openservice

opendata2

PDFПечать

Ведомственный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов в сфере таможенного дела

Памятка для заявителей, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в Федеральную таможенную службу

Настоящая Памятка разработана на основании главы 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона о таможенном регулировании).

 1. Таможенный орган, в который подается жалоба.

ФТС России рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) региональных таможенных управлений: Дальневосточного таможенного управления, Приволжского таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления, Северо-Кавказского таможенного управления, Сибирского таможенного управления, Уральского таможенного управления, Центрального таможенного управления, Южного таможенного управления, а также Центрального экспертно-криминалистического управления и его региональных филиалов, Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской, Центральной акцизной, Центральной энергетической, Крымской, Севастопольской, Калининградской областной, Московской областной таможен.

Жалоба подается в ФТС России через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

 2. Кто может выступать в качестве заявителя.

Любое лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия).

Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, которая должна быть составлена в письменной форме, подписана лицом, права и законные интересы которого нарушены вынесенным решением, совершенным действием или бездействием, и содержать дату ее совершения.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии) и может быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени гражданина должна быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Полномочия законных представителей физических лиц могут быть подтверждены следующими документами: паспортом родителей (усыновителей), опекунским удостоверением, а при его отсутствии – решением органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном или попечителем.

 3. Форма жалобы

Жалоба подается в письменной форме, в ней в обязательном порядке указывается:

- фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, его местонахождение;

- наименование таможенного органа решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Жалоба подписывается непосредственно заявителем. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана.

Дополнительно в жалобе желательно указать обстоятельства принятия решения, совершения действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель, а также иные сведения, необходимые, по мнению заявителя, для рассмотрения жалобы.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. В таком случае в жалобе целесообразно привести перечень прилагаемых документов.

Если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, ФТС России, вправе запросить их у заявителя. В таком случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца после дня направления данного запроса. Если заявителем не представлены документы и сведения, запрошенные таможенным органом, решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

С 01.01.2022 жалоба может быть подана в электронном виде, до указанного момента жалоба, поступившая в ФТС России по информационным системам общего пользования, считается поданной без соблюдения требования о её подписании, что является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении по существу.

 4. Срок подачи жалобы

Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом.

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о принятии обжалуемых решений, совершении действий, допущении бездействия либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

 5. Приостановление исполнения обжалуемого решения

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения таможенного органа или совершения таможенным органом обжалуемого действия, за исключением случая, когда таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога.

Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, в течение семи рабочих дней после дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

- о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа;

- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа.

Основаниями для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа являются:

а) несоответствие банковской гарантии, предоставленной заявителем требованиям, установленным настоящей статьей и (или) частями 3 - 9, 15 статьи 61 Федерального закона о таможенном регулировании;

б) отказ таможенного органа, рассматривающего жалобу, в принятии банковской гарантии по основаниям, указанным в частях 18 и 19 статьи 61 Федерального закона о таможенном регулировании.

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа действует до дня принятия вышестоящим таможенным органом решения по жалобе или отзыва жалобы.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, направляется заявителю и в ФТС России в течение трех рабочих дней.

В случае принятия ФТС России решения о признании неправомерными решения, действия (бездействия), исполнение которого обеспечено денежным залогом или банковской гарантией, таможенный орган совершает одно из следующих действий:

1) уведомляет гаранта об отказе таможенного органа от своих прав по банковской гарантии полностью или частично в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации;

2) осуществляет возврат денежного залога полностью или частично.

Решение таможенного органа об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа может быть обжаловано в суд.

 6. Срок рассмотрения жалобы.

Жалоба рассматривается руководителем, либо уполномоченным должностным лицом ФТС России в течение одного месяца со дня ее поступления. Жалоба, поданная не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления.

Указанные сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется письменно по почте заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

 7. Результат рассмотрения жалобы

ФТС России по результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя полностью или частично и признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы и о признании правомерным обжалованного решения, действия (бездействия) таможенного органа.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения.

Решение ФТС России по жалобе может быть обжаловано в суд в течении трех месяцев.

 8. Основания для отказа в рассмотрении жалобы

Жалоба не может быть рассмотрена ФТС России по существу в следующих случаях:

1) имеется решение таможенного органа по жалобе, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу принимается ФТС России не позднее пяти рабочих дней после дня поступления указанной жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу. Решение об отказе в рассмотрении жалобы направляется заявителю заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.

Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением следующих случаев:

- несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;

- заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

Решение ФТС России и нижестоящих таможенных органов об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано в суд.

 9. Отзыв жалобы

Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия ФТС России решения по существу, отзыв жалобы препятствует повторной подаче жалобы о том же предмете.

 

Адрес для направления жалоб в ФТС России:

ул. Новозаводская, д. 11/5, Москва, 121087.

Адреса судебных органов:

для физических лиц - Дорогомиловский районный суд города Москвы (ул. Студенческая, д. 36, Москва, 121165);

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - Арбитражный суд города Москвы (ул. Большая Тульская, д. 17, Москва, 115225).

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru