openservice

opendata2

PDFПечать

Выступление руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова на совещании в ФТС России с участием Председателя Правительства Российской Федерации

Уважаемые участники совещания!

Сегодня мы хотели бы показать, как идет развитие таможенной службы, какими возможностями сегодня обладает таможенная служба с точки зрения аналитической работы, управления процессами таможенного контроля.
Данная презентация подготовлена как наглядный материал, отражающий направления развития таможенных технологий и информационных систем, которые мы рассматриваем как важнейший инструмент нашей повседневной работы.
 Существующая сегодня система таможенного контроля, громоздка, сложна и затратна для участника ВЭД как в финансовом, так и временном отношении.
 Груз ввозится на пункт пропуска, где проходит 7 видов контроля: пограничный,  таможенный, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный, санитарно-карантинный, миграционный (при необходимости).
Далее груз следует в таможню назначения.
Во внутренней таможне происходит основное таможенное оформление в виде пятиступенчатого контроля: документального; таможенной стоимости; начисления и уплаты таможенных платежей; валютного; фактического досмотра  и выпуска товара. При этом каждый этап контроля проводится разными должностными лицами. 
При такой системе на границе образуются очереди, создается питательная среда для коррупции, так как выпуск товара в обращение зависит от большого количества лиц.
Видя недостатки существующей схемы, ФТС России разработала и в режиме эксперимента отрабатывает новую схему организации контроля товаров, принципиальная новизна которой состоит в том, что: вводится предварительное информирование; непосредственно на пункте пропуска находятся две контролирующие службы   (пограничная   и   таможенная),   реализуется   принцип «одна остановка» для прохождения пункта пропуска;       декларирование товаров осуществляется в электронном режиме по принципу «одного окна», без личного контакта участника ВЭД с таможенниками.
Необходимым условием данной схемы является создание Единой базы данных всех контролирующих органов, в том числе всех служб, которые работают не в зоне пограничного и таможенного контроля, а рядом с пунктом пропуска.
       
Предварительное информирование  означает, что таможенник заранее знает характеристики товара и может принять решение, нужно ли подключать другие виды контроля.  По данной схеме сегодня уже действует проект «Калининградский транзит».
Преимущества данной схемы очевидны, но для ее создания по всей России необходимо провести обустройство таможенной границы, ориентируясь на создание цивилизованных условий прохождения через границу товаров и транспортных средств. Прежде всего речь идет о строительстве рядом с пунктом пропуска специализированных помещений для тех контролирующих служб, которые должны работать за территорией пункта пропуска.
Необходимо провести расширение дорожной сети, организовать места стоянки транспортных средств вне пунктов пропуска, за пределами зоны таможенного и пограничного контроля. Важнейшая задача - оборудование пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК).
Первый такой комплекс вскоре будет введен в эксплуатацию на украинской границе на пункте пропуска «Троебортное». Три комплекса на финской и латвийской границе будут установлены в следующем году в рамках проекта Всемирного банка. Еще 19 комплексов запланированы к установке до 2010 года в Федеральной целевой программе «Государственная граница».  Однако для таких протяженных границ, которые имеет Россия, 23 ИДК недостаточно.
 Требуют решения и вопросы обустройства границы.  Только 45 пунктов пропуска из 317 соответствуют современным требованиям. Принятая программа «Государственная граница» проблему обустройства пунктов пропуска решает не полностью, так как в ней предусмотрено обустройство всего 65 пунктов пропуска.
         Кроме того, с учетом перехода на принцип работы «одна остановка» (т.е. две службы на границе) потребуется реконструкция действующих пунктов пропуска.
          При этом встает вопрос организации эксплуатации и администрирования действующих и строящихся пунктов пропуска.
 Решение этих вопросов может быть найдено при создании специализированного федерального агентства в составе Минэкономразвития России. В этом случае федеральные службы выполняли бы свои контрольные функции, а агентство обеспечило бы предоставление услуг по развитию и эксплуатации приграничной инфраструктуры. Другим способом решения этой проблемы могло бы стать поручение этих функций государственному учреждению.

Новая система контроля будет выглядеть следующим образом:
- до прибытия товара в ГНИВЦ ФТС России поступает информация о нем от владельца товара или таможни отправления;
- ГНИВЦ направляет данную информацию на пункт пропуска и в таможню назначения;
- при въезде транспортного средства на территорию пункта пропуска сканируются и снимаются все данные о транспортном средстве и ввозимой партии товара, которые передаются в Единую базу данных;
 - после анализа информации из Единой базы данных принимаются соответствующие решения (смотреть ли на ИДК, по профилю риска,
привлекать ли какой-то вид контроля).
         Если груз и транспортное средство благополучны, они беспрепятственно пропускаются на территорию России.
         Ряд из тех технологий, которые заложены в новую схему контроля, уже реализуются при помощи действующего комплекса контроля «Янтарь».
 Особое внимание при организации новой схемы работы должно быть уделено предварительному информированию как основополагающему принципу. Наличие предварительного информирования позволяет переходить на более высокий уровень организации таможенного контроля и таможенного оформления - предварительное электронное декларирование.
         Электронное декларирование осуществляется за считанные минуты, исключает контакт участника ВЭД с таможенником, мешает возможности создания коррупционных связей. Электронное декларирование - это сердцевина всех новых схем организации таможенного контроля. Сегодня 57 таможенных постов работают в режиме электронного декларирования. К концу года их число будет доведено до 66, а в 2006 г. к системе электронного декларирования подключатся еще 100 таможенных постов.
Однако эффективное использование этой новой технологии возможно только при наличии достоверной ценовой информации, которая является основой основ в работе по контролю таможенной стоимости.
ФТС России  начала создавать банк данных ценовой информации, который в дальнейшем следовало бы преобразовать в Специализированный Центр ценовой информации. 
  Еще одна важная составляющая новой системы таможенного контроля  - это система управления рисками. Она позволяет перейти от 100% досмотра товаров и транспортных средств к выборочному, т.е. только тех грузов, которые могут нанести ущерб экономической и национальной безопасности России. Основу системы составляет Единый Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, где ведутся «досье» на каждую сделку, на каждого участника торговли. Этот реестр сопряжен с базами данных Федеральной налоговой службы. На базе этих сведений и формируются профили рисков.
   Профили риска в автоматическом режиме формируют электронные регламенты действий каждого таможенного инспектора в отношении к каждой декларации. Ни одно действие, не прописанное в профиле риска, не может быть выполнено инспектором. Таким образом, автоматизированная система не позволяет инспектору принимать решения вопреки заданному алгоритму. С 1.01.06 СУР в автоматизированном режиме будет работать на всех таможенных постах.
            Работа по системе анализа управления рисками предполагает обязательное наличие пост-аудита, который и завершает целостность системы таможенного контроля. Эта система является функционально замкнутой, в ней  все связано между собой и нацелено на реализацию полного контроля выполнения таможенного законодательства на территории России при минимальном вмешательстве таможни в деятельность участников ВЭД.
 Перечислю основные мероприятия, которые необходимо реализовать для того, чтобы заработала новая система таможенного контроля ввозимых товаров. Это: 1. Создание системы предварительного информирования; реализация Рамочных стандартов безопасности и содействия торговли Всемирной таможенной организации. Для этого необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс РФ, заключение Межправительственных соглашений о предоставлении удостоверенной информации о торговых поставках, а также соглашений с таможенными службами зарубежных стран. 2. Создание Единой базы данных контролирующих органов (для пунктов пропуска и базы разрешительных документов). Это потребует разработки отдельного проекта в рамках ФЦП «Электронная Россия». 3. Реализация принципа «Одной остановки» потребует обустройства пунктов пропуска, закупки инспекционно-досмотровых комплексов, автоматизированных систем массогабаритного контроля.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru