openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью начальника Южного таможенного управления Александра Гетмана газете "Российская бизнес-газета" №739 (6) от 16 февраля 2010 г.

На Южной таможне перемены

Генерал Гетман: Бизнес оценил технологию декларирования товаров в электронной форме

На южных рубежах нашей Родины грядут перемены.

Будет ли меняться структура таможенных органов в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа, как на эту структуру повлияет формирование Таможенного союза? Как встретит таможня гостей зимней Олимпиады в Сочи? Эти и многие другие вопросы мы задали начальнику Южного таможенного управления, генерал-майору таможенной службы Александру Гетману.

- Александр Николаевич, какие изменения в структуре южной таможни грядут в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа?

- На территории СКФО функционируют четыре таможни из 13, входящих в состав Южного таможенного управления (ЮТУ). При этом одна из них в течение первого полугодия будет реорганизована в таможенный пост, и останутся три таможни.

Доля таможенных органов, расположенных в СКФО, в общей структуре ЮТУ по итогам 2009 года выглядит следующим образом: по объему внешнеторгового оборота по стоимости - 8,5% и по весу - 6%, по количеству оформленных ГТД - 14%, по таможенным платежам в федеральный бюджет - 6%.

При таких объемных показателях усиление таможенной компоненты СКФО за счет создания еще одной управленческой надстройки вряд ли целесообразно. Ситуация там вполне управляемая и таможенные органы могут и дальше эффективно функционировать в составе ЮТУ.

- Что сегодня значит юг страны для внешней торговли? Как развиваются торговые отношения с нашими соседями?

- Динамика стоимостных объемов внешнеторгового оборота ЮФО в последние годы демонстрировала тенденцию увеличения со средним темпом прироста около 30%. При этом следует отметить, что сальдированный результат внешней торговли свидетельствует о преобладании экспортных операций, что является позитивным фактором и важным показателем развития национальной и региональной экономик. Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край входят в стране в двадцатку крупнейших субъектов по объемам внешнеторгового оборота.

Внешнеторговый оборот ЮФО, составивший по итогам 2009 года 17,7 млрд долл. по стоимости и по весу 65,7 млн тонн, покрывает около 5% российских объемов внешней торговли. Причем по ряду статей российского экспорта и импорта позиции Южного региона весьма существенны. Так, например, более 60% российских объемов злаков, около 20% изделий из черных металлов в экспорте, четверть объемов ввозимых овощей, 15% фруктов и столько же сахара-сырца оформляется южнороссийскими участниками ВЭД.

Торговые отношения ЮФО установлены более чем со 150 странами мира. Географическое расположение и развитый транспортно-дорожный комплекс обеспечили тесную коммуникацию региона с азиатскими и европейскими государствами. В пятерке ведущих наших торговых партнеров Турция (14% внешнеторгового оборота региона), Украина (13%), Италия (8%), Китай (5%), Германия (4%).

- Для самого юга России таможня как государственный институт насколько значима?

- Южное таможенное управление (ЮТУ) ежеквартально рассылает руководству Южного федерального округа и субъектов РФ региона сборники таможенной статистики, которые содержат всю необходимую информацию о торговле со странами СНГ и дальнего зарубежья, данные о товарной структуре экспорта и импорта, деятельности участников ВЭД, анализ динамики развития внешне экономических связей. Это позволяет на местах объективно прогнозировать положение на внешнем рынке, исследовать его конъюнктуру, эффективно и своевременно использовать методы управления в случае возникновения неблагоприятных ситуаций. Таможенниками проводится ценовой мониторинг по определенным группам товаров, чтобы не допускать их экспорт по заниженной или завышенной стоимости.

При разработке Целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области в основу характеристики состояния внешне экономической деятельности были положены данные таможенной статистики, которые свидетельствовали о появлении негативных тенденций в региональном экспортном секторе. В число соисполнителей программы входит и ЮТУ. Аналогичная работа ведется и в других субъектах Российской Федерации в ЮФО.

Данные таможенной статистики играют важную роль и для участников ВЭД. Превосходство в обладании и качестве информации является дополнительным страховочным инструментом и позволяет принимать более обоснованные решения. Вследствие чего это может оказаться решающим фактором конкурентоспособности при выходе на внешний рынок. Анализ внешней торговли ЮФО ежеквартально размещается на сайте ЮТУ и публикуется в средствах массовой информации.

- Как будет реализовываться на практике перенос таможенного оформления к границе РФ? Действительно ли это даст толчок развитию приграничных субъектов Федерации? Встречаете ли вы понимание местных властей?

- В основе переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ, лежит развертывание оптимальной сети таможенно-логистических терминалов (ТЛТ).

Существенным, а зачастую и решающим фактором в принятии решения о создании ТЛТ и выборе его местонахождения является активное содействие территориальных органов исполнительной власти, администраций субъектов РФ и муниципальных образований в выделении территорий под строительство терминалов и наличии всех необходимых коммуникаций и магистралей. Поддержка у нас есть, и мы видим, что органы власти ведут с таможенными органами конструктивный диалог, внимательно отслеживают планируемые изменения, своевременно и инициативно на них реагируют, занимают активную позицию в вопросах развития таможенно-логистической инфраструктуры.

Сегодня Южным таможенным управлением сформированы предложения о создании в регионе 13 ТЛТ. По три в Ростовской, Астраханской областях и в Краснодарском крае, два терминала в Республике Дагестан, по одному терминалу в Волгоградской области и в Северной Осетии.

Дополнительно реализуются мероприятия по выносу таможенных постов за пределы городов из жилых кварталов в промышленные зоны и поближе к транспортным артериям, реорганизация и совершенствование структуры таможенных органов. Уже началась работа по выносу таможенных постов за пределы Краснодара, Ростова-на-Дону, Миллерово.

- Как известно, использование в своей деятельности современных информационных технологий является одним из показателей эффективности государственного органа. Какие передовые таможенные технологии применяются Южным таможенным управлением?

- Прежде всего продолжает развиваться декларирование товаров в электронной форме. Участники ВЭД по достоинству оценили данную технологию. Со времени ее внедрения - с конца 2004 года - оформлено свыше 22 тысяч электронных ГТД, в том числе за истекший год - 8,5 тысячи.

С октября 2009 года в нашем регионе стала применяться более современная форма электронного декларирования - теперь ГТД можно направить в таможню через Интернет. В ЮТУ подразделений, способных принимать декларации через Интернет, уже 23. Оформлено уже свыше 800 таких ГТД. До конца 2010 года планируется подключить к интернет-декларированию еще 25 подразделений.

С начала прошлого года на российско-украинском участке границы началась эксплуатация комплекса программных средств пограничного пункта пропуска, предусматривающего использование предварительной информации от таможенных служб стран Евросоюза о товарах и транспортных средствах, перемещаемых по процедуре МДП. За прошедшее время таможенными органами региона с использованием предварительной информации оформлено порядка трех тысяч партий товаров, что составляет 7% от всех прибывших партий.

По нашим прогнозам, в текущем году в порту Новороссийск ожидается увеличение объемов декларирования как минимум в два раза. Чтобы справиться с проблемами, которые могут возникнуть в данной ситуации, в частности - упорядочить прием и регистрацию ГТД, в качестве одной из мер решено использовать "электронную систему управления очередью". В состав системы входят сенсорные мониторы, принтеры для печати порядкового номера клиента, информационные табло и т.д. "Электронная очередь" уже используется в некоторых государственных органах и доказала свою эффективность.

Для обеспечения доступности сведений об актах таможенного законодательства ЮТУ совместно с Ростовским филиалом Российской таможенной академии ведется работа по созданию комплексной информационной системы. Она включает в себя информационные терминалы, громкоговорящую связь, проекционные экраны (мониторы) и памятки для физических лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Первые два таких терминала уже функционируют в международном секторе аэропорта Ростова-на-Дону.

- В связи с формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана будет ли меняться структура таможенных органов? Останутся ли Астраханская и Волгоградская таможни, граничащие с Казахстаном, в том же виде, как и сейчас?

- 2010 год - год практической реализации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Конечно, перенос государственных видов контроля на внешние границы Таможенного союза и отмена таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы в перспективе потребуют изменения структур Астраханской и Волгоградской таможен. При этом хотел бы подчеркнуть, что эти таможни и сейчас не ориентируются исключительно на решение "пограничных вопросов". Астрахань - это два крупных, перспективных морских порта - Астрахань и Оля - ворота России на Каспии, Волгоград - крупнейшие промышленные предприятия, осуществляющие в том числе и экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

- Лидеры северокавказских республик неоднократно подчеркивали, что развитие таможенной сферы очень важно для экономики региона. Сегодня таможенное оформление осуществляется и в Чеченской Республике. Стало ли это удобнее населению и бизнесу?

- Продолжительный период времени на территории Чеченской Республики не было таможенных органов. Чеченская таможня, впоследствии преобразованная в Чеченский таможенный пост, размещалась в Моздоке, при этом фактически не обладала компетенцией по таможенному оформлению товаров.

В ноябре прошлого года недалеко от аэропорта Грозный (Северный) было завершено строительство нового благоустроенного и соответствующего современным требованиям комплекса служебно-производственных зданий Чеченского таможенного поста Минераловодской таможни, оснащенного всеми необходимыми техническими средствами для качественного выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей и решения задач, определенных ФТС России.

Тогда же распоряжением правительства Российской Федерации аэропорт Грозный (Северный) был открыт для выполнения международных полетов воздушных судов и установлен воздушный грузопассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В ноябре-декабре прошлого года нами было организовано таможенное оформление в аэропорту Грозный воздушных судов, осуществлявших международные рейсы, вылетающие в Саудовскую Аравию и обратно, что позволило более 1,5 тысячи жителям Северного Кавказа и, в первую очередь, Чеченской Республики совершить паломничество (хадж) к святым местам.

Открытие на территории республики таможенного поста, международного аэропорта несомненно повышает инвестиционную привлекательность как Чеченской Республики, так и Южного федерального округа в целом, способствует развитию деловых и внешнеэкономических связей с международным сообществом.

- Зимние Олимпийские игры в Сочи пройдут только в 2014 году, но подготовка идет полным ходом. Участвует ли в этом процессе таможня?

- Большой комплекс мероприятий ляжет именно на ЮТУ, когда в активную фазу вступит ввоз товаров олимпийской категории и проведения различных организационных работ в преддверии Олимпиады в Сочи. Уже сейчас обращаем внимание на своевременное решение вопросов, связанных с таможенным оформлением товаров, поступающих на олимпийскую стройку.

В настоящее время продолжается строительство современного пункта пропуска МАПП Адлер. Начата реконструкция железнодорожного пункта пропуска Адлер. В марте 2010 года планируется ввод в строй нового аэровокзального комплекса Сочи, соответствующего всем международным стандартам. В устье реки Мзымта ведется строительство грузового района порта Сочи для обеспечения строительными материалами и техникой олимпийских объектов. При этом часть мощностей грузового района уже используется.

В связи с утверждением дизайна и ассортимента готовой продукции с олимпийской символикой новой задачей, которую мы настойчиво решаем, стало предотвращение поступления контрафактных товаров с такой маркировкой и отслеживание легального перемещения таких товаров. Например, в 2009 году таможенными органами региона было выявлено более 130 тыс. таких товаров, из которых около 12,5 тыс. единиц продукции признаны судами контрафактными.

Елена Шмелева

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru