openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Обзор судебной практики по спорам, связанным с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Обзор судебной практики по спорам, связанным с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

 

В настоящее время в условиях Таможенного союза особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей.

Судебная практика по указанной категории споров имеется в регионе деятельности практически всех таможенных органов.

В настоящем обзоре судебной практики рассмотрены категории споров, связанные с оспариванием решений таможенных органов о взыскании таможенных платежей в связи с нарушением условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств временно ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования, а также товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организаций.

1. Судебная практика по спорам, связанным с нарушением физическими лицами условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования

Порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования определен главой 49 ТК ТС, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня  2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение), а также Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 311 (далее – Инструкция).

Пунктом 2 статьи 358 ТК ТС и пунктом 22 Приложения 3 к Соглашению предусмотрена возможность временного ввоза иностранным физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, для личного пользования на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза указанные транспортные средства, подлежат таможенному декларированию с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры установленные ТК ТС.

При этом пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения товары для личного пользования, выпуск которых был осуществлен с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов.

Установленная пунктами 4, 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается (помимо иных оснований) с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения при невывозе транспортных средств до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день истечения срока их временного ввоза.

Таким образом, в случае, если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения, то есть в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.

Таможенными органами по результатам проводимого таможенного контроля устанавливаются факты нарушения физическими лицами сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Впоследствии лицам, совершившим указанное правонарушение, в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов выставляются требования об уплате таможенных платежей.

В большинстве случаев при рассмотрении споров о взыскании таможенных платежей либо об оспаривании требований таможенных органов об их уплате суды поддерживают позицию таможенных органов и решения выносятся в пользу таможенных органов.

При этом суды указывают, что вывоз транспортного средства за пределами срока временного ввоза свидетельствует о ненадлежащем исполнении декларантом ранее взятого обязательства, а фактическое отсутствие транспортного средства на таможенной территории Таможенного союза ввиду его вывоза по истечении срока временного ввоза не прекращает обязанности по уплате таможенных платежей и пеней и не препятствует направлению требования об уплате таможенных платежей (судебные дела №№ 2-15509/2013, 2-5224/2013, 2-6085/2013, 2-548/2013, 2-3926/2013, 2-6262/2013, 2-6527/2013, 2-6989/2013). 

Имеет место и иной подход судов в случае, когда временно ввезенное транспортное средство для личного пользования вывезено с таможенной территории Таможенного союза, и после вывоза данного транспортного средства таможенным органом выставляется требование об уплате таможенных платежей в связи с нарушением сроков временного ввоза.

Так, по мнению судов, из правового смысла пункта 5 статьи 358 ТК ТС следует, что лицо освобождается от исполнения возникшей у него при перемещении через таможенную границу товаров публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если эти товары на таможенной территории Таможенного союза отсутствуют в связи с их вывозом либо уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

ТК ТС предусмотрена возможность взимания таможенных пошлин при нарушении установленного таможенной процедурой временного ввоза срока нахождения товара на территории Таможенного союза только при условии нахождения временно ввезенного товара на этой территории.

Таким образом, в случае вывоза транспортного средства за пределы таможенной территории Таможенного союза процедура временного ввоза считается завершенной и требование об уплате таможенных пошлин подлежит отмене. Такой подход отражен в решениях судов общей юрисдикции по делам №№ 2-3615/2013, 2-3684/2013, 2-705/2013.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что одной из причин принятия судами решений не в пользу таможенных органов, в данном случае, является различное толкование судами и таможенными органами положений таможенного законодательства Таможенного союза в части установления обязанности по уплате таможенных платежей.

2. Судебная практика по делам, связанным с оспариванием решений таможенных органов о взыскании таможенных платежей в связи с нарушением целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей иностранными учредителями в качестве вклада в уставный капитал организаций, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728.

При таможенном декларировании товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организаций, Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (далее – Решение КТС № 728), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее – постановление Правительства № 883), установлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – Порядок) утвержден Решением КТС № 728, вступившим в силу 18 августа 2011 г.

В соответствии со статьей 200 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, и считаются выпущенными условно до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных платежей.

При этом установлено, что такие товары могут использоваться только для целей, соответствующих условиям предоставления льгот.

Абзацем третьим пункта 4 указанного Порядка введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены, в том числе передача таких товаров во временное пользование. В случае несоблюдения ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом о таможенном регулировании.

ФТС России были даны разъяснения, что поскольку Решение КТС № 728 не содержит переходных положений в отношении товаров, выпущенных условно и находящихся под таможенным контролем, в случаях выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации или передачи таких товаров во временное пользование до вступления в силу Решения КТС № 728, таможенный контроль в отношении таких товаров производится только в части выполнения условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 883.

Если же действия, нарушающие ограничения, установленные пунктом 4 Порядка, имели место после вступления в силу Решения КТС № 728 (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 г.), таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом положений Решения КТС № 728 (пункт 2) (письмо ФТС России от 28 мая 2012 г. № 23-20/26488 «О применении Решения Комиссии Таможенного союза»).

Позиция ФТС России нашла подтверждение и в решении Суда Евразийского экономического сообщества от 1 ноября 2013 года по делу № 1-7/4-2013 об оспаривании пункта 4 Порядка.

Таможенными органами в ходе проведения таможенных проверок устанавливаются факты передачи во временное пользование третьим лицам условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал общества, что, по мнению таможенного органа, является нарушением абзаца третьего пункта 4 Порядка.

Судебная практика по данной категории споров различная.

Так, принимая решения не в пользу таможенных органов суды указывают, что поскольку Решение КТС № 728 не содержит переходных положений, в отношении таких товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей до вступления в законную силу Решения КТС № 728, подлежат применению положения постановления Правительства № 883, в соответствии с которыми предусмотрено лишь одно условие возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин – это реализация товаров (дела № А12-21945/2012, А72-1120/2013, А14-11845/2013, А40-23012/2014).

При рассмотрении судебного дела № А35-13098/2012 судом был сделан вывод о том, что пунктом 4 Порядка установлено общее правило, согласно которому освобождение от уплаты таможенных пошлин происходит в порядке и на условиях, установленных национальным законодательством.

Из этого правила есть исключение, установленное абзацами вторым и третьим пункта 4 Порядка и которое предусматривает условия соблюдения льгот, если эти условия не установлены национальным законодательством государства – члена Таможенного союза. Одним из них является запрет на передачу товаров во временное пользование третьих лиц. При этом согласно абзацу первому пункта 4 Порядка данное условие применяется только если случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин не установлены национальным законодательством.

В Российской Федерации условия предоставления названных льгот регулируются постановлением Правительства № 883. Следовательно, в отношении товаров ввезенных в качестве вклада в уставный капитал на территории Российской Федерации действует общая норма пункта 4 Порядка, которая делает отсылку к национальному законодательству.

При принятии решений в пользу таможенных органов суды исходят из того, что в случае если товар, ввезенный в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал общества, передается на основании договоров аренды, заключенных после вступления в силу Решения КТС № 728, то с момента признания такого товара условно выпущенным его передача в пользование третьему лицу является нарушением условий (ограничений) использования таких товаров и влечет возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (дела № А67-5220/2013, А50-2761/2013).

Кроме того, в судебных решениях отмечается следующее.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 8 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» определил приоритет норм таможенного законодательства Таможенного союза при разрешении вопросов, возникающих при рассмотрении дел, связанных с применением таможенного законодательства.

Согласно части 3 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества, Суд ЕврАзЭС осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств – членов Евразийского экономического сообщества, высших судебных органов государств – членов Таможенного союза, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

Так, решением Суда Евразийского экономического сообщества от 1 ноября 2013 г. пункт 4 Решения КТС № 728, признан соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Указанное решение Суда Евразийского экономического сообщества конкретизирует, с какого момента общество утрачивает льготу на уплату ввозных таможенных пошлин. Также, согласно данному решению, автономное действие абзаца третьего пункта 4 Порядка дополняется новым правовым установлением, предусматривающим обязательство по уплате таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, кроме прочего, в случае передачи таких товаров во временное пользование. Такой порядок подлежит применению на территории Российской Федерации с 18 августа 2011 г. (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 г.).


RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru