openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Доклад руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова "О состоянии и задачах таможенных органов Российской Федерации с учетом их ресурсного обеспечения" на заседании коллегии Минэкономразвития России 3 февраля 2006 года

Уважаемый Герман Оскарович!
Уважаемые члены коллегии и участники заседания!


   Принятие Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов стало для нас знаковым событием прошлого года.
 Правительство поддержало цели и задачи Концепции, определило подходы к решению стоящих перед службой задач и пути достижения поставленных целей.
 Сегодня мы имеем пятилетнюю программу действий по созданию в России новой, современной, отвечающей международным стандартам таможенной службы, способной быть равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

  Пока таможенные органы России не готовы в полной мере обеспечить свою работу на уровне международных стандартов в связи с тем, что не решен целый ряд системных вопросов, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и  повысить эффективность деятельности службы в целом.


  В этой связи на заседании Правительства было дано поручение, исходя из анализа имеющегося состояния и изложенных в Концепции задач, определить, какие меры нужно предпринять, чтобы кардинально изменить ситуацию. Для этого должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем. Необходимо определить этапность их реализации и ресурсные затраты таким образом, чтобы как было сказано «у нас в памяти остались две цифры: сколько мы можем добавить в бюджет, и сколько надо будет потратить из бюджета, чтобы оснастить таможню и реализовать меры, предусмотренные Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации». 

  Исходя из этих и других установок, Федеральной таможенной службой совместно с департаментами Минэкономразвития такие меры с их ресурсным обеспечением представлены сегодня на рассмотрение Коллегии Министерства в виде проекта доклада. 
 

 План мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, также представленный на рассмотрение участников сегодняшнего заседания коллегии, на стадии подготовки к заседанию Правительства Российской Федерации уже был согласован с заинтересованными Министерствами и ведомствами.
 После сегодняшнего обсуждения его предстоит повторно согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с поручением Правительства, и представить на утверждение Министров  Минэкономразвития и Минфина. 

 Поскольку тексты проекта доклада и Плана мероприятий имеются в материалах к заседанию коллегии, позвольте мне коротко остановиться только на отдельных, наиболее важных положениях этих документов.


Прежде всего хочу отметить, что состояние дел в таможенных органах и результаты их работы убедительно свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в таможенных органах имеются определенные возможности и условия для эффективного проведения внешнеторговых операций, упрощения и внедрения признанных во всем мире стандартных таможенных процедур, таких как предварительное информирование, электронное декларирование, система управления рисками, пост-аудит.

В результате этого 99,9% таможенных деклараций оформляются в установленные Таможенным кодексом 3 дня, около 95% товаров по импорту выпускаются в день подачи таможенной декларации, что положительно влияет на пополнение доходной части бюджета и на общий климат внешнеэкономической деятельности.
 По итогам 2005 года, таможенными органами собрано и перечислено в бюджет государства более 2,1 трлн. рублей или 74,3 млрд.долларов США, что почти на 32 млрд. долл. США больше, чем в 2004 году. Наблюдается устойчивый ежемесячный прирост таможенных платежей при импорте. В 2005 году они составили более 750 млрд. рублей или 26,5 млрд. долл. США, что на 33% больше, чем в 2004 году.
  Но мы хорошо понимаем, что сделано гораздо меньше, чем нужно, и, что нерешенных проблем у таможенных органов еще достаточно.

 Среди них занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование, неразвитость системы информирования о ценообразовании, низкая эффективность контроля на основе методов аудита, низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, недостаточная подготовленность  кадров, слабая их мотивация, высокий уровень коррупции.

  Названые и другие недостатки во многом обусловлены тем, что уровень развитости самой службы не соответствует современным требованиям.
 Вторая причина имеющихся проблем - это недостаточность межведомственного взаимодействия при решении задач в сфере внешнеторговой деятельности с участием таможни.
 Как было замечено на заседании Правительства, таможня в нашей стране – это больше, чем таможня. Это не только фискальная, но и силовая структура. Она взаимодействует практически со всеми федеральными органами исполнительной власти, и эффективность этого взаимодействия не может быть односторонней. Нужны интегрированные информационные базы, единые подходы к работе на границе.

  Исходя из этого, главные и самые серьезные задачи, которые предстоит решить, связаны с проблемой обустройства и интегрированного управления на границе.
  Это самое приоритетное и самое затратное направление деятельности по реализации Концепции развития таможенных органов. Оно включает в себя такие вопросы, как переход на работу по принципу «одно окно», «одна остановка», создание единой базы данных государственных контролирующих органов и условий, необходимых для их деятельности вне зоны пограничного и таможенного контроля, это создание принципиально новой, основанной на международных стандартах системы организации таможенного контроля и таможенного оформления. 

  В настоящее  время в режимной зоне пункта пропуска осуществляется семь видов государственного контроля, которые последовательно обеспечивают сотрудники 6 государственных контрольных органов (пограничной, таможенной, миграционной служб, Ространснадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора).
 Данная система контроля сформировалась в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, и она полностью соответствовала тогдашнему положению дел во внешнеторговой сфере.
 В современных условиях ее громоздкость и сложность очевидна.

 Изменить положение дел на границе и уйти от существующих проблем возможно, организовав работу так, что в режимной зоне пункта пропуска работают только пограничная и таможенная службы, сотрудники других государственных контрольных органов работают вне режимной зоны. Вследствие этого необходимо провести большую работу по созданию всех условий для выполнения своих функций.
 Изменение схемы организации контроля потребует соответствующей работы по оптимизации размещения объектов пункта пропуска и их современному техническому оснащению, в том числе инспекционно-досмотровыми комплексами.

 Всего нам необходимо 50 стационарных и 22 мобильных ИДК.  Установка 17 ИДК предусмотрена в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010)». Под нее выделено 3 млрд. 47 млн.  рублей финансирования. Еще 4 ИДК в 2006 году будут построены за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития, выделенного ФТС России на модернизацию информационных таможенных систем. На установку остальных ИДК дополнительно потребуется еще 9,4 млрд. рублей.
  Оснащение границы инспекционно-досмотровыми комплексами - это наиболее затратная часть программы обустройства пунктов пропуска.


 Но на эти затраты надо идти, так как наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты и даже секунды увидеть на экране все, что находится внутри вагона, контейнера, фуры и других большегрузных средств транспортировки грузов.

 Данные затраты быстро окупятся, что само по себе важно, но еще более важно это с точки зрения борьбы с терроризмом, а также с различными видами контрабанды.
 Обязательным условием решения задач интегрированного управления границей является создание межведомственной системы сбора, хранения и обработки информации для контроля внешнеторговой деятельности и определения ее системного администратора.
 Данная система предназначена для использования уполномоченными государственными контрольными органами при проведении всех видов контроля и обеспечения его непрерывности как в пунктах пропуска, так и на территории Российской Федерации.

 Скорейшее принятие решения о создании единой межведомственной системы контрольных органов позволит в довольно короткие сроки всем контрольным органам в режиме реального времени отслеживать всю цепочку поставки товара, принимать своевременные оперативные решения и избежать многих имеющихся потерь.
 Новые условия работы требуют и принципиально новых подходов к вопросам обустройства границы, развития приграничной инфраструктуры.
 Предстоит не только построить и оснастить 114 технически новых автомобильных пунктов пропуска, реконструировать 37, закрыть 11, но необходимо в корне изменить стандарты их работы.


  Обеспечить это при ныне действующей системе строительства и эксплуатации, при ее разобщенности и неразберихе, будет невозможно. В этой связи возникает насущная необходимость создания единой структуры, отвечающей за содержание пунктов пропуска, их строительство, реконструкцию и техническое оснащение. Данная структура одновременно должна быть и балансодержателем.
  Реализация мер, направленных на обустройство и интегрированное управление на границе, позволит в целом повысить эффективность таможенного контроля, увеличить пропускную способность пунктов пропуска, сократить время на выполнение таможенных формальностей, повысить эффективность борьбы с контрабандой, увеличить поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.
  Не менее важной задачей деятельности таможенных органов, требующей безотлагательного решения, остается борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения товаров.

 В ныне действующей системе контроля таможенной стоимости сбор и анализ ценовой информации о стоимости товаров на мировом рынке осуществляется путем взаимодействия с производителями товаров, различными ассоциациями и объединениями, а также с использованием доступных источников ценовой информации (каталоги, справочники, российские и международные специализированные издания).
 Новая система контроля таможенной стоимости позволит исключить фактор субъективизма, так как предусматривает алгоритм работы, при котором таможенный инспектор в автоматическом режиме запрашивает и сравнивает те данные по таможенной стоимости, которые заявил участник внешнеторговой деятельности, с данными, которыми располагают общеизвестные мировые компании, имеющие опыт работы с таможенными службами других стран и обладающие достоверной ценовой информацией.

 Одновременно в ФТС России будет создана единая база данных справочных цен на основные товары и услуги. Она позволит не только расширить, но и поддерживать в актуализированном режиме с учетом изменений конъюнктуры рынка.

  Реализация указанных мероприятий позволит сформировать дополнительные поступления в федеральный бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы. По предварительным оценкам, сумма дополнительных поступлений составит ежегодно не менее 15 млрд. рублей при ориентировочной стоимости данных работ в 500 млн. рублей. (Справочно: эффективность финансовых затрат составит 90 рублей на каждый вложенный рубль.)

  В последующие годы затраты на поддержание базы данных в актуализированном состоянии будут существенно ниже, и, следовательно, эффективность таких технологий будет более высокой.
 Одновременно требуется принятие дополнительны мер по защите прав интеллектуальной собственности.

 Прежде всего, это подготовка кадров, оперативное взаимодействие с правообладателями и производителями подлинных товаров.
 Предполагается и проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с так называемыми фирмами-однодневками, через которые происходит легализация товаров, ввезенных с нарушениями таможенного и налогового законодательства. По нашему мнению, такими мерами могли бы быть введение уголовной ответственности в отношении учредителей, а также директора и бухгалтера за создание мнимых фирм; обязательное ведение бухгалтерской отчетности индивидуальными частными предпринимателями без образования юридического лица и организациями, использующими упрощенную систему налогообложения (такое правило может распространяться на наиболее налогоемкие товары ограниченной номенклатуры).

 Совместно с налоговыми органами предстоит создать механизм осуществления сквозного контроля лиц, занимающихся внешнеторговой деятельностью.
 В целях обеспечения комплексного анализа информации о внешнеэкономических сделках создание в структуре таможенных органов Российской Федерации будет создан Операционный центр для обработки и принятия решений. Главной задачей данного центра будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и оперативное управление таможенными органами Российской Федерации, исключающий субъективизм должностных лиц таможенных органов при принятии решений.

 Схема работы Операционного центра предполагает, что Центр получает информацию в рамках международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия от зарубежных таможенных органов федеральных министерств, служб и агентств, структурных подразделений ФТС России. Сбор и анализ будет осуществляться от момента получения первичной предварительной информации до результатов пост-контроля по всей цепочке поставки товаров.
 Работа Операционного центра позволит своевременно реагировать на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства, что будет способствовать формированию равных условий конкуренции на российском рынке и повышению уровня собираемости таможенных платежей.
 Еще одной важной задачей организации деятельности таможенных органов Российской Федерации на ближайшую перспективу является поэтапное сближение таможенного законодательства России и Евросоюза.


 Внедрение международных норм и правил позволит перейти на применение единых стандартов в области таможенного дела и решить вопросы, связанные с присоединением к ряду международных Конвенций.
  В настоящее время активно ведутся работы по унификации требований, предъявляемых при таможенном оформлении и транзите товаров в России, с требованием Единого административного документа и переходу в 2007 году на его применение, т.е. предусматривается однократное заполнение таможенной декларации в таможне страны отправления, взаимное административное содействие таможенных служб друг другу, упрощение процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

  Уже в текущем году начнется создание новой автоматизированной системы контроля таможенного транзита, сопряженной с общеевропейской новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS). Это позволит таможенным органам стран транзита и стран назначения незамедлительно получать из единой информационной базы сведения о перемещаемых товарах.
 Основные элементы этой транзитной системы уже внедрены в системе «Калининградский транзит».
  Все эти нововведения важны. Они позволят стандартизировать таможенные процедуры, исключить подмены товаросопроводительных документов, сократить время проведения таможенных формальностей.
 Общая затратность данных мероприятий составит 1,4 млрд.рублей, а их реализация будет способствовать стимулированию товарооборота с европейскими странами и формированию дополнительных возможностей России, как страны транзита между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
 Следующая задача - это внедрение новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования, кардинально меняющих работу таможенных органов.
 Данные технологии направлены на обеспечение качественно нового уровня управления таможенной деятельностью, максимальный перевод службы на электронные формы взаимодействия с участниками торговли. Основу внедрения новых информационных технологий составляет Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, которая уже сегодня охватывает все таможни и 92% таможенных постов.

  В настоящее время электронное декларирование работает на 86 таможенных постах по всех территории России. В развитие этой системы  планируется в 2006 году довести их количество до 130, а в 2009 – до 500 постов.

 Для повышения вычислительных возможностей автоматизированной  системы предстоит провести переоснащение 7 региональных вычислительных центров.  Предварительное информирование в будущем будет полностью определять формы применяемого таможенного контроля и служить основой для работы системы управления рисками. Однако развитие практики внедрения предварительного информирования таможенных органов  невозможно будет без включения данных вопросов в межправительственные и межведомственные соглашения, заключаемые с государствами – основными торговыми партнерами Российской Федерации, а также внесения изменений в Таможенный кодекс, определяющих обязательное предоставление предварительной информации участниками внешнеторговой деятельности таможенным органам.


 Предполагается, что информация будет поступать от любого заинтересованного лица при ввозе и вывозе товаров, от таможенной службы страны экспорта или транзита, от  администрации приграничного пункта пропуска.

 Получение информации о товарах до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски» и сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют углубленной проверки.
 Недостаточная техническая оснащенность пунктов пропуска в настоящее время не позволяет широкомасштабно внедрить процедуры предварительного информирования в таможенных органах. Именно поэтому финансирование здесь необходимо проводить  в первоочередном порядке.

  По нашим прогнозам, предварительное информирование будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Российской Федерацией и странами-контрагентами на 10%  ежегодно.
 Наконец, еще одна задача, решение которой крайне важно для самой службы, это изменение подходов к работе с кадрами, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.
 Масштабы существующей коррупции в таможенных органах имеют негативные последствия как для государства, так  для бизнес-сообщества. Необходим целый пакет антикоррупционных мер, например таких, как регламентация деятельности должностных лиц в процессе принятия решений и осуществления контактов с участниками внешнеторговой деятельности.

 Это возможно реализовать в рамках проводимой работы по установлению стандартов государственных услуг, разработке регламентов деятельности, в том числе электронных.
 В соответствии с планом, утвержденным Правительственной комиссией по проведению Административной реформы, уже в 2006 году будет разработано 5 административных регламентов.
 Необходимо также усиление взаимодействия с иными правоохранительными органами, ведь не секрет, что последствия проведения таможенного контроля в том или ином виде проявляются в деятельности других контролирующих органов.  Это недобор налоговых поступлений, активизация наркоторговли, появление некачественных, опасных и контрафактных товаров и многое другое.
 Поэтому назрела необходимость в принятии жестких решений по полному исключению случаев пересечения компетенций правоохранительных и иных государственных органов в вопросах осуществления государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.

 Больной вопрос - так называемое «крышевание» иными государственными органами отдельных аспектов внешнеторговой деятельности. Такие проявления имеют место как в привязке к определенным товарным группам, складам, фирмам-импортерам и перевозчикам, странам отправления, так и применительно к таможенным органам.
 Думая, что всем понятно, о чем я говорю.


 По стандартам Всемирной таможенной организации, высшей степенью развития таможенной администрации является придание  таможенным органам статуса единственного контактного лица для участника ВЭД при осуществлении внешней торговли. Очень надеемся, что российская таможенная служба когда-то тоже заслужит право обладать таким статусом.


 Одной из проверенных форм борьбы с коррупцией является ротация кадров. В этой связи создание и развитие системы ротации кадров – это важная составляющая антикоррупционного пакета. Однако хочу сказать, что ротация только таможенных кадров – это полдела. Ее необходимо одновременно проводить во всех структурах, работающих на границе, особенно в пунктах пропуска.
 При этом замечу, что ротация кадров невозможна без наличия во всех регионах страны фонда служебного жилья. Его потребность до 2010 года включительно составляет около 1170 служебных квартир, которые мы просто обязаны обеспечить.
 Важной мерой антикоррупционного пакета является создание системы контроля эффективности деятельности таможенных органов.
 В течение 2005 года нами была опробована система установления и отслеживания контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов, и должен сказать, что она дала много положительного как для работы самих таможенных органов, так и для оценки их деятельности.
 Это позволяет нам перейти к созданию системы индикативных показателей деятельности таможенных органов всех уровней, что в таможенном администрировании означает качественный шаг вперед.

Уважаемые участники заседания!

 Реализация перечисленных задач, которые условно объединены в 5 укрупненных блоков,  возможна только при системном, комплексном подходе к их реализации и при условии решения трех базовых составляющих:


 - работа двух служб в режимной зоне пункта пропуска;
 - создание единой базы данных контролирующих органов;
 - создание единой организации по строительству, эксплуатации и содержанию пунктов пропуска.
 По имеющимся расчетам (справочно: они приведены к условиям 2005 года), общие затраты на решение изложенных в проекте доклада задач и мер по их реализации, составят 89,9 млрд. руб., а эффективность в денежном выражении с 2007 по 2010 год включительно может составить 410 млрд. руб.
 Ресурсное обеспечение мероприятий предполагается осуществлять за счет, во-первых, текущих расходов, ежегодно выделяемых на содержание ФТС России, во-вторых, за счет их включения в действующие федеральные целевые программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 гг.)» и «Электронная Россия», в-третьих, за счет внесения их в ведомственную целевую программу «Развитие таможенных органов Российской Федерации (2006 – 2010)» и во внепрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Полный эффект реализации предлагаемых мер достигается в течение трех лет после начала финансирования вышеуказанных программ.

  Специалисты и эксперты полагают, что реализация предусмотренных мероприятий будет иметь положительное влияние не только на рост доходов бюджета, но и на обеспечение макроэкономической стабильности, создание дополнительных стимулов для роста отечественного производства. 

 В частности, к 2009 году:

 - затраты времени на выполнение таможенных процедур и таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска сократятся до 16 минут;
 - затраты времени на совершение таможенных формальностей в местах декларирования составят 18 минут.
 Количество таможенных досмотров в отношении партий товаров, перемещаемых через таможенную границу, при ввозе будет доведено до 13 процентов, при вывозе – до 6 процентов.
 Расхождение данных таможенной статистики со странами-торговыми партнерами Российской Федерации составит 13 процентов, что приведет к увеличению всей налогооблагаемой базы при импорте товаров до 203 млрд. долл. США. 
 Предлагаемые меры дадут также возможность более эффективно проводить государственную политику в области регулирования внешнеторговой деятельности, окажут положительное влияние на импортнозависимое производство, на доходы и расходы населения, а также снизят зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы.
В заключение хочу сказать, что настоящий доклад составлен в полном соответствии с целями и задачами Концепции развития таможенных органов и отражает только наиболее масштабные из них.
  Просил бы членов коллегии поддержать данный проект доклада.

В ранее направленном варианте проекта доклада, в его заключительной части, имеется ряд предложений относительно поручений Правительства Российской Федерации по названным сегодня вопросам. Просил бы данные предложения также поддержать.


 Благодарю за внимание.

  

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru