openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Алексея Шашаева журналу «Таможенное обозрение», август 2008г.

Современная таможня – это новейшие информационные технологии

Федеральная таможенная служба признана одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране. Этот факт является результатом уже реализованных ФТС России IT- проектов и открытости ведомства к внедренческим процессам.     Использование современных информационных технологий (IT) в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ. Своим видением процессов развития и использования IT технологий в работе таможенных органов, на страницах журнала «Таможенное обозрение», поделился Алексей Шашаев - начальника Главного управления информационных технологий ФТС России.

- Алексей Евгеньевич, использование современных IT  в работе таможенных органов – это дань моде или насущная жизненная необходимость?

- Сама жизнь заставляет использовать информационные технологии. Потребность в информации растет колоссально, и ее можно реализовать только с помощью информационных технологий.

Каким образом произвести анализ ценовой информации или объемов поставок в какой-то регион определенного вида товара, или сравнить ввоз одного и того же товара в разные регионы России через разные таможенные границы по стоимости? Это можно осуществить только сбором информации в электронном виде, ее накоплением и обработкой современными информационными методами.

Следующая задача – это автоматизация самого процесса таможенного оформления и контроля, т.к. вручную выполнить все операции невозможно. Если перелистывать «талмуды» бумажных документов, то, естественно, времени на это уйдет слишком много, не говоря о качестве контроля.

Жизнь перед нами ставит задачи, а мы их решаем с помощью информационных технологий. Хотя очень часто бытует мнение о том, что информационные технологии являются основным двигателем, который подталкивает процесс развития общества. На мой взгляд, эти процессы параллельны и дополняют друг друга. С одной стороны развитие информационных технологий является катализатором развития таможенных технологий: появляются новые математические методы и алгоритмы обработки информации для ее анализа, прогнозирования, оценки рисков недостоверного декларирования; появляются системы онлайновой (в режиме реального времени) аналитической обработки информации (OLAP-систем). Все это, естественно, способствует появлению потребностей в решении задач, которые могут быть решены с помощью современных технологий. Что называется аппетит приходит во время еды. С другой стороны изменение законодательной базы, необходимость следования тенденциям интеграции в мировую экономику требует автоматизации этих процессов. Здесь ярким примером является, например, создание системы контроля таможенного транзита, совместимой с новой европейской системой транзита (NCTS).

- Какие проблемы возникают при внедрении и использовании современных информационных технологий в таможенной сфере?

- Основные проблемы – это ресурсы: людские, финансовые, временные.

Информационная система таможенных органов – одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Мы работаем в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, мы работаем в условиях одиннадцати часовых поясов, - и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии. Хочу добавить, что общее состояние развития современных информационных технологий в некоторых отраслях и некоторых регионах России еще не достигло достаточного хорошего уровня. Стоит сказать еще и о том, что во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются.

Помимо того, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные - эта проблема стоит очень остро.

Другая проблема - внедрение новых информационных технологий. На данный момент мы имеем достаточное количество перспективных IT разработок, которые я бы не сказал, что лежат на полке, но довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленностью технической инфраструктуры.

Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, кадры-2, система финансово-хозяйственной деятельность и другие – требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 - 99%.

- Какие выгоды от  использования  информационных технологий в деятельности таможенных органов и можно ли подсчитать экономический эффект от использования IT?

- Банальный ответ: кто владеет информацией, тот владеет миром. В нашем случае это контроль процессов, которые происходят во внешнеэкономической деятельности и возможность влиять на эти процессы. К сожалению, существует и обратная сторона медали - мы становимся заложниками информационных технологий, и состояние процесса таможенного оформления напрямую зависит от качества и доступности информационных сервисов.

Что же касается подсчета экономического эффекта, то могу сказать, что это достаточно сложная задача. Ее многие пытаются решить и подсчитать в деньгах эффект от внедрения IT технологий, в том числе и обосновать бюджет на их развитие. Однако какой-либо методики подсчета не существует, хотя в ITIL (библиотека передового опыта в использования информационных технологий), сказано, что надо описать информационные технологии в виде сервисов, которые предоставляются «бизнесу» для осуществления самого бизнеса и заключить соглашение между IT и «бизнесом» об уровне обслуживания (SLA). Тогда наверно можно соотнести экономический эффект с затратами.

Честно говоря, не знаю, как применить эту теорию в отношении государственных органов, тем более не все измеряется деньгами, например на казахстанской границе с помощью инспекционно-досмотрового комплекса, а это программно-аппаратный комплекс таможенного контроля, было обнаружено 333 килограмма героина - сколько жизней при этом было спасено.

Что касается эффекта - попытайтесь на сутки отключить информационную систему таможенных органов, и увидите «эффект» сразу же в виде пробок на дорогах, километровых очередей на таможнях и несвоевременных поступлений таможенных платежей в бюджет государства.

- В каком состоянии находится сейчас процесс внедрения системы электронного декларирования и что дает эта система участникам ВЭД?

- Я бы разделил ответ на две части – «старое» электронное декларирование и новый проект электронного декларирования с использованием сети Интернет. Что касается «старого» электронного декларирования, то в основном те участники ВЭД, которые хотели и имели возможность подключиться к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов на уровне таможенного поста, уже подключились. В этом году запланировано, около сорока, новых таможенных постов по всей стране, которые будут иметь техническую оснащенность для приема деклараций в электронной форме. С учетом довольно затратного и сложного для участников ВЭД механизма подключения к ЕАИС таможенных органов, особого наплыва желающих ждать не приходится.

Что касается новой системы электронного декларирования, с использованием сети Интернет, которая дает значительные преимущества по сравнению со старой системой, т.к. реально позволяет интегрировать информационные системы участников ВЭД с информационной системой таможенных органов и дает возможность удаленного декларирования товаров участниками ВЭД в любой таможенный орган, то здесь мы предсказываем довольно интенсивное развитие этой системы.

Стоит отметить, что разработанные технические решения позволяют использовать технологию представления сведений в таможенные органы в электронной форме не только для электронного декларирования, но и для других целей, например для предварительного информирования.

В настоящее время созданы предпосылки к развитию сети информационных брокеров, которые могут оказывать услуги по электронному декларированию и предварительному информированию для не очень крупных участников ВЭД, которые не имеют возможности или не хотят самостоятельно подключиться к системе электронного декларирования, так как их затраты на подключение, приобретение оборудования, программного обеспечения, тестирование и т.д. могут перекрыть коммерческие интересы.

Поэтому здесь большое поле деятельности для брокеров, фирм, производящих программное обеспечение, крупных участников ВЭД. Среди них: автозаводы, перерабатывающие компании, металлургические комбинаты, крупные торгово-закупочные компании и т.п.. Обычно это компании, у которых есть своя развитая информационная система, и которым нужна единая система управления и контроля всего технологического процесса, включая производство продукции, ее хранение, управление запасами, экспорт и/или импорт, транспортная логистика.

- Как известно Евросоюз с 2009 года переходит на систему предварительного информирования. Как, на ваш взгляд, обстоит дело с этим вопросом у нас и готовы ли к переходу на обязательное предварительное информирование ФТС России и участники ВЭД?

- Мы практически прекратили частные и локальные эксперименты в таможенных органах по представлению предварительной информации, которые были очень широко развиты в 2004 - 2006 годах. В конце 2007 года состоялась коллегия ФТС России, на которой была поставлена задача - создать единые типовые решения для того, чтобы сделать прозрачный и единый механизм для тех, кто собирается сейчас на добровольной основе, а потом, впоследствии, на обязательной основе предоставлять предварительную информацию. На данном этапе с нами активно работают такие компании как «РОСТЭК-Псков», «РОСТЭК-Выборг», «ТЛЦ».

В Москве есть заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности, которые хотят выстроить и автоматизировать полностью весь логистический процесс - заказ товара за рубежом, получение информации от своего контрагента, прослеживание всей цепи поставок, прохождение транспортным средством границ, прибытие товаров в таможню назначения, декларирование и выпуск в свободное обращение товара и так далее.

Что касается готовности к обязательному предварительному информированию, технически мы будем готовы к моменту вступления в действие соответствующего законодательного акта. С другой стороны, мы взаимодействуем с внешними информационными системами. Взаимные ошибки всегда могут выявляться на поздних стадиях внедрения системы, как это показала практика, когда мы запускали «пилотный проект».

Кроме того, в наших планах создание портала предварительного информирования и электронного декларирования, в котором будет более упрощенная форма подачи сведений и получения определенных результатов обработки этих сведений. Я думаю, создание такого портала позволит значительно расширить круг участников этих процессов.

- Что представляет собой Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС)? Каковы перспективы ее дальнейшего развития?

Система МИАИС - это система межведомственного информационного взаимодействия контролирующих органов, находящихся в пунктах пропуска на границе. По концепции, система представляет собой интеграционный сегмент различных ведомств на базе государственного информационного центра, который разрабатывается Министерством связи и массовых коммуникаций и сегмент пункта пропуска.

Вдобавок ко всему, МИАИС должна содержать единую базу данных разрешительных документов, которые выдаются не только федеральными службами, находящимися на границе, но также и теми, которые участвуют в системе запретов, ограничений и разрешений, например: Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК), Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) др.

Естественно, что данная система должна значительно упростить и оптимизировать процесс прохождения транспортного средства в пункте пропуска за счет однократного ввода сведений о транспортном средстве и грузе, параллельной обработки сведений контролирующими органами, организации взаимодействия с ведомственными информационными системами и государственным информационным центром для проверки заявленных сведений на предмет соблюдения запретов и ограничений.

Минкомсвязи проводил обследования готовности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия на государственной границе к внедрению этой системы. Готовность Федеральной таможенной службы оценена на 69%, остальные ведомства от 30 до 0%.

Например: Россельхознадзор - 0%, т. к. собственной информационной системы в этой организации не существует, каналов связи для передачи данных нет, обработка ведется в бумажном виде, регистрация ведется либо в журналах, либо на локальном персональном компьютере.

Могу сказать, что работа по созданию этой системы идет вяло. План реализации концепции до сих пор не разработан.

В 2006 - 2007 годах ФТС России организовала проведение работ по созданию Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы автомобильного пункта пропуска (аналог сегмента пункта пропуска МИАИС), но, к сожалению, мы погрязли в согласованиях с другими контролирующими органами на стадии технорабочего проекта и создания прототипа системы.

Мы вынуждены были информировать Правительство об остановке данного проекта.

Похоже, такую систему надо разрабатывать и внедрять силовыми методами под эгидой единого государственного заказчика - координатора этой работы, которым по утвержденной концепции в настоящее время является министерство связи и массовых коммуникаций.

Мы всегда готовы поделиться своими наработками и материалами и обязательно отправим полученные результаты работ в Минкомсвязи и другие заинтересованные ведомства, а также готовы активно участвовать в процессе создания и внедрения МИАИС.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru