openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью статс-секретаря – заместителя руководителя ФТС России Константина Чайки журналу «Таможня» (№ 15 (230) 2009)

Константин Леонтьевич, как в настоящее время идет реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ?

Во исполнение решения, принятого на заседании коллегии ФТС  России 29  августа 2008 года, проведены подготовительные мероприятия по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе, как на уровне Правительства Российской Федерации и межведомственном уровне, так и на уровне принятия распорядительных документов ФТС  России.

Для решения первоочередных задач Концепции ФТС России разработала План мероприятий на 2009  год. Одной из основных задач Концепции является вывод таможенного оформления товаров и транспортных средств из крупных городов страны. На первом этапе это касается таможенного оформления товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. В настоящее время данный процесс завершен в Москве, Санкт-Петербурге, г.  Новосибирске. Проводятся подготовительные мероприятия по выводу таможенных постов из г.  Оренбурга, г.  Тольятти, г.  Калуги, ликвидации таможенных постов в г.  Воронеже, г.  Брянске, г.  Перми, г.  Саратове.

С марта 2009 года вместо четырех таможен в Москве функционирует одна, в подчинении которой находятся 5 таможенных постов с определенной специализацией деятельности (таможенное оформление товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, товаров для выставочных мероприятий, международных почтовых отправлений и печатной продукции, дипломатических грузов, автомобильных комплектующих для производства автомобилей на заводе «Автофрамос»).

В Московской области функционирует четыре таможни, имеющие в своем составе 57  таможенных постов и 7 отделов таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Произошло смещение объемов таможенного оформления в таможни, расположенные в Московской области, которое в первоначальный период носило неравномерный характер. В результате проведения ряда мер (увеличение штатной численности, перевод на двухсменную работу, работа в выходные дни) ситуация с таможенным оформлением товаров в Московском регионе взята под контроль. В том числе налажено таможенное оформление социально значимых товаров (свежие овощи, фрукты, мясо, мясные продукты и рыба, молочная и фармацевтическая продукция), перемещаемых автомобильным транспортом. Таможенное оформление мясной продукции может проводиться на 10  таможенных постах, рыбной и молочной продукции – на 16 таможенных постах, товаров, подлежащих фитосанитарному контролю – на 21 таможенном посту таможен Московской области. Таможенное оформление фармацевтической продукции возможно осуществлять практически на всех таможенных постах, расположенных в Московской области.

Сегодня около 100% всех ГТД, оформляются таможенными постами день в день. В качестве положительного результата проводимой работы по стабилизации обстановки с таможенным оформлением в Московском регионе следует отметить равномерное распределение товаропотока между таможенными постами в Московской области и, как следствие, значительное снижение, и на сегодняшний день – практически полное отсутствие очередей транспортных средств перед терминалами.

Мероприятия, проводимые ФТС России в Московском регионе, поддержаны на совместном заседании коллегий Минтранса России и правительств Москвы и Московской области 30 сентября 2008 года. И совсем недавно, 26 июня, вопросы ревлизации Концепции в ЦФО рассмотрены на заседании коллегии ФТС России.

В Санкт-Петербурге реализован вывод мест таможенного оформления за пределы кольцевой автомобильной дороги. Процедура вывода была осуществлена в тесном взаимодействии с администрацией Санкт-Петербурга и не повлекла за собой никаких негативных последствий.

Аналогичные мероприятия осуществляются и в других субъектах Российской Федерации. Кроме того, ФТС России готовит перечень таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), создание которых целесообразно в первоочередном порядке, разрабатываются типовые требования по обустройству и оснащению ТЛТ с учетом объемов таможенного оформления.

В рамках реализации положений Концепции реализуются пилотные проекты по увеличению объемов таможенного оформления товаров и транспортных средств в регионах деятельности Смоленской, Брянской, Курской, Воронежской, Белгородской, Курганской, Челябинской, Ростовской, Выборгской таможен, совершенствуется структура, штатная численность, компетенция действующих таможенных постов и создаются новые таможенные посты.

В целях обеспечения бесперебойной работы таможенных органов при реализации положений Концепции в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, прорабатываются вопросы, связанные с ротацией должностных лиц между внутренними таможенными органами и таможенными органами, приближенными к государственной границе, а также с исполнением обязанностей должностными лицами таможенных органов в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, вахтовым методом. Также планируется рассмотреть вопросы, касающиеся внесения изменений в Федеральные законы Российской Федерации в части стимулирования переезда квалифицированных кадров из внутренних таможенных органов в таможенные органы, находящиеся в местах, приближенных к государственной границе.

Реализация Концепции будет сопровождаться внедрением новых, прогрессивных таможенных технологий. Речь идет о передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использование таможенными органами при осуществлении таможенных операций, а также о декларировании товаров в электронном виде, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

Планируется ряд предложений по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации, которые касаются введения института обязательного предварительного информирования, совершенствования института предварительного декларирования, временного хранения товаров, развития института государственно-частного партнерства и ряда других положений.

Не могли бы Вы назвать основные проблемы, на которые указывают деловые круги в адрес Концепции?

Среди проблем, связанных с проведением мероприятий Концепции, участники ВЭД указывают на недостаточное оборудование имеющихся объектов транспортно-логистической инфраструктуры в приграничных субъектах РФ. Особое беспокойство вызывает таможенное оформление социально-значимых товаров и товаров, требующих проведения ветеринарного и карантинного фитосанитарного государственного контроля. Актуальна как для участников ВЭД, так и для государственных контрольных органов проблема привлечения в приграничные субъекты Российской Федерации квалифицированных кадров, связанная с необходимостью решения многих социально-бытовых задач.

Кроме того, участники ВЭД, готовые к вложению денежных средств в стро ительство и реконструкцию объектов, предназначенных для обработки внешнеторговых грузов, высказывают опасения, связанные с отсутствием государственных гарантий, касающихся дальнейших планов таможенного оформления товаров в рамках Концепции.

Некоторые участники ВЭД, в том числе и члены ОКС, выдвигают претензии в том, что Концепция была принята без широкого обсуждения с бизнесом. Что Вы можете сказать на этот счет?

С июня 2008 года ФТС России организовала активную информационную кампанию, в ходе которой разъясняла участникам ВЭД планируемые организационно-структурных мероприятия, их цели и сроки проведения. Площадками для этого служили профильный комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Ассоциация европейского бизнеса, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, Консультативные советы по реализации таможенной политики всех региональных таможенных управлений. Положения Концепции обсуждались на совещании у уполномоченного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.  Полтавченко, а также на совещаниях и рабочих встречах с представителями министерств и служб Российской Федерации и с представителями администраций ряда приграничных субъектов Российской Федерации. Ход реализации планов по выводу таможенного оформления из Москвы освещался в средствах массовой информации. Это позволило большинству участников ВЭД заблаговременно подготовиться к новым условиям работы, пересмотреть транспортно-логистические цепочки перемещения и хранения товаров, перезаключить соответствующие договоры, в том числе перевести таможенное оформление ввозимых ими товаров в другие регионы.

Кроме того, в настоящее время на завершающей стадии находится разработка раздела WEB-сайта ФТС России, посвященного ходу реализации Концепции. В скором времени всю актуальную информацию по данной теме можно будет найти на нашем сайте.

Федеральную таможенную службу всегда называли в числе самых открытых ведомств с точки зрения обсуждения проблем с заинтересованными сторонами в режиме открытого диалога. Изменилось ли что-то в этом  плане? 

Изменения есть, причем в лучшую сторону. С этого года мы возобновляем практику проведения встреч с представителями иностранных компаний, осуществляющих бизнес в России. 23 апреля текущего года состоялась первая такая встреча. На ней присутствовали представители компаний, входящих в такие объединения иностранного бизнеса как: Ассоциация европейского бизнеса, Российско-германская внешнеторговая палата, представители компаний-членов Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Надеемся, что подобные встречи будут проводиться на регулярной основе, а география иностранных компаний, представленных на них, будет расширяться.

Какую оценку Вы могли бы дать работе в рамках Общественно-консультативного совета? Какие еще существуют форматы для работы с деловыми кругами?

На мой взгляд, Общественно-консультативный совет в своем роде уникальный орган . У членов Совета, каждый из которых представляет интересы ряда предприятий отдельной отрасли, есть возможность напрямую высказать нам свои пожелания, замечания по различным вопросам. Зачастую дискуссии на заседаниях Совета носят острый характер. Бывает мы расходимся во мнениях по каким-то вопросам, спорим. Как Вы совершенно справедливо заметили, ФТС России действительно входит в число наиболее открытых ведомств. И не последнюю роль в этом играет Общественно-консультативный совет, что, кстати, отмечают и участники ВЭД.

Переходя к деятельности Совета в последнее время, скажу, что в течение прошлого года состоялось четыре заседания. Был обсужден ряд вопросов, среди которых: проблемы таможенного регулирования обращения фармацевтических товаров и лекарственных средств; совершенствование порядка пересечения государственной границы РФ грузов и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом; совершенствование нормативно-правовой базы в области таможенного оформления и таможенного контроля экспресс-грузов; Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и т.д.

По результатам рассмотрения вышеуказанных вопросов были приняты соответствующие решения, реализация которых входит в нашу компетенцию, либо даны рекомендации представителям деловых кругов о способах решения проблем, посредством обращения в другие органы власти.

Также в прошлом году были определены принципы и порядок осуществления ежегодной ротации членов Совета. Кстати, первое в этом году заседание Совета, состоявшееся 27 марта 2009 года, прошло в обновленном составе. Членами Совета стали депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, председатель Подкомитета по таможенному регулированию Государственной Думы ФС РФ Александр Коган, советник при первом заместителе мэра Москвы в Правительстве Москвы Юрий Петров, а также президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Дмитрий Коцюбинский и председатель Правления ООО «УК «Группа ГАЗ» Сергей Занозин. В конце июня состоялось уже второе заседание ОКС, где рассмотрены вопросы создания ТЛТ в рамках реализации Концепции.

Что касается других форматов взаимодействия с участниками ВЭД, то, прежде всего, стоит отметить деятельность рабочей группы «Совершенствование таможенных процедур» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Группа активно работает, регулярно проводятся встречи, совещания и "круглые столы" с участием руководства таможенных органов Российской Федерации, что способствует улучшению инвестиционного климата в России.

Помимо этого, силами Управления по связям с общественностью регулярно организуются встречи, совещания, конференции, «круглые столы» и другие подобные мероприятия с участием руководства ФТС России, экспертов таможенных органов и представителей деловых кругов, как российских, так и иностранных.

Это, пожалуй, основные формы взаимодействия с деловыми кругами. Однако мы не собираемся на этом останавливаться, и разрабатываем еще несколько проектов в этом направлении.

Какие наиболее значимые изменения с точки зрения регулирования таможенного дела можно ожидать в ближайшее время?

Прежде всего, хочу сказать, что перспективы развития таможенного законодательства определяются международными обязательствами Российской Федерации, посланиями Президента Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, Стратегии развития таможенной службы до 2020 года, которая одобрена на заседании Коллегии ФТС России 26 июня 2009 года,а также связаны с необходимостью решения проблем правоприменительной практики, с которыми сталкиваются участники ВЭД и таможенные органы.

В основополагающий законодательный акт в сфере таможенного дела, которым является Таможенный кодекс Российской Федерации, внесение изменений инициируется многими субъектами права законодательной инициативы: депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

ФТС России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку предложений по формированию государственной политики в области таможенного дела и осуществляющий функции по нормативно-правовому регу лированию в указанной сфере, реализует такие полномочия в соответствии с ежегодными планами организации законопроектной работы ФТС России. Такой План включает в себя как разработку проектов федеральных законов в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, так и в инициативном порядке, а также подготовку проектов заключений (официальных отзывов), поправок Правительства к законопроектам, внесенным иными субъектами права законодательной инициативы.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации в настоящее время ФТС России разрабатываются: Таможенный кодекс таможенного союза, законопроект «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года» (в рамках Генерального приложения) и еще ряд законопроектов.

Президент подписал на днях поправки в Таможенный кодекс. Что это даст стране и участникам ВЭД?

Подписанные поправки решат часть проблем, которые возникали в процессе правоприменительной практики таможенных органов и участников ВЭД. Они направлены на совершенствование таможенного администрирования, исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей. Их цель - устранение технических ошибок, внутренних несоответствий, а также устранение некоторых противоречий между таможенным законодательством и Налоговым кодексом РФ. Содержание поправок основано на общепринятых международных правилах в области таможенного дела, в том числе положений международных конвенций и законодательств государств - основных торговых партнеров РФ.

Эти изменения имеют принципиальное значение для увеличения поступления таможенных платежей за счет обеспечения прозрачности расчетов участников ВЭД с федеральным бюджетом, усиления ответственности де­кларантов и таможенных брокеров за своевременную уплату таможенных платежей в полном размере.

Поправки не создают дополнительных фискальных и административных барьеров для участников ВЭД, а таможенным органам позволят обеспечить осуществление администрирования таможенных платежей на качественно новом уровне, соответствующем нынешней экономической ситуации.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru