openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление заместителя руководителя ФТС России Леонида Лозбенко на встрече с представителями Московской Международной Бизнес Ассоциации 16 декабря 2005 года

Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас в Федеральной таможенной службе. Сегодня мы встречаемся с бизнес-сообществом, с Московской Международной Бизнес-Ассоциацией. Это уже добрая традиция, которая сложилась за последние годы. Наши контакты приобрели очень устойчивый, плодотворный характер. Встречи всегда проходят на высоком уровне. Мы не боимся никаких вопросов. Мы рады, что бизнес проявляет такой большой интерес к встречам с таможней. Не скрою, у нас тоже большой интерес к встречам с бизнесом, поскольку мы работаем вместе в интересах страны, в интересах наших граждан.
На сегодняшнюю встречу приглашены руководители наших департаментов. Представлять их, наверное, нет необходимости. Многие из вас регулярно встречаются с моими коллегами.
Сейчас у нас будет возможность обменяться мнениями по широкому кругу вопросов, который был предварительно обсужден с вами и определен, как наиболее интересный для бизнеса.
Наша встреча посвящена целому ряду вопросов жизни и деятельности таможенных органов Российской Федерации, нашему с вами взаимодействию. Но, в первую очередь, хочу сказать, что проходит она спустя неделю после того, как Правительство Российской Федерации рассмотрело Концепцию развития таможенных органов России до 2010 года и утвердило ее в целом.
Для нас это исторический момент, поскольку мы для себя определили этот вектор развития и чрезвычайно рады тому, что правительство, министры и представители общественности согласились с тем, куда будет двигаться таможенная служба в ближайшие годы.
Бесспорно, для вас это событие имеет не общее теоретическое, но абсолютно практическое значение, ибо мы взаимодействуем с вами каждый день, на каждом участке, и от того, насколько плодотворно это сотрудничество осуществляется, зависит то, настолько плодотворно работает бизнес.
Наша главная задача заключается в том, чтобы таможня стала не барьером, а мостом, который соединяет экономики различных государств.
Начну с того, что в июне 2005 года, и об этом мы говорили на наших предыдущих встречах, Всемирная таможенная организация (ВТО) приняла Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Он уже переведен на русский язык. Это стратегический документ, который предполагает взаимодействие всех таможенных служб мира, с одной стороны, таможни и бизнеса, с другой. Вот с этого я и хотел бы начать.
В чем цель Рамочных стандартов? Почему это так важно?
Подготовка Рамочных стандартов заняла достаточно длительный период времени. Еще на встрече «большой восьмерки», состоявшейся в 2002 году в Кананаскесе, были приняты решения о том, какую роль после событий 11 сентября должны сыграть таможенные службы всех стран мира в противодействии терроризму, во взаимодействии друг с другом с тем, чтобы облегчать торговлю. Вместе с тем, мы обязаны не допускать проникновение всего запрещенного на территорию своих государств. В связи с этим было принято решение о создании группы высокого уровня в рамках Всемирной таможенной организации. Мне довелось быть избранным в состав этой группы. Потребовалось почти три года на подготовку этих стандартов, и, наконец, в июне этого года они были приняты.
На сегодняшний день более 100 государств, более 100 таможенных администраций, включая всех основных наших торговых партнеров, приняли решение и единодушно одобрили это направление движения. Главная цель Рамочных стандартов - это выработка механизмов, сочетающих меры по содействию торговле с мерами по обеспечению безопасности торговых потоков, созданию условий для безопасности логистических цепей. Это то, что вас интересует в первую очередь. Все это требует укрепления сотрудничества между таможенными организациями и взаимодействия таможни с бизнес-сообществом. В этом заключаются главные задачи.
Следует остановиться на двух принципиальных моментах, двух базовых направлениях взаимодействия - «таможня - таможня» и «таможня - бизнес».
Что касается взаимодействия таможенных администраций, то это уже давно принятая форма работы. Но к сегодняшнему дню она носила достаточно фрагментарный характер, и задача Рамочных стандартов создать единые условия нашего взаимодействия с коллегами из-за рубежа.
Кстати, у вас будет возможность ознакомиться и с самими стандартами, так как мы вывесили их на нашем официальном сайте.
Если говорить образно, то товар до того, как он выходит из страны экспорта, должен быть проконтролирован таможней страны экспорта. Сейчас же мы в основном занимаемся тем, что решаем эти вопросы у нас в рамках импорта.  И так делает почти каждая страна. Однако события 11 сентября подхлестнули все мировое таможенное сообщество к тому, чтобы проверять груз до отправки. И вот стандарты будут решать эту проблему. Предполагается, что системы анализа и управления рисками, которые на сегодняшний день разработаны и в большинстве наших стран – торговых партнеров уже применяются, будут состыкованы, и соответственно наши соглашения с этими государствами будут уточнены в части передачи информации.
Так вот, если, получив предварительную информацию, таможня страны импорта, предположим, Россия, имеет какие-то сомнения, замечания или просьбы, то у нас будет возможность, в соответствии с заключенными соглашениями, попросить или уполномочить таможню страны экспорта еще до отгрузки товара провести соответствующие проверочные мероприятия и дать такую информацию нам.  Таким образом, по всей логистической цепи будет происходить этот контроль. Вот это - вопросы предварительного информирования и стыковки системы анализа и управления рисками - имеет принципиальное значение.
Теперь о том, что касается бизнеса. Бизнес готов с нами сотрудничать, и мы уже имеем соответствующие предложения, и не только мы, но и наши коллеги и из других стран. Бизнес, который готов будет работать по этой системе, давая таможне предварительную информацию и допуская нас в свои компьютерные сети к этой информации на оговоренных и утвержденных началах, получит право так называемого «уполномоченного экономического оператора» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иными словами, речь идет о «зеленых коридорах», минимальном вмешательстве, работе только в пост-аудите. Вот это и есть принципиальная схема нашей совместной работы. Какой-то большой новизны она не несет, но она требует отличного взаимодействия таможенных служб и доброй воли бизнеса в отношении четких, открытых, транспорентных контактов с таможней.
Мы предполагаем, что на территории Российской Федерации и на постсоветском пространстве мы вместе с нашими коллегами будем осуществлять эту работу в определенном установленном режиме. На прошедшей несколько месяцев назад в Казахстане встрече руководителей таможенных служб стран Евразийского Сообщества была достигнута договоренность, что таможенная служба Российской Федерации будет являться координатором этой работы на пост-советском пространстве применительно к ЕврАзЭС. В середине января мы проводим встречу с руководителями таможенных служб СНГ, куда приглашаем генерального секретаря Всемирной таможенной организации, и где мы поставим вопрос о координации наших действий на постсоветском пространстве.
Одним словом, в этой части у нас есть выверенная и уже одобренная в рамках ЕврАзЭС платформа работы и по ней мы будем двигаться дальше.
Теперь о Концепции развития таможенной службы России. Ее принятие является для нас ключевым, прорывным моментом, который на сегодняшний день закрепляет идеологию движения таможни вперед. Концепция разрабатывалась нами по указанию Министра экономического развития и торговли Германа Оскаровича Грефа. Прошла согласование со всеми министерствами и ведомствами и в принципиальном аспекте была одобрена на последнем заседании Правительства. Было много вопросов. Эти вопросы мы в целом согласовали, и теперь вашему вниманию представляем основные направления, по которым пойдет работа до 2010 года. Оптимизация количества пунктов пропуска, оборудование пунктов пропуска современными техническими средствами контроля, оптимизация количества контролирующих органов, а их на сегодняшний день на границе насчитывается семь, создание современных информационных таможенных систем контроля, формирование единой межведомственной базы данных контролирующих органов, создание единой базы данных справочных цен на основные товары и услуги, совершенствование автоматизированных систем выявления рисков, обеспечение  транспарентности таможенного законодательства через внедрение международных стандартов, создание эффективных систем подбора и мотивации таможенных кадров.
Что в итоге? В итоге получаем таможенное администрирование, предполагающее высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления грузов, пассажиров и транспорта. Бесспорно, мы ставим для себя очень амбициозную задачу: реализуя эту концепцию, стать одной из самых конкурентоспособных таможенных служб в мире. Задача, повторяю, чрезвычайно амбициозная, но достижимая с учетом поддержки Правительства, с учетом того, что это понимание все больше поселяется в умах и сердцах наших коллег.
Какие же приоритетные направления будут в этой части реализовываться?
В упрощенной, концентрированной форме дальнейшая работа таможни Российской Федерации видится следующим образом. Предварительное информирование, электронное декларирование, система управления рисками, упрощенные процедуры по принципу «одного окна», выборочность таможенного контроля, пост-аудит. Естественно, сода следует добавить создание единой системы сбора, хранения и обработки информации всех органов государственного контроля. Это и есть алгоритм работы на будущее.
Попросил бы эти моменты отметить для себя и строить свою работу во взаимоотношениях с нами, исходя из этого алгоритма. В течение ближайших лет мы будем идти именно в этом направлении.
Что сейчас мы имеем на пунктах пропуска?
Возьмем автомобильные пункты пропуска. На сегодняшний день семь контролирующих органов работают на границе. Все имеют право на жизнь, все имеют соответствующие документы, которые они контролируют. Естественно, в ряде случаев в связи с необустроенностью пунктов пропуска и отсутствием совмещенной сети контроля создаются очень большие проблемы для участников внешнеэкономической деятельности. Мы не предполагаем, как иногда пишут средства массовой информации, убрать кого-то с линии контроля. Мы не предполагаем этого делать, и я еще раз хочу это подтвердить на нашей встрече. Речь идет об оптимизации работы на пункте пропуска, чтобы на линии контроля оставались два основных ведомства. На линии контроля должны остаться пограничники и таможенники, осуществляющие документальный контроль от имени ведомств, которые работает рядом. При необходимости, когда возникает проблема или у нас есть подозрение в том, что тот или иной документ, сертификат или еще какой-то документ является поддельным, мы приглашаем представителя соответствующего органа с тем, чтобы он нам помог разобраться с ситуацией и принять решение. Естественно, сделать это сразу невозможно. Такая работа будет осуществляться постепенно, создавая условия для всех контролирующих органов разместиться рядом с линией контроля. Все это потребует определенных средств, определенных затрат.
В ходе обсуждения Премьер-министр поставил нам задачу четко, логично согласовать такие вопросы со всеми ведомствами и осуществлять их по мере готовности. Но наша главная задача - объединить информационные потоки, делать это через один сервер, иметь одного администратора и, таким образом, у вас будет возможность работать через «одно окно», под которым мы понимаем форму объединения информационных потоков для принятия решения в скоростном режиме.
Бесспорно, основное внимание будет уделено получению предварительной информации. Сейчас об этом очень много говорят, очень много это обсуждается в рамках сотрудничества таможенных служб, их взаимодействия с бизнесом.
Почему нам нужна эта предварительная информация?
Она необходима для минимизации угроз экономике, национальной безопасности и обеспечения всемерного развития торговли. Наличие такой информации позволит нам принять решение до прибытия транспортного средства и получить четкое и ясное видение относительно того, что делать с теми или иными грузами, с теми или иными товарами, стоит ли их досматривать. Это также позволит определиться с вопросом их пропуска по «зеленому коридору» или переноса работы с ними в пост-аудите.
Задачи, я не буду на них останавливаться, достаточно четко определены в Концепции. Для нас, как и для наших коллег из других контролирующих органов, крайне важно оптимизировать распределение людских и материальных ресурсов. Таможня может остановить все и начинать стопроцентный досмотр. За этим, как говорится, у нас «не заржавеет». Мы это можем сделать, но кому это надо? В связи с этим мы предполагаем предварительное информирование как реальную возможность разгрузить пункты пропуска и обеспечить точечное, абсолютно конкретное вмешательство таможни в том или ином случае.
Каковы основные принципы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и бизнес-сообщества?
Главный и основной принцип - это принцип законности. Все, что мы делаем и будем делать на будущее, - это максимальное обеспечение единообразия применения законодательства на таможенной территории Российской Федерации. Такую задачу перед нами поставил Президент в своем Послании на нынешний год, и эту задачу мы будем выполнять всеми силами.
Участники внешнеэкономической деятельности будут иметь и уже имеют полное право на обжалование наших действий. Им будет предоставлена возможность получать предварительные решения о классификации, например, товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Кроме того, хотел бы обратить еще внимание на один вопрос, который постоянно сейчас возникает на всех встречах, это защита правообладателя объектов авторского права и смежных прав. На сегодняшний день это одна из самых больных проблем. Вы знаете, что в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию данная тема поднимается практически постоянно. Так вот, в этой части мы предполагаем внести в Таможенный кодекс, а сейчас идет обсуждение этой темы, принцип Ex officio. Я думаю, мои коллеги, если потребуется, разъяснят этот тезис.
Какова наша программа действий?
Нашим крупнейшим торговым партнером на сегодняшний день является Европейское Сообщество. Более 50 процентов товарооборота России приходится на ЕС. Задача на ближайшие годы нами определена, согласована с Европейским Сообществом, и мы идем по двум направлениям. Во-первых, это унификация наших товаросопроводительных документов, то есть, переход на единый административный документ, согласование нашей грузовой таможенной декларации с единым административным документом, применяемым в ЕС, а, во-вторых, сопряжение наших транзитных систем.
С маху эти вопросы не решить. На сегодняшний день работа по унификации сопроводительного документа ЕАТ ГТД подошла к завершающему этапу. Мы провели серию полуторагодичных консультаций, которые выявили расхождения и наметили пути их преодоления.
Что касается сопряжения транзитных систем, то данный вопрос, бесспорно, более сложный. Вы знаете, что в Европе действует единая компьютеризированная система контроля за транзитом. Она действует только для стран-членов Европейского Сообщества. Однако фрагментарно мы уже имели возможность поработать с этой системой в режиме «Калининградского транзита», осуществляя связь анклава с большой землей. Этот эксперимент вышел из стадии эксперимента и идет сейчас в рабочем режиме. То есть, оформление товара происходит один раз, а не дважды - при входе в Литву и выходе из нее. Мы получили доступ к внешнему порталу Литовской таможенной службы, что уже является первым шагом к интеграции двух транзитных систем. Но нам предстоит присоединиться к еще двум конвенциям, закончить сопряжение документов, и только после этого мы сможем во всей полноте поставить вопрос совмещения транзитных систем. Бесспорно, будет стоять вопрос обустройства пунктов пропуска, создания надежной инфраструктуры. Этот вопрос тоже стоит в повестке дня.
Вместе с тем, на постсоветском пространстве мы работаем с коллегами из СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства. Идет серьезная работа в рамках единого экономического пространства. В связи с этим все, что мы делаем с Европейским Сообществом, мы постоянно доводим до сведения наших коллег по СНГ и ЕврАзЭС, чтобы ни для кого не было секретом, что происходит на гигантской транзитной территории Российской Федерации. Они в курсе дела, и, повторяю, в середине января мы еще раз собираемся с коллегами по СНГ для обсуждения этих вопросов.
Проведение всех этих мероприятий направлено на повышение эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации. Здесь задачи больше наши внутренние, но они могут легко транслироваться на общегосударственные задачи. В связи с этим я бы хотел предложить вашему вниманию основные направления повышения эффективности деятельности российских таможенных органов. Обращу внимание на то, о чем я уже говорил, на создание системы «одного окна», сочленение наших информационных систем, работу на одном сервере, работу с единым администратором на пунктах пропуска.
Какие же результаты мы ожидаем от применения Рамочных стандартов и Концепции развития таможенных органов Российской Федерации?
Бесспорно, это сокращение времени на выполнение таможенных формальностей и, в первую очередь, на автомобильных пунктах, потому что там у нас иногда возникают очень большие заторы. Дальше, снижение издержек на прохождение таможенных формальностей за счет эффективного администрирования. Это уже в большей степени касается вас. Повышение эффективности торговли путем сокращения количества документов, оформляемых участниками сделки, уменьшение платежей за автомобильные перевозки в транзитных странах с помощью устранения дублирования официального контроля. Это то, что мы ожидаем в конечном итоге.
Сейчас начат процесс реализации того, что Правительство нам поручило, а поручение заключается в следующем. В трехмесячный срок Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами должны согласовать план действий и программу работы по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Это не  простая работа, так как она призвана сформулировать точные обоснования затратного механизма и, в конечном итоге, систему координации на будущее. Работа огромная, но, тем не менее, мы этой работы не боимся, тем паче, что на предварительном этапе, согласовывая Концепцию, мы очень многие моменты уже отработали. Сделать это без бизнес-сообщества мы не можем и не сможем. И в этой связи Федеральная таможенная служба будет продолжать такие интенсивные контакты и консультации с бизнесом для того, чтобы наше движение вперед было полностью скоординированно и отвечало интересам, и вашим, и государственного таможенного контроля.
Спасибо.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru