openservice

opendata2

PDFПечать

Интернет-интервью статс-секретаря-заместителя руководителя ФТС России Сергея Шохина: "Изменение таможенного законодательства" интернет-сайту "Консультант-Плюс"

         Уважаемые посетители сервера!
        

7 июля состоялось интервью cо cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России Сергеем Олеговичем Шохиным.
            Тема интервью: "Изменение таможенного законодательства". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.
          
Сегодня активно идут процессы интеграции России в мировое экономическое сообщество. В связи с этим предполагается дальнейшее развитие таможенного законодательства с учетом создания баланса интересов государства и бизнеса. На вопросы, касающиеся данной темы, ответил в ходе беседы Сергей Олегович Шохин.
      
КонсультантПлюс: Сергей Олегович, вступление России в ВТО предполагает желание и готовность нашей страны применять на практике рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Предполагается ли рассматривать таможенных брокеров в качестве уполномоченных экономических операторов (УЭО) с предоставлением соответствующих льгот и упрощенных процедур таможенного оформления? 


         Сергей Олегович Шохин: В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации МФ-П13-5736 (вх. N 3604п от 04.12.2006) по предложениям и рекомендациям, выдвинутым в ходе XX заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, Федеральной таможенной службой в 2006 - 2007 гг. проводилась работа по подготовке предложений о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, касающихся введения института уполномоченного грузополучателя.
         Кроме того, данный вопрос обсуждался на заседаниях рабочей группы, созданной в ФТС России под моим руководством в целях подготовки законопроекта, предусматривающего включение в таможенное законодательство института уполномоченного грузополучателя.
            По итогам данной работы был подготовлен проект доклада  для Правительства Российской Федерации о преждевременности разработки данного законопроекта в текущем году в связи с необходимостью комплексного подхода к анализу российского таможенного законодательства в целях его унификации с международными конвенциями с учетом возможных финансовых потерь и политических последствий.
           Таким образом, в ближайшей перспективе ФТС России не планирует рассматривать таможенных брокеров в качества уполномоченных экономических операторов с предоставлением каких-либо льгот и упрощенных процедур таможенного оформления в связи с отсутствием данного института в таможенном законодательстве.
            КонсультантПлюс: Концепция предварительного информирования содержит понятие коэффициента таможенной устойчивости, которое пока не получило нормативного регулирования. Когда и на каком уровне планируется ввести нормативно указанное понятие? Будет ли уровень такого коэффициента учитываться в системе управления рисками и каким образом?
            Сергей Олегович: Прежде всего следует сказать, что концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденная приказом ФТС России от 10.03.2006 N 192, (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (далее - предварительной информации) и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций.
           Концепция представляет собой совокупность взглядов на правовые, технологические и информационно-технические вопросы, связанные с организацией представления предварительной информации и с ее использованием таможенными органами.
           На данном этапе развития в России системы предварительного информирования понятие коэффициента таможенной устойчивости, упомянутое в Концепции, не имеет практической реализации.
         
КонсультантПлюс: В настоящий момент в соответствии с п. 21 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме (приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 года N 395) таможенные органы оформления отказывают в применении электронной формы декларирования при срабатывании рисков даже в отношении добросовестных участников ВЭД, осуществляющих предварительное информирование, в том числе с использованием системы "Зеленый коридор". Предполагается ли использование в отношении добросовестных участников ВЭД, получивших разрешение на электронное декларирование, в большей степени таможенного контроля после выпуска и внесения соответствующих поправок в действующие профили рисков?
           Сергей Олегович: Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395, определены случаи, когда таможенное оформление товаров, декларируемых в электронной форме, переводится на бумажные носители.
           Пунктом 15 Инструкции установлено, что, если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о предоставлении документов на бумажных носителях.
         Дальнейшее таможенное оформление товаров должно производиться в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях.
        Кроме того, в соответствии с п. 6 данной Инструкции бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации.
         Иных случаев отказа в применении электронной формы декларирования Инструкцией не предусмотрено. Так как электронная форма декларирования является не упрощенной процедурой таможенного оформления, а одной из форм декларирования товаров, применяемой наряду с письменной формой декларирования, то к лицам, декларирующим товары в электронной форме, любые формы таможенного контроля применяются в общеустановленном порядке.
           КонсультантПлюс: В настоящее время все таможенные службы мира переходят на новые стандарты Всемирной таможенной организации. Эти стандарты облегчают и ускоряют таможенное оформление товаров, помогают выявлять таможенные правонарушения, эффективно бороться с коррупцией. Так, например, таможня Казахстана участвует в специальной международной программе по переходу на новые стандарты. Через год эти же стандарты будут введены странами ЕС. Это очень важно не только для таможни, но в первую очередь для всего российского бизнеса, для всей экономики страны, поскольку речь может идти о новых правилах внешней торговли. Что предпринимается у нас в стране в этом направлении?
         Сергей Олегович: Прежде всего скажу, что при разработке стратегии таможенного контроля (в соответствии с пунктом 4 статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации) Федеральная таможенная служба за основу принимает Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.
         Кроме того, по мнению Всемирной таможенной организации, показателем высокого уровня развития таможенной службы является использование в ее работе предварительной информации. Для нас предварительное декларирование и предварительное информирование являются основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок.
       Так, необходимым шагом на пути внедрения в Российской Федерации системы предварительного информирования стала разработка Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации (СПрИнТ), которая утверждена приказом ФТС России от 10.03.2006 N 192 (далее - Концепция).
       Уже сделаны отдельные шаги на пути ее практической реализации. Чтобы данная Концепция была реализована, необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, обязывающих лиц при ввозе товаров в Россию представлять таможенным органам предварительную информацию об этих товарах, по аналогии с опытом зарубежных стран. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29.11.2006 N МФ-П13-5736 ФТС России был подготовлен проект Федерального закона "О внесении дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации", в котором предусмотрены данные положения.
         КонсультантПлюс: В связи с будущим вступлением в ВТО Президент объявил о конвертации рубля и отмене большинства валютных ограничений. Почему на таможнях до сих пор активно действуют подразделения валютного контроля, как будто на дворе какой-нибудь 1996 год? Можно ли передать оставшиеся функции ОВК таможенной инспекции, чтобы реже беспокоить участников ВЭД проверками?
           Сергей Олегович: В настоящее время в соответствии с п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации и ст. 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ таможенные органы, являясь агентами валютного контроля, осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
        В 2006 году в данный закон были внесены изменения, отменившие ряд действовавших ограничений на проведение валютных операций. Из Закона были исключены: требование о резервировании денежных средств при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, требование об осуществлении некоторых категорий валютных операций через специальные счета; отменена обязательная продажа части валютной выручки, предоставлены более широкие возможности транспортным организациям для проведения расчетов за рубежом.
         Однако все валютные ограничения не сняты, часть требований к проведению валютных операций сохранилась, и валютный контроль за некоторыми из них возложен на таможенные органы. Это, в частности, ограничения по вывозу из России наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты, требования по обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации доходов от внешнеторговой деятельности и обоснованности перечислений денежных средств за рубеж при импорте товаров. При контроле исполнения упомянутых требований используются паспорта сделок, также предусмотренные Законом.
         Контроль соблюдения действующих требований валютного законодательства Российской Федерации в таможенных органах обеспечивают подразделения валютного контроля. Их основными функциями являются контроль над предоставлением паспортов сделок при таможенном оформлении товаров и проведение документальных проверок валютных операций экспортеров и импортеров товаров.           Основанием для данной работы таможенных органов, имеющих статус агентов валютного контроля, являются Закон, изданные в целях его исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2006 N 560 и от 17.02.2007 N 98 и Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И.
        Деятельность таможенной инспекции имеет другую правовую основу - Таможенный кодекс Российской Федерации. Таможенной инспекцией используются другие формы и методы работы, их проверки преследуют другие цели.
       Так, в частности, подразделения таможенной инспекции осуществляют контроль после выпуска товаров над соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Российской Федерации с использованием таможенной ревизии и других форм таможенного контроля, предусмотренных главой 35 Таможенного кодекса Российской Федерации.
        Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 363 Таможенного кодекса Российской Федерации и со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и при проведении таможенного контроля подразделения таможенной инспекции получают от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью операциях.
        Полученная в ходе проведения постконтроля информация о выявленных признаках нарушений участниками ВЭД требований валютного законодательства используется для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП России.
        В связи с этим объединение функций подразделений валютного контроля таможенных органов и таможенной инспекции представляется нецелесообразным и вопрос об этом не рассматривается.
        КонсультантПлюс: Как ФТС России учитывает мнение бизнеса при подготовке предложений по совершенствованию ТК РФ?


        Сергей Олегович: В настоящее время ФТС России в рамках реализации полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела осуществляет плановую работу по совершенствованию таможенного законодательства в рамках приведения его в соответствие с международными стандартами в области таможенного дела, включая правила Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года, а также по результатам правоприменительной практики 2004-2006 годов. В рамках указанной работы проводится комплексный анализ предложений по внесению изменений в ТК РФ, поступающих от субъектов права законодательной инициативы и участников внешнеэкономической деятельности. Однако следует отметить, что данные предложения носят либо точечный характер, либо затрагивают слишком широкий спектр вопросов, не структурированы и не содержат достаточного обоснования. По результатам проводимой работы ФТС России планирует направить предложения для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, с тем чтобы работа над внесением изменений в ТК РФ носила плановый характер и было обеспечено участие в ней всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
     
КонсультантПлюс: Действительно ли, что нормами ВТО предусмотрено, что таможни должны выполнять только функции таможенного оформления и таможенного контроля, а правоохранительные функции должно выполнять особое ведомство - таможенная полиция? Изменятся ли структура и функции таможенных органов после вступления в ВТО? Насколько структура ФТС соответствует мировым стандартам? Или сегодняшняя реорганизация ФТС с постепенным обособлением правоохранительного блока не имеет отношения к вступлению в ВТО?
          Сергей Олегович: Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе и ФТС России, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
         В соответствии с Положением о ФТС России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, а также Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительством Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, правоохранительные функции сохраняются за таможенными органами. В соответствии с Концепцией развития таможенных органов особое внимание в области правоохранительной деятельности уделяется противодействию терроризму и международной наркопреступности.
          Международный опыт организационного устройства таможенных органов свидетельствует о различных подходах в построении структуры таможенных служб. Что касается правоохранительной составляющей деятельности таможенных органов других стран, то в одной части государств таможенные службы имеют в своей структуре правоохранительные подразделения (например, в КНР, ФРГ, Болгарии, США), в других странах (например, Великобритании, Финляндии) эти функции возложены на иные ведомства.
       Таким образом, резюмируя сказанное, можно заключить, что все страны, как входящие в ВТО, так и не входящие, осуществляют формирование структуры и полномочий таможенных служб исключительно исходя из собственных критериев и опыта. Структура таможенной службы Российской Федерации включает в себя все подразделения, которые можно найти в традиционных таможенных структурах других стран.
        КонсультантПлюс: И последний вопрос, поступивший к нам от посетителя сайта: "Почему вопреки требованиям ст. 6 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 2002 г. начальник правового управления, а также таможенные органы прямого подчинения ФТС РФ на поданные адвокатами запросы отказываются отвечать, ссылаясь на отсутствие представленной доверенности при осуществлении защиты прав и свобод граждан и организаций и ссылаются при этом на требования Таможенного кодекса РФ (гл. 7)? Другие государственные органы и даже суды себе этого не позволяют, если вопрос не касается государственной, служебной или иной охраняемой законом тайны…"
        Сергей Олегович: Информация, полученная таможенными органами, их должностными лицами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях. В силу положений статьи 10 ТК РФ не подлежит разглашению, использованию в личных целях или передаче третьим лицам информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
        Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, а указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.
          Учитывая положения Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", информация, запрашиваемая адвокатами, как правило, касается осуществления внешнеэкономической деятельности конкретными юридическими лицами и относится к коммерческой тайне относительно деятельности таких участников ВЭД. На основании статьи 10 ТК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона, получение запрашиваемых сведений возможно только по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: Спасибо Вам за беседу.


________________________________________
Интервью с С.О. Шохиным провела специальный корреспондент, редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото - А.Ю. Рогозин.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru