openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление руководителя ФТС России А.Е. Жерихова на первой Всероссийской конференции таможенных брокеров 17 ноября 2005 г.

Уважаемые организаторы и гости Конференции! Уважаемые коллеги!

Сегодня впервые в истории таможенной службы России и всего брокерского движения проводится столь масштабное и серьезное собрание.

Конечно, не случайным и глубоко символичным является тот факт, что данное мероприятие проводится в год 10-летия Национальной Ассоциации таможенных брокеров (поверенных). Все эти годы Ассоциация была консолидирующим звеном в работе по развитию брокерского движения в России, и закономерно, что именно она стала инициатором проведения первой Всероссийской конференции таможенных брокеров на очень важном, переломном этапе развития таможенной службы Российской Федерации.

Переломность момента состоит в том, что сегодня таможенная система России работает в условиях проведения двух реформ: таможенной реформы, обусловленной вступлением в действие с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, и административной реформы, проводимой в стране, вследствие которой таможенная служба вот уже полтора года работает в новом статусе.

Основная цель проводимой таможенной реформы - это максимальное упрощение таможенных процедур, развитие партнерства между таможней и бизнесом,унификация таможенных процедур в рамках Союзного государства, с ЕврАзЭС и с Европейским сообществом, на долю которого приходится более 50% торгового оборота.

Достичь этих и других целей реформы возможно только при широком внедрении электронного декларирования, системы анализа и управления рисками, смещения центра тяжести таможенного контроля в сторону пост-аудита, а также изменении всей системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, перехода на работу в полном соответствии с принципом Всемирной таможенной организации - “от тотального контроля за товарами к контролю за информацией о них”.

В целях дальнейшего развития таможенной системы России Федеральная таможенная служба совместно с Минэкономразвития России подготовила Концепцию развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года и на последующие годы.

В настоящее время проект Концепции направлен в Правительство Российской Федерации для рассмотрения на его заседании, а отдельные положения Концепции были представлены Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову во время его посещения Федеральной таможенной службы 28 октября этого года.

С учетом того, что в целом наше видение перспектив развития службы были одобрены, и чтобы сообщество таможенных брокеров более четко представляло себе, с какой таможенной системой предстоит работать в будущем, позволю себе коротко остановиться на ключевых моментах Концепции.

Прежде всего замечу, что основное содержание Концепции заключается в создании условий для полной прозрачности таможенного дела в России, как для Правительства и контролирующих структур, так и для участников торговли.

За счет новых технологий работы и перехода на электронные формы взаимодействия с участниками внешнеторговой деятельности мы хотим максимально регламентировать деятельность таможенного инспектора. Одновременно мы хотим так построить взаимодействие с другими контролирующими структурами, чтобы сделать наиболее полный контроль прохождения грузов с момента их отправки до конечного получателя.

В этой связи планируется коренным образом изменить ныне действующую схему таможенного контроля, когда груз ввозится на пункт пропуска, где проходит пограничный, таможенный, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный, санитарно-карантинный, иммиграционный контроль.

Далее груз следует по процедуре внутреннего и международного транзита в таможни назначения.

Во внутренней таможне проводится основное таможенное оформление в виде пятиступенчатого контроля: документальный контроль товаросопроводительных документов, контроль таможенной стоимости, контроль начисления уплаты таможенных платежей, валютный контроль, фактический досмотр и выпуск груза.

О громоздкости, сложности и затратности данной схемы таможенного контроля в данной аудитории говорить излишне.

Все от нее хлебнули сполна - и таможенники, и участники ВЭД, и брокеры.

Поэтому разработана и в режиме эксперимента отрабатывается новая схема организации контроля товаров.

Принципиальная новизна данной схемы в том, что, - первое, - вводится предварительное информирование.

Второе, - непосредственно на пункте пропуска находятся две контролирующие службы - пограничная и таможенная.

Реализуется принцип “одна остановка” для прохождения пункта пропуска.

Третье, создается единая база данных всех контролирующих органов, в том числе всех служб, которые работают не в зоне пограничного, таможенного контроля, а рядом с пунктом пропуска.

И, наконец, четвертое. Декларирование товаров осуществляется в электронном режиме по принципу “одно окно” без личного контакта участника внешнеэкономической деятельности с таможенниками.

Таможенник заранее знает характеристики товаров и может принять решение, нужно ли подключать другие виды контроля.

При такой организации работы время таможенного контроля и таможенного оформления сокращается до нескольких минут.

Это не сказка и не утопия, а уже реально действующая схема. В частности, что касается пунктов пропуска, по данной схеме сегодня уже действует проект “Калининградский транзит”, который в дальнейшем станет основой для единой системы контроля и транзита на всей территории России и ЕврАзЭС и будет взаимодействовать с транзитной системой Европейского Союза.

Безусловно, мы прекрасно понимаем, что перейти на новую схему работы в одночасье и даже за один год, нереально. Но это то необходимое, без чего после вступления России в ВТО таможня не сможет справляться со своими задачами в полном объеме.

Как же на практике реализуется новая схема таможенного контроля?

До прибытия товара в ГНИВЦ ФТС России поступает информация о нем от владельца товара или от таможни отправления.

ГНИВЦ направляет данную информацию в режиме реального времени в пункт пропуска и в таможню назначения. При въезде транспортного средства на территорию пункта пропуска сканируются все данные по транспортному средству, в том числе весовые и массогабаритные, и ввозимым партиям товаров, и эти данные также передаются в ГНИВЦ. Фактически транспортное средство даже не делает остановку.

После анализа всей информации, которая происходит в ГНИВЦе, принимаются соответствующие решения: направить ли на инспекционно-досмотровый комплекс, провести ли углубленный досмотр, разгрузить ли товар на складе, или же в режиме “зеленого коридора”, если все в порядке, транспортное средство пересекает пункт пропуска.

В новой схеме организации таможенного контроля изначально важно наличие предварительной информации, исключающей саму возможность подмены транспортных документов и какого-либо контакта участника внешнеэкономической деятельности с таможенником.

Это важно не только с точки зрения таможенной проблематики, но и с точки зрения предотвращения террористических актов, так как мы будем знать о содержании и характере грузов.

Еще более высокая ступень безопасности и антикоррупционности - это электронное декларирование.

Электронное декларирование - это сердцевина всех новых схем организации таможенного контроля, в том числе и принятых Всемирной таможенной организацией в июне этого года рамочных стандартов безопасности путей поставок и содействия торговле. Поэтому внедрению электронной формы декларирования ФТС России уделяет особое внимание.

И несмотря на то, что законодательная база для этого появилась только с 1 января 2004 года, сегодня уже 57 таможенных органов могут применять электронное декларирование, а до конца года будут оборудованы 66 таможенных органов во всех федеральных округах.

Отрадно, что в настоящее время уже 235 организации пользуются системой электронного декларирования, ими оформлено 13424 ГТД – это 46% всех товарных позиций по ТН ВЭД.

Как говорится, “процесс пошел”, хотя и не такими темпами, как хотелось бы.

Но, на мой взгляд, важно подчеркнуть тот факт, что возможность для работы в режиме электронного декларирования есть, программные продукты есть, должно быть желание у бизнеса поскорее перейти на данную форму работы.

Не менее важной составляющей новой системы таможенного контроля является система анализа и управления рисками.

Здесь мы только в начале пути. Многое сами только нащупываем. Прошел всего первый этап становления этой системы. Переходим на автоматизацию всех профилей риска. Планируем создание в ФТС России Ситуационного центра, который станет своего рода центром управления таможенной системы. На базе Центрального таможенного управления в экспериментальном режиме уже функционирует Центр анализа и применения системы управления рисками.

Уход от административного диктата и использование системы управления рисками позволит нам уйти от тотального досмотра, каковым он был еще полтора года назад. У наиболее развитых таможенных администраций процент фактического досмотра составляет 3-5, максимум 7 процентов. Мы же наметили к 2006-2008 годам сократить число фактически досмотров до 6-8 процентов, что возможно только при изменении технологий контроля.

Работа по системе анализа и управления рисками предполагает обязательно наличие пост-аудита, который и завершает целостность системы организации таможенного контроля.

Уважаемые коллеги!

Хотел бы быть правильно понятым в своем стремлении столь подробно представить вам основные изменения в деятельности таможенной службы, без учета которых трудно выстраивать алгоритм взаимодействия таможенных структур, бизнес-сообщества и таможенных брокеров.

Переходя ко второй части своего выступления, хочу заметить, что руководство Федеральной таможенной службы в полной мере осознает тот факт, что в современных условиях дальнейшее совершенствование таможенного администрирования невозможно без активного развития института таможенных брокеров (представителей). Особую роль в этом процессе занимают общественные объединения брокеров, которые непосредственно участвовали в становлении данного института и обладают значительным опытом деятельности в сфере таможенного дела.

В настоящее время, наряду с Национальной Ассоциацией таможенных брокеров (поверенных) заметную роль в формировании института таможенных брокеров играет Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы, под эгидой которого работают около 80 таможенных брокеров.

Нужно сказать, что помощь, оказываемая Фондом таможенным органам, достаточно весома.

Ведущие позиции в осуществлении проектов, реализующих преимущества современных информационных технологий при оптимизации таможенных процедур, оказывают Региональная ассоциация таможенных брокеров “Северо-Запад” и объединение “Таможенная карта”. В качестве перспективного проекта, представляющего интерес, можно отметить совместно разрабатываемый проект информатизации обеспечения уплаты таможенных платежей.

В этой связи, думаю, что присутствующие в зале поддержат меня, если скажу, что первая Всероссийская конференция таможенных брокеров может констатировать - брокерское движение в России состоялось. Первый этап его завершен.

Он ознаменован вступлением в действие нового Таможенного кодекса Российской Федерации, изменившего и законодательно закрепившего статус таможенного брокера, а также наличием понимания всех - бизнеса, таможни, брокеров, - необходимости создания цивилизованного рынка посреднических услуг и готовности к совместной работе по его созданию.

И кое что в этом направлении нами уже сделано.

Начиная с 2004 года, проведена серьезная работа по нормативному обеспечению деятельности таможенных брокеров и организации контроля за их деятельностью. Изменена система подготовки и аттестации специалистов по таможенному оформлению. Впервые создана электронная база данных о специалистах по таможенному оформлению, формализованы сведения, необходимые для контроля выполнения таможенными брокерами условий включения в реестр.

Как свидетельствуют данные, за первую половину текущего года таможенными брокерами оформлено боле 390 тыс. ГТД, что составляет порядка 24% от общего количества оформленных ГТД, причем по данным ГТД было уплачено около 425 млрд.рублей таможенных пошлин и налогов, что составляет около 50% сумм, в целом уплаченных таможенных пошлин и налогов.

Вместе с тем наблюдается наметившаяся тенденция снижения доли товаров, декларируемых таможенными брокерами.

Стабильно растет количество лиц, включенных в Реестр таможенных брокеров (представителей). Так, до введения в действие новой редакции Таможенного кодекса брокерскую деятельность осуществляли порядка восьмисот таможенных брокеров; на 1 января 2004 года - около 250 таможенных брокеров; на 1 января 2005 года -порядка 350 таможенных брокеров, а на сегодняшний день - более 400 таможенных брокеров.

Не секрет, что отдельными участниками внешнеэкономической деятельности озвучивается проблема дороговизны “входного билета” на рынок услуг, оказываемых таможенными брокерами.

Имеется в виду необходимость финансовых гарантий и страхования гражданской ответственности деятельности таможенного брокера вместо проводимой ранее оценки платежеспособности лица, что по их мнению, вынудило многих таможенных брокеров прекратить деятельность вообще, либо представлять услуги, не обладая статусом таможенного брокера, “за печатью клиент”

Тем не менее, анализ ведения Реестра таможенных брокеров в 2005 году показывает, что по желанию лица из Реестра были исключены только четыре таможенных брокера, причем ни один из них не заявил в качестве причины финансовую несостоятельность, при этом, в силу латентности действий “неофициальных посредников”, затруднительно реально оценить конкуренцию, составляемую ими легальным таможенным брокерам.

Если же проанализировать избираемые таможенными брокерами формы обеспечения уплаты таможенных платежей, то можно отметить, что таможенные брокеры для предоставления финансовых гарантий предпочитают пользоваться услугами поручителей. Денежный залог практически не используется (два таможенных брокера из более чем четырехсот). Услугами банков пользуются, как правило, крупные компании с участием иностранного капитала. Число их стабильно (около 60) и с течением времени не меняется. Подавляющее большинство таможенных брокеров (порядка 85%) используют поручительства общественных объединений таможенных брокеров.

Хочу отметить и поддержать инициативу Ассоциации таможенных брокеров предоставить таможенным органам России в лице Федеральной таможенной службы дополнительные гарантийные обязательства в 50 млн.рублей. Данный шаг Ассоциации нами воспринят как знак дальнейшего укрепления взаимодействия ФТС России и Национальной Ассоциации таможенных брокеров (поверенных), подтверждением которому станет подготовленное специалистами Федеральной таможенной службы и Национальной Ассоциации Соглашение о сотрудничестве, которое мы намерены сегодня подписать вместе с Анатолием Сергеевичем Кругловым. Надеюсь, что данное Соглашение станет важной вехой и основой дальнейшего прогресса во взаимодействии таможенных органов и брокерского движения.

У каждого участника процесса взаимодействия, безусловно, свои формы и методы работы, но есть и много того, над чем могут и должны совместно работать участники ВЭД, таможня и брокеры.

Прежде всего, это работа над совершенствованием таможенного законодательства.

Почти два года работы по новому Таможенному кодексу показали, что, в целом, кодекс работающий, однако мониторинг его применения свидетельствует о необходимости изменения ряда статей и положений.

Хотелось бы, чтобы представители брокерских бизнес-сообществ принимали более активное участие в работе над поправками к Кодексу и аргументированно отстаивали их.

В настоящее время ФТС России совместно с Минэкономразвития России и депутатским корпусом проводит работу по внесению изменений в Таможенный кодекс по 9 основным позициям. Предлагаемые изменения и дополнения носят первоочередной характер. Часть из них связана с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, и участие специалистов брокерского движения, участников ВЭД в этой работе было бы крайне полезным.

Более тесным, на наш взгляд, должно быть взаимодействие подразделений ФТС России и брокерских структур в части контроля за соблюдением брокерами условий включения в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Как показывает практика, не все таможенные брокеры уделяют должное внимание данной работе, в следствие чего начинаются взаимные обвинения, отзывы свидетельств о включении в Реестр таможенных брокеров, а затем издание новых приказов.

Это просто несолидно и не делает нам чести.

Наверное ФТС России в лице Главного управления организации таможенного контроля и брокерскому сообществу нужно собраться и выработать механизм взаимодействия по данному вопросу.

В частности, специалисты ФТС России предлагают Национальной Ассоциации в качестве эксперимента самой отслеживать и информировать таможенную службу о наличии в штате членов Ассоциации специалистов по таможенному оформлению и соответствующих изменениях в штатных расписаниях.

Пожалуйста, эксперимент, так эксперимент.

Встречайтесь, договаривайтесь, готовьте условия и порядок его проведения. Нужны мои какие-то распоряжения, давайте на подпись и начинайте под жестким контролем отслеживать этот процесс.

Одним словом, взаимодействие должно быть конструктивным, взаимодополняющим и обязательно в соответствии с действующим законодательством.

Особенно, в части борьбы с криминальными проявлениями на рынке брокерских услуг.

Как известно, основные проблемы, с которыми борются таможенные органы, это занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование. Очевидно, что при мотивации отдельных представителей бизнес-сообщества любыми средствами сэкономить на таможенных платежах, услуги посредника, работающего исключительно на принципах законности, не востребованы, поэтому таможенный брокер у нас иногда выполняет роль посредника в нелегальных схемах.

Очевидно и то, что такой брокер не ставит свою печать под декларациями, в которых содержатся недостоверные сведения, поэтому получило распространение существование некоторых таможенных брокеров в двух качествах - как таможенного брокера при безрисковых поставках, и как консультанта по заполнению декларации “за печатью клиента” при соучастии в нарушении законодательства.

В связи с этим насущной потребностью становится способность общественных объединений таможенных брокеров к саморегулированию

В настоящее время таможенные органы, регулируя рынок посреднических услуг, выполняют несвойственные им функции. По аналогии с другими сферами экономики эти функции могут выполнять саморегулируемые организации.

Инициатива в этой сфере должна исходить именно от общественных объединений таможенных брокеров. С учетом реалий сегодняшнего дня, когда крупнейшие общественные объединения таможенных брокеров включают уже более ста членов, без саморегулирования невозможно говорить о стратегическом развитии данного рынка услуг и формировании единых “правил игры” на федеральном уровне.

При реализации функций саморегулирования общественных объединений таможенных брокеров и, соответственно, снижении риска невыполнения ими своих финансовых обязательств, станет возможной реализация определенной Таможенным кодексом роли таможенного брокера, как финансового поручителя по обязательствам своего клиента. В настоящее время, как известно, таможенному брокеру лишь предоставляется право выступать поручителем по некоторым таможенным операциям.

При этом Федеральная таможенная служба прекрасно понимает, что недооценивать роль таможенного брокера, как финансового гаранта, - значит тормозить развитие не только института таможенных брокеров, но и внешнеторговой деятельности в целом.

В конечном итоге, развитие этого аспекта деятельности таможенных брокеров позволит перейти с авансовых форм уплаты таможенных платежей, превалирующих сегодня, к таким формам их уплаты, которые позволяют сначала осуществить условный выпуск товара под соответствующе обеспечение с последующим выпуском товара в свободное обращение с уплатой таможенных платежей. Таким образом, мы можем констатировать, что определенный Таможенным кодексом переход от административных регуляторов услуг таможенных брокеров к экономическим состоялся, однако дальнейшее развитие института таможенных брокеров зависит от общественных объединений таможенных брокеров, но при этом хочу предупредить и о недопустимости монополизма в этой сфере деятельности.

Думаю, все вы читали репортажи о последнем заседании Правительства Российской Федерации, на котором, в частности, руководитель Антимонопольной службы критиковал российских железнодорожников за стремление монополизировать таможенно-брокерскую сферу деятельности в этом секторе экономики. Думаю это относится и к работе некоторых других брокерских объединений.

В целом же, хочу подчеркнуть, что нам нужно более серьезно подойти к анализу деятельности таможенных брокеров и определению путей их развития.

Мы вместе, повторяю, вместе должны будем в ближайшее время ответить себе на такие вопросы: какова законопослушность бизнеса по секторам экономики и торговли? Какой сектор нуждается в профессиональных брокерах и работает только через них, а какой вполне обходится без них.

Мы должны оценить собственные потери и собственные силы, в том числе на нынешнем этапе, когда формируется новый тип системы таможенного контроля.

Например, - предварительное декларирование.

Все понимают, что в этой форме работы должны быть все заинтересованы, а не только таможня. Об этом я говорил в первой части своего выступления.

Да, нужны межправительственные и межведомственные соглашения с основными торговыми партнерами. Но для их заключения нужны годы. Бизнес, брокеры могут быстрее сами договориться между собой, перейти на предварительное информирование и получить возможность работать в режиме “зеленого коридора”. Но мы ведем речь только о достоверном предварительном информировании. Если же мы получим информацию, что кто-то пытается злоупотребить этим, то примем самые жесткие решения, вплоть до исключения из реестра.

Или то же электронное декларирование.

Если вы хотите работать быстро, прозрачно, договаривайтесь с бизнесом и переходите на электронную форму декларирования. Ваши затраты окупятся сторицей, но и головной боли с оформлением не будет.

В этих вопросах в лице таможенной службы вы всегда найдете самых горячих сторонников.

Или, если вернуться к проблеме секторального анализа деятельности таможенных брокеров.

Возьмитесь за товары, ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, И вы, и бизнес, работающий в этом секторе,лучше таможни знаете, что здесь больше чем где-либо превалируют “черные” схемы оформления. И как только таможня хотя бы чуть-чуть начинает ужесточать борьбу с такими горе - импортерами, вой начинается и по всей Руси Великой и по Поднебесной.

Вы ведь не хуже таможни знаете, кто работает “в серую”, а кто “по-черному”. Так почему же только таможня должна бороться с этим явлением?

А качестве положительно примера, хотя они и не брокеры, хочу привести Ассоциацию РАТЭК. Они реально помогают таможне навести порядок на рынке бытовой техники и электроники. Именно так мы понимаем взаимодействие, и готовы поддержать любые дельные предложения по названным, да и не названным проблемам.

Работу по организации партнерских взаимоотношений с бизнесом и брокерским движением мы должны проецировать и на существующую международную практику, помня о том, что применение рамочных стандартов безопасности путей поставок и содействия мировой торговле предполагают вытеснение с рынка услуг организаций, оказывающих такие “серые” услуги.

В ряде стран система взаимоотношений в цепи бизнес-таможня-брокер исходит из того, что основные игроки на рынке - это импортер и экспортеры, а цель таможенного регулирования - создать ему максимально благоприятные условия ведения бизнеса (безусловно, если он готов вести бизнес “прозрачно” для органов государственного контроля).

При этом импортер сам должен решать, необходимо ли ему содержать штат профессионалов, способных оформить таможенные формальности, либо воспользоваться услугами таможенного брокера. Таможенная сфера требует широкого спектра знаний, и одиночки вряд ли его осилят. В брокерском сообществе работают грамотные профессионалы. Я убежден, только они могут освоить новые информационные технологии, внедряемые ФТС России. Так давайте работать, занимайте свою нишу, работайте на перспективу.

Преимуществами же таможенного брокера при такой системе координат является возможность создать в рамках действующего законодательства условия клиенту для применения упрощенных таможенных процедур, поручиться за него, нести вместе с ним солидарную ответственность по уплате таможенных платежей.

В совокупности с условиями использования системы управления рисками при таможенном оформлении, реальной возможности применять электронную форму декларирования, это дает таможенному брокеру реальные преимущества на рынке услуг в сфере таможенного дела.

Вот те непростые вопросы, о которых мы должны не только поговорить, пообсуждать на сегодняшней Конференции, но и глубоко изучать, анализировать их в реальной жизни и определить подходы к созданию по-настоящему востребованному в современных условиях саморегулирующемуся общественному объединению таможенных брокеров.

Я желаю всем участникам Конференции успешной работы и от имени ФТС России хочу сердечно поздравить Национальную Ассоциацию таможенных брокеров с 10-летним юбилеем.

Хочу пожелать, чтобы у всего брокерского сообщества всегда была интересная работа, признание и хорошие результаты. Дальнейшего вам развития и процветания, уважаемые коллеги.

Российская Императрица Екатерина Великая, которая много сделала, в том числе и для развития таможенного дела в России, в Наказе Комиссии по составлению нового уложения собственноручно написала: “Предел торговли есть вывоз и привоз товаров в пользу государства”.

В видеофильме, который был показан при открытии Конференции, приведена только первая часть данного наказа.

Во второй его части заложен алгоритм взаимодействия бизнеса и таможни. Он состоит в следующем.

“Предел таможен есть известный сбор с сего самого вывоза и привоза товаров в пользу также государства. Для сего должно государство держать такую середину между таможнею и торговлею и делать такие распоряжения, чтобы сии две вещи одна другую не затрудняли, тогда наслаждаются там всегда свободой торговли”.

Мудрость эта проверена веками, и придумывать ничего не надо. Партнерство бизнеса и таможни во имя всемерного содействия развитию торговли - вот смысл нашего взаимодействия и вектор нашей партнерской работы.

Успехов всем и удачи!

Спасибо за внимание.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru