openservice

opendata2

PDFПечать

Выступление А.Ю. Бельянинова на сессии Совета Всемирной таможенной организации 28 июня 2007 года

Уважаемый Председатель Совета!

Уважаемый Генеральный секретарь!

Уважаемые коллеги!

За время, прошедшее с предыдущей сессии Совета, развитие мирового таможенного сообщества в условиях значительного роста мировой торговли определялось, как и ранее, необходимостью создания комфортных условий для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и обеспечения безопасности от имеющихся угроз, в частности, международной экономической преступности и международного терроризма. Ввиду того, что к деятельности Всемирной таможенной организации проявляют все большее внимание не только представители государства, но и участники внешнеторгового процесса, логичным представляется повышение эффективности ее функционирования с привлечением к сотрудничеству всех заинтересованных сторон.

На наш взгляд, Всемирная таможенная организация, несмотря на очевидные успехи, все-таки еще далеко не полностью раскрыла свой потенциал. И, конечно, хочется исходить из того, что консолидация внутри Организации и внимание к другим интеграционным процессам для извлечения большей выгоды от деятельности Организации должны быть самыми эффективными.

Стержнем интеграции таможенных администраций по всему миру, безусловно, должен являться инструментарий, разработанный Всемирной таможенной организацией. В ответ на вызовы современности должна повыситься роль ВТО в деле наращивания потенциала таможенных администраций, в частности за счет внедрения информационного взаимодействия по различным векторам – как географическим, так и функциональным, которое осуществлялось бы на одном языке между различными партнерами.

При этом главное, на что я хотел бы акцентировать ваше внимание, уважаемые коллеги и партнеры, все наши проекты и программы, маленькие и большие, должны быть хорошо экономически и политически просчитаны и надежно обеспечены ресурсами, иначе это будет пустой разговор и разочарование.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на два направления деятельности Организации, на которых, по нашему мнению, ей можно было бы сконцентрировать свою деятельность в ближайшей перспективе.

Первое направление – разработка предложений по унификации методологии таможенной статистики внешней торговли. Зачастую, проводя «зеркальную» сверку данных таможенной статистики внешней торговли, эксперты таможенных служб разных государств сталкиваются с непреодолимой трудностью – разницей в методологии ведения статистики как с временной, так и со структурной точки зрения, например, разные «точки отсчета» начала статистического года и его завершения, разные статистические группировки, разные теоретические и методологические основы накопления и обработки статистических данных. Такая проблема не позволяет экспертам, сопоставив данные статистики внешней торговли стран - торговых партнеров, выявлять области экономических правонарушений и преступлений, связанных с недоставкой товаров, декларированием их не под своим кодом товарной номенклатуры, применением «двойных инвойсов» и уклонением от уплаты налогов. Так, проведенный нами сопоставительный анализ данных статистики мировой торговли выявил, что расхождения в данных между импортом России и экспортом стран мира в Россию в 2005 году составили, разумеется, без учета расхождений в методологии, более 30 миллиардов долларов США. Исходя из этих цифр, легко представить себе, какие потенциальные потери для бюджета той или иной страны могут быть нанесены по причине отсутствия единого статистического пространства, работая в котором таможенные службы могли бы планировать меры превентивного характера в отношении недобросовестных участников внешнеторгового процесса.

В связи с этим обращаюсь к Секретариату Всемирной таможенной организации с просьбой изучить вопрос о том, чтобы взять на себя работу по координации статистической деятельности таможенных служб, естественно тех стран, в компетенцию таможенных администраций которых входит функция ведения статистики внешней торговли, и выработку концепции единой методологии таможенной статистики внешней торговли. Может быть, Секретариату стоит подумать о подготовке текста типового меморандума о взаимопонимании в области сопоставления статистических данных между таможенными службами разных стран – при необходимости Россия готова поделиться своим опытом, наработанным в данной области.

Другим актуальным направлением деятельности ВТО представляется работа по созданию единого таможенного информационного пространства.

Как нам представляется, связующим звеном такого пространства является организация обмена предварительной информацией в электронном виде о перемещаемых во взаимной торговле товарах. Имея предварительную информацию, наложив ее на инструменты анализа и управления рисками можно создать благоприятные условия при прохождении границы для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, «тормозя» на границе исключительно товары с высокой степенью риска либо требующие дополнительной проверки.

На сегодня, создание такого пространства наталкивается на препятствие в виде различий в стандартах, технических и языковых, между различными таможенными администрациями. Унификация этих стандартов или создание нового общего эталона могли бы стать серьезным вызовом для ВТО.

Правильно было бы выработать единый подход к составу данных, содержащихся в таможенных информационных системах, их формату и возможностям использования на международном уровне. Просим Секретариат изучить возможность начала этой работы при координации со своей стороны.

Следует развивать и совершенствовать Модель данных ВТО, чтобы на ее основе национальные таможенные администрации могли создавать собственные компоненты таможенной информационной цепи, интегрироваться друг с другом в данной области.

Считаем, что работа в вышеназванных направлениях позволит заново оценить роль и место ВТО в условиях глобализации не только мировой торговли, но и международной экономической преступности – она стала носить транснациональный характер и действует, порой прикрывшись «ширмой» легальной торговли. Правонарушения в налоговой сфере, использование так называемых «двойных счетов» - вот лишь некоторые виды правонарушений, доходы от совершения которых являются финансовой подпоркой международного терроризма и экстремизма.

Уважаемые коллеги!

В заключение подчеркну, что сегодня многие ожидают подтверждения решимости и далее укреплять Всемирную таможенную организацию с тем, чтобы эта Организация стала действительно эффективным инструментом в решении задач, стоящих перед нашими таможенными администрациями в сфере администрирования внешней торговли.

Благодарю за внимание.

 

 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru