openservice

opendata2

Баннер

PDFПечать

Интервью начальника Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы России Алексея Шашаева журналу "CNews" октябрь 2011, "У нас автоматизированы все процедуры, которые прописаны в Таможенном кодексе"

На вопросы CNews ответил Алексей Шашаев, начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы России

CNews: Федеральная таможенная служба на протяжении долгих лет является одним из лидеров в области информатизации среди федеральных ведомств. Как вы оцениваете уровень оснащенности оборудованием и ПО подразделений ФТС России?

Алексей Шашаев: Федеральная таможенная служба – ведомство, которое вынуждено осуществлять практически все операции в режиме онлайн. Поэтому без информационных технологий невозможно обеспечить не только необходимые скорость и качество таможенного контроля, но и просто таможенное оформление.

На протяжении всех 20 лет существования Российской таможни ее технической оснащенности уделялось самое пристальное внимание. Речь идет не только о поставках средств автоматизации - компьютеров, принтеров, факсимильных аппаратов и так далее. В ведении главного управления информационных технологий находится оснащение подразделений ФТС России всеми средствами технического контроля, начиная от самых простых (зеркала, щупы, анализаторы подлинности валют, анализаторы содержания драгметаллов) и заканчивая сложными программными комплексами, автоматизированными системами, которые внедрены и эффективно используются во всех подразделениях Федеральной таможенной службы.

Что касается уровня оснащенности, то, конечно, хотелось бы, чтобы она была выше. Но все мы находимся в условиях ограниченных не только финансовых, но и временных, и человеческих ресурсов.

CNews: Каков ИТ-бюджет ФТС России на 2011 год?

Алексей Шашаев: ИТ-бюджет Федеральной таможенной  службы на 2011 г. составляет около 3,4 млрд руб. Эти деньги предназначены для информатизации не только центрального аппарата, но и региональных управлений и таможен. Значительная их часть расходуется на содержание и развитие ведомственной информационно-телекоммуникационной сети, а также на оснащение информационно-техническими средствами таможенных органов, проведение опытно-конструкторских работ, поддержку уже созданного программного обеспечения, его модернизацию и внедрение новых компонент.

CNews: Вы говорили, что главное управление информационных технологий занимается, в том числе, и закупкой оборудования для нужд ФТС России. За счет каких средств происходят эти закупки?

Алексей Шашаев: Помимо выделяемых бюджетных средств,  на протяжении ряда лет ФТС  реализует программу модернизации информационной системы таможенных органов за счет кредита Всемирного банка. В рамках этого проекта мы получили достаточное финансирование для закупки оборудования и создания информационных систем.

Кроме того, Федеральная таможенная служба участвовала в федеральной целевой программе «Государственная граница», в рамках которой пограничные пункты пропуска оснащались инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК).

CNews: Какие таможенные процедуры на настоящий момент полностью автоматизированы? Какие ожидают автоматизации?

Алексей Шашаев: У нас автоматизированы все процедуры, которые прописаны в Таможенном кодексе: прибытие/убытие товаров и транспортных средств на/с таможенную территорию, оформление транзита товаров, помещение их на склады временного хранения, декларирование товаров с применением всех таможенных режимов (импорт, экспорт, реэкспорт, переработка на/вне таможенной территории, режим свободной экономической зоны, магазины свободной беспошлинной торговли и так далее).

Кроме того, мы имеем возможность принимать предварительную информацию о товаре еще до того, как он пересечет границу, и использовать ее при оформлении процедуры прибытия.

Также, у нас автоматизированы и вспомогательные процессы. Мы создали целый ряд систем, которые позволяют анализировать данные таможенной статистики, проводить сверку показателей взаимной торговли различных государств, выявлять зоны риска, анализировать и прогнозировать поступление платежей в федеральный бюджет и объемы торговли.  Кроме того, как любая организация, мы не можем обойтись без автоматизации хозяйственной деятельности, кадрового и финансового учета и т.п.

Таким образом, у нас в той или иной степени автоматизированы все процессы. Конечно, часть из них нуждается в доработке. Например, в ближайшее время требуется существенная модернизация пунктов пропуска через государственную границу в связи с передачей Федеральной таможенной службе функций и полномочий по осуществлению всех видов контроля: транспортного, ветеринарного, санитарного и санитарно-карантинного. В настоящее время мы используем на этом направлении программные средства, переданные нам Ространснадзором и Россельхознадзором. Но в следующем году планируем реализовать эти функции в нашей единой автоматизированной информационной системе.

CNews: Для этого будет разработано новое ПО?

Алексей Шашаев: Будет существенно модернизирована автоматизированная система пункта пропуска (АС ПП) путем создания соответствующих модулей для автоматизации работы таможенного инспектора при проведении иных видов контроля.

На федеральном уровне будут созданы интеграционные решения, которые позволят обмениваться информацией с Ространснадзором, Россельхознадзором, Роспотребнадзором.

CNews: В какой степени автоматизирована процедура декларирования? Достаточно ли для этого электронного документа или все-таки необходимо предъявить его бумажную копию?

Алексей Шашаев: Что касается декларирования, то имеет смысл говорить об электронном декларировании через сеть интернет, при котором вся информация передается в таможенный орган в виде юридически-значимых электронных документов.   К настоящему времени более 75% всех таможенных деклараций подаются в электронном виде, около 65% всех участников ВЭД используют эту технологию.

Электронное декларирование предполагает использование специального программного обеспечения для участников внешнеэкономической деятельности. Такое ПО предлагает достаточно много компаний, которые прошли соответствующую сертификацию в нашем вычислительном центре.  Кроме того, участники ВЭД могут воспользоваться услугами информационных операторов для того, чтобы подать декларацию.

Оба эти способа влекут за собой некоторые финансовые затраты для участников ВЭД. Это либо покупка офисного оборудования и его аттестация на соответствие требованиям безопасности, либо заключение договора с информационным оператором.

Сейчас мы проводим приемо-сдаточные испытания портала электронного декларирования, с помощью которого любой участник ВЭД сможет подать декларацию в таможенный орган через интернет. Для этого ему не потребуется покупать какое-либо оборудование и программное обеспечение, проходить сертификацию, аттестацию и так далее, достаточно иметь подключение к интернет и электронно-цифровую подпись.

Опытная эксплуатация портала начнется в ноябре 2011 г., в промышленную эксплуатацию, надеюсь, он будет введен в январе 2012 г.

CNews: Какая доля таможенных постов в настоящее время способна принимать декларации в электронной форме?

Алексей Шашаев: Все таможенные органы и посты, которые правомочны принимать таможенные декларации, могут делать это в электронном виде через интернет. Такая возможность появилась еще в конце 2010 г.

CNews: Руководство страны активно продвигает идею «электронного правительства» и электронных госуслуг. В какой мере ФТС готова к тому, чтобы перейти на электронное взаимодействие с другими ведомствами ?

Алексей Шашаев: В наш реестр внесено 15 государственных услуг, предоставление 10 из которых требует межведомственного взаимодействия. Для каждой из этих государственных услуг разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия. Ведомства, которые являются поставщиками информации для Федеральной таможенной службы, создали свои электронные сервисы. В свою очередь мы также создали свои вэб-сервисы для доступа к данным, требуемым другим ведомствам.

В дальнейшем на межведомственное взаимодействие будут переведены практически все основные функции таможенных органов по таможенному оформлению и таможенному контролю, при котором будет осуществляться получение разрешительных документов, лицензий, квот, дополнительных сведений непосредственно  от федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых они находятся.

CNews: Каких изменений в имеющихся ИС потребовало создание единого таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана? Насколько серьезные проблемы возникли в процессе интеграции имеющихся информационных ресурсов?

Алексей Шашаев: Создание Таможенного союза стало большим испытанием для информационно-технических служб всех трех государств, поскольку времени на интеграцию и доработку информационных систем было очень мало.

Необходимо было, в первую очередь, обеспечить автоматизацию процесса транзита товаров по таможенной территории Таможенного союза, контроль вывоза товаров за общую таможенную границу и учет и контроль временно ввозимых транспортных средств. Кроме того, потребовалось унифицировать нормативно-справочную информацию, создать общие справочники и классификаторы.

В настоящее время идут работы по унификации системы управления рисками. Мы ждем подписания соглашения об обмене информацией при  выполнении контрольно-аналитических функций, в рамках которого таможенные органы будут обмениваться  практически всей информацией о выпуске товаров в свободное обращение, таможенных операциях, происходящих на каждой территории.

Недавно в правительстве состоялось заседание Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, на котором Федеральная таможенная служба выступала с докладом о дальнейшем развитии информационной системы внешней взаимной торговли (ИИСВВТ) таможенного союза и национального сегмента Российской Федерации ИИСВВТ, а также план реализации этой концепции, рассчитанный на ближайшие 3 года.

В соответствии с этим планом в первом квартале 2012 г. мы должны определить перечень документов и данных, которые необходимы Федеральной таможенной службе для осуществления ее деятельности в рамках таможенного союза. Нам необходимо составить технологические  карты межведомственного взаимодействия более чем с 30 ведомствами, которые являются поставщиками информации. Мы получаем от федеральных органов исполнительной власти около 70 документов, которые используются в различных ситуациях, которые возникают при таможенном оформлении, таможенном контроле.  Это и прибытие транспортных средств на границу, и оформление транзита, и помещение товаров на СВХ, и декларирование, и пост-контроль.

На 2 и 3 кварталы 2012 г. намечены модернизация и создание сервисов для получения доступа к этим данным. В принципе, эти данные мы получаем и сейчас, но в рамках двухсторонних соглашений об информационном взаимодействии и не в режиме онлайн, а в соответствии с регламентами – когда раз в квартал, когда раз в месяц, в некоторых случаях в режиме, близком к реальному времени. Через СМЭВ предоставление документов должно происходить в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

CNews: В рамках государственной федеральной программы «Государственная граница» была произведена поставка инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые с помощью специальной рентгеновской техники позволяли контролировать содержимое контейнера без его разгрузки. Получили ли такие комплексы широкое распространение?

Алексей Шашаев: В 2010 г. В пунктах пропуска через государственную границу использовалось 52 ИДК, их них 42 – мобильных и 10 – стационарных.

С использованием ИДК было проведено 809 тыс. таможенных осмотров товаров и транспортных средств. В результате пресечены поставки наркотических средств общим весом 56 кг, принято 140 решений о запрете ввоза товаров и транспортных средств. По выявленным фактам нарушений таможенных правил было возбуждено 2278 административных и 41 уголовное дело.

Кроме того, в 2010 г. российские таможенные органы пополнились 491 средством таможенного контроля различного назначения. В их числе 32 досмотровые рентгенотелевизионные установки, 29 портативных рентгенофлуоресцентных анализаторов металлов, 30 комплектов технических средств для досмотра воздушных судов, 30 портативных приборов идентификации лесо- и пиломатериалов, 20 портативных радиотехнических приборов дистанционного зондирования сыпучих грузов, 233 комплекта технических видеоскопов, 117 электрохимических анализаторов для идентификации драгоценных камней и металлов.

CNews: В 2010 г. завершился срок действия Концепции развития таможенных органов до 2010 года. Разработана ли новая концепция? Если да, то какие мероприятия ей предусмотрены?

Алексей Шашаев: Да, принята Концепция развития таможенной службы до 2020 года, в которой есть раздел, посвященный развитию информационных систем.

Одной из основных задач в рамках этой концепции является создание системы «одного окна», которая позволит  участниками ВЭД однократно предоставлять информацию в таможенную службу.

Вторая задача – создание центров обработки данных Федеральной таможенной службы. В настоящее время в каждом региональном управлении мы построили по ЦОДу, но они требуют совершенствования в связи с внедрением новой системы таможенного контроля, разработку которой мы должны завершить к середине 2013 г.

Внедрение этой системы во всех таможенных округах Российской Федерации – еще одна важная задача первых лет реализации концепции.

Четвертая задача - совершенствование отношений таможни и бизнеса, интеграция информационных систем участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных лиц и собственно таможенных органов.

И пятая задача - совершенствование информационного взаимодействия с органами государственной власти, банками, страховыми компаниями и т.д.

CNews: Собираетесь ли вы внедрять «облачные» вычисления и если да, то на каких направлениях?

Алексей Шашаев: «Облака» – очень модная сейчас тема.  Но у нас слишком много текущих планов для того, чтобы срочно «подниматься в облака». Рано или поздно, наверное, мы займемся и этим вопросом, но всему свое время.

CNews: Одной из тенденций последнего времени является открытие данных государственными органами. С такими инициативами выступили, в частности, Росреестр и правительство Москвы. Можно ли ожидать появления подобной информации от ФТС России?

Алексей Шашаев: У нас нет открытых данных, кроме той официальной статистики, которую регулярно публикует ФТС. В соответствии с таможенным кодексом, любая информация, полученная таможенными органами в рамках осуществления своей деятельности, может использоваться исключительно в таможенных целях. Кроме того, существуют определенные правила и процедуры, в соответствии с которыми мы можем предоставлять эту информацию участникам внешней экономической деятельности, государственным органам исполнительной власти  и так далее.

Я не думаю, что когда-нибудь данные о таможенных процедурах в каком-либо виде появятся в открытом доступе. Это конфиденциальная информация, и она серьезно защищается.

CNews: Каковы ваши планы в области информатизации ФТС на 2012-2013 гг.?

Алексей Шашаев: В основном, я о них уже рассказал. Это глубокая модернизация систем на пунктах пропуска. Это дальнейшее совершенствование технологий декларирования товаров в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Это совершенствование аналитических информационных систем таможенных органов. Это участие в интеграционных процессах таможенного союза и в создании информационной системы внешней взаимной торговли таможенного союза.

CNews: Спасибо.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru