openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Пресс-конференция главы проектов Всемирного банка Карлоса Феррейры и заместителя руководителя ФТС России Леонида Лозбенко 5 декабря 2005 года

 Леонид Лозбенко, заместитель руководителя ФТС России. Совсем недавно многие из вас присутствовали на встрече с премьер-министром Михаилом Ефимовичем Фрадковым и ведущими министрами, которая состоялась в  ФТС России. На ней мы продемонстрировали лишь некоторые технологии, в том числе и те, которые прорабатываются по линии проекта Всемирного банка.

Сейчас перед нами стоит главная задача – увязать все то, что делается в рамках Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций по присоединению России к Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур с  готовностью к началу применения на нашей территории и на постсоветском пространстве рамочных условий безопасности, которые были одобрены сессией Всемирной таможенной организации в июне этого года. Это большая, очень сложная, в том числе, если хотите, философская и техническая работа. Которая должна увязать в единое целое всю нашу философию движения вперед, бесспорно, базирующуюся на информационных технологиях.

Мы подготовили и по поручению министра внесли в правительство Российской Федерации Концепцию развития таможенных органов России на период до 2010 г. Стержневым моментом концепции является как раз применение информационных технологий, которые уже стали локомотивом движения вперед всей таможенной службы России.

Речь идет не только о самой России, а о том, чтобы формы и методы работы на территории РФ были полностью сочетаемы с формами и методами, применяемыми таможенными администрациями стран – основных торговых партнеров России. Мы говорим о введении унифицированных документов с Европейским сообществом, о подготовке к соединению транзитных систем Европы и России, на что потребуются и значительное время, и значительные ресурсы, На этом этапе особое внимание уделяется усилению нашего взаимодействия с  коллегами на постсоветском пространстве – это ЕврАзЭС и СНГ, а также, конечно, в рамках Союзного государства.

Это то генеральное направление, по которому сейчас идет работа. Хотел бы поблагодарить господина Феррейру, экспертов Всемирного банка за их пристальное, но не менторское, внимание ко всему, что делается в таможенной службе Российской Федерации.

Карлос Феррейра, руководитель проектов Всемирного банка. Когда мы приезжаем в Россию с контрольной миссией, то в основном проводим анализ по трем основным направлениям.

Прежде всего, это качество управления проектом. Проект «Модернизация информационных систем таможенных органов Российской Федерации» - это очень сложный проект для реализации в течение 6 лет. В него входит примерно 150 отдельных подпроектов и между ними надо обеспечить очень четкое взаимодействие. Второе направление – как фактически проводится реализация проекта и как проходит исполнение контрактов всеми теми субподрядчиками, которые выполняют проект. И, наконец, самое важное для банка и для страны направление – пытаемся оценить, будут ли достигнуты те цели развития, которые определены в проекте. В рамках нашего проекта предусматриваются две глобальные цели: первое – это введение международных стандартов по таможенному контролю и обработке товаров, и второе – повышение законопослушания налогоплательщиков.

Начну с вопроса об управлении проектом. Данный проект с точки зрения управления им существенно отличается от других проектов Всемирного банка в России, поскольку его управлением занимается непосредственно Таможенная служба, а не внешняя группа реализации проекта, как это делается обычно.

Хотел бы сказать, что мы считаем руководство данным проектом образцовым. Мы все в большей степени приходим к выводу, что данное  управление можно признать лучшей практикой управления. Опыт управления этим проектом изучается подробнейшим образом, для того чтобы распространить его на реализацию других проектов ВБ как в России, так и в других странах СНГ и в мире.

Что касается реализации проекта, мы считаем, что она проходит очень хорошо, мы не наблюдаем каких бы то ни было сложностей с выбором подрядчиков и субподрядчиков. С моей точки зрения, руководство проектом работает очень хорошо, очень много внимания уделяется отбору подрядчиков.

И, наконец, что касается достижения целей развития, которые стоят перед нами. Всемирный банк принял решение поменять рейтинг проекта на «очень вероятный». Мы считаем что достижение целей развития очень вероятно,  благодаря ряду решений, которые недавно были приняты руководством ФТС России, и о которых только что говорил г-н Лозбенко.

Мы очень довольны ходом реализации данного проекта и считаем его наилучшим примером модернизации таможенной службы.

Вопрос. Чем этот проект отличается от других проектов, реализуемых Всемирным банком?

К.Феррейра. Если говорить о других проектах модернизации таможенных служб отдельных стран, то данный проект – самый сложный из всех проектов банка в мире. По двум причинам. Во-первых, поскольку в данном проекте затрагиваются все аспекты деятельности таможенной службы – начиная от организационных вопросов, вопросов управления на всех уровнях таможенной службы,  вплоть до самых низовых, и  кончая информационными технологиями. Мы очень довольны, что руководство таможенной службы воспринимает задачу модернизации очень серьезно и тщательно работает над всеми аспектами задачи. Я думаю, что к окончанию данного проекта профессиональный уровень таможенной службы Российской Федерации будет полностью соответствовать профессиональному уровню таможенных служб самых развитых стран Европы.

Второе, что выделяет этот проект среди других и представляет собой особую задачу, – это огромные размеры страны, разнообразие ее границ и решаемых задач. Меня поражает, что у вас есть даже граница с Аляской, которая находится в другом полушарии, с Китаем, Японией, а с другой стороны – с Европейским Союзом. Это огромный вызов, сложнейшие и разнообразные задачи. Вам необходимо решать проблемы с рыболовством на восточном побережье, незаконной торговлей с Китаем, существуют сложные вопросы, связанные с импортом товаров на западной границе. То есть огромная сложность и разнообразие проблем и условий. В мире таких примеров больше нет.

Вопрос. Каковы были требования Всемирного банка при предоставлении кредита?

Таможенная служба должна была выделить сильных специалистов для управления проектом, К проекту подключены как частный сектор, так и правительственные органы, которые заинтересованы в развитии таможенной  службы. У банка не было и нет никаких сомнений в том, что таможенная служба Российской Федерации заинтересована в своей модернизации. Это послание,  сигнал, которые мы получаем постоянно.

Вопрос. Какая часть средств, выделенных банком, уже освоена. Участвуют ли российские компании в освоении этих средств?

Леонид Ухлинов, начальник Главного управления информационных технологий ФТС России. Сказать, какая часть денег уже освоена, пока нельзя. Сейчас конец года, идет выполнение многих контрактов и идут постоянные выплаты. Могу сказать, что на настоящий момент подписано контрактов на сумму около 30 млн. долларов. Готовятся к подписанию еще несколько серьезных контрактов: один из них на 8 млн. долларов на поставку программного обеспечения, другой – на поставку инспекционно-досмотровых комплексов на общую сумму 10 млн. долларов. В следующем году мы планируем объявить конкурсы на заключение контрактов на общую сумму около 40 млн. долларов. Проект идет очень быстро, эффективно.

Особенностью является то, что в течение первых двух лет выполнялись в первую очередь консалтинговые контракты, то есть сравнительно дешевые работы с точки зрения финансирования. А начиная со второй половины этого года уже пошли контракты, которые требуют достаточно серьезного финансового обеспечения. В 2006 г. будет годом не только разработки, но и тиражирования первых полученных результатов.

Что касается выбора компаний, то они отбираются по правилам, которые разрабатываются и поддерживаются Всемирным банком, то есть на международных торгах. Среди подрядчиков есть как российские, так и иностранные компании. Консультационные услуги предоставляют в основном иностранные фирмы, входящие в первую пятерку консалтинговых компаний мира. Это наша принципиальная позиция – приглашать для консультационных услуг наиболее авторитетные компании, которые имеют наибольший опыт в реализации аналогичных по сложности проектов. Когда же мы говорим о закупках товаров, то преимущество на стороне российских компаний, которые предлагают лучшие условия  с точки зрения логистики, пуско-наладочных и монтажных работ.

Л.Лозбенко. Могу добавить, что мы все хорошо друг друга в мире знаем. Наше таможенное братство насчитывает на Земном шаре чуть меньше 1 млн. человек. Сейчас членами Всемирной таможенной организации являются 162 страны мира. Многие из них ведут процессы модернизации своих служб, аналогичные нашему или несколько отличающиеся. Поэтому мы очень внимательно следим за тем, кто, где, на каких условиях и с каким эффектом применял свои знания. Это для нас принципиально важно. Эта информация не секретная, она доступна, мы ее получаем быстро и имеем возможность сделать выводы. Все технические задания, решения тендерных комиссий – вся эта информация направляется в банк. ТО есть нет возможности самим что-то придумать и решить. Все тщательно проверяется и перепроверяется банком. Таков порядок.

Вопрос. Реализация проекта будет способствовать налаживанию оперативного контроля и обеспечению финансовой прозрачности. Имеет ли это отношение к созданию информационной системы, о которой недавно говорилось на Совещании в Налоговой службе, как она будет функционировать, когда предполагается внести документы по ее созданию, готовы ли уже расчеты?

Л.Ухлинов. Работа по интеграции информационных ресурсов разных служб включена в состав контрактов в рамках проекта. Объединение наших информационных систем с системами других органов исполнительной власти проходит красной нитью через все информационное обеспечение таможенной службы. Задача, которую поставил премьер на совещании в Налоговой службе: подготовить предложения по срокам и объемам финансирования, необходимым для создания общей с налоговыми органами системы, уже выполнена, такие предложения подготовлены, они находятся на подписи и в ближайшее время будут переданы в секретариат премьер-министра. Основная задача интеграции наших систем – максимально полно и в нужное время обеспечить таможенных и налоговых инспекторов информацией, которая им необходима для проведения эффективного таможенного и налогового контроля. Это самое главное.

Вопрос. Каким образом реализация проекта повлечет за собой повышение налоговой дисциплины бизнеса?

К.Феррейра. Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, надо сказать несколько слов о структуре проекта, так как каждая его отдельная часть направлена на реализацию этой задачи. Речь идет о законопослушании в целом. Сейчас процедуры таможенного  контроля и оценки товаров находятся в процессе пересмотра, модернизации и автоматизации с тем, чтобы они были идентичными на всей территории страны, чтобы уровень расхождений и субъективный фактор были сведены к минимуму. В этой же связи можно упомянуть и внедряемую систему управления рисками. Г-н Лозбенко уже затронул вопросы перехода на единый административный документ ЕС. Кроме того, идет работа и на границе, с тем чтобы сократить количество ведомств, которые присутствуют на линии контроля. И в конечном итоге ликвидировать очереди при пересечении границы. И так далее.

Л.Лозбенко. Я поясню. В английском языке существует понятие «информированное законопослушание». Смысл его в том, что все в равной степени и безусловно должны выполнять закон, но при этом участники процесса должны быть хорошо проинформированы обо всех процедурах и действиях, которые надлежит выполнить. Таможня, как контролирующий орган, и бизнес, который она контролирует, говорят на одном языке. Они не противостоят друг другу, а делают каждый то, что ему положено. А процедура этого общения выстраивается с помощью информационных технологий, для того чтобы было так называемое неконтактное взаимодействие. Через компьютер.

В конечном итоге мы придем к тому, что таможенный инспектор будет иметь доступ к информационным системам участника ВЭД на оговоренных условиях, установленных законом. Именно закон определит, до какой информации нас можно допустить для выполнения наших функций контроля. Участник ВЭД, давший доступ таможне в свои сети, получит статус уполномоченного экономического оператора со всеми вытекающими отсюда добрыми последствиями. Мы ничего не изобретаем. Именно по этому пути развивается законодательство ЕС и других стран. Главное, что ищет таможня – это информация. Если добропорядочный участник добровольно отдает то, что нужно для государственного контроля, он автоматически становится уполномоченным со всеми полагающимися преимуществами.

К этому идет сейчас российская таможня, развивая соответствующие информационные технологии, в том числе за счет 140-миллионного займа Всемирного банка.

Вопрос. Вы сказали о присвоении России рейтинга «очень вероятно». Что это значит и сколько всего рейтингов.

К.Феррейра. Речь идет о вероятности эффективной реализации проектов и  достижения заложенных в них целей. Рейтингов всего пять, от «очень маловероятно» до «очень вероятно» и присвоенный данному проекту рейтинг является наивысшим.

Вопрос. Что для вас явилось самым неожиданным при реализации данного проекта?

К.Феррейра. Для меня явилось очень приятным сюрпризом, что все правительственные организации – Министерство экономики, Министерство финансов - пришли к взаимопониманию и ясному пониманию того, что таможне надо оказать помощь в модернизации, сделать ее образцом для других ведомств. Они демонстрируют четкое осознание того, что без эффективно действующей таможенной службы не может быть и эффективно действующего частного сектора. Такой уровень понимания наблюдается довольно редко.

 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru