openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью начальника Управления федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования Федеральной таможенной службы Бориса Шкуркина информационному агентству «ПРАЙМ-ТАСС»

Интервью начальника Управления федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования Федеральной таможенной службы Бориса Шкуркина информационному агентству  ИА «ПРАЙМ-ТАСС» 


Вопрос: Какие основные тенденции можно выделить в сборе таможенных платежей в 2009 году?

Ответ: Мы уверены, что в целом по году мы выполним цифру 3 трлн 170 млрд, согласованную с Минфином. Ранее задание на 2009 г было в 3 трлн 472 млрд руб. Оно было основано на определенных прогнозах, которые были в начале года. Но, прогнозы, к сожалению, не оправдались ни по импорту, не по экспорту, падение показателей по которым намного существенней, чем планировалось.

Например, меры, которые были предприняты по защите отечественных автопроизводителей, привели к очень резкому сокращению поступления автомобилей в нашу страну, а это был весомый источник пополнения доходной части бюджета. Так, доля таможенных платежей, уплаченных в 2008 году в отношении легковых автомобилей, составляла около 21 проц от всех импортных таможенных платежей. В настоящее время, например в ДВТУ импорт автомобилей упал практически до нуля. За 5 месяцев 2009 года он составил лишь 9 процентов от аналогичного периода прошлого года. Резко снизился ввоз технологического оборудования для переоснащения производства, а это тоже весомая доля платежей. Плюс, конечно, резкое снижение цен на основные товары российского экспорта и импорта.

Практически стоит экспорт наших металлургических предприятий, в связи с чем складывается очень тяжелая ситуация в Уральском таможенном управлении.

Вопрос: Какова доля продукции ТЭК в общем объеме платежей?

Ответ: За первое полугодие экспортных таможенных пошлин было собрано на сумму 686,97 млрд руб. Из этой суммы на нефть сырую пришлось 419,5 млрд руб /61,1 проц от общего объема собранных экспортных пошлин/, на газ природный – 115,78 млрд руб /16,9 проц/, на товары, выработанные из нефти - 139 млрд руб /20,2 проц/, а на прочие вывозные таможенные пошлины, где металлы, лес, драгкамни, - всего 12,69 млрд руб /1,8 проц/.

В то же время хочется отметить, что мы резко усилили администрирование импорта. Например, если в 1-ом полугодии 2008 г доля вывозных таможенных пошлин в структуре федеральных таможенных доходов составляла 60,9 проц, то сейчас за январь-июнь 2009 г она снизилась до 52,4 проц. Поэтому мнение о том, что мы собираем деньги только за счет энергоносителей и ничего больше не делаем, неправомерно.

Вопрос: Ощущаете ли Вы изменение ситуации к лучшему? Согласно последним данным, июль по сравнению с июнем по импорту дает уже рост.

Ответ: Значительного роста нет. Но мы сейчас усиливаем таможенное администрирование, проводим большое число проверочных мероприятий, например, в подмосковных таможнях, в балтийской, санкт-петербургской таможне. Кроме того, активизируем инспекторскую деятельность. Проверочные мероприятия и усиление контроля будут продолжаться, чтобы улучшить ситуацию по сбору таможенных платежей в бюджет.

Вопрос: Как Вы относитесь к предложению о возобновлении взимания экспортной пошлины на никель и привязке ее к мировой цене на металл по аналогии с нефтью?

Ответ: Я, как фискал, только приветствую этот шаг. Но в то же время считаю более правильным взимать вывозную пошлину на никель все-таки от таможенной стоимости по адвалорной ставке, а не по специфической ставке /в денежном выражении за единицу товара/, так как это биржевой товар, и цены на него известны в режиме он-лайн. Таможенное администрирование по никелю не составит большого труда.

Вопрос: В последнее время также много говорится о возможности увеличения фискальной нагрузки на газовый сектор России. Как Вы считаете, какие таможенно-тарифные изменения могли бы быть приняты в отношении поставок российского газа?

Ответ: Я сторонник введения специфических ставок экспортных пошлин на газ по аналогии с вывозными пошлинами на нефть. Почему? Потому что газ - рынок закрытый, это не биржевой товар. Цена различается по контрактам, и администрировать реальную таможенную стоимость на газ крайне сложно. Причем для уменьшения таможенной стоимости используются различного рода инструменты. Например, недопоставка газа, а значит скидка с цены, но при этом мы не знаем о реальном ходе переговоров по этому вопросу. Другой пример - газ ненадлежащего качества, что выявлено кем-то где-то на каких-то там границах, например, в Чехии или Австрии, где, естественно, нет российского таможенника. Но мы получаем документ на скидку цены, потому что выявили, что газ по качеству не такой. Что там творится на тех границах, никто не знает. Таможенные платежи должны платиться при пересечении газа через границу. А для простоты и для улучшения таможенного администрирования, конечно, нужна специфическая ставка вывозной пошлины, как и при экспорте нефти. Объективно надо брать пошлину с цены - цены вверх, значит объем платежей в бюджет больше, цены вниз - соответственно и объем взимания другой.

К сожалению, пока добиться введения этого механизма не удается, хотя это решило бы массу проблем, в частности, резко упростило бы таможенное администрирование, значительно сократило бы количество судебных споров, которых у нас очень много с "Газпромом", и в целом привело бы к недопущению потерь федерального бюджета. Хотел бы отметить, что в отношении таможенного администрирования поставок российской нефти не возникает проблем, и с нефтяниками у таможенных органов нет никаких судебных дел.

Вопрос: Есть ли оценки, на сколько позволят увеличить поступления в бюджет поправки в Таможенный кодекс РФ, которые вступят в силу с 1 октября 2009 г?

Ответ: Сейчас принято более ста поправок в Таможенный кодекс. Мы работали над ними на протяжении более двух лет. Это фактически самый большой массив поправок, который был у нас со вступления в действие Таможенного кодекса. Все эти поправки выросли из практики, потому что именно практика могла показать нюансы, проблемы и несоответствия, которые были в кодексе. Причем касаются поправки практически всех направлений сферы таможенных платежей - таких, как порядок уплаты таможенных платежей исключительно в валюте Российской Федерации, солидарная ответственность декларанта и таможенного брокера за их уплату, уточнение сроков уплаты таможенных платежей и порядок их принудительного взыскания, порядок уплаты авансовых платежей и их возврата, признание задолженности по уплате таможенных платежей безнадежной к взысканию и так далее. Вносимые в Таможенный кодекс РФ изменения имеют принципиальное значение для увеличения поступления таможенных платежей в бюджет России. Они носят также нормативно-методологическую направленность и позволят урегулировать много спорных вопросов, которые возникали из-за неоднозначности толкования норм кодекса.

Вопрос: Будет ли сформирован новый пакет предложений от ФТС по внесению изменений в законодательство РФ в таможенной сфере?

Ответ: Мы принципиально отказались от подачи законопроектов целым пакетом, учитывая опыт этого года, когда мы представили блок более, чем из ста поправок. Эти поправки были разноплановыми, затрагивали разные стороны и интересы экономики нашей страны. Продвигать такой блок поправок было очень тяжело. Сейчас законотворческая деятельность носит упорядоченный характер, существует четкий план, утверждаемый на каждое полугодие. Назначены ответственные исполнители за каждый законопроект и установлен жесткий план-график по срокам подготовки и согласования документов внутри ФТС, с заинтересованными министерствами и ведомствами и, соответственно, по внесению в правительство и Федеральное Собрание.

Вопрос: Какие законопроекты в настоящее время приоритетны для ФТС?

Ответ: Нами подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" /в части уточнения порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами/".

К сожалению, этот законопроект вызывает наиболее жесткие дискуссии, потому что затрагивает интересы достаточно большого числа наших граждан, и они воспринимают это достаточно болезненно. Но не следует забывать, что его направленность – это борьба с "челночным" и неконтролируемым бизнесом. Ведь не секрет, что, например, у нас с Китаем есть расхождения в статистических данных по объемам торговли, цифры эти гигантские, и в основном это связано с перемещением товаров физическими лицами. Такая же ситуация и с Турцией. Причем этот товарооборот выводится от уплаты не только таможенных платежей, но и от внутреннего налогообложения. Опять же развивается рынок так называемых неучтенных наличных денег.

Надо четко понимать, что предлагаемая мера не направлена против интересов простых граждан. Нельзя говорить, что это фискальная функция, что мы не можем собрать деньги в бюджет, поэтому обратили взор на население нашей страны. Посмотрите, чтобы было понятно, что нам дают эти платежи. Вот, например, если в первом полугодии мы собрали в целом в федеральный бюджет 1 трлн 311,6 млрд руб, то платежи физических лиц составили всего лишь 8,7 млрд руб. Поэтому заявления о том, что таможенники в угоду фискальной функции в эпоху кризиса "отрываются" на физлицах, некорректно, и, может быть, делаются сознательно для дискредитации проводимой политики по решению проблемы нерегулируемой торговли товарами.

Нельзя забывать также о необходимости защиты отечественной легкой промышленности. Можно спорить о том, есть она и нет - это в Москве считают, что ее вроде как и нет, а жители других регионов, наверное, считают по-другому. Много решений в этом направлении уже принято - например, обнулены ставки пошлин на ввозимое технологическое оборудование, для повышения конкурентоспособности повышены импортные пошлины на ряд товаров легкой промышленности, усилено таможенное администрирование и контроль за таможенной стоимостью и достоверностью физических объемов декларирования. Это все хорошо. Но пока возможен "челночный" бизнес в тех масштабах, в которых он существует, никакие другие меры действенного результата не дадут.

Самая главная проблема - это нащупать ту грань, которая не ущемит физических лиц, пересекающих границу в личных целях (например, при поездках в отпуск или командировку), но поставит препятствие для лиц, которые используют данный способ ввоза именно в коммерческих целях. Эту грань найти очень сложно, поэтому законопроект пока не внесен, хотя все министерства /Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития/ поддерживают инициативу о необходимости совершенствования порядка ввоза товаров физическими лицам, который позволил бы обезопасить российскую экономику от неконтролируемых вливаний и при этом мог бы нормально использоваться и в отношении законопослушных граждан.

Другая важная проблема - это таможенный режим переработки вне таможенной территории РФ, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Еще в прошлом году была проделана большая работа в этом направлении по драгоценным металлам и драгоценным камням. В Гонконг, Южный Китай, Турцию и Италию беспошлинно вывозились драгоценные металлы, на их территории из них изготавливались изделия и беспошлинно ввозились на территорию нашей страны. При этом определить, из какого металла - российского или нет - они произведены, невозможно. Существование такого режима "подрубило" российскую ювелирную промышленность. Мало того, что ювелирные изделия ввозились в РФ без уплаты действующей на этот товар 20-процентной пошлины, так из-за несовершенства действующего законодательства на них ставилось российское клеймо, и они шли в продажу как изделия отечественных производителей. Поэтому режим вывоза драгметаллов для переработки вне таможенной территории РФ был прекращен.

Мы стали детально изучать вопрос переработки вне таможенной территории РФ и по другим позициям. Возьмем, например, лом черных и цветных металлов. Он беспошлинно вывозится за рубеж на переработку, хотя необходим и нашим отечественным предприятиям, а ввозятся в дальнейшем различные виды проката, металлоконструкции и так далее, причем, опять же подчеркну, беспошлинно. Когда запущен и используется такой механизм, на рынок просто без уплаты таможенных пошлин попадает продукция зарубежных производителей, которых мы при этом снабдили беспошлинно сырьем. Мы понимаем, что невозможно идентифицировать во ввезенной после переработки металлопродукции наличие именно российского сырья. Поэтому сейчас ведется работа по дальнейшему сокращению списка товаров, в отношении которых режим переработки вне таможенных территорий допускаться не будет. Хотя понятно, что это затрагивает интересы, желание нашего бизнеса минимизировать расходы и расчеты с государством, и вызовет сильное сопротивление.

ФТС в настоящее время подготовила проект постановления правительства РФ "О таможенном режиме переработки вне таможенной территории Российской Федерации отдельных видов товаров, в отношении которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин", в перечень включены 18 позиций.

Вопрос: Вы рассчитываете, что эти законопроекты будут рассмотрены уже в осеннюю сессию Госдумы?

Ответ: Будут, но никто не сомневается, что их ждет трудная и тяжелая судьба. Легкой жизни не будет.

Вопрос: Разработан ли порядок таможенного оформления и таможенного контроля при вывозе с территории РФ восточносибирской нефти? Возможно ли введение нулевой пошлины на экспорт восточносибирской нефти уже с ноября 2009 г, как прогнозировало Минэкономразвития РФ?

Ответ: Минэнерго и Минприроды должны разработать порядок цифрового подтверждения факта добычи нефти на тех месторождениях, которые перечислены в постановлении правительства N 574. Это будет некая ресурсная справка, которая должна включать позиции, которые были бы основанием для таможенных органов для оформления экспорта нефти без взимания пошлины. На данный момент Минэнерго разработало форму ресурсной справки, которая частично согласована с ФТС и проходит согласование с Минприроды. После завершения процесса согласования с Минприроды пройдет совещание, на котором будет решен вопрос о том, достаточно ли этого механизма, чтобы считать экспортируемую компаниями нефть происходящей из месторождений Восточной Сибири. Надо отметить, что нефть из Восточной Сибири не обладает уникальными физико-химическими параметрами, чтобы выделять ее из общего объема. И по сути дела ее идентификация для выпуска на экспорт будет осуществляться только документальным способом на основании справок за подписью либо министра, либо замминистра энергетики.

Мы прекрасно понимаем, что освоение Восточной Сибири – это трудоемкий процесс, он требует значительных материальных финансовых ресурсов, и необходимо снизить налоговую нагрузку на участников этих проектов. Для этого мы активно участвуем в разработке и согласовании документов в установленные сроки. Для нас эта работа идет в приоритетном порядке.

Что касается срока возможного применения нулевой ставки экспортной пошлины на восточносибирскую нефть, то планируется установить его до трех лет, но все это будет еще обсуждаться.

Самый ранний срок введения нулевой ставки может быть с 1 ноября 2009 г. Это связано с тем, что постановление N574 вступает в силу с 21 сентября, то есть после того, как будет определен размер пошлины на нефть с 1 октября. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что документы, которые сейчас находятся в стадии согласования, должны после их утверждения пройти регистрацию в Минюсте и вступят в силу через 90 дней после их официального опубликования.

В настоящее время в ФТС энергоносителям уделяется повышенное внимание. Помимо Центральной энергетической таможни, в Главном управлении федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования создан специальный энергетический отдел, который будет заниматься проблемными таможенными вопросами в сфере энергоносителей, вести законотворческую работу в этом направлении.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru