openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Доклад заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова на Всероссийском форуме деловых средств массовой информации «Экономическая интеграция: в интересах бизнеса, во благо народов», 09.04.2012 г.

Политическая воля наших руководителей позволила сделать почти невозможное. В течение двух лет удалось преодолеть все возможные барьеры, создать  Таможенный Союз. Уполномоченными представителями Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации была проделана колоссальная работа по формированию законодательной, нормативной, организационной, институциональной и информационной составляющих Таможенного союза. Создана договорно-правовая база Таможенного союза, сформированы необходимые для функционирования Таможенного союза институты, созданы единые системы тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, обеспечено ведение согласованной политики в области технического регулирования, применения мер санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Завершающим шагом в процессе формирования Таможенного союза Республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации была отмена с 1 июля 2011 года всех видов государственного контроля на российско - белорусской границе, и сохранение только пограничного и миграционного контроля на российско-казахстанской границе. В результате создана по-настоящему единая таможенная территория трёх государств, без таможенных границ и других административных барьеров между ними.

Одним из ключевых направлений подготовки к функционированию Таможенного союза была работа по созданию единого таможенного законодательства для всех трех государств.

В данной работе мы учитывали опыт интеграции стран ЕС, что позволило нам в сжатые сроки подготовить необходимые документы, базирующиеся на общепринятых таможенных правилах и международных стандартах государственного контроля внешнеторговой деятельности.

Особое внимание было уделено нормам, способствующим повышению инвестиционной привлекательности, направленным на содействие внешней торговле, упрощение поставок российской продукции на мировой рынок, ускорение и упрощение проведения таможенных операций, однозначную и четкую регламентацию действий таможенных служащих и установление максимально коротких сроков совершения таможенных операций.

В результате, новое таможенное законодательство соответствует современным тенденциям развития таможенного дела, а также положениям Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, сочетает интересы бизнеса и эффективную систему государственного контроля.

С введением в действие таможенного законодательства таможенного союза унифицированы условия и порядок признания лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, формы таможенного контроля, требования к проведению таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, правовое содержание таможенных процедур. То есть, положено начало созданию единого механизма таможенного регулирования.

Новое законодательство принесло много нововведений. Наибольший интерес представляет институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Это возможность получать товары на свой склад без предъявления таможенному органу, возможность снимать пломбы с грузовых отсеков, разгружать товары без присутствия таможенных органов, то есть фактически закрывать доставку самостоятельно.

Особенностью нового законодательства является более четкая регламентация действий должностных лиц таможенных органов: более жестко установлены сроки, какие решения принимают или не принимают таможенные органы, из какого перечня решений должностное лицо выбирает принимаемые решения, случаи отказа в принятии решения и т.д.

Все положения нового законодательства были реализованы в таможенных технологиях, и многие таможенные технологии современного типа получили в связи с этим значительное развитие. Из наиболее прогрессивных таможенных технологий хотелось бы отметить электронное декларирование, предварительное информирование.

Первые итоги применения таможенного законодательства свидетельствуют, что установленные в нем сокращенные сроки выпуска товаров, право декларанта вносить изменения в декларацию как до, так и после выпуска товаров, возможность заявлять сведения в упрощенном порядке, сокращенный перечень документов, представляемых при таможенном декларировании, а также полномасштабное внедрение технологий удаленного выпуска, предварительного информирования и электронного декларирования способствовали сокращению издержек участников внешнеторговой деятельности, а также обеспечили ускорение проведения таможенных операций без потери эффективности государственного контроля.

Например, в 2011 году со сроком оформления 1 день выпущено почти 97 % деклараций, со сроком оформления 2 дня – 1,5%; со сроком оформления более 2 дней  – 1,75 %.

При этом средняя продолжительность таможенного декларирования экспортируемых товаров, необлагаемых вывозными таможенными пошлинами, составляет около 3 часов.

Очевидно, что на единой таможенной территории действуют не только единые правила, но и единые риски и угрозы. Наша задача – обеспечить равную глубину таможенного контроля на всей территории Таможенного союза.

Для этих целей ФТС России развивает постоянный и конструктивный диалог с таможенными службами стран-членов Таможенного союза.

Площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела выступает Объединенная коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза. Это орган, который осуществляет координацию практических действий таможенных служб государств - членов Таможенного союза в условиях перехода на единые принципы таможенного администрирования, осуществляет мониторинг практики применения таможенных процедур и правил

Например, в целях упрощения условий применения таможенной процедуры таможенного транзита на втором заседании Объединенной коллегии 9 декабря 2011 руководителями таможенных служб утверждены критерии неприменения таможенного сопровождения при перевозке товаров с использованиям книжки МДП, когда сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при недоставлении товаров, превышает предел гарантии по одной книжке МДП. Такими критериями являются:

  1. Держатель книжки МДП включен в реестр таможенных перевозчиков, если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является такой таможенный перевозчик.

2. Держатель книжки МДП включен в реестр уполномоченных экономических операторов, если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является такой уполномоченный экономический оператор.

3. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых по одной книжке МДП, превышает предел гарантии МДП не более чем на 500 евро.

Кроме того, в целях обеспечения взаимодействия таможенных служб на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для создания правового основания пребывания в представительстве таможенной службы государства-члена Таможенного союза и взаимодействия сотрудников представительств таможенных служб, в июне 2011 года подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Наибольшие усилия приложены, чтобы организовать информационное взаимодействие.

Налажен информационный обмен между таможенными органами государств-членов Таможенного союза, с января прошлого года обеспечено применение сквозной процедуры таможенного транзита.

Ведётся работа по автоматизации ещё пяти общих процессов. Это – процессы:

- контроля фактического вывоза товаров;

временного ввоза транспортных средств;

сертификатов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей;

- поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации;

- и процесс координации функционирования национальных подсистем управления рисками.

В октябре 2011 года подписано Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-членов Таможенного союза, на основании которого таможенные органы обмениваются информацией из баз данных электронных копий таможенных деклараций, таможенных приходных ордеров, предварительных решений.

Обмен информацией таможенных органов с иными государственными органами государств-членов Таможенного союза ведется в рамках соглашения, определяющего порядок такого обмена. (Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов Таможенного союза, заключено 21 мая 2010 года в Санкт-Петербурге)

Достижение целей интеграции наших стран, в том числе будет обеспечиваться постоянным совершенствованием единого таможенного законодательства. У нас есть поручения руководства страны, запросы бизнеса, которые ставят вопросы дальнейшего упрощения таможенных процедур и создания условий для ускорения движения товаров.

В связи с этим Сторонами была инициирована доработка таможенного законодательства Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза создана международная рабочая группа в которую включены представители таможенных служб, министерств экономики, министерств финансов, транспорта и промышленности государств-членов Таможенного союза.

Работа основана на пяти базовых принципах.

Во-первых, структура Таможенного кодекса Таможенного союза, а также заложенные в нем основные принципы таможенного законодательства Таможенного союза останутся неизменными. Мы считаем крайне важным обеспечить стабильность.

Во-вторых – исправление в Таможенном кодексе коллизий, несоответствий, противоречий, которые были выявлены в ходе практического применения таможенного законодательства.

В-третьих, уменьшение количества уровней регулирования. Мы проводим работу по включению непосредственно в текст Кодекса максимального количества норм международных соглашений государств – членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза в сфере таможенного регулирования.

Перекликается с этим и четвертый принцип нашей деятельности – уменьшение количества отсылочных норм, особенно на национальное законодательство, что придаст Кодексу еще большее значение с точки зрения документа прямого действия.

И пятый принцип – базой для нашей работы является Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и все изменения, которые вносятся в Кодекс, обязательно должны соответствовать ее нормам.

В настоящее время рассмотрено более 500 предложений. Подготавливаемые изменения направлены на устранение коллизий правовых норм, упрощение таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности, дальнейшую унификацию таможенных процедур.

Так, например, в Кодекс вносится норма, позволяющая участникам ВЭД менять способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов даже после принятия его таможенным органам и устанавливающая возможность предоставления обеспечения по одному обязательству несколькими способами.

Исключается требование о представлении в таможенные органы транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если они представлялись ранее, при прибытии товаров.

При декларировании товаров Стороны согласились заменить обязанность декларанта представлять дополнительные документы, если в основных документах не содержатся все необходимые сведения, правом декларанта совершать такие действия.

Согласно принятым поправкам если на товары была подана предварительная информация, то таможенные органы не будут требовать представление электронной копии транзитной декларации.

Сторонами также выработаны единые подходы к неполному таможенному декларированию.

После завершения работы по изменению таможенного законодательства Таможенного союза мы планируем приступить к корректировке законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, работа по совершенствованию таможенного законодательства будет способствовать дальнейшему снижению административных барьеров и созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

По вопросам взаимодействия со СМИ

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России состоялся и стал реальным интеграционным объединением, которое основывается на единой системе тарифного и нетарифного регулирования, едином таможенном законодательстве, унифицированном законодательстве в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. С начала этого года мы перешли к следующему этапу интеграции – Единому экономическому пространству.

Наверное, ни у кого из присутствующих нет сомнения, что журналистика вносит вклад в успешную реализацию долгосрочных социально-экономических проектов, в развитие наших стран. Этот вклад состоит в том, чтобы актуальной информацией помогать позитивным переменам.

Я хотел бы поговорить о том, как пресс-службы федеральных ведомств могут помочь прессе в осуществлении этой миссии.

Сразу скажу, что у нас самый позитивный опыт работы со СМИ в период формирования Таможенного союза. Как известно, на начальных этапах интеграции основная нагрузка по непосредственной реализации интеграционных задач легла на таможенные службы России, Беларуси и Казахстана. Это было связано с созданием единого таможенного законодательства, единых ввозных тарифов, единой товарной номенклатуры, наконец – с июля 2011 года полностью исчез таможенный контроль с внутренних границ наших стран. Практически два года слова «таможня», «таможенный» не уходили из заголовков новостей.

По нашим замерам, 21 процент всех публикаций СМИ на таможенную тему было подготовлено с использованием нашей информации (информации таможенных органов). А информационная ситуация тогда была непростой.

Какие формы работы мы использовали? Пресс-релизы, интервью, статьи, пресс-конференции, включая выездные. Огромные возможности показал Интернет-сайт, которым также активно пользовались журналисты как источником точной информации.

Вместе с тем, оказалось, что одних только СМИ недостаточно для информирования деловых кругов. Нам пришлось также использовать другие каналы информирования. Это - Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, в котором участвуют представители ассоциаций деловых кругов. Большую помощь нам оказали ТПП РФ, Опора России, Деловая Россия, иные ассоциации и организации деловых кругов. Мы участвовали в конференциях, проводили вебинары, использовали другие формы обсуждения.

Мы применили и прямые формы информирования: горячую линию и адресную рассылку информации. Горячая линия действовала круглосуточно, 24 часа наши специалисты всех основных подразделений отвечали на вопросы, которые возникали у участников ВЭД при переходе на Таможенный кодекс Таможенного союза, при снятии таможенного контроля с внутренних границ между нашими странами. Были обработаны десятки тысяч звонков. Адресную рассылку мы применили, направив пакет основных нормативных документов и информационных материалов по электронным адресам крупнейших объединений бизнеса. Результатом стало то, что ФТС России обеспечила бесперебойный переход на применение нового законодательства и работу в новых условиях.

Сегодня Таможенный союз – факт истории. Интеграция идет дальше, и таможенники передали эстафетную палочку коллегам из других ведомств. Сейчас актуальными стали вопросы экономические, промышленные, торговые, гуманитарные… Чем мы, таможенная служба, сейчас можем помочь журналистам в освещении процессов глубокой интеграции на пространстве ЕврАзЭС, СНГ?

Прежде всего, мы – ценнейший источник экономической информации. Ежемесячно мы рассылаем более чем в 100 редакций СМИ экспресс-информацию таможенной статистики внешней торговли по экспорту и импорту важнейших товаров. Такие данные также размещаются на нашем сайте WWW.customs.ru. Эти данные говорят специалистам, как развивается внешняя торговля нашей страны, в том числе по странам и товарам. Более подробная информация публикуется в ежеквартальных сборниках ФТС России: ваши редакции могут подписаться на них. Отдельную, более подробную информацию мы можем также предоставить по запросу вашей редакции.

Кстати, мы даем и статистику внешней торговли по регионам. Это важно для журналистов региональных СМИ, готовящих материалы на темы экономического развития регионов.

Таможня – индикатор состояния экономики. ФТС России обеспечивает поступление в федеральный бюджет свыше 50 процентов доходов. В прошлом году мы собрали свыше 6 триллионов рублей. Это в 10 раз больше, чем 10 лет назад. Конечно же, это говорит о возросшем за последние годы качестве таможенного администрирования. Оно вновь было подтверждено в условиях либерализации таможенного законодательства, перехода на стандарты Киотской конвенции, реализации международных интеграционных проектов.

Мы открыты, готовы к диалогу, приглашаем к развитию нашего сотрудничества.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru