openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью Начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы Бориса Шкуркина агентству "ПРАЙМ-ТАСС "

Вопрос: Как изменилась в 2008 г структура таможенных платежей в бюджет, сколько пришлось на импорт, сколько на экспорт? Какова доля ТЭК в общем объеме платежей?

Ответ: В 2008 г Федеральная таможенная служба обеспечила поступление в федеральный бюджет 4 трлн 694,5 млрд руб, что на 1 трлн 440 млрд руб или на 44,3 проц больше, чем в 2007 г. Впервые по сбору платежей в бюджет мы обогнали Федеральную налоговую службу. Сумма платежей, перечисленных ФТС России, составила 50,6 проц от общей суммы доходов федерального бюджета в 2008 г. Это наш рекордный показатель. Если сравнивать данные 2008 г с 2005 г, то сборы платежей выросли в 2,2 раза «2 трлн 102 млрд руб в 2005 г».

Общая сумма платежей при экспорте товаров составила 2 трлн 859 млрд руб, что на 56 проц больше, чем в 2007 г. Традиционно основной объем перечисленных вывозных таможенных пошлин - 81 проц - приходится на нефть и товары, выработанные из нефти. В 2008 г это 2 трлн 307 млрд руб. Сумма ввозных таможенных пошлин на газ природный составила 490,2 млрд руб. Хочется отметить, что прочие экспортные пошлины составляют лишь 2 проц или 61,7 млрд руб. Причем из них 54,3 млрд руб – это вывозные таможенные пошлины на лесоматериалы, удобрения, цветные и черные металлы, драгоценные металлы и камни. В России экспортные пошлины обнулены уже практически на все товары, за исключением ряда сырьевых. Но сырьевые товары - это наша национальная рента, их надо взимать и пускать на модернизацию экономики и реализацию социальных программ.

Импортных платежей в 2008 г было собрано 1 трлн 805 млрд руб, что на 412,1 млрд руб или 29,6 проц больше, чем в 2007 г. Это неплохой показатель, учитывая, что в 2008 г была существенно снижена налогооблагаемая база по импорту. Так, были обнулены ставки таможенных пошлин по 122 товарным позициям, а по 66 товарным позициям пошлины были снижены.

Следует также отметить, что в 2008 г наблюдался значительный рост ввоза и вывоза товаров в рамках льготного режима соглашений о разделе продукции. Эти объемы учитываются в данных таможенной статистики, однако таможенные платежи при этом не взимаются.

Вопрос: Как Вы думаете будет развиваться ситуация со сбором платежей в 2009 г?

Ответ: Наш прогноз по возможным объемам взимания таможенных платежей в 2009 г исходя из текущей экономической ситуации был 2 трлн 780 млрд руб.

На что хотелось бы обратить внимание - в январе-феврале 2009 г за 34 рабочих дня Федеральная таможенная служба собрала 416,5 млрд руб, за тот же период 2007 г за 36 рабочих дней - 429,2 млрд руб. И это при том, что экспортная пошлина на нефть в январе-феврале 2009 г была на 37 проц меньше, чем за аналогичный период 2007 г. Как видим, если результаты сопоставимы по сбору платежей, значит, мы добираем средства за счет администрирования импорта.

При этом 2007 г был не самым плохим годом для экономики нашей страны, и если ФТС России пойдет в графике 2007 г, то, я считаю, это будет большим нашим успехом. «Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС, в 2007 г таможенные органы России обеспечили поступление в бюджет 3253,82 млрд руб.»

Вопрос: Какие прогнозы по импорту товаров в РФ в 2009 г?

Ответ: В условиях финансового кризиса объем ввоза падает, и это связано с тем, что на сегодняшний день доступ к кредитным ресурсам ограничен, и импортеры испытывают большой дефицит ликвидности свободных средств, плюс, конечно, резкое снижение покупательского спроса. С августа 2008 года практически по всем сырьевым товарам на мировом рынке произошло резкое падение цен. На сегодняшний день более чем в 2 раза упала цена алюминия « с 2800 до 1340 долл за тонну», стали рулонной «с 1080-1115 до 340-400 долл за тонну», полиэтилена «с 1800 до 850 долл за тонну» и других видов пластмасс. Также произошло снижение цены лома черных металлов с 600 до 260 долл за тонну. Тенденции мирового рынка повлияли на цену внешнеторговых сделок и оказали негативное влияние на декларируемую таможенную стоимость сырьевых товаров и, соответственно, на величину перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет. Кроме того, были приняты решения о введении заградительных пошлин на ряд товаров для поддержки отечественного производителя, - в частности, на автомобили и транспортные средства. Эта группа всегда вносила весомые деньги в копилку при сборе импортной составляющей, а сейчас поступления упали. Так, за период с января по февраль 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года произошло резкое снижение объемов ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию с 294,3 до 80,6 тыс автомобилей. Суммы начисленных таможенных платежей уменьшились соответственно с 47,6 млн руб до 23,7 млн руб.

Я хотел бы подчеркнуть, что зачастую увеличение импортных пошлин несет не фискальную функцию, а защищает отечественный рынок. Товары, на которые пошлины повышены, становятся неконкурентоспособными на внутренним рынке, и их импорт резко снижается. То есть эффект получается не фискальный, а защитный для нашей экономики.

Вопрос: Насколько эффективно функционирует в настоящее время система контроля таможенной стоимости товаров, система управления рисками?

Ответ: Вопросы контроля таможенной стоимости, контроля за обоснованностью предоставляемых льгот и тарифных преференций – это основа, которая позволяет, собственно говоря, выполнять наши плановые задания и показывает, насколько эффективно мы осуществляем таможенное администрирование. В 2008 г сумма фактически довзысканных в результате корректировок таможенной стоимости платежей составила 32,3 млрд руб, что в 2,5 раза больше чем в 2007 г «12,8 млрд руб».

У нас сейчас действительно активно функционирует система управления рисками, направленная на предотвращение занижения таможенной стоимости ввозимых на российскую территорию товаров. Здесь мы достигли неплохих результатов. В настоящее время ФТС России применяет 64 профиля рисков по направлению контроля таможенной стоимости, 25 которых были изданы и актуализированы в 2008 г. На сегодняшний день стоимостные профили рисков охватывают 35 проц от общего числа товаров, включенных в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности России.

Необходимо отметить, что зачастую профили рисков мы актуализируем или разрабатываем по поручению правительства РФ. В прошедшем году были разработаны и актуализированы профили рисков в отношении экспорта лома черных и цветных металлов, лесоматериалов и импорта цветных и черных металлов, ферросплавов, проката нержавеющей стали, мяса и рыбы. Здесь стояла задача посредством таможенного администрирования повысить достоверность декларирования данных товаров не только для роста сбора платежей в федеральный бюджет, но для защиты отечественных производителей данного вида товара от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей.

Хочу обратить внимание на то, что индекс таможенной стоимости «ИТС», а таможенная стоимость – это основа для начисления таможенных платежей, - вырос практически по всей номенклатуре ввозимых товаров. Результаты значительные - например, по ферросплавам ИТС в 2008 г по сравнению с 2007 г вырос на 92 проц, по нержавеющей стали – на 41 проц, по пластмассам – на 27 проц, по лому черных и цветных металлов – на 37 проц. Рост ИТС происходит не только по биржевым и сырьевым по товарам, что можно было бы объяснить ростом биржевых котировок и т.д, но и по транспортным средствам, продуктам питания и товарам народного потребления. В частности, ИТС по мясу увеличился на 30 проц, по рыбе - на 20 проц, по бытовой технике и электронике – на 35 проц, по транспортным средствам – на 23 проц. Если бы не влияние мирового финансового кризиса, то в 4-м квартале эти данные были бы значительно выше.

Всего по товарам, которые охвачены стоимостными рисками, мы дополнительно взыскали по сравнению с 2007 г 4,8 млрд долл в результате, подчеркну, не только увеличения ИТС, но и роста объемов достоверного декларирования в результате борьбы с «серым импортом», над чем мы также активно работаем. Например, по электронике и бытовой технике, которую часто приводят в пример как наиболее контрабандноопасную группу товаров, мы взыскали платежей на 1,6 млрд долл больше, чем в 2007 г. По пластмассе «это тоже всегда была болевая точка» - на 430 млн долл, по ферросплавам, где также активно используется занижение таможенной стоимости, – на 80 млн долл, по лому черных и цветных металлов - на 92,5 млн долл.

Вопрос: Если механизм такой действенный, зачем ограничивать места таможенного оформления лома металлов?

Ответ: Эта тема действительно острая. Ситуация с вывозом лома, несмотря на действующие профили рисков, уже достаточно давно вызывала тревогу. Практику, когда вывозится сырье, да еще по заниженной таможенной стоимости, с нарушениями таможенного законодательства, с неуплатой платежей в федеральный бюджет, нужно было ломать. Это всегда происходит болезненно, но необходимо упорядочивать ситуацию, декриминализовывать ее. С наиболее масштабным занижением таможенной стоимости по лому мы столкнулись в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления «ДВТУ», где вывозится 17 проц российского лома. Если в среднем по России таможенное оформление лома было в 2008 г в ценовых рамках 0,35-0,36 долл за кг, то на Дальнем Востоке лом вывозился по цене 0,20-0,24 долл за кг, в основном в Республику Корея, небольшие объемы - в Тайвань, Китай и Вьетнам. Лучше этот лом в условиях кризиса пойдет на отечественные предприятия, которые нуждаются в дешевом сырье для обеспечения производства, а не будет использоваться для дотирования предприятий других государств. В этом вопросе мы руководствуемся только государственными интересами.

Вопрос: Насколько активно идет процесс предоставления фирмами ценовой информации на ввозимые товары?

Ответ: Сейчас ценовую информацию мы получаем по 233 торговым маркам. Процесс носит активный характер - если раньше это была информация о ценах в основном на электронику и бытовую технику, то сейчас список расширяется. Но следует отметить, что с учетом кризиса и роста конкуренции предоставлять ценовую информацию готовы немногие участники ВЭД. Опять же при таком размере планового задания установленного правительством РФ ФТС России все больше становится фискальным органом. А, естественно, раскрывать перед фискальным органом информацию, с учетом и наших дружественных связей с налоговой службой, желающих все меньше.

Вопрос: Сколько составляет в настоящее время задолженность участников ВЭД по уплате таможенных платежей? Какую долю этой задолженности можно рассматривать как безнадежную к взысканию?

Ответ: Я бы не стал приводить абсолютные показатели по задолженности, потому что это динамичный процесс. Между начислением и взысканием всегда проходит некоторый промежуток времени, и показатели по объему задолженности и ее погашению - понятие плавающее. Задолженность по таможенным платежам - это важная тема. Да, мы должны знать, сколько у нас реально какой задолженности, на что мы можем рассчитывать, на что нет. Более того, на старую задолженность постоянно падают пени, то есть идут два противоположных процесса. Одним процессом мы списываем дебиторскую задолженность, другим, начисляя пени, ее постоянно увеличиваем.

Сейчас можно говорить о том, что в 2008 г в рамках действующего законодательства мы списали почти всю задолженность, которую могли списать. У нас осталось несколько видов задолженности, которые на сегодняшний день в рамках современных правовых норм не могут быть списаны. Во-первых, это задолженность иностранных лиц перед нами, в частности, иностранных перевозчиков. Во-вторых, это задолженность муниципальных образований, которая образовалась, когда они в условиях прошлого кризиса выступали гарантами участников ВЭД, не рассчитавшихся в дальнейшем с государством по таможенным платежам. На 01.01.2009 задолженность невозможная к взысканию - 45,4 проц.

В 2008 г погашена задолженность на сумму 20,4 млрд руб, что в 6,8 раз превышает данные по 2007 г. Это абсолютный показатель - мы выявили эту задолженность и взыскали ее. Подчеркну - не списали, а взыскали. Кроме того, списано 4,4 млрд руб задолженности, признанной безнадежной к взысканию.

Вопрос: Отмечается ли в условиях кризиса рост задолженности по таможенным платежам? Какие меры применяются для предотвращения ее появления?

Ответ: У экспортеров задолженности практически нет. Механизм уплаты пошлин на нефть и газ прописан достаточно четко. Поэтому по экспортерам и по крупным плательщикам роста задолженности мы не наблюдаем. Да и в целом по системе рост задолженности не отмечается. Некоторые всплески по задолженности в большинстве случаев связаны с оптимизацией наших усилий по ее начислению и дальнейшему довзысканию.

ФТС России сейчас активно в условиях кризиса переходит на использование института действенных гарантий. Поясню. Наши оппоненты выдвигают такой лозунг, что в условиях кризиса уход от поручительства – это дополнительное бремя на участников внешнеэкономической деятельности, выдавливание их с рынка и т.д. Однако, в условиях финансового кризиса наши действия являются абсолютно оправданными. Почему? Потому что реальные финансовые инструменты, которые принимает служба для обеспечения таможенных платежей, ведут к сдерживанию роста задолженности. Когда используются реальные банковские гарантии, то есть банков и иных кредитных организаций, имеющих право выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, включенных в реестр ФТС России, - это ясный и прозрачный механизм, который четко прописан Минфином, инструкциями ЦБ РФ. Если мы принимаем эти банковские гарантии для участников внешнеэкономической деятельности в обеспечение уплаты таможенных платежей, то твердо знаем, что в любой момент мы эту гарантию «раскроем» и взыщем деньги. При этом потери федерального бюджета не просто минимизированы, а исключены, так как это реальное обеспечение.

Что касается других поручителей, то у них не было реального обеспечения, особо подчеркну, в необходимых объемах, что не позволяло им выполнять перед таможенными органами обязательства, когда возникал страховой случай, и когда нужно было возмещать Федеральной таможенной службе бюджетные потери из-за недоставки товара, нарушения таможенного законодательства. Но как поручители они работали не бесплатно, они брали деньги с участников ВЭД. Поэтому созданную нашими предшественниками «кривую» систему поручительства пришлось сломать.

Особенно ярко недостатки действовавшей системы проявлялись при поручительстве по обеспечению транзита товаров. Нас сейчас пытаются подвергнуть критике за то, что ФГУП «РОСТЭК» становится неким таким монополистом в этой сфере. На это я отвечу следующее: «РОСТЭК» на сегодняшний день принес в службу гарантии на 3,3 млрд руб в обеспечение своих обязательств при транзите. Никогда ФТС России не получала такого объема гарантий. То есть любое транспортное средство, где «РОСТЭК» выступает поручителем при процедуре внутреннего или международного таможенного транзита, на 100 процентов обеспечено банковскими гарантиями, которые представлены ФТС России.

Мы готовы к сотрудничеству и с другими организациями, кто на 100 процентов готов выполнять свои обязательства перед государством.

Что касается таможенных брокеров, то и в отношении них мы зачастую начинаем более активно требовать, чтобы в обеспечение брокерской деятельности была банковская гарантия. Почему? Потому что это двойная проверка - банк, перед тем как выдать гарантию, проверяет компанию, ее баланс и изучает аудиторские заключения, так как понимает, что мы с него деньги взыщем. Это серьезный двойной контроль. А тому брокеру, который не способен принести банковскую гарантию, надо ли заниматься этой деятельностью?

Вопрос: Произошли ли какие-либо изменения в механизме предоставления льгот по уплате таможенных платежей? Сколько теряет бюджет сейчас от предоставления таких льгот?

Ответ: В настоящее время идет активное обсуждение вопроса об освобождении ввоза технологического оборудования, не имеющего аналогов в РФ, от налога на добавленную стоимость по перечням, утверждаемым правительством страны. Сейчас Минпромторг совместно с заинтересованными ведомствами активно согласовывает этот перечень по всей промышленной группе, чтобы не получилось так, что по нулевой ставке НДС ввозится оборудование, которое производится внутри России. Перечень уже практически на выходе, и он достаточно большой. Я думаю, что новый механизм заработает в ближайшее время. Хочу подчеркнуть, к этому вопросу надо подходить аккуратно, чтобы под предлогами борьбы с кризисом и необходимости модернизации промышленности не было ухода от платежей в федеральный бюджет.

 

По нашим расчетам, обнуление ставки НДС при ввозе оборудования, перечень которого предлагает Минпромторг, приведет к недобору платежей для бюджета на сумму 190 млрд руб. При этом не следует забывать, что ранее уже были приняты решения об обнулении импортных пошлин на значительное количество видов технологического оборудования.

Я хотел бы отметил, что в 2008 г мы проделали большую работу по определению категорий товаров, относящихся к льготным. Например, если это технологическое оборудование, товары медицинского назначения, то, во-первых, должны быть четко разработаны критерии отнесения данного оборудования к технологическому, во-вторых, должен быть федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный давать такие подтверждения и нести за это ответственность. Если есть разрешение соответственных лиц, есть подписи лиц, которые уполномочены давать такое разрешение, мы относим эти категории к льготным товарам. И сейчас этот процесс приобретает уже детализированный характер, прописывается приказами, нормативными актами. Весь механизм становится законодательно закрепленным.

В 2009 г мы планируем завершить работу по всем категориям льгот - и по жизненно необходимой медтехнике, и по гуманитарной технической помощи, и по культурным ценностям. В то же время, наверное, одной из самых сложных тем будут товары, ввозимые в рамках соглашений о разделе продукции.

Что касается Калининградской особой экономической зоны, то мы видим, что, к сожалению, бизнес там использует льготы, которые ему были даны государством, не всегда по прямому назначению. Льготы в этой ОЭЗ зачастую используют не для развития экономики, а для, так называемой, оптимизации платежей в бюджет. Например, из Норвегии в Калининградскую область ввозятся креветки свежемороженые, где происходит обычное механическое смешение их со специями и с солью. И вот этот товар становится произведенным в Калининградской области и при вывозе из области не подлежит обложению таможенными пошлинами. Вы верите в варено-мороженные креветки, которые произведены в Калининградской области? Или, например, выловленная где-то рыба, привезенная в Калининградскую область и просто подвергнутая заморозке до 16 градусов, становится продуктом, произведенным в Калининградской области. Как можно перевозить ее беспошлинно на остальную территорию России? Не надо покупать рыбопромысловые суда, не надо платить зарплату морякам! Купил, заморозил, продал без таможенных платежей!

Вопрос: Как Вы относитесь к обсуждаемым сейчас предложениям о введении гибкого механизма определения размера экспортной пошлины на газ, аналогичного действующему механизму исчисления вывозной пошлины на нефть?

Ответ: Мы относимся положительно. Газовики - отрицательно. В настоящее время в отношении нефти и газа действует абсолютно разный механизм взимания таможенных пошлин. Если к нефтяникам применяется специфическая ставка пошлины в долларах за тонну, т.е. мы взимаем фиксированную ставку от объема вывезенной нефти, то газовики используют адвалорную ставку пошлин, т.е. размер платежа зависит от заявленной ими таможенной стоимости продукции. ФТС России выходила с инициативами об установлении единого механизма взимания таможенных пошлин при экспорте нефти и газа - от объема фактического вывоза. Принятие данного предложения позволит исключить судебные споры по вопросу таможенной стоимости вывозимого природного газа.

«Газпром» и «Газэкспорт» корректируют стоимость в зависимости от, как они говорят, недопоставки или перепоставки в страны дальнего зарубежья, а также в связи с претензиями к качеству поставленного природного газа. В то же время документально это никак не подтверждается. Если это штрафы, которые выставляет иностранный контрагент, то штраф не имеет никого отношения к таможенной стоимости. Если это штраф, то как любой рачительный хозяин поставщик газа должен оспаривать эти претензии в международных судебных инстанциях, а не корректировать таможенную стоимость для покрытия убытков.

Претензии же по качеству возникают, когда газ уже находится в подземных хранилищах «ПХГ» за территорией России, и мы никак не можем проконтролировать и проверить, действительно ли эти претензии справедливы и обоснованы. Поэтому введение механизма взимания таможенных пошлин на вывозимый природный газ по аналогии с нефтью и нефтепродуктами мы бы только приветствовали. Это сделало бы данный механизм прозрачным и привело бы к отсутствию негативной судебной практики для обеих сторон.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru