openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью начальника Управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС России Ольги Щербаковой газете "Газета" от 25 февраля 2009 года

Законопроект разрабатывается в рамках борьбы с челноками

Начальник управления правового обеспечения законопроектной деятельности Федеральной таможенной службы Ольга Щербакова - "Газете" Накануне отчетной коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) об итогах работы в 2008 году и задачах на будущее начальник управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова в интервью обозревателю "Газеты" Ксении Батановой рассказала о том, каких изменений в таможенном регулировании стоит ожидать гражданам и компаниям в ближайшем будущем.

Как повлиял кризис на ваши планы по законопроектной деятельности на этот год?

Перед нами была поставлена задача подготовить законопроект, который должен реализовать пункт 49 антикризисного правительственного плана, и предоставить авиакомпаниям отсрочку по уплате таможенных платежей на срок до шести месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. Сейчас мы согласовываем документ с правительством. Это достаточно сложная работа, так как в Таможенном кодексе (ТК) нельзя прописать предоставление льгот каким-то отдельным отраслям. Идеология кодекса не выделяет отдельных видов товаров, кроме перемещаемых трубопроводным транспортом. Если мы сейчас создадим прецедент, оговорив льготы для воздушных судов и запчастей к ним в кодексе, то таких же льгот потребуют другие отрасли промышленности.

Поэтому сейчас мы работаем над тем, какой документ и в какой форме должен предоставлять льготы авиапромышленности.

А для нефтяной отрасли, активно лоббирующей необходимость снижения налоговой нагрузки и пошлин, ФТС готовит какие-то предложения?

По нефтяникам мы пока никаких мер не предусматриваем. Упрощать порядок уплаты экспортных пошлин дальше некуда. В декабре депутаты обсуждали отмену залога, но мы пока никаких поручений по этому вопросу не получали.

Эта мера, на мой взгляд, может нести угрозу собирания платежей в бюджет, что сейчас недопустимо.

От каких-то законопроектных планов пришлось отказаться в связи с кризисом?

В конце прошлого года ФТС совместно с Минфином, Минэкономразвития и рядом других ведомств решили отложить введение института уполномоченного грузополучателя (этот институт позволил бы ряду компаний, отвечающих определенным критериям, проходить таможенные процедуры в упрощенном порядке. - "Газета"). Правда, произошло это не под влиянием кризиса.

Законопроект был уже почти готов, мы его долго согласовывали, было много возражений - в частности, ФСБ видела в применении этого института угрозу экономической безопасности. Мы пришли к выводу, что, пока механизм работы таможенной инспекции недостаточно эффективен, мы не сможем осуществить контроль за теми товарами, которые будут на достаточно доверительных отношениях ввезены в страну. Пока нет четких сроков, на какой период отложено принятие этого законопроекта, но думаю, все будет зависеть и от экономической ситуации, и от наших отношений с Европой, и от ситуации с созданием Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией.

Была ли причиной отказа от введения института уполномоченного получателя "Концепция таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к госгранице РФ"?

Это заблуждение: временный отказ от института уполномоченного грузополучателя никак не увязан с концепцией. Просто время его реализации еще не пришло. К тому же прежде чем делать выводы, давайте дождемся утверждения концепции, которая, в свою очередь, связана с работой по созданию Таможенного союза. Законодательные акты по его созданию должны быть подготовлены к 2010 году. Вероятно, мы не будем открывать границу с Казахстаном из-за угрозы наркотрафика, может быть, здесь будут упрощены таможенные процедуры. Обсуждается и план работ с Белоруссией. Все три государства получили задание разработать Таможенный кодекс тройки, чем мы сейчас начали заниматься достаточно плотно. Ясно, что кодекс будет наднациональным, но тонкости - на каких условиях будут взиматься платежи, в чей бюджет поступать и так далее - сейчас обсуждаются.

С темой концепции и Таможенным союзом наверняка тесно связан и другой давно обсуждаемый проект закона о введении института предварительного информирования. В какой стадии он находится?

Документ внесен в правительство, в целом он согласован со всеми ведомствами. С 1 января этого года мы начали работу по предварительному информированию с европейским сообществом, но не по всему составу передаваемой информации. Но внедрить предварительное информирование полноценно на всех пунктах пропуска мы пока не можем, так как нет единой информационной системы. И это основной камень преткновения. Однако решение этой проблемы зависит уже не только от ФТС.

Как же она может быть решена?

На последнем заседании Государственной пограничной комиссии обсуждалась возможность присоединения ФТС к той информационной сети, которая есть у пограничной службы. Это могло бы стать выходом, тем более что сейчас мы готовим проект закона о сокращении числа контролирующих органов на границе.

И в какой стадии сейчас этот законопроект?

Мы урегулировали вопрос с Минтрансом, полномочия которого по осуществлению транспортного контроля целиком переходят к таможенной службе. Все остальные ведомства, которые являются контролирующими (ветеринарный контроль, фитосанитарный контроль), остаются в специальных пунктах пропуска на тех же началах, на которых они работают и сейчас. При этом законопроект предоставит правительству право определять конкретный пункт пропуска на границе, в котором таможенным органам будут делегированы полномочия по осуществлению всех видов контроля. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила концепцию законопроекта.

Но нам еще нужно согласовать его с теми ведомствами, у которых есть сомнения в том, что таможенные органы способны эффективно выполнять функции ветеринаров и фитосанитаров.

Вы считаете, такой опасности нет?

Во-первых, если понадобится, таможенного инспектора научат всем тонкостям профессии. Во-вторых, если представители других контролирующих органов захотят перейти на таможенную службу, этот кадровый потенциал, без сомнения, будет востребован.

Участвует ли ФТС в доработке еще одного "опасного" законопроекта об ех officio (то есть действия по служебному долгу), который дает таможенникам право без заявления правообладателя приостановить выпуск товара при выявлении признаков его контрафактности и провести соответствующие проверочные мероприятия в отношении таких товаров?

Eх officio действительно еще больше расширяет полномочия таможенников. Мы это понимаем, именно поэтому сейчас обсуждаем, в какой форме должна происходить приостановка товара. В варианте законопроекта, принятом в первом чтении, формулировка такова, что таможенник "вправе" задержать подозрительную партию. Эта норма имеет коррупциогенное содержание, поэтому, вероятнее всего, слово "вправе" будет заменено словом "обязан".

Но ключевым вопросом по-прежнему остается один - критерии, которыми будет руководствоваться таможенный инспектор, принимая решение о приостановлении партии. Понятно, что невозможно для каждого товара прописать конкретные признаки контрафактности. Будем изучать международный опыт, обращаться к правообладателям, искать решение проблемы.

Не могу не задать вопрос о вашей позиции по поводу того, что же все-таки считать контрафактом: подделку под известный брэнд или оригинал, ввезенный без прямого договора с правообладателем неуполномоченным импортером.

Сейчас эта проблема активно обсуждается и профессиональным сообществом, и на государственном уровне, в частности, Высшим арбитражным судом (ВАС).

Сотрудники таможенной службы делают свою работу: мы защищаем правообладателей через реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС.

Мы обязаны останавливать товары тех производителей, которые включены в реестр, и сообщать об этом представителям правообладателя в России. ФТС сейчас с нетерпением ждет решения ВАС, которое, надеемся, разрешит сложившуюся проблему.

Еще один вопрос. Как вы относитесь к поправкам в ТК, которые подготовлены бывшим руководителем таможенной службы, ныне депутатом Госдумы Валерием Драгановым?

Сейчас мы готовим заключение на его законопроект, оно должно быть сделано к 1 марта. Однако оно вряд ли будет положительным. Причина в том, что ряд предложений Валерия Драганова уже рассматривается Госдумой, некоторые находятся в плане работы ФТС на будущий год, другие, такие как уполномоченный грузополучатель, уже отложены правительством на неопределенный срок.

Насколько я знаю, в законопроектный план на этот год входит разработка концепции проекта закона "О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" по вопросу совершенствования законодательства в сфере противодействия контрабанде. Что именно подразумевается?

Законопроект устанавливает размер стоимости ввезенной контрабанды, за которую наступит уголовная ответственность. Пока мы определили в качестве крупного размера сумму в 1 млн рублей и выше - нам кажется, что это оптимальное соотношение преступления и ответственности. Идея поддерживается многими ведомствами и участниками внешнеэкономической деятельности.

По плану вы также должны разработать концепцию проекта закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", уточняющую порядок перемещения через таможенную границу России товаров физическими лицами. Что должно измениться для граждан?

Не люблю жаргон, но этот законопроект разрабатывается в рамках борьбы с челноками, для того, чтобы предотвратить ввоз некачественного товара в Россию. Для многих регионов это очень большая проблема: в рамках приграничного сотрудничества в страну ввозят некачественную и контрафактную продукцию легкой промышленности. Не хотелось бы говорить, что наш законопроект ужесточит процедуру ввоза товаров, но, возможно, будут приняты какие-то ограничения по стоимостным и весовым квотам (сейчас граждане могут беспошлинно, для личного пользования, ввезти товаров на сумму до 65 тыс. рублей, весом до 35 кг. - "Газета"). Хотя проблема может быть решена и усилением контроля за таможенным перемещением товаров гражданами, но для этого нам опять же понадобится серьезная информационная база, которая позволит отслеживать число перемещений граждан через границу. Но мы не собираемся возвращаться к тому формату работы, который был в СССР. В любом случае мы учтем все нюансы, чтобы решение не вызвало социальной напряженности.

Справка о Щербаковой

Прирожденный таможенник Ольга Щербакова окончила юрфак МГУ в 1984 году. В таможенных органах с 1985 года: проходила службу в Шереметьевской таможне, в управлении по борьбе с контрабандой, правовом управлении, управлении по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти. В 2005 году перешла в Минэкономразвития на должность руководителя отдела в департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела. В мае 2007 года вернулась на таможенную службу, возглавив управление правового обеспечения законопроектной деятельности Федеральной таможенной службы.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru