openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Выступление заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина по теме «Взаимодействие таможни и бизнеса в Северо-Западном регионе новые ориентиры развития и сотрудничества» на международной конференции «Таможня Северо-Запад: новые ориентиры развития и сотру

 

 

Уважаемые коллеги!

Хочу поблагодарить организаторов за предоставленную мне возможность выступить и рассказать об актуальных направлениях развития таможенной службы Российской Федерации, какие задачи стоят перед ней с точки зрения оказания максимального содействия развитию внешней торговли, а также осветить ряд актуальных вопросов взаимоотношений таможни и бизнеса.

В современных условиях Федеральная таможенная служба, с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства в сфере внешней торговли, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать стоящие перед страной социально-экономические задачи, а с другой – создавать благоприятные условия для деятельности бизнес-сообщества. Данный подход полностью соответствует идеологии развития таможенного дела, рекомендованной Всемирной таможенной организацией, членом которой является Российская Федерация.

Исходя из этой идеологии, развитие Федеральной таможенной службы Российской Федерации осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

- совершенствование таможенного регулирования;

- эффективная реализация фискальной функции;

- развитие таможенной инфраструктуры;

- совершенствование информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов;

- усиление правоохранительной и антикоррупционной деятельности;

- развитие международного сотрудничества;

- совершенствование теоретической, методологической и технологической базы таможенного дела для дальнейшего развития института Федеральной таможенной службы.

Мне бы хотелось выделить ряд вопросов, по которым Федеральной таможенной службой ведется активная работа в рамках реализации данных приоритетных направлений это:

 - разработка принципов и технологий предварительного информирования;

- определение механизма установления специализации пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в зависимости от видов товаров, перемещаемых через них;

- совершенствование порядка таможенного оформления, в частности, порядка декларирования товаров, установления специальных упрощенных процедур для отдельных лиц, развитие логистической технологии «сухой порт»;

 - расширение сферы применения системы управления рисками в сочетании с контролем на основе методов аудита;

- унификация национальной процедуры таможенного транзита с международными стандартами;

- совершенствование таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей.

Более подробно о некоторых из перечисленных направлений работы в ходе данной конференции будут говорить мои коллеги из Федеральной таможенной службы и Северо-Западного таможенного управления.

 

Отдельно хочу остановиться на теме, которая в последнее время получила достаточно широкий резонанс в деловых кругах, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и неоднократно выносилась на обсуждение на различных «площадках», в том числе и на заседания Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России.

Это Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), разработанная в соответствии с  поручением Государственной пограничной комиссии от 26 июня 2008 года.

Необходимо понимать, что Концепция представляет собой перспективную модель развития таможенного оформления и таможенного контроля и не является документом прямого действия. Для её реализации разработан ряд планов и программ.

Комплекс мер, который предстоит осуществить в соответствии с Межведомственным планом мероприятий по реализации Концепции, требует значительных объемов финансирования. Эта работа должна проводиться в рамках федеральной целевой программы с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Проект федеральной целевой программы по реализации Концепции будет подготовлен в 3 квартале 2009 года и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Решение Правительства об организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, принято. Вопрос о его пересмотре не ставится. Более того, данное решение вошло в Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р.

Наш опыт реорганизации таможенных органов в Москве и Московской области показал реальность выполнения данного поручения.

 Предложения ФТС России по выводу таможенного оформления за пределы Москвы были озвучены в мае 2008 года. О переносе мест таможенного оформления товаров из Москвы в Московскую область ФТС России информировала участников внешнеэкономической деятельности неоднократно и заблаговременно.

Те представители бизнес-сообщества, которые конструктивно подошли к переносу мест таможенного оформлении товаров и транспортных средств, сумели своевременно отреагировать на планируемые изменения: пересмотрели бизнес-планы и перераспределили свои логистические потоки. Однако некоторые участники ВЭД предпочли направить свои силы и средства на организацию информационной компании в целях отмены решения о переносе таможенного оформления, вследствие чего они не сумели вовремя перестроить свои товаропотоки и несут ощутимые убытки.

Вместе с тем, ФТС России неоднократно получала от Правительства Российской Федерации обращения ряда бизнес-структур с критикой происходящих изменений, но никакое давление не изменило принятого Правительством Российской Федерации осознанного и взвешенного решения.

ФТС России предлагает бизнес-сообществу более внимательно отслеживать планируемые изменения и своевременно на них реагировать, а не тратить свои ресурсы на доказывание нецелесообразности принятых и уже реализуемых решений.

Для достижения положительного эффекта от реализации Концепции необходимо тесное взаимодействие государства и бизнеса, объединение сил, средств, интеллектуального потенциала.

При деловом подходе со стороны бизнес-сообщества появится большая возможность принимать совместные решения, и болезненность проводимых преобразований будет сведена к минимуму.

Региональные таможенные управления активно участвуют в реализации Концепции. В частности, Северо-Западным таможенным управлением сформулированы принципы реализации Концепции на территории Северо-Западного федерального округа и примерный перечень размещения таможенно-логистических терминалов.

Главной целью реализации Концепции является экономическая безопасность Российской Федерации. Применительно к Северо-Западному таможенному управлению эта цель принимает особую актуальность.

Таможенные органы Северо-Запада должны не только принять на себя возрастающие по объему товарные потоки, обеспечив при этом их своевременное таможенное оформление - без очередей, но и самое главное - эффективный таможенный контроль не ниже, а наоборот даже эффективнее, чем во внутренних таможенных органах.

По мере реализации Концепции в первую очередь будут возрастать объемы товарных потоков на Северо-Западе, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Необходим пересмотр логистических технологий, деятельности брокерских компаний, технологий таможенного оформления.

Возникает вопрос к бизнес-сообществу. Когда огромные объемы товарооборота на Северо-Западе будут обуславливать возможность для реализации современных логистических цепочек и выгодных схем, которые лишены «серых» сегментов и криминальных последствий?

Очевидно, что не таможенники являются инициаторами «серых» схем. Таможенники друг другу взяток не дают, а находятся под давлением со стороны «серого» или криминального бизнеса. И этот бизнес находит возможности вовлекать сотрудников таможенных органов в одно из звеньев своих «серых» схем.

Представителям крупного бизнеса, отраслевым компаниям, крупным участникам внешнеэкономической деятельности, ассоциациям и иным бизнес-объединениям необходимо, наконец, создать среду нетерпимости к появлению в своем сегменте бизнеса участника внешнеэкономической деятельности, который проталкивает свои «серые» схемы. Должны быть созданы механизмы самоочищения. В противном случае все будет продолжаться по кругу (проведение проверок, заведение уголовных дел, увольнение провинившихся сотрудников, назначение новых).

Так, например, является недопустимой оплата услуги по организации погрузки-перегрузки контейнеров для проведения таможенного досмотра с применением ИДК. Сейчас в портах Санкт-Петербурга затраты на такие услуги достигают до 8500 рублей, что фактически является коммерческим налогом на государственный контроль. ФТС России крайне негативно относится к таким явлениям и при выстраивании своих взаимоотношений с владельцами складов и терминалов будет учитывать подобные факты.

Новые возможности для бизнеса открывают информационные технологии, с которыми связывается внедрение предварительного информирования, электронного декларирования. Бизнес должен быть готов к новшествам. Предварительное информирование на сегодняшний день является добровольным, но уже сейчас многие участники ВЭД и таможенные брокеры применяют его, нарабатывая опыт и приспосабливая программное обеспечение к своей специфике. Возможно, в будущем  они окажутся на шаг впереди своих коллег, ведь, как известно, среди рассматриваемых поправок в Таможенный кодекс РФ есть обязательное предварительное информирование. Кстати, с 1 января 2009 года предварительная информация о товарах из Европы уже поступает в рамках совместного проекта  России и Европейского союза, и это позволило сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств. 

И в заключении я хотел бы рассказать о работе проводимой таможенными органами по взаимодействию с деловыми кругами.

В ФТС России работа по организации сотрудничества с представителями российского и иностранного делового сообщества возложена на Управление по связям с общественностью.

Говоря в целом о развитии отношений с российскими деловыми кругами, необходимо, прежде всего, сказать о работе Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России. В том или ином виде он действует с 1996 года.

Как известно, основной целью работы Совета является широкое взаимодействие ФТС России с представителями бизнес-сообщества, направленное на совершенствование таможенной политики и механизмов ее реализации таможенными органами в целях создания оптимальных условий движения внешнеторговых товаропотоков. Это достигается посредством совместного поиска путей упрощения и ускорения таможенных процедур, совершенствования и упрощения форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств. Деятельность Совета направлена на содействие единообразному применению таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации и защите интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей ввозимых товаров. Многолетний опыт работы Совета говорит о  высокой эффективности деятельности данного органа, важности для бизнес-сообщества принимаемых на его заседаниях решений и значительной заинтересованности в его работе со стороны деловых кругов.

Обращу внимание, что с 2007 года Совет перестал быть просто «консультативным». Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» на Совет возложена также функция общественного надзора. ФТС России регулярно информирует Аппарат Правительства Российской Федерации о результатах деятельности Совета, а также на постоянной основе взаимодействует с Общественной палатой Российской Федерации по вопросам деятельности Совета.

Заседания Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России становятся важной площадкой обмена мнениями. Новации и изменения в таможенном законодательстве, естественно, вызывают повышенный интерес у представителей деловых кругов. Это можно проиллюстрировать на примере того внимания, который бизнес проявляет, в частности, к Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, о чем я уже говорил выше.

Деятельность ФТС России, направленная на развитие партнерских отношений с иностранными деловыми кругами, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации, строится посредством установления и поддержания официальных отношений консультативного характера с иностранными участниками ВЭД  в целях внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, а также разъяснения таможенной политики Российской Федерации в целом.

Среди традиционных иностранных партнеров, с которыми взаимодействует ФТС России, можно назвать Российско-Германскую Внешнеторговую палату (объединяет более 700 германских компаний и корпораций), Ассоциацию Европейского Бизнеса (объединяет около 400 ведущих европейских компаний и банков), Американскую Торговую Палату (объединяет более 800 компаний). Руководство и должностные лица ФТС России регулярно проводят рабочие встречи с компаниями – членами этих иностранных объединений, не оставляя без внимания высказываемые ими актуальные проблемы в таможенной сфере.

Активно ведется работа в рамках рабочей группы «Совершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) в России, заседания которой проводятся ежеквартально. КСИИ создан для обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. В составе КСИИ действует рабочая группа «Совершенствование таможенных процедур» под председательством руководителя ФТС России А.Ю.Бельянинова.  В работе группы со стороны иностранных инвесторов принимают участие представители крупных компаний и организаций, например такие как: АББ (Швейцария), БАСФ (ФРГ), Сименс (ФРГ), Кока-Кола (США), ПепсиКо (США), Эрнст энд Янг (США), Всемирный банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития и Дойче Банк.

Консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности созданы и функционируют при всех региональных таможенных управлениях, а также в некоторых таможнях, что позволяет, учитывая деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона, организовывать работу по взаимодействию с деловыми кругами по всей территории России.

Если брать Северо-Западный регион, то для целей взаимодействия с деловыми кругами создан Консультативный совет по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении, который призван обеспечить взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности и таможенных органов региона

Как я знаю, на последних заседаниях Консультативного совета были обсуждены вопросы практики работы таможенных органов СЗТУ по реализации положений Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, положения проекта Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о значительной заинтересованности бизнес-сообщества в его работе, важности  и актуальности принимаемых на его заседаниях решений.

Также можно отметить положительный опыт сотрудничества Северо-Западного таможенного управления и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, который стал примером для развития взаимных отношений таможенных органов и торгово-промышленных палат в регионе, в частности, торгово-промышленных палат Псковской, Вологодской, Калининградской областей.

 Еще раз хотелось бы акцентировать внимание на том, что одной из функций таможенных органов, закрепленных в Таможенном кодексе, это создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Ее выполнение может быть осуществлено только при условии тесного взаимодействия с бизнесом.  Без организации данной работы на должном уровне весьма сложно было бы реализовывать те задачи, которые поставлены перед таможенной службой Президентом и Правительством.

Спасибо за внимание!

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru