openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Доклад руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2005 году и задачах на 2006 год" на расширенном заседании коллегии ФТС России 16 февраля 2006 года

Об итогах работы таможенных органов

Российской Федерации

в 2005 году и задачах на 2006 год

 

 

(Доклад на расширенном заседании коллегии

ФТС России

16 февраля 2006 года)

 

Уважаемый Герман Оскарович!

Уважаемые гости!

Уважаемые коллеги!

   Минувший 2005 год войдет в историю таможенной службы России как год системного, углубленного анализа ее деятельности, год разработки и принятия Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов.
   В 2006 год российские таможенники вступили с четкой, выверенной программой действий по созданию в России конкурентоспособной, отвечающей международным стандартам таможенной службы.
   На состоявшемся 3 февраля заседании коллегии Минэкономразвития были рассмотрены задачи таможенных органов Российской Федерации на ближайшую перспективу с учетом их ресурсного обеспечения, а также План мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов.
  Мы бы просили Минэкономразвития, Минфин России поддержать наши предложения, в т.ч. в части их ресурсного обеспечения. Расчеты показывают, что 90 миллиардов рублей затрат, в основном, на обустройство границы, начинают окупаться на третий год после их вложения, а дополнительно бюджет получит не менее 410 миллиардов рублей только за 4 года. 
 

Основные задачи на ближайшую перспективу, вытекающие из Концепции развития таможенных органов, включают: 

  Первое. Обустройство и интегрированное управление на границе. 


   Второе. Борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения.


  Третье. Поэтапное сближение таможенного законодательства России и Евросоюза.

 
  Четвертое. Внедрение новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования.

  Пятое. Изменение подходов к работе с кадрами, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.
 

   В качестве механизма реализации задач выбран программно-целевой метод управления и внедрение бюджетирования по конечному результату.
 Задачи эти носят комплексный характер, они во многом новые, и решать их застарелыми способами и методами  будет невозможно, а значит,  мы обязаны найти новые подходы и новые формы работы по совершенствованию таможенного администрирования. Не останавливаясь подробно на общих итогах работы таможенных органов в минувшем году (все они есть в справочном сборнике), перейдем к рассмотрению того, что нам предстоит сделать в 2006 году. Основным вектором направления деятельности таможенных органов в 2005 году стало требование Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, изложенное им в ежегодном Послании Федеральному Собранию, о том, что «приоритетом в деятельности налоговых и таможенных органов должна стать проверка исполнения налогового, таможенного законодательства, а невыполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин…»

   Усиление контроля за соблюдением законности  остается приоритетным направлением деятельности таможенных органов и в 2006 году. Обусловлено это тем, что, либеральное таможенное законодательство, выборочность контроля, отказ от старых принципов работы ведут к появлению у недобросовестных субъектов внешнеэкономической деятельности возможностей для недостоверного декларирования товаров. Должен сказать, что, несмотря на все предпринимаемые в минувшем году меры, проблему недостоверного  декларирования решить так и не удалось.

  Причин этому немало. Одна из них – отсутствие в коллективах таможен и таможенных постов атмосферы строгой взыскательности и ответственности к тем, кто недобросовестно относится к исполнению своего служебного долга, откровенно игнорирует нормы таможенного законодательства и должностных инструкций. Однако в этом явно просматривается и вина как региональных таможенных управлений, так и подразделений ФТС России.
   Отсутствие системного, углубленного анализа и мониторинга результатов работы по контролю за декларированием товаров, запаздывание с выработкой конкретных управленческих решений  способствовали формированию в некоторых таможенных коллективах атмосферы попустительства и безответственности.  
   Вторая причина, на наш взгляд, состоит в том, что в минувшем году роль самого таможенника и руководителя таможенного поста в борьбе с недостоверным декларированием практически была сведена к позиции пассивного наблюдателя за творящимися безобразиями.
   Задача этого года – переломить ситуацию на данном направлении, сосредоточить усилия функциональных и правоохранительных подразделений таможенных органов всех уровней на борьбе с недостоверным декларированием, а оценку деятельности руководителя таможенного поста, персональную роль каждого таможенника и таможенного органа в целом давать  по конкретным результатам работы на этом участке.

   В центре нашего внимания по-прежнему должны оставаться товары 84-85 групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, товары ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, в т.ч. Китая и Турции, товары прикрытия, другие товары групп риска.
   Необходимо выработать единые подходы к организации таможенного контроля на принципах системы управления рисками.
   Несмотря на то, что в минувшем году мы значительно продвинулись по пути внедрения СУР в практику работы таможенных органов, а в этом году перешли на автоматическое применение этой системы, все же неразберихи здесь остается много.

   В некоторых региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах до сих пор нет полного понимания организации таможенного контроля на новых принципах системы управления рисками. Все еще практикуются такие суррогатные формы контроля, как согласования и мероприятия, предусматривающие вмешательство региональных таможенных управлений и таможен в процесс таможенного оформления, а некоторые таможенные органы просто продолжают работать по старинке.
   Факты таких подходов имеются в Волгоградской, Восточно-Сибирской оперативной таможнях, в ряде таможен Приволжского, Сибирского и Дальневосточного региональных таможенных управлений.
 Немалая доля ответственности за такое положение дел ложится и на подразделения ФТС России. В отдельных из них также нет должного понимания принципов организации работы по системе управления рисками. До сих пор Главное управление организации таможенного контроля и Главное управление по борьбе с контрабандой не могут определиться в схемах взаимодействия и совместных подходах к проведению этой работы.

   До сих пор мы с пониманием относились к ссылкам на то, что система управления рисками дело новое, прошло мало времени. В этом году подобные отговорки приниматься не будут.
   Кто не успел, тот опоздал. Именно так прошу относиться к оценке деятельности тех сотрудников, которые либо не могут, либо не хотят работать с новыми таможенными и информационными технологиями, к каковым  относится система управления рисками.
   Обращаю на это внимание, прежде всего, начальников региональных управлений и таможен. Не будете вы давать должные оценки своим  подчиненным, будем мы давать оценки вам. Это также одинаково касается и всех подразделений ФТС России.
   В ряду мер, направленных на борьбу с недостоверным декларированием, важное место должно занять решение таких вопросов, как создание единых стандартов и требований к обустройству границы, техническому оснащению пунктов пропуска современным весовым и сканерным оборудованием, инспекционно-досмотровыми комплексами.
   Уже сегодня к решению этих и других вопросов, связанных с этой проблемой, должны приступить Главное управление тылового обеспечения, Главное управление организации таможенного контроля, Главное управление информационных технологий, начальники региональных таможенных управлений.
 В этом году в морских портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, "порт Восточный" должны быть установлены инспекционно-досмотровые комплексы. Однако до сих пор места их размещения не согласованы, работы по их строительству не начаты. Видимо, ждем повторения прошлогодней ситуации со строительством пунктов пропуска, когда полгода ждали утверждения новых проектов, затем в авральном порядке достраивали. Сама по себе проблема не решится. В этой связи хочу сказать руководителям региональных управлений. Если раньше регионы были исключены из процесса обустройства границы, то сейчас наоборот. Вы хозяева, вам лучше знать, где и какое строительство надо вести. Предлагайте, доказывайте, помня при этом, что вся ответственность за обустройство таможенной инфраструктуры и эксплуатацию ее объектов на территории  региона делегируется и возлагается на региональные таможенные управления, и вы вместе с Главным управлением тылового обеспечения несете персональную ответственность за решение этих вопросов. 

   Вопросы достоверности декларирования товаров тесно связаны с работой по контролю таможенной стоимости.
   Хочу отметить, что в минувшем году работа на этом направлении стала  более  конкретной.
 Однако в свете задач, определенных Концепцией развития таможенных органов, работа эта должна быть организована по-другому.
 Нужно создать комплексную систему информационно-аналитического обеспечения работ по таможенной стоимости. Сердцевиной этой системы станет Единая база данных справочных цен на товары и услуги. При этом важно помнить, что собрать ценовую информацию – это далеко не главное. Главное состоит в том, чтобы обеспечить использование данной информации в работе инспектора на таможенном посту, причем, в автоматическом режиме с использованием соответствующих программных средств.
 Создание и наполнение информацией Единой базы данных справочных цен мы начинаем проводить уже в этом году, в том числе, с  привлечением, на конкурсной основе, независимых международных компаний.

   Наряду с этим необходимо более предметно работать в части применения профилей риска по таможенной стоимости, которые на местах применяются формально. Товары, заявляемые по стоимости не ниже профильной, зачастую практически не контролируются таможенными органами, даже если имеются признаки недостоверности  представляемых документов, чем пользуются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности.

   Бывает и наоборот, при наличии полного и достоверного пакета документов производится корректировка таможенной стоимости даже при малейшем отклонении от уровня профиля.
 Хочу спросить и у руководителей таможен, и у сотрудников центрального аппарата: если есть такие факты, то почему никто не наказан? Кто и какие выводы сделал?
 Неужели кому-то из сидящих в зале руководителей надо объяснять прописные истины о том, что такой упрощенный подход дискредитирует идею системы управления рисками, приводит к оспариванию действий таможенных органов в судебных инстанциях и к принятию судами решений не в пользу таможенных органов.
 При любом таком решении проигрывает не таможня, не конкретный таможенник, а государство. Вот о чем всегда должны помнить мы, государевы люди, наделенные правом от имени государства защищать его экономические интересы. И если есть факт нарушения закона или правил, должны быть и выводы.

   В Мурманской таможне только в декабре 2005 года по одной ГТД оформлено 194 тонны рыбных голов и хребтов, а лосося атлантического оформлено  всего 3 тонны.
   Тот самый случай, когда есть факт, должны быть выводы. Прошу разобраться и доложить о принятых мерах, кому это нужно так много голов и хребтов. Нормальному человеку нужна одна голова и один хребет, особенно, если он служит на государственной службе.
   Задача руководителей региональных таможенных управлений и таможенных органов - обеспечить жесткий контроль за соблюдением должностными лицами регламентных действий в  полном соответствии с нормативной базой и законом о тарифе.

   Полнота собираемости таможенных платежей по-прежнему остается одним из основных направлений нашей деятельности, и основываться она должна не на принципе «деньги любой ценой», а на четком соблюдении буквы и духа закона.
   Хочу напомнить коллегам таможенникам, что с 1 января текущего года в системе учета, начисления и перечисления таможенных платежей произошли изменения.
   Суть их в том, что теперь в балансовых отчетах отражаются не только взысканные и перечисленные суммы платежей, но и начисленные таможенные платежи. Действующая система начисления и перечисления таможенных платежей становится «прозрачной» и позволяет видеть сколько платежей начислено и сколько поступило в бюджет.
   До сих пор такой полной картины мы не имели и досконально знали только о том, сколько таможенных платежей поступило бюджет.   Если говорить об итогах работы по собираемости таможенных платежей в 2005 году, то они были рекордными за все 15 лет работы таможенной службы России.   Было собрано и перечислено 2,1 трлн. рублей или 74,4 млрд. долл. США. Это на 882,7 млрд. или 31,9 млрд. долл. больше, чем в 2004 году.    Платежи по импорту в 2005 году составили 750,3 млрд. рублей или 26,5 млрд. долл., что на 186,4 млрд. рублей больше, чем в 2004 году. Задание, предусмотренное законом о бюджете на 2006 год, не менее напряженное и составляет 2 трлн. 136 млрд. рублей, в том числе по импорту - 839 млрд. рублей. Задача состоит в том, чтобы не только выполнить, но и перевыполнить данное задание, задействовав все имеющиеся резервы.
   За нашей работой в этом направлении пристально следят Правительство, министерства и ведомства, общество, пресса. Это объясняется социальной значимостью реализации фискальной функции.

  Но, к сожалению, в средствах массовой информации, в выступлениях должностных лиц разного уровня приводится такое множество разных данных о том, сколько таможня не добирает в бюджет, что просто диву даешься, откуда эти данные берутся.  Напомню, что начиная с 1995 года, ФТС России стала единственным источником официальной информации по экспортно-импортным операциям Российской Федерации. Хотелось попросить учитывать это и давать ссылки на официальные данные таможенной статистики. Внимание же коллег-таможенников обращаю на недопустимость вольного обращения с данными таможенной статистики, так как ошибка в одной цифре может повлечь за собой тяжелейшие последствия, и не только в экономике. Имеются в виду имеющие место ошибочные данные Центральной энергетической таможни по газу, Мордовской таможни по экспорту грузовых автомобилей.
   Стоило в экспортной ГТД ошибочно, вместо количества машин 1 шт. проставить номер двигателя автомобиля и сразу же за сентябрь 2005 года экспорт грузовых автомобилей увеличился в 3 раза, а за девять месяцев 2005 года – на 34%, или на 10,1 тысяч штук. На уровне ФТС России данные ошибки были вовремя исправлены, но такой брак в нашей работе, уважаемые коллеги, недопустим.
   В текущем году в структуре таможенных платежей главной для оценки работы любого таможенного органа становится импортная составляющая.  В этой связи хочу сказать еще об одной особенности 2006 года. Коллеги, нужно забыть о таком понятии, как корректировка заданий в сторону уменьшения. Предупреждаю об этом руководителей таможенных органов и руководство Главного управления федеральных таможенных доходов.  Никакие объяснения по этому поводу приниматься не будут.  Один из резервов улучшения собираемости таможенных платежей – это совершенствование нормативной базы.

   К сожалению, вместе с Минэкономразвития, Минсоцздравом, Минпромэнерго и  Минфином России не удалось довести до принятия Правительством Российской Федерации документа, позволяющего единообразно применять законодательную базу по таможенным платежам, в том числе по изделиям медицинского назначения и лекарственным средствам, по «технологическому оборудованию», подлежащему льготному ввозу на территорию страны. До сих пор не издан подготовленный и согласованный в 2005 году пакет нормативных правовых актов, связанных с отдельными аспектами работы Российского фонда федерального имущества. (Справочно: Устав РФФИ, перечень затрат РФФИ, подлежащих возмещению из федерального бюджета).
   А здесь кроются большие резервы пополнения бюджета.

  Например, в 2005 году для реализации в РФФИ таможенными органами Дальневосточного региона было передано товаров на сумму порядка 120 млн. рублей. На счета таможенных органов от реализации поступило всего  9% от стоимости переданного имущества (11 млн. рублей).  Судебным приставам в 2005 году этим же Управлением было передано имущества на сумму порядка 485 млн. рублей, а средств поступило порядка 3,5 млн. рублей. Эффективность реализации конфискованного имущества составила менее 1 процента. Аналогичные проблемы имеются практически во всех региональных управлениях.
 Тем не менее, мы должны сидеть и ждать? Когда же эти вопросы решатся сами собой, или  кто-то их решит за нас?  Прежде всего мы сами, и на уровне ФТС России, и на уровне регионов не должны давать покоя ни РФФИ, ни судебным приставам, - занимать активную позицию, искать и, главное, находить возможности влиять на эти процессы.
   Только такой подход будет приниматься и приветствоваться.

 Задача 2006 года – коренным образом изменить ситуацию в  борьбе с так называемыми «фирмами-однодневками. К сожалению, в прошлом году ни на уровне ФТС России, ни на уровне регионов нам не удалось найти реальные подходы к организации этой работы, как и не удалось создать действующую систему пост-аудита. Конечно, основная проблема кроется в законодательстве, которое требует изменений, в том числе, и в части ужесточения санкций за недостоверность заявленных данных. ФТС России направило в налоговую службу предложения на этот счет. Но не стоит дожидаться, когда изменится законодательство. Нужно искать новые подходы к решению данной проблемы. И, справедливости ради, надо сказать, что некоторый опыт успешной работы на этом направлении уже имеется.

  Например, в Московской западной таможне разработана и реализуется на практике технологическая схема таможенного мониторинга, в основе которой лежат персонификация ответственности и неотвратимость контроля за принимаемыми решениями. Действие должностных лиц таможни четко регламентировано должностными документами. В частности, обязательной является беседа начальника таможенного поста с новым участником внешнеэкономической деятельности о перспективах таможенного оформления.  Такая работа уже дает реальные результаты, сокращается приход в таможню «фирм-однодневок», а в случае попыток оформления товаров по сфабрикованным контрактам – административная и уголовная ответственность. Правда, это не исключает, что эти фирмы перетекают в другие таможни. Поэтому Центральному таможенному управлению, Управлению таможенной инспекции нужно изучить и поддержать это начинание и сделать так, чтобы куда бы незаконопослушный бизнесмен не пришел, там его бы ожидало то же самое.   Работа по борьбе с фирмами-однодневками должна проводиться в тесном взаимодействии с налоговыми органами, правоохранительными структурами, бизнес-кругами. Необходимо в корне изменить практику работы, как на уровне ФТС России, так и на уровне регионов по информированию бизнеса о правилах, по которым работает таможня.  Важной задачей года становится выявление и пресечение нарушений прав интеллектуальной собственности. Законодательство Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности сегодня позволяет создать надежный барьер на пути контрафактным товарам.
  Тем не менее, эффективность правоприменительной практики остается на низком уровне и  каких-либо серьезных сдвигов в пресечении потока поддельных товаров, поступающих на российский рынок, пока не произошло.

  Мы не только плохо выявляем контрафактную продукцию, но и некачественно готовим материалы административных дел, направляемых в суды. Большое количество процессуальных ошибок приводят к тому, что нарушители фактически уходят от ответственности.
Мизерными остаются показатели работы по защите прав интеллектуальной собственности в Центральном  и Северо-Западном таможенных управлениях, на которые приходится более чем 70% оформления всех импортных внешнеторговых грузов (ЦТУ - 8%;  СЗТУ – 4% от заведенных дел по нарушениям прав интеллектуальной  собственности).
 Центральное таможенное управление попыталось вскрыть недостатки работы на этом направлении на заседании коллегии, назвало их. Главное теперь – полностью их устранить.
 Хочу предупредить, работа таможенных органов по защите интеллектуальной собственности в этом году мы будем администрировать как никогда жестко, так как это - одна из самых уязвимых позиций в переговорном процессе о вступлении России во Всемирную торговую организацию.  Руководство ФТС России приняло решение о кадровом укреплении данного направления работы, и мы ждем должной отдачи, в том числе и по наращиванию совместных усилий с органами МВД, Торгинспекции, Прокуратуры России, как этого потребовало Координационное совещание руководителей правоохранительных  органов Российской Федерации в Генпрокуратуре России в сентябре прошлого года.

  Простым и объективным показателем, характеризующим эффективность процедуры пресечения перемещения контрафактных товаров, будет являться количество товаров, выявленных таможенным органом и признанных судами контрафактными.  Эффективное решение данной проблемы возможно только при активном участии подразделений таможенного оформления и контроля, подразделений правоохранительного блока и таможенной инспекции, подразделений по работе с рисками. Но главным возмутителем здесь должно выступать Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений.  По-прежнему остро стоит проблема поддержки отечественных товаропроизводителей. Острота эта обусловлена целым рядом причин.
 Одна из них состоит в том, что на территорию Российской Федерации беспошлинно ввозятся товары из стран СНГ, произведенные на территориях особых экономических зон этих государств, из материалов и компонентов, ввезенных также беспошлинно.  Это заведомо ставит отечественных производителей аналогичных товаров в неравные конкурентные условия.

   Например, если мебель производится на территории указанных зон из комплектующих, происходящих из стран ЕС и поставляется в Россию, то ее стоимость будет существенно ниже аналогичной российской продукции, произведенной из таких же комплектующих, но ввезенных в Россию с уплатой ввозных таможенных пошлин. В целях решения данной проблемы представляется целесообразным  вопрос о заключении на правительственном уровне межгосударственных соглашений, в соответствии с которыми при ввозе на территорию Российской Федерации с указанных товаров будут взиматься ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в отношении импортных материалов и компонентов, использовавшихся при их изготовлении, если их ввоз в страну изготовления был осуществлен беспошлинно.  Достаточно важное значение имеет вопрос достоверности происхождения товаров, ввозимых на территорию России из стран СНГ. Его актуальность объясняется значительными суммами тарифных преференций – около 1,2 млрд. долларов США в год. В первую очередь, это относится к товарам, происходящим из государств–участников СНГ, на долю которых приходится около 95% от общей суммы предоставленных преференций.  Помочь решению этого вопроса может достоверная информация о производственных мощностях и реальных объемах производства товаров в странах СНГ.
 Важной задачей 2006 года  является внедрение новых технологий таможенного администрирования, электронного декларирования и предварительного информирования.
 В 2005 году 86 таможенных органов достигли достаточной технической оснащенности для применения электронной формы декларирования. Это на 23% больше, чем было запланировано. Задача 2006 года – довести это количество до 130, причем во всех регионах страны, а не преимущественно в Центральном регионе, как это есть сейчас. В минувшем году по технологии электронного декларирования было оформлено 18905 ГТД, из них 87 процентов - 16452 – в Центральном управлении. (Справочно: СЗТУ – 1548, ЮТУ – 203, ПТУ – 352, УТУ – 141, СТУ – 64, ДВТУ – 89).
   Задача с том, чтобы электронное декларирование применялось в промышленном варианте во всех регионах, а для этого надо готовить техническую сторону, кадры, повышать их профессиональное мастерство, учить работать с программными продуктами. Более активно нужно работать с бизнес-сообществом, чтобы бизнес понял выгоды и преимущества работы с применением формы электронного декларирования.

   В настоящее время система электронного декларирования в подавляющем большинстве применяется только в отношении импорта.   Экспортная составляющая остается неохваченной, а  задача состоит в том, чтобы облегчить оформление экспорта.  Главное, что необходимо решить в этом году, – это сдвинуть с мертвой  точки финансирование и работы по  государственной программе  «Электронная Россия»,  созданию единых информационных баз данных.  Без этого разговоры об интегрированном управлении на границе, внедрении электронного декларирования и решении других задач останутся только разговорами. Заключенные ФТС России соглашения с 13 ведомствами об информационном  обмене реально не работают, т.к. мы передаем информацию по всем 13 адресатам, а получаем только по 4 соглашениям (Банка России, Минэкономразвития, ФНС и Росстата). К сожалению, и данная информация поступает к нам с большой задержкой и множеством ошибок.
   При этом, в ФТС России за каждым таким соглашением закреплено соответствующее подразделение, а в них - конкретные люди. Почему нет ответственности?  Я попрошу заместителей руководителя ФТС России вместе с подчиненными управлениями разобраться в этом вопросе, и на одном из оперативных совещании мы подробно рассмотрим, как ведется обмен информации в соответствии с подписанными соглашениями.  Но при всем при этом необходимо скорейшее проведение работ по программе «Электронная Россия». На всех уровнях есть понимание. Дело осталось за малым – чтобы Мининформсвязи, Минэкономразвития России открыли финансирование и  обеспечили конкретное администрирование проводимых работ.
   Необходимо также реанимировать документы, связанные с принятием закона «Об электронном документе»,  где бы был определен статус электронной декларации, а также порядок ее использования в качестве доказательной базы в случае судебного разбирательства.  В текущем году мы в обязательном порядке должны в режиме эксперимента приступить к реализации договоренностей о совмещенном таможенном контроле с таможенными службами сопредельных с Россией государств.  Дело это новое, отсюда у различных министерств и ведомств и разные подходы, разные точки зрения.
   Убеждать на словах очень трудно. Поэтому Главному управлению организации таможенного контроля совместно с Правовым управлением, Управлением таможенного сотрудничества нужно подготовить и в Ш квартале этого года начать реализацию пилотного проекта, чтобы на конкретном примере показать преимущества совмещенного контроля.
   В 2006 году мы должны завершить работы по унификации требований, предъявляемых при таможенном оформлении и транзите товаров в России с требованиями Единого административного документа, а в 2007 году перейти на его применение.

  Коллеги, вы знаете итоги работы 2005 года по перевозке грузов под таможенным контролем.
Поддержание на стабильно низком уровне процента недоставления товаров останется в 2006 г. основной рабочей задачей таможенных органов на этом направлении. Для этого необходимо подвергнуть существенной модернизации сам механизм контроля за таможенным транзитом, продолжить работу по проектированию новой автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с учетом необходимости интеграции с новой компьютеризированной транзитной    системой (NCTS), применяемой в странах ЕС.

  Наша страна является крупной потенциальной страной транзита и могла бы получить от этого существенную экономическую выгоду. На деле же объемы транзитных товаропотоков не увеличиваются, а на отдельных направлениях даже сокращаются, но участники перевозочного процесса не предпринимают никаких конкретных действий, направленных на решение данной проблемы.
Так, Российские железные дороги вместо того, чтобы  заняться обустройством пунктов пропуска, предлагают  производить погрузочно-разгрузочные операции на станциях, расположенных в десятках километров от границы.

  Вместо того, чтобы совместными усилиями создавать условия, при которых экономические риски при транзите товаров были бы минимальны, а таможенные органы могли бы сокращать количество досмотров, от нас требуют не досматривать товары вообще, зная, что только 20% перевозок являются реальным транзитом товаров, перевозимых в адрес получателей в странах Европы, а 80% возвращается обратно, так как изначально предназначались российским получателям.
Возврат этот  сопряжен с попытками уклонения от уплаты таможенных платежей путем подмены коммерческих документов и заявления недостоверных сведений о товарах.
Хочу заверить, что Федеральная таможенная служба готова и сделает все необходимое для упрощения процедур, применяемых на транзитных перевозках,  но только в том случае, если таможенные органы будут получать достоверные сведения о перевозимых товарах. Необустроенность железнодорожных пунктов пропуска, проблемы с проведением погрузочно-разгрузочных операций –  это еще один весомый аргумент в пользу необходимости создания в 2006 году единой структуры по строительству, эксплуатации и содержанию пунктов пропуска.
Важнейшая комплексная задача 2006 года – это борьба с коррупцией, изменением в целом подходов к работе с кадрами.
   Несмотря на то, что более 80% уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами в отношении должностных лиц таможенных органов, возбуждены по материалам наших подразделений собственной безопасности, вынужден констатировать, что в действиях таможенных органов пока отсутствует системный подход к работе по перекрытию  так называемых «серых схем», слабой остается упреждающая и профилактическая работа, наблюдается разобщенность и безадресность действий, предпринимаемых на этом направлении.
   Уже в первом квартале этого года необходимо завершить согласование   пакета предлагаемых антикоррупционных мер.
 Комплексное противодействие распространению коррупции в таможенных органах невозможно без организации взаимодействия  с федеральными и территориальными органами исполнительной власти, другими правоохранительными и контролирующими органами.

   Назрела необходимость в принятии жестких решений по полному исключению случаев пересечения компетенций правоохранительных и иных государственных органов в вопросах осуществления государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.
   Пакетом антикоррупционных мер предусмотрена ротация кадров.
 Но опять-таки, как свидетельствуют примеры по Забайкальску, Дальнему Востоку, ряду таможен Северо-Западного управления (Выборгская, Балтийская), ротация только таможенных кадров проблему не решит. Ее нужно одновременно проводить во всех структурах, работающих на границе, особенно, в пунктах пропуска.
   Понимание необходимости данного шага на федеральном уровне имеется, и я хотел бы поблагодарить за это руководителей правоохранительных органов и других контролирующих структур.
 Вместе с тем, хочу сказать, что без наших совместных скоординированных действий по болевым таможням и пунктам пропуска на местах дело с мертвой точки не сдвинется. Кого и куда ротировать, нужно решать совместными усилиями именно здесь, в центре.
   Еще одна проблема, которая также не способствует борьбе с  коррупцией – это размещение таможенных органов не на собственных служебно-производственных площадях.
 Вам известны данные об объемах работ по обеспечению таможенных органов собственными площадями. При имеющихся  потребностях и возможностях проблему мы не решим к 2010 году, да и денег никаких не хватит. В этой связи хотелось бы обратиться к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом оказать содействие и, по возможности, передать на баланс таможенных органов имеющиеся или высвобождаемые площади.

   Уважаемые коллеги, думаю, все вы понимаете, что корни и причины высокого уровня коррупции в таможенных органах  кроются в несовершенстве действующей системы работы с кадрами.
 В минувшем году произошла самая значительная за последние десять лет смена руководителей таможенных органов. Переназначено 73 начальника таможни, из них 30 – назначены впервые.
 Итоги работы в 2005 году показали, что новая система подбора и назначения кадров в Дальневосточном, Сибирском, Южном таможенных управлениях уже дает свои положительные результаты. Появились новые идеи, молодые, энергичные, хорошо подготовленные, вновь пришедшие руководители заставили более энергично работать коллективы таможен.
   Но, к сожалению, в общей массе ситуация меняется медленно, в том числе и среди руководящего состава таможенных органов.
 Число дисциплинарных проступков среди руководителей таможенных органов по-прежнему остается высоким и составляет около 25% от общего числа. 30 начальников таможен в минувшем году привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности, причем некоторые из них по три-пять раз. Только после решительных шагов, предпринятых ФТС России, были уволены. 
   Коллеги, неужели будем и дальше мариновать ситуацию? Почему только на уровне центра надо разруливать эти проблемы?
 Алгоритм действий должен быть один для всех: совершил одно правонарушение - получай наказание, при втором правонарушении – надо прощаться с человеком, пусть работает в другом месте. Тогда не будет «долгоиграющих дел», которые  тянутся месяцами, а руководители региональных управлений спокойно за этим наблюдают.


   Взять хотя бы ситуацию в Омской таможне. В акте комплексной проверки целый букет нарушений законодательства при оформлении китайских товаров, недостоверное декларирование налогоемких товаров, нарушения порядка досмотра грузов. Начальнику таможни объявляется строгий выговор.
   Проверяем, как исправляются недостатки и обнаруживаем то же самое, еще и сверху. Опять объявляем строгий выговор.
Сколько еще выговоров мы будем объявлять?
 Давайте представление, а Управление кадров попрошу отработать все вопросы, связанные с освобождением начальника таможни от занимаемой должности.
  И вообще, хочу сказать, что Управление кадров должно занимать более четкую и бескомпромиссную позицию по таким  и другим вопросам, в том числе и в переназначении руководителей таможенных органов.  Задача состоит в том, чтобы в марте-апреле текущего года завершить переназначение начальников таможен и решить судьбу тех, кто явно не будет назначен на эти должности.
  Коренным образом необходимо изменить сиcтему   подготовки  и обучения кадров.  В 2006 году в рамках госзаказа предстоит обучить до 10-12 тысяч человек. Надо думать, как обучить этих людей и чему их обучать.  В последнее время остро ощущается нехватка грамотных аналитиков и специалистов по информационным технологиям. Значит, надо готовить специальные группы, разрабатывать программы и готовить специалистов по этим направлениям.   Отстает от требований сегодняшнего дня уровень языковой подготовки кадров, отсутствует перечень должностей, по которым нужно обязательное знание языка или знание на определенном уровне.  В июне текущего года вопросы стратегии кадровой работы в таможенных органах планируется отдельно вынести на рассмотрение коллегии ФТС России.
 Не только Управление кадров, Академия, но и все подразделения ФТС России, региональные таможенные управления и таможни должны  серьезно поработать над видением того, что и как нужно сделать, чтобы кардинально изменить работу с кадрами, повысить их социальную защищенность.

   Уважаемые коллеги!

 Проблема обеспечения соблюдения законодательства не может быть решена без его единообразного применения на всей территории Российской Федерации.  У нас должны быть одинаковое и понимание, и правопримение на всей таможенной территории Российской Федерации - от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани.    Надо покончить с каким-либо нормотворчеством на уровне таможен, когда утверждаются различного рода технологические схемы, явно противоречащие требованиям кодекса, приказам  Минэкономразвития и ФТС России. Бывший начальник Находкинской таможни в  оправдание своих неправомерных действий, повлекших причинение существенного вреда интересам государства, ссылался на соблюдение им Технологической схемы таможенного оформления морских судов и товаров, которую  сам же и утвердил. Устроил сам себе оффшор, и сколько пришлось приложить усилий, чтобы уволить такого нормотворца.

 Таможни должны изменить отношение к решениям вышестоящих таможенных органов по жалобам и рассматривать их не как решения по частной ситуации, а как правовой ориентир для дальнейшей деятельности.

 Задача также состоит и в том, чтобы на всех уровнях, от ФТС России до таможни, конкретизировать работу по обеспечению единообразия правоприменительной практики во взаимодействии с судебными и правоохранительными органами. Неоднозначное толкование прокурорами и судами закона в разных регионах Российской Федерации и принятие в аналогичных случаях диаметрально противоположных решений приводит иногда к необоснованному освобождению правонарушителей от ответственности.  И в этом немалая роль подразделений правоохранительного блока. Должен сказать, что за минувший год произошли некоторые позитивные сдвиги в работе правоохранительных подразделений таможенных органов. Взят правильный курс на пресечение незаконного перемещения через границу налогоемких групп товаров, наркотиков и других опасных видов контрабанды. Изъято более 6 тонн наркотических и психотропных веществ. Конкретные данные по итогам работы некоторых направлений можно найти в отдельном  сборнике по наркотикам.  Однако переломить ситуацию пока не удалось. Мы не достигли радикальных изменений в борьбе с "серыми" и "черными" схемами перемещения товаров, с недостоверным декларированием. Оперативные таможни нередко занимают пассивную позицию по делам, где голос таможни, наоборот, должен быть весомым.
 Основной целью деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов в 2006 году должно стать обеспечение соблюдения общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения в таможенной сфере.  Для достижения указанной цели необходимо решить целый ряд проблем.

  К сожалению, в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства таможенные органы лишены возможности реально влиять на результаты расследования возбужденных ими уголовных дел, что обусловлено отсутствием единого органа, ответственного за конечный результат расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
  Значительное количество уголовных дел, передаваемых таможнями по подследственности, приостанавливается производством за неустановлением виновных лиц, а впоследствии прекращается в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по делам практически не проводится следственных действий и оперативных мероприятий.
  Мы неоднократно ставили этот вопрос, но еще раз повторюсь: если мы действительно хотим повысить качество работы по борьбе с различными правонарушениям в таможенной сфере, необходимо решить вопрос о наделении таможенных органов правом предварительного следствия.
 Одним из факторов, влияющих на эффективность правоохранительной деятельности, является недостаточный уровень подготовки кадрового состава. В этой связи, при подборе кандидатов, необходимо учитывать не только уровень образования, но и знание законодательства, а также опыт их работы по направлению деятельности.
 Необходимо, по примеру тестирования начальников таможен, разработать программу тестирования сотрудников правоохранительных подразделений на знание уголовного, административного, уголовно-процессуального, таможенного законодательства.

    Уважаемые коллеги!

 Сфера деятельности таможенных органов так многогранна, что вместить рассказ о ней даже в самый большой доклад не представляется возможным. Да, мы и не ставили перед собой такой задачи.
 Даже из того, о чем было сказано более широко или вскользь, видно, сколь  масштабные  задачи  предстоит нам решать в текущем 2006 году.
 Но их реализация невозможна без наличия соответствующего организационного механизма, позволяющего обеспечить четкую регламентацию работ, контроль за их выполнением и рациональное использование финансовых ресурсов.
 В течение 2005 года такой механизм уже был опробован на практике, при проведении работы по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на конечный результат, и расширению сферы применения программно-целевых методов работы.
 В целом, данный механизм  оправдал себя и реализация мероприятий в рамках Концепции развития таможенных органов будет проводиться в рамках программно-целевого метода управления.
 Самым слабым звеном на сегодняшний день в этом отношении остаются таможни и таможенные посты. Реально на этом уровне к данной работе практически не приступали. Не все подразделения центрального аппарата включились в эту работу.
 Становится очевидным, что необходима реорганизация структуры и системы управления в ФТС России и в региональных таможенных управлениях. Такую реорганизацию, начиная с июля, мы планируем провести в этом году.

   Ощущается нехватка в структуре ФТС России мощного Аналитического центра сбора и обработки и информации о процессах таможенного оформления грузов.
 Разбросанность аналитических отделов по подразделениям центрального аппарата, их маломощность в нынешних условиях не достигают нужного эффекта в работе.
 В этой связи на их базе планируется до конца года такой Аналитический центр организационно попробовать оформить и начать работу по мониторингу деятельности. В дальнейшем, если будет положительный опыт, такой мониторинг будет внедрен в аппаратах региональных таможенных управлений.
  Работу по программно-целевому управлению деятельностью таможенных органов предстоит возглавить Главному организационно-инспекторскому управлению, а все сложности организации и эффективности внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования - Главному финансово-экономическому управлению ФТС России.
  Внедрение системы бюджетирования в равной мере важно и для проведения административной реформы.
  Напомню, что из 39 государственных функций (услуг), утвержденных правительственной комиссией по проведению административной реформы, пять предстоит разработать Федеральной таможенной службе именно в 2006 году (слайд № 12).
  Правовому управлению, Главным управлениям товарной номенклатуры и торговых ограничений, организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов необходимо в ближайшее время приступить к работе по подготовке административных регламентов исполнения государственных функций таможенной службы. Российской таможенной академии необходимо обеспечить проведение независимых экспертиз и социологических исследований по данным регламентам.

    Уважаемые коллеги!
    Уважаемые гости!

  Хочу заметить, что за всем большим объемом перечисленных задач, которые предстоит решать в 2006 году, их сложностью и многогранностью мы не должны забывать о том, что 2006 год – это год 15-летия создания современной таможенной службы суверенной России и год 10-летия создания Всероссийского союза ветеранов таможенной службы.
 Как и любой праздник – это повод сказать добрые слова нашим ветеранам, слова благодарности тем, кто честно выполняет свой долг. как и любой юбилей – это возможность оглянуться назад и соизмерить силы на будущее.

  Сегодня мы не говорили о той большой работе, которую проводят наши ветеранские организации и Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы в части оказания конкретной помощи как ветеранам, так и другим сотрудникам таможенных органов, членам их семей и особенно детям.

  Без пышных торжеств и излишних победных реляций, но мы должны достойно отметить эти две даты вместе с нашими ветеранами, организовать и провести мероприятия, которые бы показали молодому поколению российских таможенников преемственность традиций, верность долгу и значимость таможенной профессии для государства.

  Уважаемые коллеги, когда-то Платон сказал: «Хорошее начало - половина дела». Мы приступаем к полномасштабной работе по реализации Концепции развития  таможенных органов, и 2006 год – начало этой работы. У нас есть замечательный шанс изменить ситуацию в службе, изменить себя, создать современную, новую таможенную службу. Мы не должны упустить этот шанс и обязаны все сделать для того, чтобы в полной мере соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

 Спасибо за внимание!
 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru