openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России Сергея Шохина журналу "Таможня"

"Таможня и бизнес: партнерские отношения"  

 - Уважаемый Сергей Олегович! Поскольку Вы являетесь основным куратором сотрудничества российской таможни с участниками внешнеэкономической деятельности, хотелось бы услышать Ваше мнение относительно нынешнего состояния взаимодействия и будущих перспектив на этом направлении деятельности. Как Вы оцениваете предварительные итоги года деятельности Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России?

- Как известно, основной целью работы Совета является широкое взаимодействие ФТС России с представителями бизнес-сообщества. Оно направлено на совершенствование таможенной политики и механизмов ее реализации таможенными органами в целях создания оптимальных условий движения внешнеторговых товаропотоков. Это достигается посредством совместного поиска путей упрощения и ускорения таможенных процедур, совершенствования и упрощения форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств. Деятельность Совета направлена на содействие единообразному применению таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации и защите интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей ввозимых товаров.
Одновременно заседания Совета – это возможность для представителей различных отраслей экономики привлечь внимание  руководства ФТС России к имеющимся проблемам. Так, в этом году стало традиционным «отклоняться» от основной повестки дня заседаний и рассматривать другие вопросы, поднимаемые представителями деловых кругов в ходе дискуссии. Но таможенное дело – сложный взаимосвязанный механизм, и всестороннее обсуждение позволяет найти максимально эффективные пути решения.
Поскольку формат заседаний позволяет включать в повестку дня максимум три основных вопроса, такой неформальный подход к проведению мероприятий позволяет высказать свое мнение большему числу членов Совета. Кроме того, у представителей деловых кругов есть право инициировать внеочередные заседания Совета, если есть проблемы, требующие экстренных мер. Правда, до сих пор такой возможностью никто не воспользовался.
Члены Совета–представители бизнес-сообщества активно взаимодействуют с ФТС России через Секретариат Совета посредством письменных обращений,  а также персональных встреч с руководством ФТС России и представителями структурных подразделений, которые организовываются и проводятся Управлением по связям с общественностью.
Есть вопросы, решение которых выходит за рамки компетенции ФТС России, либо требует межведомственного взаимодействия ряда органов государственной власти. В данных случаях, признавая актуальность проблемы, ФТС России призывает представителей деловых кругов активно использовать различные площадки диалога власти и бизнеса.
Двенадцатилетний опыт работы Совета позволяет говорить о высокой эффективности деятельности данного органа, важности для бизнеса принимаемых на его заседаниях решений и значительной заинтересованности в его работе со стороны бизнес-сообщества.
Консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности созданы и функционируют при всех региональных таможенных управлениях, а также в большинстве таможен, что позволяет, учитывая деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона, организовывать работу по взаимодействию с деловыми кругами по всей территории России.

- В чем специфика июньского заседания ОКС? В чем актуальность выносимых на обсуждение вопросов?

- В ходе очередного заседания Совета, запланированного на 27 июня 2008 года, планируется рассмотреть два вопроса представителей деловых кругов. Во-первых, по инициативе Союза профессиональных фармацевтических организаций  мы рассмотрим проблемы таможенного регулирования обращения фармацевтических товаров и лекарственных средств. Во-вторых, обсудим вопрос ОАО «Российские железные дороги» о совершенствовании порядка пересечения государственной границы РФ грузов и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Кроме того, с докладом на тему «О практике работы ФТС России по досудебному регулированию споров с участниками ВЭД и осуществлению ведомственного контроля» выступит начальник Правового управления ФТС России Андрей Борисович Струков.
Специфика оборота фармацевтических товаров – социально-значимая тема. Особого внимания, в том числе и со стороны таможенных органов требуют аспекты импорта лекарственных средств. Вы знаете, что сейчас в России действует Федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения в рамках национального проекта «Здоровье». Фармацевтический рынок нуждается в передовых специализированных технологиях таможенного оформления лекарственных средств, так как они требуют особых условий  транспортировки и хранения. В ходе совместной работы с таможенными органами были внедрены упрощенные технологии на новом уникальном для российского фармацевтического рынка таможенно-складском комплексе «ТРАНССЕРВИС» - это проект группы компаний «ПРОТЕК». На заседании мы заслушаем результаты этой масштабной работы, а также рассмотрим вопросы, возникающие у добросовестных участников ВЭД, занимающихся развитием дистрибуции фармацевтической продукции и лекарственных препаратов на территории Российской Федерации. Обсудим общую проблему для таможенных органов и добросовестных участников процесса – ввоз контрафактной лекарственной продукции.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с организациями других видов транспорта он призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц, а также  государства в железнодорожных перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
 Актуальность рассмотрения  на заседании Совета вопросов совершенствования порядка пересечения государственной границы транспортными средствами и грузами, перемещаемыми железнодорожным транспортом вызвана высокими темпами увеличения объемов перевозок в последние годы и невозможностью обеспечить соответствующее развитие инфраструктуры такими же темпами. ОАО «РЖД» заинтересовано в осуществлении совместной работе с ФТС  России и полагаю, что взаимодействие с крупнейшим железнодорожным перевозчиком является для нас необходимым. 
Эффективное сотрудничество таможенных органов и бизнеса, направленное на содействие внешнеэкономической деятельности, невозможно без создания условий, при которых спорные ситуации, возникающие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, могли бы быть разрешены на ведомственном уровне. Федеральной таможенной службой уделяется большое внимание рассмотрению жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов в сфере таможенного дела.
Деятельность таможенных органов по рассмотрению жалоб указанной категории представляет собой механизм досудебного разрешения споров между гражданами, организациями и государством и направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц на государственную защиту, поддержание надлежащего уровня законности в работе таможенных органов.
Кроме того, в целях обеспечения на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, вышестоящими таможенными органами осуществляется контроль соблюдения законодательства нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами. В случае обнаружения по результатам ведомственного контроля фактов принятия не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений в сфере таможенного дела, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе, руководствуясь статьей 412 ТК РФ, отменить такие решения, независимо от того, чьи права и законные интересы государства или лица нарушены в связи с его принятием.
Развитие такого контроля свидетельствует о формировании нового подхода к таможенному администрированию, позволяющего таможенным органам обеспечивать соблюдение таможенного законодательства, пресекать факты нарушения прав и законных интересов лиц и государства, сокращать число таких решений, своевременно устранять их вредные последствия, и, что немаловажно, повышать авторитет таможенных органов.

- Бизнес-сообщество регулярно поднимает вопрос о необходимости внедрения упрощенных таможенных процедур. Российское таможенное ведомство также в этом заинтересовано. Как сегодня обстоят дела с внедрением упрощенных таможенных процедур?

- Применение в России специальных упрощенных процедур, рассматривается в деловом сообществе и нашими зарубежными коллегами как шаг, приближающий Россию к стандартам Всемирной торговой организации и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Киотской конвенции).
Таможнями регионов регулярно проводятся рабочие встречи с участниками ВЭД по разъяснению преимуществ специальных упрощенных процедур таможенного оформления с целью привлечения к их применению. Специальные упрощенные процедуры позволяют участникам ВЭД снизить издержки, связанные с расходами на таможенное оформление ввозимых товаров, а также сократить время, затрачиваемое на таможенное оформление. Однако многие участники ВЭД не спешат обращаться за установлением специальных упрощенных процедур таможенного оформления, ведь для этого они должны сделать свою систему учета коммерческой документации прозрачной и доступной для таможенных органов.
Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФТС России разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части введения института уполномоченного грузополучателя).
Согласно положениям законопроекта уполномоченный грузополучатель – это российское юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, в отношении которого устанавливаются новые специальные упрощенные процедуры, включающие завершение процедуры внутреннего таможенного транзита и проведение отдельных процедур таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно в месте нахождения этого лица, возможность выпуска товаров без их фактического предъявления таможенному органу.
Уполномоченный грузополучатель сможет получать в месте своего нахождения только те товары, в отношении которых он в соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации несет обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.
В отношении таких участников внешнеэкономической деятельности, которые, в том числе, соответствуют критериям пункта 1 статьи 68 ТК России и соблюдают условия применения специальных упрощенных процедур, упрощаются таможенные формальности, связанные с необходимостью  прибытия и доставки товара от таможенной границы в местонахождение таможенного органа для осуществления таможенным органом таможенного оформления. В настоящее время таможенным законодательством установлено, что товары, перевозимые из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, обязательно должны быть доставлены в место нахождения таможенного органа.
Введение в таможенное законодательство такого института позволит сделать существенный шаг на пути его унификации с европейским таможенным законодательством и предоставит российским участникам внешнеэкономической деятельности возможность ускорить процесс таможенного оформления своих грузов, а таможенным органам позволит сосредоточить усилия на таможенном контроле в отношении товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности.

- Какова повестка дня заседаний ОКС до конца текущего года? В чем приоритеты деятельности ОКС с точки зрении ФТС России, с одной стороны, и деловых кругов, с другой?

- Все вопросы представителей деловых кругов, включенные в План работы Совета на 2008 год, также как и в предыдущие и, естественно, последующие годы, являются наиболее актуальными с точки зрения совершенствования таможенного дела с учетом мнения бизнес-сообщества. В этом суть и основная цель Совета. Поэтому членами Совета являются представители крупнейших ассоциаций и объединений участников внешнеэкономических процессов. Устанавливая конструктивный диалог с бизнесом, ФТС России делает основной акцент на работу с ассоциациями, союзами и иными профессиональными объединениями, представляющими интересы и позицию большинства предприятий конкретной отрасли, что позволяет более объективно и предметно обсуждать вопросы, возникающие в процессе таможенного регулирования и администрирования данной сферы деятельности.
Могу сказать, что на второе полугодие 2008 года запланировано два заседания. В частности,  26 сентября планируется заслушать отчет о деятельности Консультативных советов по работе с участниками ВЭД одного-двух региональных таможенных управлений. Расширение взаимодействия таможни с бизнесом на местах – очень актуальная тема.
Здесь хочу отметить, что в последнее время эксперты Управления по связям с общественностью (отвечающего за взаимодействие с деловыми кругами) стали практиковать поездки в регионы для оказания методологической помощи подразделениям РТУ, отвечающим за налаживание и развитие скоординированных действий по вектору «бизнес-таможня-бизнес». Кстати сказать, в ходе проводимого в апреле в стенах Российской таможенной академии практического семинара представители РТУ как раз и «нацеливались» на решение этой задачи.
Кроме того, на сентябрьском заседании мы хотим рассмотреть вопрос совершенствования системы контроля таможенной стоимости товаров на современном этапе (в этой части будет затронута тема использования ценовой информации в рамках системы управления рисками в процессе контроля таможенной стоимости), а также проблему совершенствования нормативно-правовой базы в области таможенного оформления и таможенного контроля экспресс-грузов. Доклад готовит Ассоциация экспресс-перевозчиков.
На декабрьское заседание выносятся на обсуждение еще два важных вопроса. Один – о работе пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации, включая вопросы создания и функционирования зон таможенного контроля в пункте пропуска с учетом специфических особенностей видов транспорта, перемещающих товары. Второй – о ходе реализации положений IV части Гражданского кодекса Российской Федерации в части, касающейся влияния на импорт электроники положений ст.1245. С докладом о совершенствовании взаимодействия авиакомпаний и таможенных органов» выступит генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Валерий Михайлович Окулов.
Говоря о приоритетах деятельности нашего Совета, могу в очередной раз повториться: они напрямую увязаны с задачей таможенных органов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области таможенного дела. Философия деятельности ФТС России, стратегия развития российской таможни строится в русле общей внешнеэкономической политики государства, направленной на привлечение капитала, российского и иностранного, в экономику  нашей страны. Максимально эффективная реализация этих задач возможна только при условии всестороннего сотрудничества с представителями деловых кругов, и особенно крупных отраслевых ассоциаций, которые, я надеюсь, также определяют для себя как одну из стратегических цель – развивать экономику Российской Федерации в условиях интеграции России в мировое торговое сообщество. Что, естественно, будет способствовать и развитию представляемых ими отраслей бизнеса.

- Каким образом работа ОКС коррелирует с плановым взаимодействием ФТС России с иными деловыми ассоциациями, в т.ч. Консультативным советом по иностранным инвестициям в России, Российско-Германской Внешнеторговой палатой, Ассоциацией европейского бизнеса, Американской торговой палатой,  ДЖЕТРО и др.? Есть ли синергетический эффект?

- Как известно, Россия участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации российского законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Взаимодействие с ассоциациями, представляющими иностранный бизнес на территории Российской Федерации, является важной составляющей в реализации задачи по привлечению иностранных инвестиций в Россию, стоящей перед таможенными органами.
На государственном уровне данная задача решается посредством деятельности рабочей группы «Совершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) под председательством руководителя ФТС России. Напомню, КСИИ создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 1108 для обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
За время своего существования рабочая группа добилась значительных успехов – ее члены принимали активное участие в разработке и принятии нового Таможенного кодекса Российской Федерации, по инициативе группы были подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы таможенного оформления и применения специальных таможенных процедур, проводились различные мероприятия с участием представителей таможенных органов и иностранных деловых кругов в целях разъяснения российского таможенного законодательства.
Представитель КСИИ является членом Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России, что позволяет учитывать интересы также иностранного бизнеса в процессе обсуждения на заседаниях Совета вопросов совершенствования таможенного регулирования и администрирования.
Перед Россией стоит задача интеграции в мировую экономику. Одним из приоритетов в реализации данной задачи является развитие отношений с Европейским союзом. Во многом этому будет способствовать присоединение  России к таким международным конвенциям, как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Киотская конвенция), Конвенция об общей транзитной процедуре 1987 года и Конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года. Положения Киотской конвенции направлены на установление баланса интересов государства и бизнеса, а также на укрепление экономики стран-участниц Конвенции, на развитие внешней торговли, привлечение инвестиций. Присоединение России к Киотской конвенции потребует приведения таможенного законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами этой  Конвенции в течение переходного периода. Работа в этом направлении сейчас активно ведется в ФТС России при содействии представителей иностранных компаний – членов КСИИ.
Немаловажным является и сотрудничество с различными иностранными ассоциациями. На различных конференциях, в которых принимают участие представители таможенных и встречах с руководством ФТС России представители иностранного бизнеса получают полезную информацию об оптимальных способах и условиях ведения бизнеса в России, а у таможенных органов есть возможность изучать мировой опыт внешнеэкономической деятельности и вырабатывать предложения по интеграции его на российской территории в процессе совершенствования государственной политики в данной сфере. 
Перед таможенными органами стоит не простая задача – совмещать в ходе своей деятельности реализацию контролирующей и защитной функций и одновременно содействовать ускорению движения внешнеторговых товаропотоков путем упрощения и ускорения таможенных процедур, разрабатывать предложения по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля.
Учет предложений бизнес-сообщества, как российского, так и иностранного, в сочетании с опытом таможенных органов в борьбе с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, использование эффективных методов международной практики таможенного администрирования и регулирования внешнеэкономической деятельности – все это направлено на развитие экономики России в целом, поэтому является одной из основных задач таможенных органов Российской Федерации.

 

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru