openservice

opendata2

PDFПечать

Интервью руководителя ФТС России Андрея Бельянинова газете «Торгово-промышленные Ведомости» от 14 января 2011 года

Таможенная служба России – на страже государственных интересов

Беседа с руководителем Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым

– Интервью с вами, Андрей Юрьевич, публикуется в первом номере газеты «Торгово-промышленные Ведомости» за 2011 год. Невозможно не задать вопрос о том, с какими показателями Федеральная таможенная служба закончила год 2010-й?

– Один из главных показателей, характеризующих работу Федеральной таможенной службы (ФТС) России в 2010 году, я назвал на заседании Совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат, состоявшемся в ТПП РФ 22 декабря прошлого года. На эту дату общая сумма собранных таможенных пошлин составила 4 трлн 155 млрд рублей при годовом плановом задании, установленном федеральным законом, в 4 трлн 93 млрд рублей, хотя до конца года тогда оставалось еще десять рабочих дней. Плановое задание в 2010 году мы выполнили и даже перевыполнили. Выполнение контрольных показателей в новых экономических условиях – это результат целенаправленной работы таможенных органов по обеспечению достоверного декларирования, контроля таможенной стоимости, использования современных форм контроля.

В 2010 году Федеральная таможенная служба продолжала развивать и модернизировать основные направления своей деятельности. Нормативно-правовая база приближена к международным стандартам. Усовершенствован порядок государственного контроля в пунктах пропуска через госграницу. Таможенные органы оснащены техническими средствами, применение которых позволяет экономить время при проведении таможенных процедур. Шла постоянная борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения товаров.

В систему таможенных органов входят восемь региональных управлений, 108 таможен, 594 таможенных поста. Всего в таможенных органах работает около 70 тысяч человек.

Таможенный союз набирает обороты

– Центральная часть вашего выступления на заседании Совета руководителей торгово-промышленных палат была посвящена Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России, причем вы сказали, что для этого союза 2010 год тоже был этапным. Какие события в биографии Таможенного союза, происшедшие в этом году, вы считаете самыми важными?

– Буквально в последние месяцы было завершено формирование договорно-правовой базы Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. Об этом заявили президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на состоявшемся в Кремле 8 декабря заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС – высшего органа Таможенного союза. Эти документы вступят в силу через год – с 1 января 2012 года, что будет означать начало полноценного функционирования Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

На декабрьском заседании Межгосударственного совета был принят ряд соглашений в рамках правовой базы Единого экономического пространства – соглашения о согласованных принципах валютной политики, о создании условий финансовых рынков, о макроэкономической политике. Проработаны соглашения в области регулирования естественных монополий, нефти и газа, сельского хозяйства, конкуренции, торговли услугами, интеллектуальной собственности.

– Сколько из них было разработано с участием Федеральной таможенной службы?

– Федеральная таможенная служба вносила свои предложения практически по всем этим документам, и многие наши предложения были учтены. Пять важнейших соглашений были практически полностью разработаны сотрудниками нашей службы, работавшими в тесном взаимодействии с коллегами из Беларуси и Казахстана. Это соглашения о порядке декларирования товаров, о порядке таможенного оформления и таможенного контроля, о видах таможенных процедур и таможенных режимов, о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах – участниках Таможенного союза, о правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

– Пока в Таможенный союз входят три государства. Но 28 декабря минувшего года новый премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев во время своего визита в Москву и встречи с главой правительства РФ Владимиром Путиным заявил о желании видеть Киргизию «…в Таможенном союзе, в едином экономическом пространстве и в неразрывной связи с Россией». Видите ли вы перспективы дальнейшего расширения союза?

– Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для присоединения других государств. Процесс интеграции на евразийском пространстве и дальше будет развиваться. Как известно, в настоящее время Киргизская Республика и Республика Таджикистан изучают вопрос о присоединении к нему в перспективе, чтобы вместе идти по пути социально-экономической интеграции наших стран.

Преимущества неоспоримы

– Хотя в российских СМИ было немало публикаций о преимуществах, которые сулит Таможенный союз трем его государствам-членам, все же прошу вас напомнить об этом читателям нашей газеты.

– Таможенный союз – это самый крупный интеграционный проект, который осуществляется на постсоветском пространстве за почти два десятилетия его существования. Три страны, формируя наднациональный орган, обеспечивают соблюдение единых правил для импорта всей товарной номенклатуры, насчитывающей более 11 тысяч единиц. Все основные вопросы таможенного администрирования выносятся на внешние границы союза. Исчезает таможенный контроль на белорусско-российской и российско-казахстанской границе. Во всех странах действует единый Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся основой для осуществления всех таможенных процедур.

Новации таможенного законодательства

– Теперь обратимся к вашему выступлению на заседании Совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат. Они задали вам довольно много вопросов, на которые вы ответили откровенно, не сглаживая имеющиеся проблемы. Но ограниченность во времени не позволила вам ответить на некоторые вопросы достаточно подробно. В частности, что вы имели в виду, когда говорили, что в поле зрения ТПП РФ должна находиться проблема отсутствия четко сформулированной экономической и промышленной политики нашей страны?

– Таможенники лучше многих видят проблемные вопросы в структуре отечественного экспорта, ведь они фиксируют все, что вывозится из страны, и подвергают эту информацию статистической обработке. Российский экспорт на протяжении многих лет носит преимущественно сырьевую направленность. Если не считать экспорт углеводородов и военно-техническое сотрудничество, круг экспортируемых российских товаров крайне ограничен. Из года в год это обстоятельство отмечают экономисты, но ситуация практически не меняется.

Полагаю, что Торгово-промышленная палата России, располагающая мощным интеллектуальным потенциалом, может предложить способы решения проблемы и очертить контуры той самой экономической и промышленной политики, которая в конце концов изменила бы структуру российской экономики в сторону создания и производства высокотехнологичной продукции.

Наличие Таможенного союза, в какой-то мере, облегчает решение этой задачи. Например, могут быть выбраны отраслевые приоритеты в рамках трех государств, входящих в союз.

– Вы сказали, что только что завершившийся год был этапным с позиций совершенствования таможенного законодательства. Какие принципиально новые моменты можно отметить в этом законодательстве?

– Таких новаций много. Новым законодательством сокращены сроки осуществления таможенных операций, а также перечни документов, предоставляемых таможенным органам. Упрощен порядок оформления документов при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Впервые российским таможенным законодательством установлена возможность для бизнеса участвовать в разработке проектов нормативно-правовых актов, которые устанавливают порядок и технологию совершения таможенных процедур. В новом таможенном законодательстве закреплены позиции таможенной службы по применению прогрессивных таможенных технологий – предварительного информирования, электронного декларирования и прочих.

– Известно, что президент России Дмитрий Медведев ставил вопрос о переходе таможенных органов на электронное декларирование в 2011 году, сейчас же называются более поздние сроки. Почему? Тем более что на Западе оно применяется давно и практически повсеместно?

– Сразу отмечу, что все сто процентов таможенных органов уже готовы принимать и оформлять декларации именно в электронном виде. Перенос сроков с 2011 года на 2014 год – это результат согласования данных вопросов с Минэкономразвития и Госдумой. В какой-то мере, наше бизнес-сообщество оказалось не вполне готово к такому переходу. Дело в том, что сейчас электронное декларирование для предпринимателей – дело добровольное, таможенные органы не могут заставить их предоставлять документацию в электронном виде, тем более через Интернет. В таком виде сегодня поступает только 52 % деклараций.

Кстати, сертификаты происхождения товаров, которые оформляются региональными торгово-промышленными палатами, тоже поступают к нам в основном на бумаге. Я обратился к аудитории, перед которой выступал в ТПП РФ, с просьбой использовать все свое влияние, чтобы такие сертификаты приходили к нам в самом удобном – электронном виде.

Что мешает работать лучше

– Хотя вы позитивно охарактеризовали преимущества работы в условиях Таможенного союза, все же не могу не спросить вас: а какие-либо негативные моменты присутствуют? Бывают ли случаи, когда членство в союзе создает проблемы для его участников?

– Таких случаев немного, но они есть. Скажем, как сообщил мне коллега из Беларуси, на рынках этой страны после вхождения ее в Таможенный союз заметно прибавилось китайского ширпотреба, поступающего через китайско-казахстанскую границу. А ведь в Беларуси есть своя высокоразвитая легкая промышленность. Известно также, что в Казахстане готовится существенная либерализация уголовного законодательства – это значит, что смягчатся наказания и нарушителям таможенных законов. Думаю, что подходы к ответственности за преступления в этой сфере должны быть едиными во всех трех странах – членах Таможенного союза.

– Поможет ли создание Таможенного союза в борьбе с поступающим в страну иностранным контрафактом?

– С каждым годом борьба с контрафактом становится все жестче, а методы изготовителей и продавцов контрафакта – все изощренней. Скорой победы, таким образом, ждать трудно. Хотя определенные успехи у таможни есть.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, 45 % правообладателей считают, что среди государственных структур таможенные органы наиболее эффективно пресекают потоки контрафакта. В результате, по данным Высшей школы экономики, все чаще производители контрафакта стремятся наладить его производство внутри страны, а не ввозить из-за рубежа.

Производители фальшивых изделий проявляют чудеса изобретательности в борьбе за российский рынок. Скажем, недавно мы выяснили, что запчасти к автомобилям «КамАЗ» привозят к нам из Китая, где нет ничего похожего на производство российских грузовиков. Хотя за качество таких запчастей никак нельзя поручиться, они находят покупателей в нашей стране. Ведь по законам рынка часто приобретается не то, что лучше, а то, что дешевле.

– Какую роль в деятельности Таможенного союза трех государств могут сыграть общественные объединения предпринимателей этих стран?

– О той роли, которую играет Торгово-промышленная палата России в этом процессе, я уже говорил. Обсуждение вопросов, связанных с работой в условиях Таможенного союза, на заседании Совета руководителей территориальных палат прошло динамично и продемонстрировало большую заинтересованность представителей предпринимательской общественности в быстрейшем становлении союза.

Другие объединения предпринимателей стран Таможенного союза также не остались в стороне от этого процесса. Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен» (НЭП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Конфедерация промышленников и предпринимателей Белоруссии (КППБ) подписали 20 декабря 2010 года соглашение о сотрудничестве. Это соглашение напрямую связано с формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства и обусловлено необходимостью налаживания прямого диалога между деловыми сообществами трех стран на новом уровне.

Федеральная таможенная служба открыта к сотрудничеству со всеми общественными объединениями предпринимателей.

Работы меньше не будет

– Вернемся к текущей деятельности Федеральной таможенной службы. Не так много времени осталось до зимней Олимпиады 2014 года. Наверное, у вашей службы значительно прибавится работы?

– Уже прибавилось. В течение нескольких лет мы ежегодно задерживаем около двух миллионов единиц товаров с олимпийской символикой. Со временем этот поток будет нарастать и работы у таможенников – главным образом из Южного таможенного управления – наверняка будет больше.

– Новостные программы телевидения прямо-таки заполонены сюжетами о попытках провезти на территорию России недоброкачественные продукты питания, некондиционные напитки, соки, сигареты и т. д. Как удается выявить все это?

– В структуре ФТС России есть Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) и экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ. Они-то и осуществляют судебно-экспертную, экспертно-исследовательскую и научно-методическую деятельность, призванную выявить недоброкачественные (или просто не соответствующие стандартам или указанным в таможенных документах параметрам) товары и продукты. Ежегодно выполняется до 40 тысяч экспертно-исследовательских работ, а счет исследованным объектам идет на миллионы. Число объектов, которые необходимо обстоятельно проверить и всесторонне исследовать, растет процентов на 15-20 ежегодно.

– Часто ли предпринимаются попытки контрабанды – перевозки через границу запрещенных товаров? Какие предпочтения у современных контрабандистов?

– Такие попытки нередки. За минувший год таможенные органы возбудили более 3,9 тысячи уголовных дел. Пытаются перевезти (кстати, и в ту и в другую сторону) валютные ценности, ювелирные изделия, военную технику, продукцию и технологии двойного назначения, оружие, боеприпасы, объекты интеллектуальной собственности, предметы, представляющие историческую и культурную ценность, а также объекты дикой флоры и фауны, находящиеся на грани исчезновения.

– Извините, но не могу не поднять такую тему. За таможней довольно долго тянулся шлейф репутации одного из самых коррупционных ведомств. Правда, в последнее время число разоблачительных публикаций в СМИ заметно убавилось. Это отражение того, что борьба с взяточниками в этой сфере приносит успехи?

– Полагаю, что приносит. С 2007 года в нашей системе реализуется целевая профилактическая программа «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах». Заметно улучшилась работа подразделений собственной безопасности таможенных органов. О чем свидетельствует такой факт: доля уголовных дел, возбужденных нашими подразделениями собственной безопасности, в общем числе уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов, составляет 94 %.

– Как вы оцениваете техническое оснащение таможенных органов?

– На удовлетворительно. Имеющееся оборудование постоянно обновляется и модернизируется, средства на эти цели предусматриваются в госбюджете. Ежегодно приобретаются комплекты специализированных криминалистических программно-аппаратных комплексов и рабочих мест криминалиста, криминалистические микроскопы, специализированные автотранспортные средства для проведения процессуальных действий, инфракрасные спектрометры, оборудование для изучения микрообъектов, электронные весы и многое другое. У ФТС России есть даже небольшой флот таможенных судов.

– Где в России можно получить специальность работника таможенной службы?

– К нам на службу приходят люди уже, как правило, имеющие высшее образование – юристы, экономисты, информационщики и т. д. Они проходят обучение, переподготовку и повышение квалификации. Действует Российская таможенная академия (РТА), филиалы которой открыты в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке. На сегодня в этой системе обучается около 10 тысяч человек.

– Всем этим людям, равно как и всем 70 тысячам специалистов, работающих в вашей системе, можно только позавидовать. У них перспективная специальность и очень нужная нашей стране работа.

Вел беседу Николай Петров 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru