openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью начальника Управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС России Ольги Щербаковой газете "Газета"

«Изменение тарифа не всегда может повлиять на то, чтобы вывести кого-то из тени»

Глава управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова: "Изменение тарифа не всегда может повлиять на то, чтобы вывести кого-то из тени"

Полгода назад в структуре Федеральной таможенной службы (ФТС) появилось новое управление - правового обеспечения законопроектной деятельности. Таким образом, ФТС должна стать не просто ведомством, реализующим уже принятые правительством и законодателями нормативные акты, но и более активным участником законотворческого процесса в таможенной сфере. О том, чего не хватает таможенникам в действующем законодательстве, в интервью обозревателю "Газеты" Галине Ляшенко рассказала глава нового управления Ольга Щербакова.

Какие изменения в таможенное законодательство сейчас готовит ФТС?

Начнем с поправок в Таможенный кодекс. Работа по совершенствованию кодекса идет активная. Например, глава о таможенных платежах. Изменения в нее, направленные на совершенствование администрирования взимания, уплаты, возврата, исчисления таможенных платежей, очень существенны. Мы при участии депутатов, а не только федеральных органов исполнительной власти, по сути, переписали ее полностью. По предложению Минфина, на которое мы откликнулись с пониманием, мы внесли поправку о приостановлении счетов таможенного брокера и декларанта одномоментно в случае выявления нарушений.

Вы имеете в виду введение солидарной ответственности брокера и участника ВЭД?

Да, в соответствии с положениями Налогового кодекса структурные подразделения Федеральной налоговой службы действуют аналогичным образом.

Почему бы нам не перенять эту практику, которая уже существует?

Аналогичный институт действует и в Европе. Проект поправок в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве. Госдума четвертого созыва сейчас заканчивает свою работу. Думаю, мы продолжим работу с этими поправками с депутатским корпусом пятого созыва Госдумы.

Какие еще концептуальные поправки предполагается внести?

Завершается работа с Минфином по согласованию внесения изменений в Таможенный кодекс в части порядка определения таможенной стоимости. Кроме того, на состоявшейся недавно коллегии ФТС был обсужден вопрос о таможенном контроле после выпуска товаров, который должен стать механизмом эффективной защиты экономических интересов России без создания дополнительных административных барьеров.

Вы будете предлагать в связи с этим увеличить срок исковой давности с одного года до трех лет по нарушениям, выявленным в результате работы таможенной инспекции?

Скорее всего, да. В соответствии с проектом решения коллегии ФТС предложения, касающиеся изменений в сфере деятельности таможенной инспекции, будут подготовлены в виде концепции законопроекта к лету 2008 года.

А в сфере защиты интеллектуальной собственности ФТС готовит какие-то предложения?

Мы уже согласовали с Минфином и Минэкономразвития проект положительного заключения правительства на законопроект, вносимый депутатом Госдумы Надеждой Азаровой. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы наделить таможенные органы правом приостанавливать на срок до семи дней выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в свободное обращение при подозрениях на их контрафактность. Сейчас таможенные органы могут приостанавливать выпуск товаров исключительно по заявлению правообладателей, зарегистрированных в реестре ФТС. Информацию в наш реестр представляют сами правообладатели, и в настоящее время в нем содержится немногим более 900 наименований товаров. В случае принятия законопроекта таможенные органы будут работать с базой Роспатента, которая значительно больше. Мы сможем не только защитить таким образом большее число правообладателей, но и большее число потребителей этой продукции.

Каков будет порядок приостановления?

Этот вопрос нас просил уточнить и Минфин. Так как все механизмы реализации нормы закона в самом законе прописать невозможно, мы договорились о том, что параллельно с рассмотрением парламентом законопроекта мы будем готовить и приказ ФТС, утверждающий всю технологическую цепочку. Он будет зарегистрирован в Минюсте. Если у таможенника есть подозрения в том, что товар контрафактный, то он, к примеру, в течение определенного времени будет направлять информацию правообладателю, если он есть либо в нашей базе, либо в базе Роспатента. В течение семидневного срока представитель правообладателя должен либо отозваться на информацию таможенного органа, либо нет. Если он не отзовется, мы товар выпускаем в свободное обращение. Если же правообладатель заявит о себе, то ФТС будет принимать решение о судьбе этого товара. Однако такая схема, по мнению некоторых согласующих ведомств, к примеру МВД, может иметь коррупционные риски, и мы сейчас продолжаем изучать вопрос.

В результате подобных проволочек на таможне могут пострадать и добросовестные импортеры. Разве тут нет почвы для злоупотреблений? Будут ли таможенники нести ответственность за свои действия, если выяснится, что они были не правы?

Еще раз подчеркну, что аналогичный порядок действует и сейчас. Только по заявлению правообладателя и в отношении меньшего количества товаров. Кроме того, в законопроекте содержалась норма о том, что в случае ошибки таможенника убытки импортеру будут возмещаться за счет федерального бюджета. Но это не поддержал Минфин. Мы тоже считаем, что прописывать в законе какую-то специальную ответственность таможенников в подобных случаях не нужно. В КоАП уже предусмотрена ответственность за действия и бездействия таможенных органов. Этого достаточно.

С 1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть ГК. В частности, ею предусмотрено взимание авторского сбора при ввозе аудиовидеозаписывающей продукции. Этот сбор предусмотрен и в действующем законодательстве, но пока не взимается. С Нового года таможня начнет его собирать?

Дело в том, что порядок его взимания до сих пор не разработан. Скорее всего, после Нового года мы продолжим просто собирать гарантийные обязательства с импортеров, как это происходит и сейчас. Насколько мне известно, участники рынка хотят оспорить эту норму в Конституционном суде.

Вы не хотите поддержать этот иск?

Думаю, мы просто будем участниками этого процесса и в случае необходимости выскажем свое мнение.

ФТС уже не первый год говорит о необходимости введения процедуры обязательного предварительного информирования о грузах. Когда это предложение будет реализовано?

Мы уже вышли с предложением в правительство включить в план законопроектной работы на 2008 год подготовку концепций законопроектов об уполномоченном грузополучателе, о транзите и о предварительном информировании. Они неразрывно связаны между собой. В первую очередь нам нужно определиться с уполномоченными грузополучателями.

Кто это такие?

Это будут не имевшие нарушений таможенного законодательства организации, например, крупные производственные компании, которые будут иметь право сразу везти груз к себе на склад, предварительно проинформировав об этом таможенников в течение конкретного времени. Мы даже не будем досматривать груз, просто оформим грузовую таможенную декларацию на выпуск товара, причем путем электронного декларирования.

Совсем не будете проверять? Бизнес на доверии?

Не совсем так. Они должны будут вести специальную отчетность, а мы оставляем за собой право в любой момент прийти к ним и проверить, а правильно ли они ввозили и декларировали товар. Это и есть постаудит в действии. Мы можем прийти и через год, и через два, и через три. А можем и непосредственно в момент таможенного оформления. И над ними будет все время висеть дамоклов меч возможной проверки. Несмотря на оказанное доверие. Но я думаю, что принятие законопроекта об уполномоченном грузополучателе - это вопрос даже не следующего года. Требуется устранить замечания заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

А тему ужесточения требований к челнокам вы временно оставили?

Ранее предлагалось снизить стоимостную планку для товаров, ввозимых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин. Эта тема сейчас активно не обсуждается. И поручений на этот счет мы пока не получали. В последнее время было принято много других мер, направленных на то, чтобы побороть серый импорт. К примеру, снижены таможенные пошлины на многие виды товаров. Но мы не всегда с уверенностью можем сказать, что изменение тарифа может серьезно повлиять на то, чтобы вывести кого-то из тени.

Таможенная пошлина далеко не единственный сбор, взимаемый при импорте. Есть и более существенная составляющая - налог на добавленную стоимость. Может быть, более эффективным решением проблемы могла стать его отмена?

Глава ФТС Андрей Бельянинов открыто высказался на эту тему, заявив, что это крайне коррупционный налог, который лучше было бы отменить и заменить на налог с продаж. Но решение должно предлагать головное ведомство в этом вопросе - Минфин.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru