассмотрении в министерствах и ведомствах.

В проекте Концепции содержится много новаций и, в частности, в сфере развития таможенного администрирования - это разделение товаропотоков и документооборота, переход от тотального контроля к выборочному на основе анализа предварительной информации. Это электронное декларирование, система анализа и управления рисками, пост-аудит. В конечном итоге, переход российской таможни на работу по принципу «контроль в виде сервиса». Надеемся, что принятие такого программного документа явится значительным событием в развитии Федеральной таможенной службы и бизнес-сообщества. Надеюсь на нашу дружную, полезную и конструктивную совместную работу.

Я хотел бы несколько подробнее остановиться на проекте Концепции. Это не просто тезисы. Я, уважаемые коллеги, призываю к тому, о чем Александр Иванович Борисов (генеральный директор ММБА – ред.) сказал, и это мне импонирует. Надо самоочищаться, надо саморегулировать внешнеэкономическую деятельность в силу разных причин. В первую очередь, в силу развала Советского Союза, который наш президент назвал самой большой катастрофой ушедшего века. Это действительно катастрофа. Вы представьте себе необустроенность наших границ, она до сегодняшнего дня существует. Нам с вами следует строить цивилизованные отношения. И это не просто лозунг, мы его уже реализуем в нашей Концепции.

Возьмите, например, электронное декларирование. Я хочу напомнить, что до принятия прогрессивного Таможенного кодекса, который вступил с 1 января 2004 года, у нас не было правовых оснований применять электронно-цифровую подпись. Был один терминал. Мы два года в экспериментальном режиме проводили его «обкатку». Я вас информирую, что на сегодняшний день уже 17 таможенных органов по всей территории России осуществляют электронное декларирование, еще 10, и того 27, готовы к этой работе на Дальнем Востоке, в Сибири (в Новосибирске, например), в Уральском управлении, в Южном управлении (в частности, в Ростове), в Приволжском управлении (речь идет о Нижнем Новгороде). Сейчас электронное декларирование осуществляется и в Санкт-Петербурге. Наша задача, которую мы ставим перед собой добровольно, состоит в том, чтобы к концу года минимум 56 таможенным органам создать такие условия для бизнеса. Кто хочет быть прозрачным, пусть пользуется электронным декларированием.

Электронное декларирование подразумевает, в первую очередь, передачу предварительной информации. Если вы хотите быть прозрачны перед таможней, передавайте предварительную информацию. Если по стоимости возникают вопросы, мы можем с вами спорить неделю, две, месяц, но придти к ценовым показателям, и тогда при поступлении товара или при его движении, будь то из Франции или из Германии, 2-3 дня на транспортном средстве, мы будет обладать всей информацией о нем. Нам стоит только перейти на электронное декларирование, которое сегодня осуществляется за 20-25 минут. Это выгодно тем, кто хочет работать, а хотят работать именно бизнесмены. В связи с этим я хочу самокритично сказать, что наряду с теми высокими оценками, о которых говорят руководители бизнес-ассоциации, в таможенной службе еще отмечаются бюрократизм, непрофессионализм, коррупция. Не хочется с этими явлениями сталкиваться. В связи с этим давайте переходить на электронную форму декларирования и на электронную форму контроля.

Теперь о системе управления рисками. Мы провели соответствующую коллегию в сентябре 2004 года. И мы, я хочу это отметить, уже повсеместно в рамках Федеральной таможенной службы внедряем систему управления рисками. Хочу только заметить, что пока еще не в автоматизированном режиме. К концу мая у нас уже будет проект программного продукта. В ближайшее время мы его введем в автоматическом режиме.

Повторяю, данная система - это наша философия, мы ее положили в основу нашей деятельности и будем ею руководствоваться. Мы не будем тотально осуществлять досмотр и контроль, но будем делать это выборочно. Если участник внешнеэкономической деятельности законопослушный, зачем его десять раз досматривать и требовать от него соответствующие документы.

Это все, что касается электронного декларирования и управления рисками, хотя ко второму вопросу применительно таможенной службы мы еще вернемся. Мы, повторяю,  дадим оценку деятельности нашим должностным лицам, как они ее осуществляют и как они ее администрируют.

Касаясь вопроса взаимодействия с ВТО, хотел бы заявить, что мы - российская таможенная служба - полностью разделяем те правила и стандарты, которые вырабатывает Всемирная таможенная организация, включая четыре основных принципа. Это предварительный обмен информацией в электронном виде, система анализа и управления рисками, современные технологии и создание партнерских отношений с бизнесом. Это нам очень импонирует, и мы уже сейчас заложили эти принципы в проект Концепции развития таможенной службы Российской Федерации до 2008 года и до 2010 года.

В июне текущего года мы, под руководством Мишеля Дане, будем обсуждать эти принципы на сессии Всемирной таможенной организации. Сразу и открыто говорим, что мы поддержим, и, более того, мы будем внедрять эти принципы в практическую деятельность наших таможенных органов. Мы надеемся, что Ваш, господин Дане, профессионализм, Ваше отношение и Ваш опыт далеко не исчерпаны, Ваш потенциал востребован для развития Всемирной таможенной организации. В связи с этим российская таможенная служба будет все делать для того, чтобы Вы еще долго оставались на этом ответственном посту.

Следует остановиться еще на двух вопросах, которые я хотел бы прокомментировать в качестве руководителя ФТС России. Прежде всего, речь идет о 450-м приказе. Я думаю, вы знаете, это внутренний приказ ФТС, касающийся критериев оценки деятельности таможенных органов. Почему этот приказ мною подписан? Вы знаете, что на заседании правительства Российской Федерации год назад рассматривалась система бюджетирования по конечному результату. Это требование заложено для всех министерств. Теперь становится важным какие конечные результаты деятельности ФТС, финансируется ли та или иная программа, те или иные проекты, и какой КПД? Федеральная таможенная служба, как вы знаете, служба экономическая. Критерии оценки нашей деятельности не сводятся только к собираемости таможенных платежей, они обусловлены эффективностью собираемых таможенных платежей, администрированием, многими другими составляющими. Это меры тарифного и нетарифного регулирования. Вот мы и попытались, например, этим 450-м приказом сформулировать систему оценки деятельности наших таможенных органов. Этот приказ доведен до таможенных органов. Мы не просто провозгласили какие-то критерии, но дали методику расчетов оценки деятельности таможенных органов.

Мы эту систему ввели с 1 января этого года и условились, что будем ежеквартально подводить итоги деятельности и давать оценку нашим руководителям, как они сработали. Хочу вас проинформировать, что буквально в конце апреля мы подвели первые итоги деятельности наших региональных таможенных управлений. Что в итоге?

После наших внутренних дискуссий мы пришли к мнению, что требуется изменить систему оценки ряда позиций деятельности региональных таможенных управлений. Мною дано поручение на одном из оперативных совещаний, буквально 3 мая, пересмотреть эту систему. Я знаю, что есть некоторое неудовольствие. Но я впервые слышу, что есть неудобства для бизнес-сообщества. Для меня это новость, я эту информацию принимаю и готов, если не лично встретиться, то дать поручение на уровне руководства службы, чтобы встретились с вами и выслушать ваши доводы. Это обязательно.

Что касается приказов по ограничению мест декларирования отдельных товаров, в частности, 68-м приказом Минэкономразвития. Ограничение мест декларирования товаров – это не рыночная форма, и она не применяется. Вот Мишель Дане скажет об основных таможенных администрациях. Мы, будучи еще в ранге Государственного таможенного комитета, разработали программу по этому вопросу, поскольку Россия стремится вступить во Всемирную торговую организацию. И партнеры показывают нам, что нужно отказываться от этих ограничений. Я вас хочу проинформировать, что на первых порах у нас было где-то три десятка ограничений мест декларирования различных товаров. На сегодняшний день существует всего три. Буквально несколько месяцев назад, именно по требованию Федеральной таможенной службы, а нормативно-правовое регулирование сегодня является прерогативой Министерства экономического развития и торговли, мы настояли, повторяю это слово, я не ошибусь, настояли и отменили еще 7 мест декларирования различных товаров. Вот и осталось их три. Что это?

Это мясо, поскольку у нас действует постановление правительства по квотированию мясной продукции. Мы пока не собираемся отказываться от этой формы. Это раз. Дальше высокооблагаемые товары 84-85 группы, это электроника, бытовая техника и автомобили. Что касается последнего приказа, видимо, Александр Борисович Пучков (Московская ассоциация коммерческих складов - ред.) задает вопросы в связи с этим, требует комментария. Если вы прочитали этот приказ, я хочу сказать следующее. Приказ расширил перечень таможенных органов, которые имеют право декларировать эти товары с 8 до 16. Они касались ограничений в Москве и в Московской области. Вдвое увеличилось количество таможенных органов, которые осуществляют это декларирование. Это уже означает об уменьшении монополии в 2 раза. Я не помню там номер пункта, но это совершенно точно. Там записано, что до 1 сентября все терминалы, склады временного хранения, которые не перейдут на электронную форму декларирования, будут исключены из этого приказа.

Обо всем этом и Мишель Дане говорил, и Концепция развития таможенной службы говорит. Нужно переходить на цивилизованную форму таможенного контроля, цивилизованные отношения таможни с бизнесом. В приказе четко написано, если раньше кто-то этим монопольным правом пользовался и до сегодняшнего дня пользуется, и поскольку это ограничения, то это естественно дает определенные преимущества, но дальше этих ограничений не будет, если он не будет прозрачен перед таможенными органами. Повторяю, если до 1 сентября терминалы, склады временного хранения не перейдут на электронную форму декларирования, то мы исключим их из перечня. Хочу предупредить, те, кто перешел на электронную форму декларирования, без ограничений с этой номенклатурой имеют право работать.

Мы очень высоко ценим доверие, которое у нас сложилось в отношениях между таможней и бизнесом, дорожим этим доверием и не мыслим без него своей работы. Мы считаем, что таможня должна, и это не просто наш лозунг, содействовать внешней торговле, соблюдая правила и нормы Российского таможенного законодательства.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на вопрос о создании условий для бизнеса. Нам в связи с административной реформой пришлось приложить много сил для того, чтобы реализовать 68-ю статью Таможенного кодекса. В нем даны четкие критерии допуска законопослушных, будем так говорить, организаций к использованию этой процедуры, включая предварительное декларирование, электронное декларирование, передачу груза не просто на терминалы, которые имеют лицензию Федеральной таможенной службы, а непосредственно получателю этого товара, чтобы сократить издержки для бизнеса. Сегодня эта статья работает. Используйте эти процедуры.

Естественно, там еще остаются вопросы. Так, для иностранного бизнеса заложена норма, согласно которой к этой процедуре допускаются участники внешнеэкономической деятельности, работающие на российском рынке 3 года. Но, наверное, надо в ходе работы над поправками Кодекса учесть иностранных инвесторов. Если иностранный инвестор, работающий в мире и пользующийся нормальной репутацией, пришел на российский рынок и работает здесь меньше года, а его не допускают к этой процедуре, то это неправильно. В принципе, эта норма заложена для того, чтобы отсечь фирмы-«однодневки» от этой работы.

И еще хочу сказать: наша стратегическая линия - предварительное информирование. Мы сейчас придерживаемся этой линии в отношениях с нашими основными торговыми партнерами. Давайте, например, рассмотрим проблему товаров из Юго-Восточной Азии, китайскую или турецкую тематику. Она нас не просто беспокоит, она очень беспокоит. Не только Федеральную таможенную службу, правительство Российской Федерации, руководство страны. Бесконтрольный поток китайских товаров разрушает нашу отечественную промышленность, и  мы открыто, честно нашим китайским товарищам, турецким говорим: так работать не должны.

Я подписал соответствующий меморандум с нашими китайскими коллегами. Однако до сих пор от них нет ответа. Правда, они подают сигналы, и я уверен, что с помощью, в том числе и Всемирной таможенной организации, мы сподвигнем их к тому, чтобы они передавали нам предварительно информацию в электронном виде о товарах, которые они экспортируют на территорию Российской Федерации. Если в таком режиме будем работать, то я уверен, что мы сделаем бизнес «прозрачным». И тогда не будем создавать для российских производителей нерыночные условия. Пусть они в рыночных условиях конкурируют.

На сегодня я хочу сказать, российские предприятия не защищены, в том числе и законодательно. У нас есть так называемые  товары «челночной» торговли, беспошлинно ввозимые на территорию Российской Федерации. Вы знаете, ее стоимостные и весовые параметры. Мы думаем, что эта норма должна быть значительно снижена. Мы не просто открыты, мы на деле эту Концепцию реализуем и будем реализовывать. Я призываю бизнес-сообщество: выходите из тени, другого выхода нет. На сегодняшний день Федеральная таможенная служба в полной мере пользуется предоставленной ей правоохранительной функцией. В отношении тех, кто не хочет быть «прозрачным», не хочет быть законопослушным, мы в полной мере будем использовать правоохранительную составляющую в своей деятельности в соответствии с Российским законодательством. И вы, наверное, чувствуете, что это не просто, даже судя по той информации, которая в прессу попадает. Вот эту составляющую мы будем использовать, но только не для добросовестных участников ВЭД. Для законопослушных и «прозрачных» мы создавали и будем создавать режим наибольшего благоприятствования. Благодарю за внимание.

 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru